Христианская антропология

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 00:01, контрольная работа

Описание работы

Аристотель и его последователи относили это название к сумме опытных знаний и умозрений, относящихся по преимуществу к духовной сфере человеческого бытия. Аристотелю приписывают и самое название данной науки. В ходе своего развития антропология постепенно выходила за рамки философско-умозрительного ведения и, в конце концов, выросла в необъятную область доступных человеку знаний о самом себе и своем месте во Вселенной. Так как человеческая природа всегда представлялась познающему разуму состоящей из двух взаимовлияющих сфер: духовной и телесной, - то и труды антропологов относились или к психологии, или к физиологии.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3

Понятие об аскетике. Исихазм…………………………………………………...3

Гносеологические основы христианской антропологии………………………4

Христианская антропология и ее основные положения………………………………………………………...6

Происхожождение человека……………………………………………………...6

Строение человека………………………………………………………………..9

Тело……………………………………………………………………………….10

Душа……………………………………………………………………………...12

Метафизическое назначение человека…………………………………………18

Понятие о грехопадении………………………………………………………...20

Телесная смерть и бессмертие души…………………………………………...25

Список литературы…………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Антропология (готова).docx

— 78.81 Кб (Скачать)

      В Предании Церкви особое место занимает учение о так называемых мытарствах, которое наиболее подробно излагается в "Слове о исходе души" святителя  Кирилла Александрийского и в "Повествовании  о воздушных мытарствах" блаженной  Феодоры, которое содержится в житии  Василия Нового.

      Приведем  частные положения о мытарствах на основании повествований Предания:

      По  разлучению души от тела ее окружают добрые и злые ангелы; первые готовы препроводить ее к небу, а вторые – к месту  мучений. "Умер нищий и отнесен  был Ангелами на лоно Авраамово…"(Лк. 16, 22); безумному богачу было сказано: "…безумный! В сию ночь душу твою возьмут от тебя…"(Лк. 12, 20). В данном случае славянский текст лучше передает смысл греческого подлинника, в славянском тексте стоит не "возьмут", а "истяжут", т.е. насильно вырвут (имеются в виду злые духи - И.П.). В конечном счете, мысль сказаний о мытарствах заключается в том, что душе дается помощь в деле нравственного самосознания и самоосуждения при посредстве духовных сил…

     По  словам преподобного Симеона Нового Богослова, душа, ставшая достойной  участвовать в Божией благодати, освящает все свое тело, ибо именно она сохраняет его, присутствуя  во всех его членах. Так же как  благодать Духа Святого овладевает душой, так и душа овладевает телом. Но покуда душа соединена с телом, Дух Святой не возвышает во имя  собственной славы вообще все  тело, ибо необходимо, чтобы душа являла свою волю до самого конца земной жизни.  

     Когда наступает смерть, а душа отделяется от своего тела и, победоносная, получает в награду венец славы, тогда  благодать Духа Святого овладевает всем телом, равно как и душой. Тогда останки святых творят чудеса и исцеляют болезни.

     Когда душа отделяется в момент смерти от тела, она полностью пребывает  в Божественном, то есть в благодати  Божией. Что касается тела, то оно  остается без души, но с Богом, и  являет людям чудеса — божественную энергию. Душа и тело после освобождения от всяких нужд, от всякой суеты, связанных  с их соединением, полностью становятся Божиими, и благодать Божия действует  как в одной, так и в другом, не встречая никаких препятствий. Бог  соделывает их Своими в течение их жизни, достойной Бога, жившего в  этом мире, когда они были соединены.

     Вот почему все, что соприкасается с  мощами, получает определенную силу, благодать  Божию, как это явствует из Деяний апостолов: Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них (Деян. 19:11-12).

      Интересен взгляд христианской антропологии на мздовоздояние после частного суда. Так, Православная церковь различает  два разных состояния после частного суда – для праведников и для  грешников, которым соответствуют  два места нахождения – рай  и ад… В Послании Восточных  Патриархов (чл. 18, "О мздовоздаянии  после частного суда") сказано: "Веруем, что души умерших блаженствуют или  мучаются по делам своим. Разлучившись с телом, они тотчас переходят  или к радости, или к печали и скорби; впрочем не чувствуют  ни совершенного блаженства ни совершенного мучения, ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит по общем воскресении, когда  душа соединится с телом, в котором  жила добродетельно или порочно." Иначе говоря, и страдание и  блаженство, которые человек может  получить после Частного Суда, носит  предварительный характер [5, с. 266].

      В Священном Писании само место  пребывания праведников после частного суда называется "раем", "Царством Небесным", "Царством Божием", "Домом  Отца", "Иерусалимом вышним", "небесами". Состояние праведников  в Священном Писании рассматривается  как получение награды за добродеятельную  жизнь, например: "…готовится мне  венец правды…" (2 Тим. 4, 7-8). Так  пишет апостол Павел Тимофею  в предчувствии конца. Праведники в  раю и Царствии Божием утешаются, как, например, Лазарь из евангельской притчи.

     Состояние праведных есть состояние покоя  или упокоения от трудов своих…(Откр. 14, 13). Состояние праведников не есть состояние праздного ожидания и  бездеятельности или некое подобие  сна – это состояние деятельное, которое предполагает молитву, личностное общение и познание [5, с. 268].

      О познании апостол Павел говорит: "…теперь я знаю лишь отчасти, а тогда познаю, подобно как  я познан" (1 Кор. 13, 12).

      О том, что состояние праведных  предполагает их общение между собой, говорит Господь: "…многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом  в Царствии Небесном" (Мф. 8, 11). Усопшие  узнают друг друга, например, богач, Лазарь и Авраам. Это общение не только между собой, но и с Ангелами (Евр. 12, 22-24).

      Место пребывание грешников после частного суда Евангелие называет, во-первых, "адом". "Ад" (греч.) – буквально  означает "место, лишенное света". В Писании оно также называется "преисподними местами земли", просто "преисподней", "тьмой  кромешной", наконец, "темницей духов" (1 Пет. 3, 19). В православном исповедании (чл. 68) сказано, что грешники пребывают "в местах осуждения и гнева  Божия" [5, с. 268].

      Как описывает это состояние Священное  Писание? Прежде всего, это состояние  удаления от Бога. Господь говорит  грешникам: "…отойдите от Меня, все  делающие беззаконие" (Мф. 7, 23). Грешники, в отличие от праведников, не имеют  покоя: "…червь их не умирает, и огонь  не угасает" (Мф. 9, 44). Причиной этих мучений  являются угрызения совести и  неудовлетворимая страсть. Апостол  Павел говорит об этом состоянии: "Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое…" (Рим. 2. 9). Скорбь и теснота усиливаются  ведением о блаженном состоянии  праведников, сознанием невозможности  выйти из места мучения, ибо "…утверждена  великая пропасть, так что хотящие  перейти отсюда к вам не могут…" (Лк. 16, 26).

     …Грешники в аду также общаются между  собой и друг друга узнают. На это имеются указания в ряде мест святоотеческой литературы, посвященной  загробной участи людей, причем это  общение рассматривается как  своего рода смягчение условий их пребывания в аду.

      Мздовоздояние после частного суда не есть окончательное, это лишь состояние предвкушения блаженства или мучения и, следовательно, возможно изменение участи тех, кто  умер в покаянии, но не принес достойных  плодов покаяния. Православная Церковь  с древнейших времен верует, что  Божественная литургия, молитва, милостыня, различные подвиги, например посты, которые приносятся за усопших, "исхищают от уз ада их души" (Православное исповедание, чл. 64) и вспомоществует им в достижении блаженного воскресения.

    Одна  из важнейших частей Откровения –  это учение о Втором пришествии (греч. «парусия»), а также о кончине  мира и всеобщем суде. …Отношение людей  ко Второму Пришествию будет различно. 

    "Когда  же начнет это сбываться, тогда  восклонитесь и подымите головы  ваши; потому что приближается  избавление ваше" (Лк. 21, 28). Праведниками  это пришествие будет воспринято  как избавление, однако для внешних,  кто «не суть Христовы», пришествие  Его ничего хорошего предвещать  не будет, и поэтому "…восплачутся  все племена земные…" (Мф. 24, 30) [5, с. 275].

     Христианская  антропология постулирует воскресение  мертвых.

      Пространный Катехизис (чл. 11) таким образом определяет, что есть воскресение: "...действие могущества Божия, по которому все тела умерших человеков, соединясь опять  с их душами, оживут и будут духовны  и бессмертны." Таким образом, воскресение – это не создание новых тел и не духовное воскресение, а воскресение души со своим телом. Учение о воскресении присутствует уже в Ветхом Завете. Многострадальный Иов восклицает: "А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся  кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои  глаза, не глаза другого, увидят его…"(Иов. 19, 25-27). Здесь уже присутствует идея самотождественности личности до и  после воскресения: то же самое лицо, которое некогда жило на земле, - оно же в своем теле будет участником события воскресения [5, с. 282]. Со всей ясностью о воскресении говорится в пророческих книгах. Пророк Исаия восклицает: "Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела!.." (Исаия. 26, 19); "И многие из спящих в прахе земли пробудятся; одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление" (Дан. 12, 2) [5, с. 283]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

    1. Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика Божественного и человеческого. // Мир философии.– М., 1991.

    2. Варнава (Беляев), епископ. Основы искусства святости: Опыт изложения Православной аскетики. Т.1-Н. Новгород: Изд. Братства во имя Святого князя Александра Невского, 1995.-478 с.

    3.  Василий (Преображенский), епископ Кинешемский, святитель. Беседы на евангелие от Марка. Сер.: Подвижники ХХ столетия. Жизнеописания, воспоминания, творения.- М.: Издательство "Отчий дом", 1996.- 624 с.

    4.  Воронин Андрей, протоиерей, Гарин Д.В. Основные идеи воспитания в Ковалевском Детском Доме. / В кн.: Ковалевский Православный Детский Дом. Вчера, сегодня, завтра… - Кострома: ''Областная типография им. Горького'', 2002.- С.10-14

    5. Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие: Курс лекций, ч. III, -М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1997.-292 с.

    6. Дворецкая М.Я. Святоотеческая психология. Программа и конспект лекций.- СПб., 2000.- 111 с.

    7. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. /Отв. Ред. И составитель П.В.Алексеев. -М.: Школа-Пресс, 1993.-272 с.

    8. Иустин (Попович), преподобный. На богословском пути. СПб., 1999.

    9. Калябин Г.А. Наука как подтверждение библейского учения о творении. Самара, 2000.-64 с.

    10. Киприан (Керн), архимандрит. Антропология Св. Григория Паламы. - М.: Паломник, 1996.- 450 с.

    11. Краткий психологический словарь. Ростов-на-Дону, 1998.

    12. Меч и мир: православный взгляд. Из выступления профессора МДА А.И.Осипова на третьем "Открытом дне Московской Духовной Академии" 4 окт. 1998 г., подготовил  Бессарабов А. // Встреча. 1998 № 3 С.4-7.

    13. Настольная книга священнослужителя. Т.5.- М.: Издательство Московской Патриархии, 1986.-814 с.

    14. Настольная книга священнослужителя. Т.8.-М.: Издательство Московской Патриархии, 1988.-800 с.

    15. Паисий Святогорец, старец. Духовное пробуждение: Слова, т. 2 - М.: Издательский Дом "Святая гора", 2001.-368 с.

    16. Рафаил (Карелин), архимандрит. О молитве. // Духовный собеседник. 1997/2.-С.40-56. 

    17. Сергий (Полеткин), архиепископ. Нравственно-богословское обоснование христианского подвижничества: Сочинение на соискание степени кандидата богословия. Написано в 1980-1981 годах в Троице-Сергиевой лавре. Печатается с сокращениями. // Время благодатное.- Самара: "Самарский Дом печати", 2001.-С. 33-127.

    18. Слободчиков В.И., Исаев Е.И.. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов-М.: Школа-Пресс, 1995.-384 с.

    19. Софроний (Сахаров), иеромонах. Старец Силуан Афонский. М.: Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, 1996.- 464 с.

    20. Хрестоматия по гуманистической психотерапии /Пер. с англ.  М.: Институт общегуманитарных исследований, 1995.-302 с.

    21. Христос Яннарас. Вера Церкви. Введение в православное богословие. / Пер. с новогреческого. - М.: Центр по изучению религий, 1992.–230 с.

    22. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. -М., 1999. - 200 с.

    23. Шестун Евгений, протоиерей. Православная педагогика. М.: "Православная педагогика",2001.-560 с. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Информация о работе Христианская антропология