Христианские праздники

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 21:28, доклад

Описание работы

Рождество Христово— один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения по плоти Иисуса Христа от Девы Марии.Празднуется 25 декабря. Русская православная церковь и другие церкви, использующие юлианский календарь, празднуют 7 января по григорианскому календарю (в XX—XXI веках). В православии входит в число двунадесятых праздников и предваряется Рождественским постом.

Работа содержит 1 файл

христианские праздники.docx

— 47.63 Кб (Скачать)

                                                           Рождество Христово 

Рождество Христово—  один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения по плоти Иисуса Христа от Девы Марии.Празднуется 25 декабря. Русская православная церковь  и другие церкви, использующие юлианский  календарь, празднуют 7 января по григорианскому календарю (в XX—XXI веках). В православии  входит в число двунадесятых праздников и предваряется Рождественским постом.

История появления  праздника

В христианской церкви с конца II века вплоть до IV века события Рождества вспоминались в день Богоявления, 6 января. Около 200 года Климент Александрийский  упоминает о такой практике. Первые сообщения о появлении отдельного праздника Рождества и праздновании его 25 декабря относятся к середине IV века.[2] Вероятно, было обусловлено  стремлением христианской церкви вытеснить  широкораспространенный в Римской  империи культ Непобедимого Солнца, чье рождение отмечали 25 декабря.

                                    Определение даты рождения Иисуса Христа

Попытки установить год рождения Христа по датам сопутствующих  событий (годов правления императоров, царей, консулов и т. п.) не привели  к какой-либо конкретной дате. По-видимому, исторический Иисус родился между 7—5 годами до н. э.[8]. Дата 25 декабря  впервые указана Секстом Юлием  Африканом в его летописи, написанной в 221 году.[9]

В различных  современных исследованиях даты рождения Иисуса находятся в интервале  между 12 г. до н. э. (момент прохождения  кометы Галлея, которая могла быть Вифлеемской звездой) до 7 г. н. э., когда  проводилась единственная известная  перепись населения в описываемый  период. Однако даты после 4 г. до н. э. маловероятны по двум причинам. Во-первых, по евангелическим и апокрифическим данным Иисус родился  во времена Ирода Великого, а тот  умер в 4 г. до н. э. (по другим данным, в 1 г. до н. э.[10]). А во-вторых, если принять  поздние даты, то получается, что  ко времени своей проповеди и  казни Иисус был бы слишком  молод.

Как отмечает исследователь  Роберт Д. Майерс: «Библейское описание рождества Иисуса не содержит указания на дату события. Но сообщение Луки (Лк.2:8), что „были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего“, указывает на то, что Иисус родился летом  или ранней осенью. Так как декабрь  в Иудее холодный и дождливый, пастухи, по всей вероятности, ночью  искали бы убежища для своего стада»[11].

                       Установление даты празднования Рождества

Первые христиане  были евреями и не отмечали Рождество (по иудейскому вероучению рождение человека — «начало скорбей и болей», хотя, например, иудейский царь Ирод отмечал день своего рождения). Поэтому  в первые годы существования христианства никто не интересовался датой  рождения Христа. Гораздо важнее для  первых христиан с вероучительной точки  зрения был праздник Воскресения  Христова, который ныне известен как  Пасха. После того, как в христианские общины вошли греки (и другие эллинистические  народы), под воздействием эллинистических  обычаев было начато празднование и  Рождества Христова. По-видимому, единой даты Рождества не было, каждая община выбирала свою дату.

Древний христианский праздник Богоявления 6 января идейно совмещал и Рождество, и Крещение Господне, ставшие впоследствии разными  праздниками.

Зимнее солнцестояние

День зимнего  солнцестояния занимал важное место  в культуре и религии многих древних  народов, начиная, по крайней мере, с  эпохи неолита. Это доказывают сохранившиеся  археологические памятники, такие  как, например, Стоунхендж в Англии и Ньюгрейндж в Ирландии. В той  или иной форме этот день отмечался  в большинстве известных культур, в том числе у славян (Великдень). С моментом завершения периода сокращения дня обычно был связан религиозный  праздник «рождения бога солнца». Его  праздновали представители многих религий: германские язычники (под названием  Йоль), поклонники культа Митры, и др. В Римской империи времён раннего  христианства также существовал  подобный праздник — день рождения Непобедимого Солнца (лат. Dies natalis Solis Invicti). По решению отцов христианской Церкви было решено праздновать в этот день и Рождество Христово [12].

Первое упоминание 25 декабря, как даты Рождества содержится в римском альманахе середины IV в. На первом месте в списке епископов  и мучеников указано: 25 декабря  — родился Христос из Вифлеема Иудейского (natus Christus in Betleem Judeae)[13].

 К дате  Рождества привязана и дата  празднования Благовещения: за 9 месяцев  до Рождества — 25 марта. Впрочем,  такая связь прослеживается далеко  не всегда: в амвросианском обряде  воспоминанию Благовещения посвящено  последнее (шестое) воскресение Адвента,  в мосарабском — 18 декабря[14].

Рождество в  христианском богослужении

Рождество в  богослужении Православной церкви

Основная статья: Рождество в богослужении Православной церкви

В иерархии праздников Русской православной церкви Рождество  занимает второе место после Пасхи.

Тексты богослужебных  последований праздника содержатся в Минее, а порядок их совершения — в Типиконе.

Богослужение  Рождества Христова имеет значительные отличия от богослужения прочих двунадесятых праздников. Так, в состав всенощного бдения накануне праздника входит великое  повечерие (как и в канун Богоявления) вместо Великой вечерни (как в  остальные двунадесятые праздники).[15]

В праздник Рождества  Христова православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!», отвечая на них - «Славим Его!». 

КРЕЩЕНИЕ Господне (Богоявление) (греч. Theophaneia или Epiphaneia), христианский праздник, посвященный  воспоминанию Крещения Иисуса Христа в водах Иордана. В Православной Церкви входит в число великих  Господских двунадесятых праздников. Празднуется 6 (19) января. Содержание праздника  О Крещении Господнем повествуется во всех четырех Евангелиях (Матфей 3:13-17; Марк 1:9-11; Лука 3:21-23; ср. Иоанн 1:33-34). На 30-м году Своей жизни, перед  выходом на проповедь, Иисус пришел на реку Иордан, где Иоанн Креститель, проповедуя покаяние в грехах, крестил  народ, и потребовал, чтобы тот  крестил Его. Когда Иисус Христос  вышел из воды и молился, отверзлись небеса, и Дух Святой в виде голубя сошел на Него и послышался глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Праздник Крещения называется также  Богоявлением, поскольку при Крещении Господа явилась Божественная Троица: Бог Отец (глаголющий о Сыне), Сын  Божий (крестившийся от Иоанна и засвидетельствованный  от Бога Отца) и Дух Святой (сошедший на Сына в виде голубя).  

История праздника. Праздник Крещения (Богоявления) получил  начало в 3 в. Первое упоминание содержится в «Строматах» Климента Александрийского, который пишет, что последователи  Василида празднуют Крещение Спасителя  и называют его Богоявлением, т. к., по их мнению, Христос стал Сыном  Божиим именно со времени крещения и сошествия на Него Святого Духа. Из этого свидетельства следует, что у православных в Александрии  при Клименте этого праздника  еще не было. В 3 в. праздник получает широкое распространение. Согласно «Завещанию Господа нашего Иисуса Христа» (3 в.), церковный год ограничивался  лишь тремя праздниками: Пасхой, Пятидесятницей и Богоявлением, в празднование которого православные вкладывали другой смысл, нежели последователи Василида. 

 Праздник  Богоявления был долгое время  связан с праздником Рождества  Христова. Согласно «Апостольским  постановлениям» (Сирия, 5 в.) (кн. V, 3; кн. VIII, 33) и древнейшему коптскому  календарю, этот праздник посвящен  Крещению Господню; Ефрем Сирин  (4 в.) в гимнах на Богоявление также говорит о крещении Христовом. Для почти всего же Востока до конца 4 в. — это праздник в честь Рождества Христова (что следует, в частности, из описания Богоявления в Иерусалиме у аквитанской паломницы Сильвии, конца 4 в). Даже после того, как на Востоке, под влиянием Запада, Рождество было отделено от Богоявления, оно часто носило именование Богоявления (например, у Василия Великого, Григория Богослова и др. ). Против этого отождествления возражал Иоанн Златоуст: «Не тот день, в который родился Спаситель, должно называть явлением, но тот, когда Он крестился, не после рождения Он сделался всем известным, но когда крестился».  

Одновременно  с разделением праздников Рождества  и Крещения в 4 в. на Востоке к 6 января было приурочено крещение оглашенных, в связи с чем возник обычай особого чествования воды, освящавшейся в этот праздник для их крещения. Поэтому же праздник получил также  название Просвещения, праздника светов, поскольку Спаситель явился просветить «сидящих во тьме и сени смертной» (Матфей 4:16). Богослужебное празднование В  праздновании Крещения много общего с празднованием Рождества. Крещение имеет четыре дня предпразднства со 2 (15) по 5 (18) января и восемь дней попразднства. Отдание совершается 14 (27) января.  

Канун, или навечерие  праздника, называется сочельником. Это  день строгого поста; служится Вечерня  с Литургией Василия Великого, после которой совершается «великое освящение воды» с пением тропаря  «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи». Освящение воды может совершаться  и в сам день праздника, на источниках, реках и колодцах; выход на реку для освящения воды именуется  «хождением на Иордан». Освященная в  праздник вода называется богоявленской; она не портится в течение всего  года и считается великой святыней. Церковь употребляет ее для окропления храмов и жилищ, а также назначает  пить ее тем, кто не может быть допущен  к Причащению. Праздничное водоосвящение  получило начало в Иерусалимской  Церкви и еще в 4-5 веках совершалось  только в ней. В Иерусалиме был  обычай выходить на реку Иордан для  воспоминания Крещения Спасителя. К 10 в. чин водосвятия на Богоявлении  появляется в византийских Евхологиях, что было связано, по-видимому, с  обычаем крестить оглашенных в день Богоявления (помимо кануна Пасхи и  некоторых других дней).

На Западе уже  в средние века прочно утвердился обычай вспоминать Крещение Господне 6 января одновременно с воспоминанием  события поклонения Богомладенцу волхвов, которому уделялось главенствующее место: сам праздник именовался только «Богоявлением» (Epiphania). После 2-го Ватиканского собора Католическая Церковь стала  праздновать Крещение Господне отдельно от Богоявления (за которым сохранилось  только значение события поклонения волхвов) в первое после него воскресенье.

СРЕТЕНИЕ Господне, христианский праздник, посвященный  воспоминанию событий, происшедших  в сороковой день земной жизни  Иисуса Христа, а именно встрече (слав. Сретение) Божественного Младенца в  Иерусалимском Храме двумя ветхозаветными праведниками — Симеоном Богоприимцем и Анной Пророчицей ( Евангелие  от Луки 2:22-39). Празднуется 2 (15) февраля. В Православной Церкви — Господский и Богородичный двунадесятый праздник.

Содержание праздника. По закону Моисееву, в сороковой  день по рождении младенца мужского пола, первенца, мать должна была явиться  с младенцем в храм для принесения жертвы о своем очищении, для представления  младенца Богу и «выкупа», ибо по закону Моисееву все первенцы принадлежали Богу (Исход 13:12-13; Левит 12:1-8; Числа 3:13-18). В жертву приносили агнца (ягненка) и горлицу, а в случае бедности — двух горлиц, или голубиных  птенцов. Выкуп же состоял из определенной законом цены (пяти сиклей). Пречистая  Дева пришла в храм, чтобы исполнить  все по закону. В очистительную  жертву она, по своей бедности, могла  принести только двух горлиц. В Иерусалимском  храме младенца Иисуса встретили  праведный Симеон, которому было обещано  Святым Духом, что он не умрет, пока не увидит Христа Господня, и вдовица  Анна, восьмидесяти четырех лет, жившая при храме. Праведный Симеон взял младенца на руки и сказал: «Ныне  отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову  Твоему, с миром; ибо видели очи  мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению  язычников и славу народа Твоего Израиля». Анна Пророчица возвестила о Спасителе всем, кто с верою  ожидал Его.

История праздника  и богослужебное празднование. Праздником Сретения завершается цикл рождественских праздников, посвященных прославлению явившегося в мир Спасителя. Древнейшим историческим свидетельством о праздновании Сретения на христианском Востоке являются записки западной паломницы в  Иерусалиме конца 4 в. Сильвии, в которых  Сретение еще не названо самостоятельным  праздником, а именуется «сороковым днем от Богоявления». В кратких  описаниях торжества, совершающегося в этот день в Иерусалиме, упоминается  шествие в Храм Воскресения (как  и на Пасху), пресвитерские и епископские  проповеди с толкованием Евангелия  от Луки, затем обычная Литургия и отпуст.

Информация о работе Христианские праздники