Христианские праздники

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 21:28, доклад

Описание работы

Рождество Христово— один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения по плоти Иисуса Христа от Девы Марии.Празднуется 25 декабря. Русская православная церковь и другие церкви, использующие юлианский календарь, празднуют 7 января по григорианскому календарю (в XX—XXI веках). В православии входит в число двунадесятых праздников и предваряется Рождественским постом.

Работа содержит 1 файл

христианские праздники.docx

— 47.63 Кб (Скачать)

Аналогичное название праздника зафиксировано и в  армянском Лекционаре, содержавшем  краткие богослужебно-уставные заметки  о праздниках годового цикла, совершавшихся  в Иерусалиме в начале 5 в. Вероятно, в это время праздник Сретения существовал в Иерусалимской  церкви как местночтимый и служил отданием всего сорокадневного цикла  праздников, посвященных Богоявлению. Закрепление праздника Сретения в календаре Константинопольской  Церкви произошло не ранее первой половины 6 в. при византийском императоре Юстине I (правил 518-527), учредившем его  торжественное празднование. Его  преемник, Юстиниан I, перенес праздник с 14 на 2 февраля, в соответствии с  календарной традицией Римской  Церкви, отмечавшей Рождество Христово 25 декабря.

В Иерусалимской  традиции 5-7 вв. встречаются два основных названия праздника: Встреча Господа  и праздник Очищения. Первое название закрепилось в Византии со времени  официального введения там праздника  Сретения, а также в григорианской  традиции Рима. Второе — в многовековой богослужебной традиции папы Геласия (кон. 5 в.), согласно которой праздник именовался Очищением Блаженной  Девы Марии. В Римской Церкви в  древности доминировала богородичная тематика Сретения, в отличие от восточной традиции, согласно которой  праздник имел статус Господского и  постепенно был трансформирован  в праздник Богородичный (в богослужебной  литературе он иногда называется Сретение Пресвятой Богородицы). Так, согласно богослужебному Уставу, если праздник Сретения попадает на воскресенье, то служба воскресная не отменяется, а  соединяется вместе с службой  Сретения, как происходит и в двунадесятые Богородичные праздники. Праздник Сретения имеет один день предпразднства 1 (14) февраля — и семь дней попразднства. Отдание — 9 (22) февраля.

На Западе только после 2-го Ватиканского собора праздник вновь стал Господским и именуется  по-латыни «Представление [Praesentatio] Господне», хотя среди русских католиков  сохраняется название «Сретение  Господне». Одной из важных особенностей богослужения Сретения в латинском  обряде является благословение свечей, с которыми верующие стоят на Мессе, а потом благоговейно хранят их дома в течение года (свеча в данном случае символизирует Христа — «Свет  к просвящению язычников»). Обычай благословения свечей на Сретение воспринят  и православными (в частности, во многих приходах Украины).

 БЛАГОВЕЩЕНИЕ  Пресвятой Богородицы, христианский  праздник, посвященный воспоминанию  возвещения архангелом Гавриилом  Деве Марии тайны воплощения  от нее Бога Слова (Евангелие  от Луки 1:26-38). Празднуется 25 марта  (7 апреля по новому стилю). В  Православной Церкви входит в  число Богородичных двунадесятых  праздников. По времени установления  праздник Благовещения является  одним из древнейших. О древности  его свидетельствуют в своих  поучениях на этот праздник  Отцы Церкви 3-4 веков: Григорий  Неокесарийский, Афанасий Александрийский,  Иоанн Златоуст, Иероним, Августин  и др., которые называли его  древним и обычным церковным  праздником. В 8 в. Иоанн Дамаскин  и Феофан, митрополит Никейский,  составили каноны на праздник  Благовещения.

Крайние сроки, с которыми может совпадать Благовещение, — четверг третьей недели Великого Поста и среда Светлой Седмицы. Церковное празднование Благовещения не отменяется, если даже праздник приходится на Пасху (такое соединение великих  праздников называется «Кириопасхой»), и тогда с пасхальными песнопениями соединяются песнопения Благовещения. Если Благовещение приходится на пост, то пост ради него ослабляется, поэтому еще 6 Вселенский собор постановил совершать в день Благовещения Литургию Иоанна Златоуста, а не Литургию Преждеосвященных Даров. Благовещение имеет один день предпразднства и один день попразднства. Название праздника «Благовещение Пресвятой Богородицы», установившееся в средние века как на Востоке, так и на Западе, сравнительно позднее; Католическая Церковь после 2-го Ватиканского собора вернула ему более раннее название – «Благовещение Господне» (русские католики, ввиду непривычности подобного наименования для русской традиции, называют праздник просто «Благовещением»).

ВХОД ГОСПОДЕНЬ  В ИЕРУСАЛИМ, христианский праздник, посвященный воспоминанию входа  Иисуса Христа в Иерусалим за неделю до Его страданий и крестной смерти, когда народ приветствовал Его  как Царя. В Православной Церкви входит в число Господских двунадесятых праздников. Празднуется в последнее  воскресение перед Пасхой, в т. н. «неделю ваий» (baion) (Вербное воскресенье). Содержание праздника Вход Господень  в Иерусалим описан во всех Евангелиях (Матфей 21:1-11; Марк 11:1-11; Лука 19:29-44; Иоанн 12:12-19). Христос, приближаясь к горе Елеонской, воссел на молодого осла и  шествовал в сопровождении множества  народа, который устилал Ему путь одеждами и древесными ветвями. Перед  Господом, как перед царем победителем, народ нес пальмовые ветви  и восклицал: «Осанна сыну Давидову! Благословен Царь, грядущий во имя  Господне! (псалом 117:26 ) Осанна в вышних!»  Вспоминая это событие, Церковь  видит в нем шествие Господа  для принесения Себя в жертву за грехи мира, исполнение ветхозаветных  пророчеств о царском служении Иисуса Христа (Бытие 49:1-12; Софония 3:14-19; Захария 9:9-14).  

История праздника. Начало праздника восходит к ранним временам христианства. Первое свидетельство  о нем принадлежит святому  Мефодию Патарскому, оставившему  поучение на этот день. В 4 в. праздник, по словам святого Епифания Кипрского, совершался очень торжественно. Подробное  описание празднования его в Иерусалиме в 4 в. оставила западная паломница Сильвия  Аквитанка. После окончания Утрени и Литургии, в начале седьмого часа (1 час дня) весь народ с епископом  собирался в церкви на горе Елеон, где пелись гимны и антифоны и  читался 9 Час. Затем все шли с  песнями на Имвомон, место вознесения Иисуса Христа на Елеонской горе, где  все садились для чтений. Когда  наступал одиннадцатый час, читался  отрывок из Евангелия, описывающий, как дети с ветвями и пальмами встречали Господа, восклицая: «Благословен грядый во имя Господне!». Затем епископ  и народ вставали и шли с  песнопениями и антифонами к храму  Воскресения с пением «Благословен грядый во имя Господне!» (лития). В  шествии принимали участие все  дети, даже те, которые не умели ходить, все держали в руках пальмовые  и масличные ветви. Уже вечером  приходили в храм Воскресения  и служили там Вечерню, после  чего народ отпускался. Таким образом  древний обычай шествия на осляти в неделю ваий и современный обычай употребления и благословения ваий (заменяемых по необходимости вербами) получил начало в Иерусалиме.

Многие из Отцов  Церкви 4 в. оставили поучения на этот праздник. Церковные песнопения были составлены в 7-9 веках Андреем Критским, Космой Маюмским, Иоанном Дамаскином, Иосифом  Студитом и Феодором Студитом, Феофаном, императором Львом VI Мудрым и др. Особенности богослужения Особенностью праздника Входа Господня в Иерусалим  является освящение на Утрени, после  евангельского чтения ваий (финиковых, пальмовых ветвей) или верб. Отсюда название праздника — Неделя ваий, Цветоносная неделя или Вербное  воскресенье; на Западе одно из названий — Пальмовое воскресенье. Праздник Входа Господня во Иерусалим не имеет  ни предпразднства, ни попразднства, т. к. окружен днями Четыредесятницы  и Страстной седмицы.

 ВОЗНЕСЕНИЕ  Господне (греч. Analepsis), христианский  праздник, установленный в воспоминание  вознесения Иисуса Христа на  небо. Празднуется в 40-й день  Пасхи, на следующий день после  ее отдания, и всегда приходится  на четверг 6-й седмицы по  Пасхе. В Православной Церкви  входит в число Господских  двунадесятых праздников.

Содержание праздника. Событие Вознесения описано в  Евангелиях от Марка (16:12-19), от Луки (24:50-52) и Деяниях апостолов (1:1-12). Велев  апостолам оставаться в Иерусалиме и ждать обетования Святого Духа, Иисус вывел учеников из города к  Вифании и, благословляя их, вознесся на небо. Когда ученики с Елеонской  горы смотрели на облако, скрывшее Господа  из виду, им явились ангелы и объявили, что Сын Божий таким же образом  снова придет на землю. Апостолам  дано было понять, что Христос уже  не будет видим на земле в телесном виде, как это было до и после  Его Воскресения. Смысл праздника  состоит в том, что через Вознесение Господне падшее, подверженное тлению человеческое естество возводится к  бесконечной божественной жизни. Христос, воскреснув силой Своего Божества, через Вознесение удостоил обоженное  человеческое естество величайшей славы  «сидения одесную Отца».

История праздника. Установление праздника Вознесения относится к первым векам христианства. «Апостольские постановления» предписывают совершать его в сороковой  день Пасхи (кн. 5, гл. 18 ). В 4 в. святая равноапостольная царица Елена построила базилику в честь Вознесения на Масличной  горе (впоследствии разрушенную); на самом  месте Вознесения была церковь. В  описании западной паломницы Сильвии  Аквитанки, посетившей Иерусалим в  конце 4 в., этот праздник назывался  еще не Вознесением, а «40 днем после  Пасхи». В ночь на 40-й день в Вифлеемской  пещере Рождества Христова совершалось  молитвенное бдение, на которое шли  из Иерусалима после 6 часа (12 часов  дня ), а в сам праздник — Литургия. Святой Иоанн Златоуст называет праздник Вознесения важнейшим и великим  и относит его к числу праздников, установленных апостолами. Святой Августин, упоминая о повсеместном чествовании  праздника, также приписывает его  установление апостолам. Каноны на Вознесение Господне написаны св. Иоанном Дамаскином и преподобным Иосифом Песнопевцем. Кондак и икос принадлежат Роману Сладкопевцу. Праздник Вознесения продолжается десять дней и имеет один день предпразднства, совпадающий с отданием Пасхи, и  восемь дней попразднства. Отдание  — в пятницу 7-й седмицы по Пасхе.

ТРОИЦА (Пятидесятница) (греч. Pentekoste), величайший христианский праздник, празднуемый в 50-й день Пасхи в память сошествия Святого  Духа на апостолов и посвященный  прославлению Святой Троицы. В Православной Церкви — великий двунадесятый праздник. На Западе праздник Пятидесятницы не носит названия Троицы, хотя тесно  связывается с ее почитанием. С 14 в. праздником Троицы в Католической Церкви стало называться воскресенье  по Пятидесятнице.

Содержание праздника. Название Пятидесятницы праздник получил  потому, что сошествие Святого  Духа на апостолов совершилось в  ветхозаветный праздник Пятидесятницы, установленный в память дарования  еврейскому народу Закона при горе Синай; он праздновался в 50-й день после  Пасхи и приходился на окончание  жатвы и собирания плодов, первые начатки которых приносились  в жертву в храме. Именно в этот день, в 50-й день по Воскресении Иисуса Христа, когда все ученики были собраны в одной горнице, вдруг  сделался шум, «как бы от несущегося сильного ветра... и явились им разделяющиеся  языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них». Апостолы исполнились Духа Святого и стали  говорить разными языками (Деяния апостолов 2:1-47). Сошествием Св. Духа на апостолов  открылась совершительная деятельность третьего лица Пресвятой Троицы, и  учение Иисуса Христа о Триедином  Боге достигло совершенной ясности  и полноты. Событие Сошествия  Святого Духа на апостолов считается  началом Христианской Церкви.

История праздника. По преданию, праздник Сошествия Святого  Духа установлен апостолами, однако упоминания о нем, содержащиеся в Новом Завете (1 Коринфянам 16: 8; Деяния 20:16), не дают оснований  считать, что речь там идет о праздновании христианской Пятидесятницы. От 2 в. нет  достоверных свидетельств о существовании  этого праздника. Однако уже в  исторических источниках 3 в. Пятидесятница  представлена общераспространенным праздником. Так, у Тертуллиана Пятидесятница  выступает и как период в 50 дней, и как христианский праздник (О  крещении, гл. 19).

О Пятидесятнице  как об отдельном празднике ясно говорит Ориген (Против Цельса, VIII, 22). В «Апостольских Постановлениях» (3-5 вв.) заповедано праздновать Пятидесятницу: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого  дня Господня (Пасхи); сей день да будет великим праздником; ибо  в третий час сего дня Господь  Иисус послал дар Святаго Духа. Пятидесятницу празднуйте одну седмицу» (кн. V, гл. 20). С 4 в. свидетельства о  Пятидесятнице и как о священном  периоде в 50 дней, и как об особом празднике становятся общими у церковных писателей (Августин, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов). Иоанн Златоуст упоминает об обычае украшать в этот день дома зеленью, Григорий Богослов — об обычае крещения в этот день. От 4 в. до нас дошло подробное описание богослужения в день Пятидесятницы в Иерусалимской Церкви, принадлежащее западной паломнице Сильвии. Богослужение продолжалось почти непрерывно в течение суток и состояло из совершения Всенощного бдения в церкви Воскресения, двух Литургий (в Мартириуме и на Сионе) и литии на Елеоне, в церкви пещеры, в Мартириуме, в храме Воскресения и на Сионе. Все богослужение оканчивалось около полуночи.

Богослужебное празднование. От 7 в. сохранилось описание древнейшего чина богослужения Пятидесятницы  в Иерусалимском канонаре (Уставе) на грузинском языке. Этот чин имеет  такие же литии, какие описаны  у Сильвии, и в них даются зародыши современных трех коленопреклоненных молитв, читаемых ныне на праздничной  Вечерне. В Уставе Великой Константинопольской  церкви (9 в.) имеется полный чин богослужения на день Пятидесятницы для Восточной  Церкви. Это одно из самых торжественных  богослужений в году, имеет те же особенности, что и богослужения Пасхи и Рождества Христова. Особую торжественность придавал празднику  Пятидесятницы обычай древней Церкви совершать в этот день крещение оглашенных. В 4 в. Василием Великим были составлены коленопреклоненные молитвы, читаемые на праздничной Вечерне, соединяемой  с Литургией. Праздник Пятидесятницы  имеет один день предпразднства и  шесть дней попразднства. На следующий  день после Пятидесятницы, в понедельник  — праздник в честь Всесвятого Животворящего Духа (Духов день). Отдание Пятидесятницы совершается  в следующую после праздника  субботу. В день Пятидесятницы храмы  по древнему обычаю украшаются зеленью  и цветами. 

 ПРЕОБРАЖЕНИЕ  Господне, христианский праздник, посвященный  воспоминанию Преображения Иисуса  Христа. Празднуется 6 (19) августа.  В Православной Церкви — Господский  двунадесятый праздник. Все три  синоптических Евангелия содержат  сходные описания Преображения  Господня (Матфей 17:1; Марк 9:2; Лука 9:28). Вскоре  после того, как Спаситель открыл  ученикам, что Ему надлежит пострадать, быть убиту и в третий день  воскреснуть, Он возвел трех  апостолов — Петра, Иакова  и Иоанна на гору Фавор и  преобразился перед ними: лицо  Его просияло, как солнце, одежды  сделались белы, как снег. Преображение  Христово сопровождалось явлением  ветхозаветных пророков Моисея  и Илии, которые говорили с  Иисусом о Его близком отшествии.  Всех их осенило светлое облако, и из него послышался глас: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его  слушайте». 

Празднованием Преображения Церковь исповедует соединение во Христе двух естеств — человеческого  и Божественного. Преображение есть явление Сына при свидетельстве  Отца в Духе Святом, то есть откровение всех Лиц Святой Троицы. Преображение состояло не в изменении Божественной природы Христа, но в явлении Его  Божества в природе человеческой. Согласно Иоанну Златоусту, Преображение произошло «дабы показать нам  будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках  во славе с ангелами». Праздник Преображения Господня существовал уже в 4 в., о  чем свидетельствуют поучения и  слова Ефрема Сирина и Иоанна Златоуста. Мать Константина Великого, святая равноапостольная Елена, построила  на горе Фавор храм в честь Преображения, разрушенный в 12 в. Салах-ад-дином. Песнопения в честь праздника были написаны Иоанном Дамаскином и Космой Маюмским (8 в.). На Западе праздник еще в 12 в. не был всеобщим; его учредил в 1457 папа Каллист III, установив тогда  же богослужебный чин. Празднование Преображения продолжается 9 дней, с 5 (18) по 13 (26) августа. В этот праздник по древнему церковному обычаю совершается  освящение первых плодов (злаки, виноград или яблоки).

Информация о работе Христианские праздники