Христианские праздники

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 21:28, доклад

Описание работы

Рождество Христово— один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения по плоти Иисуса Христа от Девы Марии.Празднуется 25 декабря. Русская православная церковь и другие церкви, использующие юлианский календарь, празднуют 7 января по григорианскому календарю (в XX—XXI веках). В православии входит в число двунадесятых праздников и предваряется Рождественским постом.

Работа содержит 1 файл

христианские праздники.docx

— 47.63 Кб (Скачать)

УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ  БОГОРОДИЦЫ, христианский праздник, последний  в годичном круге великих праздников. Посвящен событию окончания земной жизни Пресвятой Богородицы. Празднуется 15 (28) августа. В Православной Церкви — Богородичный двунадесятый праздник.

История праздника. Самые ранние из дошедших до нас  памятников, повествующих о кончине  Богоматери, датируются 4 в. и содержат различные данные о том, где, как  и как долго жила Пресвятая  Дева после окончания земной жизни  Спасителя. Неодинаковы также повествования  о кончине и погребении Богородицы. Однако в большинстве своем эти  тексты сходятся в том, что Пресвятая  Дева Мария была телесно восхищена (взята) от земли на небо. Согласно преданию, нашедшему отражение в богослужебных  текстах, после Вознесения на небо Господа  Иисуса Христа Пресвятая Дева, оставаясь, согласно повелению своего Сына, на попечении святого апостола Иоанна Богослова (Иоанн 19:25-27), пребывала в  подвигах поста и молитвы. Ко времени  Успения Пресвятая Дева жила в  Иерусалиме. За три дня до Ее кончины  Ей явился Архангел Гавриил и возвестил  о предстоящем Успении. В день кончины Божией Матери апостолы, кроме  апостола Фомы, были восхищены на облаках  из разных стран земли и собраны  в Иерусалиме, где стали свидетелями  Ее мирного преставления. Тело Богоматери апостолы погребли в Гефсимании, где  покоились Ее родители и праведный  Иосиф. На третий день после погребения Божией Матери явился апостол Фома и пожелал видеть Ее гроб. По его  желанию гроб был открыт, но пречистого тела Богородицы в гробнице уже не было — там лежала только плащаница  в качестве непреложного свидетельства  Ее преставления. Господь, воскресший в третий день, воскресил в третий день и Приснодеву Марию.

Установление  праздника Успения восходит, по-видимому, к традиции Иерусалимской Церкви, где этот праздник известен уже к 5 в. На Западе праздник Успения до 8 в. не был всеобщим. В 813 он стал обязательным для Франции. Однако и в 12 в. на Западе Успение уступало в торжественности  дням особо чтимых святых. Особенности  богослужения Праздник Успения имеет  один день предпразднства и 9 дней попразднства. Отдание его совершается 23 августа (5 сентября). Празднику предшествует двухнедельный (Успенский) пост с 1 (14) по 14 (27) августа. В некоторых местах ради особого чествования праздника  совершается особая Служба погребению Богоматери (особенно торжественно —  в Иерусалиме, в Гефсимании). Особенность  ее состоит в том, что она совершается  по подобию службы Утрени Великой  Субботы и включает чтение 17-й  кафизмы («Блаженни непорочнии»). На Востоке и на Западе у этого  праздника различные названия. Греки  стали называть его «koimesis» —  «погружение в сон» (церк.-слав. —  Успение). На Западе закрепилось латинское  слово «assumptio» — «взятие», «принятие», поэтому среди русских католиков  латинского обряда применительно к  этому празднику используется (параллельно  с устоявшимся в русской традиции «Успением») название «Взятие Пресвятой  Девы Марии в небесную славу».

РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ  БОГОРОДИЦЫ, христианский праздник, отмечается 8 (21) сентября. В Православной Церкви входит в число Богородичных двунадесятых праздников, с него начинается годичный круг церковных праздников.

Содержание праздника. Согласно преданию Церкви, основанному  на апокрифическом Протоевангелии Иакова, Мария родилась в маленьком городе Назарете, который был в презрении  у иудеев (Евангелие от Иоанна 1:46). Родителями ее были святые праведные  Иоаким и Анна. Иоаким происходил из царского рода, от колена Иудина, дома Давидова, а святая Анна — из архиерейского  рода, от колена Левиина, из дома Аарона. Иоаким и Анна долго молились о  даровании им детей и претерпели много насмешек и унижений из-за своей бездетности. Наконец, в глубокой старости Бог обрадовал их рождением  преблагословенной Марии. Имя Марии  в переводе с еврейского означает «высокая», «превосходящая».

История праздника. По времени своего появления праздник Рождества Богородицы — один из последних среди двунадесятых. Первое упоминание о нем на Востоке встречается  в 5 в. у Прокла, патриарха Константинопольского, а на Западе — в Сакраментарии (Требнике ) папы Геласия (кон. 5 в. ). Однако эти свидетельства не являются достаточно достоверными. Праздник возник, по-видимому, вначале в Греческой Церкви, вскоре был принят в Риме, а затем и  в дочерних церквах. Рождество Богородицы празднуется Иаковитской и Несторианской  Церквами, что может свидетельствовать  о том, что этот праздник появился в Восточной Церкви до 5 в., когда  эти церкви отделились. Для Андрея Критского, составившего на Рождество  Богородицы два слова и канон, это уже большой торжественный  праздник. В Иерусалимском канонаре 7 в. (по грузинской версии) Рождество  Богородицы — память с явными праздничными отличиями от других дней. На Западе регулярные упоминания о Рождестве  Богородицы встречаются начиная  с 7 в., но еще в 7-9 вв. этот праздник не имел всеобщего распространения. Литургисты 17 в. утверждали, что на Западе его  впервые ввел епископ Шартрский Фульберт (ум. 1028), который содействовал широкому распространению праздника в Северной Франции. Богослужебное празднование В современную службу праздника в Православной Церкви вошли песнопения Андрея Критского, Иоанна Дамаскина, Германа, патриарха Константинопольского (ум. 740 ), Иосифа Песнопевца и др. Праздник Рождества Богородицы имеет один день предпразднства 7 (20) сентября и четыре дня попразднства. Отдание — 12 (25) сентября.

ВОЗДВИЖЕНИЕ Креста Господня, христианский праздник, посвященный  воспоминанию обретения святой равноапостольной царицей Еленой подлинного креста, на котором был распят Иисус Христос, и воздвижения его для общего чествования и поклонения. Празднуется 14 (27) сентября. В Православной Церкви — Господский двунадесятый праздник. Это единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящен. Первое Воздвижение  отпраздновано в Иерусалимской  Церкви в начале 4 в. при самом  обретении креста. Источники называют различные даты этого события  — 313, 326. Наиболее достоверным является свидетельство Александрийской  хроники 6 в., относящей его к 14 сентября 320. По преданию, царица Елена, мать императора Константина Великого, в 325 отправилась  в Иерусалим с целью отыскать крест, на котором был распят Господь, и место погребения Христа. В результате раскопок на месте храма Венеры было найдено три креста. Для того, чтобы узнать, на каком из них  был распят Господь, кресты поочередно возлагали на умершего человека; когда  положили третий крест, умерший ожил.

От стечения множества народа не все могли  видеть и целовать Крест Господень; тогда Патриарх Иерусалимский Макарий  поднялся на возвышенное место и  воздвигнул Крест так, чтобы народ  мог его видеть. Это событие  и было положено в основу богослужебного чина Воздвижения Креста. Частицы  древа Животворящего Креста были разосланы по всей империи. С праздником Воздвижения Креста в 335 было соединено  обновление храма Воскресения, построенного Константином Великим на месте обретения  Креста. Иерусалимская церковь совершала  эти праздники ежегодно с большой  торжественностью. По свидетельству  западной паломницы в Иерусалим  конца 4 в. Сильвии Аквитанки и  церковного историка Созомена (5 в.), празднование в Иерусалиме продолжалось восемь дней, и каждый день служба совершалась  в различных местах при стечении множества паломников.  

Церкви украшались так же, как на Пасху и Богоявление. Особенно широкое распространение  и торжественность праздник Воздвижения  получил после обретения Креста Господня в результате заключения мира в 628 между Византией и Персией. Праздник стал называться Всемирным  Воздвижением Честнаго и Животворящего  Креста, т. е. общим для всех церквей  Вселенской церкви. 3 мая — день торжественного внесения святого древа Императором  Ираклием в Иерусалим — стал праздноваться  в Западной церкви с 7 в. как «день  обретения Креста». Воздвижение  имеет день предпразднства (13 сентября) и семь дней попразднства. Отдание  — 21 сентября. Так как в праздник Воздвижения совершается служба кресту, то в этот день полагается строгий  пост. После Вечерни крест Господень  выносится из сосудохранильницы  и полагается на престол; на Утрени, после великого славословия, крест  выносится из алтаря, полагается на середине храма для поклонения; в  соборных храмах и монастырях совершается  особый чин воздвижения креста.

ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ  БОГОРОДИЦЫ, христианский праздник в  память явления ок. 910 во Влахернском  храме в Константинополе Богородицы, простирающей свой покров над всеми  верующими. Отмечается 1(14) октября.

ВВЕДЕНИЕ во Храм Пресвятой Богородицы (греч. Eisodos — вход, лат. praesentatio — представление), христианский праздник, установленный  в память апокрифического события  из раннего детства Пресвятой  Девы Марии. Празднуется 21 ноября (4 декабря). В Православной Церкви входит в число  Богородичных двунадесятых праздников. Согласно литургическому преданию Церкви, основывающемуся на 7 главе апокрифического  Протоевангелия Иакова (2 в.), родители Девы Марии, Иоаким и Анна, в благодарность  за дарование им дочери в глубокой старости, обещали посвятить Ее Богу, отдать на воспитание и служение при  храме. Когда Марии исполнилось  три года, Ее родители исполнили  обет. К торжеству собрались все  родные, знакомые и много юных дев; навстречу им вышел первосвященник, окруженный священниками, в числе  которых был Захария, отец Иоанна Крестителя. Дева Мария, никем не поддерживаемая, взошла по ступеням Иерусалимского храма  и вошла в Святая Святых.  

Впервые упоминание праздника на Востоке появляется в 8-9 вв.: в Синайском праздничном  Евангелии (715), во всех греческих месяцесловах с 9 в., но в качестве простой памяти, а не праздника. В Уставе Великой  Константинопольской Церкви 9 в. на Введение не дано никакой службы, но оно отмечено записью «Собор св. Богородицы, когда Она принесена  была родителями своими, принесенная  в храм Господень 3 лет». В 11-12 вв. Введение на Востоке еще было простой памятью, что видно из месяцеслова при  Евангелиях Остромировом (1056 ), Мстиславовом (до 1117 ), Охридском (13 в.), где для него указано только литургическое Евангельское чтение и где с ним совмещена  другая память — святой Иулиании. Однако уже с 12 в. в литургических памятниках Востока помещается служба Введению, очень близкая по составу к  современной. Празднование Введения продолжается в общей сложности 6 дней — с 20 по 25 ноября. На Западе праздник появляется под греческим влиянием только в 14 в. В Риме он был введен папой  Сикстом IV (15 в.), и служба его включена в Бревиарий в качестве праздника  «по желанию», «для некоторых мест». Папа Сикст V в 1585 сделал его обязательным для всей Католической Церкви. В  современном календаре Католической Церкви Введение во храм – не праздник, а память.

                                            Основные христианские праздники  

Благовещение  Пресвятой Богородицы — праздник, связанный с христианским преданием  о том, как архангел Гавриил сообщил  Деве Марии «благую весть» о грядущем рождении у Неё Божественного  Младенца. Отмечается 25 марта (7 апреля).

Введение во храм Пресвятой Богородицы — праздник в память вступления трёхлетней Марии  в Иерусалимский храм, куда Она  была отдана родителями на воспитание. Отмечается 21 ноября (4 декабря).

Вознесение —  праздник в честь вознесения Христа на небо. Празднуется на 40-й день после Пасхи.

Вход Господень  в Иерусалим (Вербное воскресенье) — праздник в честь въезда Христа в Иерусалим. Отмечается в последнее  воскресенье перед Пасхой.

Крестовоздвижение — праздник посвящен событиям IV в., когда святая Елена нашла в  Иерусалиме Крест Господень. Отмечается 14 (27) сентября.

Крещение Господне (Богоявление) — праздник в память крещения Иисуса Христа пророком Иоанном  Крестителем в реке Иордан. Отмечается 6 (19) января.

Обрезание Господне — отмечается 1(14) января.

Пасха — главный  христианский праздник в честь воскресения  распятого на кресте Христа. Отмечается в первое воскресенье после весеннего  равноденствия и полнолуния. У  православных церквей Пасха приходится на период с 22 марта по 23 апреля по юлианскому стилю.

Покров Пресвятой  Богородицы — праздник в память явления в X в. во Влахернском храме  в Константинополе Богородицы, которая  распростёрла своё покрывало над  христианами, тем самым благословив  их на победный бой с сарацинами. Отмечается 1 (14) октября.

Преображение  Господне — праздник в честь преображения Иисуса Христа, явившего ученикам незадолго  до Голгофских страданий свою Божественную природу. Отмечается 6 (19) августа.

Рождество Иоанна Предтечи — отмечается 24 июня (7 июля).

Рождество Пресвятой  Богородицы — праздник в честь  рождения Девы Марии, матери Христа. Отмечается 8 (21) сентября.

Рождество Христово — один из главных христианских праздников, в честь рождения Иисуса Христа. Отмечается 25 декабря, православные церкви отмечают этот праздник 7 января (по григорианскому стилю).

Сретение Господне — праздник в честь встречи (сретения) пра-иедником Симеоном Мессии — ребёнка-Христа, которого родители принесли в храм для посвящения Богу. Отмечается 2 (15) февраля.

Троица (русское  название дня Пятидесятницы) — праздник в честь сошествия Святого  Духа на апостолов. Отмечается на пятидесятый  день после Пасхи.

Успение Богородицы — праздник в память кончины Девы Марии. Отмечается 15 (28) августа.

Основные христианские посты

Пост — воздержание  на определённый срок от всякой пищи или  её отдельных видов (особенно мяса). Каждый православный должен поститься  по средам и пятницам в течение  всего года, в крещенский сочельник, в день усекновения главы Иоанна Крестителя, в праздник Воздвижения  Креста Господня. Также существуют 4 многодневных поста

Весенний (Великий) — начинается с первого понедельника после Масленицы и продолжается вплоть до Пасхи.

Летний (Петров) — начинается в первый понедельник  после Духового дня и оканчивается 29 июня (12 июля), в день святых апостолов  Петра и Павла.

Осенний (Успенский) — 15 дней перед праздником Успения.

Зимний (Рождественский или Филиппов) — начинается с 15 (28) ноября и длится 40 дней перед Рождеством Христовым.

                                                                   Пасха

Пасха --древнейший христианский праздник; главный праздник богослужебного года. Установлен в  честь воскресения Иисуса Христа. В настоящее время его дата в каждый конкретный год исчисляется  по лунно-солнечному календарю (переходящий  праздник).

Информация о работе Христианские праздники