Индуизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 13:31, контрольная работа

Описание работы

Ведийская мифология - совокупность мифологических представлений ведийских ариев; обычно под ведийской мифологией понимают мифологические представления ариев периода создания вед, а иногда и периода создания брахман, прозаических комментариев к ведам, и упанишад, тайных учений философско-религиозного характера, генетически связанных с ведами, но отражающих, по сути дела, уже иную культурную традицию. Хронологически ведийская мифология относится к эпохе между серединой 2-го и сер. 1-го тыс. до н. э., когда первобытнообщинное устройство ведийского общества находилось уже на стадии разложения и постепенно формировался уклад, который был характерен для военной демократии.

Содержание

Древнеиндийская мифология 3
Индуизм 8
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Наука и религия.docx

— 38.84 Кб (Скачать)

     Чтобы показать разноликость и противоречивость индуизма, достаточно сравнить бога Гиты и бога ранней ведической литературы. Бог, описанный в Гите, – это  Бог очеловеченный и часто  даже напоминающий монотеистического. В то же время в ранних Ведах  бог представлен определенно  пантеистическим (все сущее прекрасно  и в некотором смысле божественно) и, пожалуй, даже монистическим (все  сущее едино, даже если божественного  не существует). Монотеистические идеи Гиты были подхвачены основателем культа МОСК, Общество сознания Кришны, в результате чего кришнаиты проповедуют скорее монотеистический, нежели пантеистический  подход к богу.

     Традиционный  индуизм признает существование  великого множества богов богинь, но главными из них считаются тримурти, т.е. триада богов, – Брахма, Вишну  и Шива. В индуизме религиозное  поклонение практикуется только в отношении  Вишну и Шивы. Хотя Брахма является главой тримурти, его культ отсутствует, потому что люди считают его недосягаемой высшей действительностью. Он, скорее, представляет философскую идею религии, над которой стоит размышлять, а не поклоняться ей.

     Воплощения  Вишну

     Веды  описывают Вишну, имеющего много  различных имен, как бога-хранителя  и как некую творческую космическую  энергию. Поклонение этому богу связано  с мистическим учением о его  периодических явлениях на земле  в различных воплощениях (аватарах). Индуисты разных течений поклоняются  ему в одном из воплощений или  во всех десяти. Этот бог представляется как борец за правду. В своем  последнем десятом воплощении он явится на небесах, сидящим на белом  коне, и снизойдет для того, чтобы  истребить злых и установить на земле  праведность.

     Самым важным воплощением Вишну являются седьмое и восьмое. В седьмом  он называется Рама и совершает поход  из Северной Индии на остров Шри-Ланку  для освобождения своей жены Ситы, которую похитил демон Равана. В эпосе «Рамаяна», где описываются  приключения Рамы и Ситы, оба они  являются не только воплощением Вишну, но также несут в себе все человеческие и духовные качества, известные во Вселенной. Восьмое воплощение описывается эпосе «Махабхарата», самой важной частью которого является песнь Бхагават гита, о которой было сказано выше. В ней перевоплощенный Вишну носит имя Кришны. Тема песни заключается в учении о всецелом посвящении (бхакти) человека своему богу и исполнении долга (дхармы). Принц Арджуна, который вместе с родными братьями был незаконно лишен права на царство, сомневался, должен ли он вступить в борьбу со своими двоюродными братьями, которые захватили в свои руки царство его отца. Кришна убеждает Арджуну вступить в бой и уговаривает подчиниться его воле. В борьбе за правое дело от человека требуется полное посвящение Кришне, а также терпение и самоотречение.

     В «Бхагават гите» оправдываются  насилие и убийство по той причине, что убиты будут лишь тела, а  не души, которые живут вечно. Рано или поздно телам предстоит умереть. Не стоит печалиться, если они умрут  раньше. Освободившись от тел, души воплотятся в другие тела, для того, чтобы использовать новую возможность  для улучшения своего состояния. Арджуна повиновался Кришне и  победил. Его послушание и мужество являются примером для индусов в  вопросе исполнения предписаний  религии.

     Ужасный бог Шива

     Параллельно поклонению Вишну индуизм практикует поклонение богу Шиве, занимающему  третье место в индуистской триаде. Шива более грозен и сложен, чем  Вишну. Он исполняет много ролей  и характеризуется как творец и разрушитель, аскет, бог плодородия, безумный танцор и йог со «вставшими копной волосами». Он символизирует  вечный ритм жизни и смерти во Вселенной. Как говорится в одном мифе, Шива создал реку Ганг. Наиболее распространено изображение Шивы в виде четырехрукого  танцора, символизирующего проявление творческой и разрушительной вселенской энергии бога. Его обычной эмблемой является каменный столп – линга, символ мужского полового органа. В  отличие от Вишну Шива не имеет  аватар, то есть перевоплощений. Однако несколько богинь связаны с ним  супружескими узами. К ним относятся: Шакти, являющая собой символ женственности  и плодородия и представляет оборотную  сторону мужественности Шивы, и Кали, которая, будучи велико богиней и  женой Шивы, представляет силу разрушительную. Кали внушает большой страх, и  культ поклонения ей был связан с  половыми оргиями. Таким образом, Шива и связанные с ним богини представляют сочетание положительных и отрицательных  начал, существующих во вселенной и  в мире людей.

     Учение  о перевоплощении

     Важной  доктриной учения индуизма является вера в перевоплощение или трансмиграцию  души (сансара). Индуизм признает душу вечной. Однако после смерти тела душа рождается в другом теле, которое  может быть телом или человека, или животного, или пресмыкающегося. Конечной целью перевоплощения является мокша, то есть освобождение от длительной серии перевоплощений, посредством которых душа постепенно достигает совершенства. Этого совершенства душа достигает либо после жизни в последнем теле, либо во время пребывания в последнем теле, что считается более предпочтительным.

     Закон кармы

     Душа  по закону кармы может переходить из тела в тело бесчисленное количество раз как вверх по пути совершенства, так и вниз в наказание за нарушение  предписаний. Слово «карма» буквально  переводится как действие, деятельность. Иначе говоря, закон кармы –  это закон неизбежного морального воздаяния или возмездия. После  смерти тела душа, находящаяся в  нем, наследует результат взятых в совокупности своих бывших поступков  и намерений. Это может повлечь  за собой как улучшение нового материального воплощения (рождение в более привилегированной общественной среде или с лучшим здоровьем  и т.д.), так и его ухудшение (т.е. рождение в условиях менее благоприятных, чем прежние). Исходя из того, кем  был человек, и какой проступок  он совершил, определяется мера его  наказания. Например, если он был брахманом  и украл золото у своего собрата  брахмана, то он должен пройти тысячу рождений через тела пауков, змей, ящериц, морских  животных и т.д. закон кармы действует  автоматически. Суда над преступником никакого нет, и не будет. Есть только процесс, предоставляющий возможность  продвигаться вперед или возвращаться назад, – то, что индусы называют «колесом перевоплощений». Задача человека – освободиться от круговорота превращений  путем собственного совершенствования.

     Кастовая  система общества

     Учением о перевоплощении и законом кармы  индусы оправдывают деление своего общества на четыре касты. Они считают, что люди, достигшие большего совершенства, являются членами высших каст, а  менее совершенные составляют низшие. Но существуют люди, которые не достойны даже самой низкой касты.

     Самая высшая и почетная каста – это  брахманы. Они занимают положение  священников и философ, изучают  священные книги и находятся  на содержании у государства. Члены  низших каст и все люди вообще обязаны  почитать их за святых, потому что брахман  «выше всех на зеле» и «все, что  существует в мире, принадлежит ему». Как священники они часто исполняют  роль гуру, т.е. учителей. Вторая каста  – кшатрии, или воины. К ней  принадлежат правители, политические деятели, те, кто служат в армии  и полиции. В третью касту –  вайшин входят купцы, земледельцы и  др. самая низкая каста – шудры. Ее составляют рабочие и слуги. Людям  этой касты не дозволено изучать  Веды и участвовать во многих религиозных  ритуалах. Их обязанностью является обслуживание членов более высоких каст. Что  касается тех, кто не родился с  правом принадлежности к какой-либо касте, они считаются изгоями общества. С ними никто не общается, их даже не считают за людей, даже случайное прикосновение к такому человеку является осквернением для члена любой, даже самой низкой касты. Отсюда родилось и название для этих нечистых в религиозном отношении, с точки зрения индуизма, людей – неприкасаемые.

     Как уже было сказано, попасть в высшую касту или потерять привилегию оставаться в ней можно лишь в результате перевоплощения души по закону кармы. Вот почему индусы не видят ничего несправедливого в кастовой системе. Что человек заслужил, то и получил. Тот факт, что эта религиозная  система оправдывает социальное неравенство и эксплуатацию людей  – не важен.

     Кроме деления всего общества на четыре касты и неприкасаемых, внутри каждой касты имеются различные градации и ступени. Вопросы брака, различных  привилегий и деловых связей регулируются принадлежностью людей не только к разным кастам, но также и к  их различным градациям. Кастовую систему  религии исповедует большинство  граждан Индии. 

     Можно ли есть мясо или  убивать животных?

     Учение  о перевоплощении остро ставит вопрос об употреблении в пищу мяса животных. Ведь если человек был или может  стать после смерти животным, а  любое животное потенциально является человеком, то убивать животное и  есть его мясо – кощунство. Никто  не знает, чья душа находится в  овце или корове, мясо которых человек  употребляет в пищу. Может быть, это душа умершего отца или матери или кого-то из близких? Даже если в  животном живет душа незнакомого  человека, разве можно убивать  и ест его? На этом основании в  Индии не убивают мышей, хотя они  и поедают большое количество зерна. И хотя для раннего индуизма было характерно приношение в жертву животных, этот обычай постепенно отошел в историю религии. Если и допускается  приношение в жертву животных, то только при условии, что этот ритуал совершается  во благо души приносимого в жертву животного и того, кто приносит жертву. 

     Почитание священной коровы

     В Индии корова почитается как самое  священное животное. Люди не только не едят ее мяса, но отдают ей божеские почести. Даже к коровьему помету и моче они относятся с религиозным  благоговением. Индусы считают, что  в корове живет одно из божеств, и  поэтому она священна.

     Существует  даже поверье, которое предписывает привести к постели умирающего корову, чтобы он смог умереть, держась за ее хвост. Если же комната, в которой  лежит умирающий, находится в  глубине дома или расположена  на верхнем этаже, то к хвосту коровы привязывают веревку, а другой ее конец вкладывают в руку умирающего. Считается, что это поможет ему спокойно перейти в последующую жизнь.

     Спасение

     К «спасению» в индуизме ведут три  главных пути: путь дел, путь знания и путь посвящения.

     Путь  дел предусматривает исполнение церемоний, обязанностей и священных  ритуалов, а также включает посещение  мест для совершения обрядов. Река Ганг считается самой святой рекой  в Индии. Ее называют Матерью Ганг. К ней ежегодно собираются десятки  тысяч индусов, для того чтобы  смыть грехи в ее водах. Посредством  дел индус надеется обрести благосклонную  карму и родиться в следующий  раз в лучшей касте.

     Путь  знания состоит в освобождении разума от представления себя отдельной  от брахмана (т.е. от единой реальной действительности) личностью. Люди, исповедующие индуизм, верят, что человек представляет собой не отдельную личность, а  являются частью всего, что его окружает, т.е. того, что они называют брахманом. Если они думают о себе как об отдельных личностях – значит, они находятся в состоянии  майя. На самом деле ничего отдельного нет, а все – едино, и все  является брахманом. В этом видно  проявление идей монизма (когда дух  и материя составляют единое целое) и пантеизма (когда все является Богом). Эти идеи связаны с идеей  праны – всепроницающей универсальной  энергией. Людям, которые развивают  свои способности для ее восприятия, она становится доступной. Важное место  в пути знания занимает система йоги. Слово «йога» означает единство или  единение. Типичная процедура йоги имеет восемь ступеней, которые должны привести человека к полному прозрению, вернуть разуму его изначальную  чистоту. Цель йоги заключается в  воссоединении человека с единой высшей действительностью – брахманом.

     Посвящение  себя (бхакти) должно выражаться в поклонении и любви к богу, которого индуист  избирает для почитания. Любовь эта  должна распространяться на взаимоотношения  между людьми, к примеру, на семейную жизнь, социальную и др. Спасение всецело  зависит от дел самого человека. Бхагават гита является примером пути посвящения. Рядовые индуисты обычно избирают этот путь для преданного служения религии. 

     Понятие вечности в индуизме.

     Конечная  цель, к которой стремится искренний  последователь индуизма, называется нирваной. Это истинная сфера бытия  и полной свободы, конечное освобождение не только от процесса перевоплощений, но и от своей личности. Подобно  тому, как выброшенная океаном  капля воды, падая обратно, сливается  с массой воды и перестает быть каплей, так и душа, освободившись  от «колеса земных перевоплощений», растворяется в нирване. Хотя это состояние трудно объяснить, индусы говорят, что оно не является состоянием лишения. Некоторые называют нирвану чистым созерцанием – чистым интуитивным созерцанием.

Информация о работе Индуизм