Ислам: возникновения и распостранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Знание основ мусульманской религии весьма различно у различных слоев населения и в разных странах традиционного распространения ислама. Всякий мусульманин знает арабское звучание и смысл символа веры религии ислама: "нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник Аллаха". Здесь кратко выражены два главных догмата ислама: существует единый, единственный, и вечный всемогущий бог - Аллах; своим посланником Аллах избрал араба из Мекки, Мухаммада, через него бог передал людям текст священной книги - корана, его руками он основал общину верующих (умма).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ИСЛАМ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАПРОСТРАНЕНИЕ 4

ЗАРОЖДЕНИЕ ИСЛАМА 4

МУХАММАД (Мухаммед, Магомет) - ПОСЛАННИК АЛЛАХА 6

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИСЛАМА 10

КОРАН – СВЯЩЕННАЯ КНИГА МУСУЛЬМАН 12

ИСЛАМСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БОГЕ 13

"ПЯТЬ СТОЛПОВ" 14

"СТОЛПЫ ВЕРЫ" 17

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА 17

РАЗЛИЧНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В МУСУЛЬМАНСТВЕ 20

ШИИЗМ 20

СУННИЗМ 21

СУФИЗМ 21

ДВИЖЕНИЕ ТАРИКАТА 22

ВАХХАБИТИЗМ 22

БАБИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ 22

МАХДИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ 23

ИСЛАМ В СРАВНЕНИИ С ДРУГИМИ РЕЛИГИЯМИ 23

ИСЛАМ В НОВУЮ ЭПОХУ 20

СОВРЕМЕННЫЙ ИСЛАМ. ЕГО РОЛЬ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКЕ 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Работа содержит 1 файл

религия.docx

— 75.91 Кб (Скачать)

    ДВИЖЕНИЕ  ТАРИКАТА

    С суфизмом было исторически связано  движение тариката. Это понятие первоначально означало благочестивый путь жизни для общения с богом (слово "тарикат" по-арабски путь). Но впоследствии тарикатом стали называть учение фанатиков, проповедовавших "священную войну" против христиан и других неверных. Под знаменем тариката вели, например, войну имамы на Кавказе (Кази-Мулла, Шамиль) против русских. Боевую силу тариката составляли мюриды — послушники, слепо повинующиеся своему мюршиду — духовному наставнику. Отсюда движение Шамиля иногда называли мюридизмом.

    ВАХХАБИТИЗМ

    В новейшее время усложнение социально-экономических  и политических условий вызвали  появление новых сект в исламе. Среди бедуинов Аравии в XVIII веке возникло течение ваххабитов (последователей Муххамеда ибн Абдель Ваххаба), в котором отразился стихийный протест против богатства и роскоши городских купцов и богачей. Ваххабиты, продолжая традиции суровой ханбалитской школы, требовали возвращения к патриархальной простоте жизни первых веков ислама, строгого исполнения предписанных обрядов и запретов, уничтожения роскоши, боролись с европейскими культурными влияниями, не признавали культа святых, поклонялись только одному богу. После жестокой борьбы с противниками ваххабиты к началу XX века взяли верх в государстве Неджд (Внутренняя Аравия), а потом подчинили себе Хиджас с городами Меккой и Мединой. В государстве Саудовской Аравии, объединившем обе области, ваххабитизм сделался господствующей религией.

    БАБИСТСКОЕ  ДВИЖЕНИЕ

    Религиозную оболочку приняло и массовое недовольство городской бедноты и крестьян Персии в середине XIX века. Их идейным  вождем выступил Мохаммед Али, принявший  прозвище "Баб" ("врата" в  смысле посредника между людьми и  богом). Движение получило название бабистского. Баб проповедовал равенство и братство всех людей, но, конечно, только верующих мусульман. Баб объявил себя преемником пророка, который призван возвестить людям новый закон. Учение Баба было полно мистических представлений и близко пантеизму. Движение бабистов, широко распространившееся в народных массах, было жестоко подавлено власть имущими; главари подверглись суровой казни (1850 год). Однако движение имело своих продолжателей, хотя и лишилось боевого настроя. Один из бывших последователей Баба — Мирза Хусейн Али, принявший прозвище "Бехаулла", существенным образом изменил бабистское учение. Он тоже проповедовал равенство всех людей, право всех людей на плоды земли и пр. Но он не признавал насилия, открытой борьбы, провозглашал любовь, прощение, непротивление злу; в этом, может быть, сказалось влияние христианских идей. Мусульманские догматы и правовые нормы у Бехауллы подверглись смягчению. По имени проповедника новое учение стало называться бехаизмом. Оно уже не отвечало настроениям народных масс и распространялось больше в интеллигентской среде. Бехаизм, как утонченная, реформированная, модернизированная редакция ислама, нашел себе последователей даже в Западной Европе и в Америке.

    МАХДИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

    Под знаком ислама происходили и некоторые  массовые освободительные движения в колониальных странах. Самое известное  — махдистское движение в Судане (Африка) в 1881-1898 гг. Глава его — Мухаммед Ахмед — объявил себя махди (то есть спасителем, мессией), призванным руководить борьбой мусульман Африки против колонизаторов. Движение охватило весь Восточный Судан и области далее к востоку вплоть до Красного моря. Оно продолжалось около 20 лет и лишь с трудом было подавлено англо-французским альянсом.

    ИСЛАМ В СРАВНЕНИИ С  ДРУГИМИ РЕЛИГИЯМИ

    Характерная особенность мусульманской религии  состоит в том, что она энергично  вмешивается во все стороны жизни  людей. И личная, и семейная жизнь  верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые отношения, суд, культурный уклад — все это  должно быть подчинено целиком религиозным  законам. В прежние времена в  мусульманских странах имело  место полное сращивание государственной  и церковной власти: глава государства (халиф, падишах) считался преемником пророка, высшее духовенство составляло штат его советников, суд находился  целиком в руках духовных лиц. И уголовное, и гражданское право  было построено всецело на религиозном  законе — шариате. Следили за выполнением  норм шариата и толковали их мусульманские  богословы.

    Поэтому и мусульманское духовенство  выполняло и выполняет больше светские, чем чисто религиозные  функции. Мулла, состоящий при мечети,— это, собственно, учитель в церковной школе. Кади — это судья, знаток шариата. Муфтий — более высокий духовный чин — главный авторитет в вопросах шариата. Улем — ученый богослов, преподаватель в высшей религиозной школе; совет улемов давал свои заключения по вопросам религии и права. Во главе мусульманского духовенства в отдельных странах стоял – шейх-уль-ислам — видный богослов, он же советник государя. Даваемые шейх-уль-исламом разъяснения по тем или иным спорным вопросам догматики или политики, права считались непререкаемым законом.

    Обучение  молодежи в мусульманских странах  прежде было тоже чисто религиозным. Низшие школы — мектебы — состояли при мечетях. Высшие школы — медресе — представляли собой своего рода духовные академии. В них студенты изучали Коран и прочую религиозную литературу, богословские вопросы. Язык преподавания, язык церковной литературы был арабский. Кстати, арабская система письма была принята и в тюркских, и в иранских языках, хотя она для них и мало приспособлена.

    Мусульманская церковь в станах ислама была обычно и крупной экономической силой. Согласно шариату, церковь может  владеть имуществом, и это имущество  считается неотчуждаемым (вакф, множественное число — вакуф). Вакуфные земли состояли из пожалований от халифов (в эпоху завоеваний), из пожертвований и пр. Они были очень велики: например, в странах Средней Азии до половины всех обрабатываемых земель принадлежало церкви, и они приносили огромные доходы; за счет вакуфных имуществ и кормилось многочисленное духовенство.

    Хотя  правоверный ислам не идет ни на какие компромиссы с другими  религиями (в отличие, например, от буддизма), но в народных массах мусульманские  верования очень часто переплетаются  с древними, домусульманскими. Почти  повсеместно, особенно в слаборазвитых  странах, распространен культ местных  святых. Мусульманские святые зачастую оказываются не чем иным, как древними местными божествами-покровителями, которым  даны мусульманские имена. Во многих местах, особенно в Средней Азии, культ святых связан с культом  мазаров — якобы гробниц этих святых, а на самом деле древних местных святилищ. Более того, в последнее время в исламе обнаружено (особенно у народов Средней Азии) целый пласт влившихся в него, но глубоко архаичных верований и обрядов, относящихся к культу земледельческих божеств плодородия, к родовому культу предков, к шаманизму. Повсюду в среде мусульман распространены также вера в магию, ношение амулетов (часто с текстом из Корана). Многие муллы выполняют функции заклинателей, знахарей.

    Интересно отметить, что в многовековых столкновениях  ислама с христианством (точно так  же, как с маздеизмом и другими  религиями) ислам почти всегда выходил  победителем. В большинстве стран  Средиземноморья, где сейчас господствует ислам, он вытеснил преобладавшее здесь  прежде христианство (Северная Африка, Египет, Сирия , Малая Азия). На Кавказе  большинство народов до распространения ислама придерживалось христианства, позже многие из них были исламизированы (черкесы, кабардинцы, аджарцы, часть осетин и абхазов). На Балканском полуострове в ислам обращены были некоторые группы болгар, македонцев, боснийцев, албанцев, бывших прежде христианами. Обратных случаев массового обращения какого-либо мусульманского народа в христианство история не знает. Правда, с Пиренейского полуострова (Испания, Португалия) мусульмане в результате христианской Реконкисты (XII-XV вв.) были вытеснены, но это произошло в результате процесса насильственного изгнания исповедующих ислам, а не идейной победы одной религии над другой.

    Почему  же религия Мухаммеда так часто  одерживала верх над религией Христа? Видимо, вследствие большей простоты, доступности, понятности народным массам, особенно в восточных странах, где  преобладал патриархально-феодальный быт.

    В последние десятилетия, после первой мировой войны, во многих странах  произошли буржуазные реформы, ограничившие влияние религии. Развернувшееся после  второй мировой войны широкое  демократическое прогрессивное  движение в странах "третьего мира" привлекло к еще более радикальным  переменам в мусульманских традициях  и к их общему ослаблению. Характер перемен происходил сообразно различным  социально-политическим условиям.

    Речь  идет не только о мелких и внешних  уступках мусульманского духовенства  требованиям времени: смягчение  или отмена старых запретов, модернизация культа и пр., но и о более глубоких сдвигах. В ряде стран проведены  прогрессивные реформы, означающие решительную перестройку правовых норм и культурно-бытового уклада, конфискацию  церковных земель, ограничение сферы  действия шариата (не в пример возвращение  к законам шариата в Чечне), введение светского школьного и  университетского обучения. В частности, особенно радикальные реформы произошли  в Турции после отмены султаната  и учреждения республики (реформы  Кемаля Ататюрка, 1920-е годы).

 

     ИСЛАМ В НОВУЮ  ЭПОХУ.

    Полтора столетия с начала XIX до второй половины XX века явились важным переломным моментом в эволюции Ислама. Изменения в  социально-экономических структурах стран Востока, становление нового класса - национальной буржуазии, развитие национально-освободительного движения, распространение идей марксизма - все  это в совокупности не могло не повлечь за собой перемены во взглядах на роль Ислама в обществе, так и  в самой исламской мотивации  новых религий общественного  бытия.

    Процесс адаптации религиозно-философских  и правовых норм ислама к новым  историческим условиям, начавшимся в  середине XIX века и продолжающийся и  поныне, многие исследователи обозначают термином “мусульманская реформация”, хотя он принципиально отличен от реформации христианской.  Отличие  заключается, во-первых, в том, что  эти процессы происходили в различные  эпохи, в различных конкретно-исторических условиях. Во-вторых, “мусульманская реформация”  выражалась прежде всего в пересмотре (или попытке пересмотра) религиозных  мотиваций различных аспектов светской жизни и лишь в незначительной мере затрагивала собственно богословские вопросы.  В-третьих, отсутствие в  Исламе института церкви и духовенства, аналогичных христианским, наложило весьма существенный отпечаток на характер реформ в Исламе.

    Существенные  изменения претерпела мусульманская  судебная система, сложившаяся в  средневековье, и в определенной мере - сама система мусульманского права: происходило постепенное  ограничение юрисдикции шари’атских  судов; к середине XIX века на территории Османской империи были окончательно разграничены сферы компетенции  шари’атских и светских судов (процесс  этот начался значительно ранее). Одновременно с этим осуществляется кодификация норм мусульманского права (свод положений ханафисткого права - Манджалла - был составлен в 1869-1876 годах), в ряде стран вводятся уголовные  кодексы и другие правовые документы, не предусматриваемые шари’атом. Определенные изменения роли Ислама в общественной жизни (хотя и весьма ограниченные) произошли в связи с реформами Мухаммада “Али в Египте и политикой танзимата в Османской империи.

    СОВРЕМЕННЫЙ ИСЛАМ. ЕГО РОЛЬ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКЕ.

    Современный Ислам - вторая по численности последователей (после христианства) мировая религия. По приблизительным отчетам, общая  численность мусульман на земном шаре достигает 800 миллионов человек (около 90 процентов из них сунниты), из которых более двух третей живет  в зарубежной Азии, составляя свыше 20 процентов населения этой части  планеты, почти 30 процентов - в Африке (49 процентов населения континента). Из более чем 120 стран мира, в которых  существуют мусульманские общины, в 35 мусульмане составляют большую часть  населения - свыше 80 процентов населения  во всех странах Северной Африки, Западной Азии (за исключением Кипра, Ливана, Израиля), в Сенегале, Гамбии, Нигере, Сомали, Афганистане, Пакистане, Бангладеш, Индонезии и некоторых других; в ряде стран последователей Ислама насчитывается от половины до 80 процентов  жителей (Гвинея, Мали, Ливан, Чад, Судан), в Малайзии и Нигерии - почти половина, в некоторых странах они составляют влиятельное меньшинство (Гвинея-Бисау, Камерун, Буркина Фасо, Сьерра-Леоне  и др.). Наиболее крупным по абсолютной численности мусульманские общины - в Индонезии, Индии, Пакистане и  Бангладеш; значительное число мусульман  проживает в Китае, Таиланде, Эфиопии, Танзании, на Кипре, в некоторых странах  Европы (Югославия, Албания, Великобритания, ФРГ, Франция и др.), Америки (США, Канада, Аргентина, Бразилия, Гайана, Суринам, Тринидад и Тобаго), в Астралии, на островах Фиджи.

    В 28 афро-азиатских государствах Ислам  признан государственной (или официальной) религией, Это Египет, Кувейт, Саудовская Аравия, Иран, Пакистан и др. В некоторых  странах слово “исламский” включено в их официальное название: Исламская Республика Иран, Исламская Республика Пакистан, Исламская Республика Мавритания и др.

Информация о работе Ислам: возникновения и распостранения