Ислам: возникновения и распостранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Знание основ мусульманской религии весьма различно у различных слоев населения и в разных странах традиционного распространения ислама. Всякий мусульманин знает арабское звучание и смысл символа веры религии ислама: "нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник Аллаха". Здесь кратко выражены два главных догмата ислама: существует единый, единственный, и вечный всемогущий бог - Аллах; своим посланником Аллах избрал араба из Мекки, Мухаммада, через него бог передал людям текст священной книги - корана, его руками он основал общину верующих (умма).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ИСЛАМ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАПРОСТРАНЕНИЕ 4

ЗАРОЖДЕНИЕ ИСЛАМА 4

МУХАММАД (Мухаммед, Магомет) - ПОСЛАННИК АЛЛАХА 6

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИСЛАМА 10

КОРАН – СВЯЩЕННАЯ КНИГА МУСУЛЬМАН 12

ИСЛАМСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БОГЕ 13

"ПЯТЬ СТОЛПОВ" 14

"СТОЛПЫ ВЕРЫ" 17

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА 17

РАЗЛИЧНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В МУСУЛЬМАНСТВЕ 20

ШИИЗМ 20

СУННИЗМ 21

СУФИЗМ 21

ДВИЖЕНИЕ ТАРИКАТА 22

ВАХХАБИТИЗМ 22

БАБИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ 22

МАХДИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ 23

ИСЛАМ В СРАВНЕНИИ С ДРУГИМИ РЕЛИГИЯМИ 23

ИСЛАМ В НОВУЮ ЭПОХУ 20

СОВРЕМЕННЫЙ ИСЛАМ. ЕГО РОЛЬ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКЕ 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Работа содержит 1 файл

религия.docx

— 75.91 Кб (Скачать)

      Первоначально Магомет испугался  начавшихся “откровений”, но затем  уверился, что избран божеством  в качестве посланника (расул)  и пророка (наби), чтобы нести  людям слово божье. Первые “откровения”, которые Магомет пытался передать  своим сородичам, провозглашали  величие единственного и единого  бога Аллаха, отвергали распространенное  в Аравии многобожие, предупреждали  о грядущем воскрешении мертвых,  Дне суда и наказаний в аду  всех, кто не верует в Аллаха.

      Проповедь Магомета была встречена  в Мекке с насмешкой, однако  постепенно вокруг него собралась  группа сторонников, частью из  знатных родов, частью - из низов  мекканского общества. Мекканская  верхушка начала преследовать  и притеснять последователей  Магомета - мусульман. Сам Магомет  находился под защитой своего  рода и его главы - Абу Талиба, многие же из мусульман, спасаясь  от гонений уехали из Мекки  в Эфиопию. Проповедь Магомета, якобы передававшая прямую речь  Аллаха, в это время доказывала  всемогущество Аллаха, часто именовавшегося Милостливым (Рахман), его величие, полную зависимость от него человека. При этом Магомет отсылал слушателей к известным им историям о пророках прошлого и о погибших древних народах. Коран как бы показывал, что пророчество Магомета - явление известное и возможное и что непослушание пророку всегда вело к наказанию неверующих.

    В какой-то момент (около 618-620 гг.) возникла возможность компромисса с мекканцами. Магомет якобы согласился признать особое положение при Аллахе почитаемых в Мекке богинь - ал-Лат, ал-‘уззы  и Манат, а мекканцы - пророческую  миссию Магомета и первое место Аллаха среди богов. Однако примирение, нарушавшее главный принцип нового учения - строгое единобожие, не состоялось, и борьба обострилась. Тем временем умерла Хандиджа, умер Абу Талиб. Магомет  лишился значительной части моральной  поддержки и защиты.  Ставший  главой рода Абу Лахаб отказал  Магомету в покровительстве.

      Магомет стал искать сторонников  вне Мекки. Он обращался с  проповедями к людям, приезжавшим  в город по торговым делам,  совершил в безрезультатных поисках  убежища поездку в Та’иф. Наконец,  около 620 года он вступил в  тайное соглашение с группой  жителей Йасриба - крупного землевладельческого  оазиса примерно в 400 км. к северу  от Мекки. Жившие там изыческие  и принявшие иудаизм арабские  племена находились в состоянии  затянувшихся и запутанных междоусобиц,  из которых они, по аравийскому  обычаю, надеялись выбраться с  помощью авторитетного и беспристрастного  третейского судьи. В качестве  такого судьи они и пригласили  Магомета, признав его пророческую  миссию как основу его авторитета.

      Сначала большинство мекканских  мусульман, а затем и сам  Магомет переселились в Йасриб. Он прибыл туда 12 или 18 раби’  I, т.е. 24 или 22 сентября 622 года. С первого  месяца (ал-мухаррам) этого года мусульмане (при ‘Умаре I) стали отсчитывать  годы новой эры по хиджре, т.е.  по году переселения Магомета  и Мекки в Йасриб, который стал  называться Мажинат ан-наби (“город  Пророка”) или просто ал-Мадина (Медина).

      Магомет превратился из простого  проповедника в политического  лидера общины, включавшей поначалу  не только мусульман. Постепенно  устанавливается его единовластие  в Медине. Главной опорой Магомета  были пришедшие с ним из  Мекки мусульмане - мухаджиры и  мединские мусульмане - ансары. Магомет  надеялся также найти религиозную  и политическую поддержку у  иудеев Йасриба, он даже подчеркнуто  избрал киблой Иерусалим. Однако  они отказались признать в  Магомете мессию из неиудеев, более того высмеивали пророка  Аллаха и даже вступили в  контакты с врагами Магомета - мекканцами. К ним присоединились  и часть других йасрибцев из  язычников, иудеев и христиан, первоначально охотно принявших  ислам, но затем выступивших   против Магомета. Эта внутренняя  мединская оппозиция неоднократно  осуждается в Коране под именем  “лицемеров” (мунафикун).

      Внутреннее размежевание помогло  развитию представления об исламе  как об отдельной религии, усилению  ее аравийских черт. Магомет все  отчетливее говорит об особой  роли ислама, о себе как о  последнем пророке - “печати пророков”,  иудеи и христиане порицаются  как плохие верующие, ислам объявляется  исправление допущенных ими искажений  воли Аллаха. В противовес субботе  устанавливается особый мусульманский  день общей молитвы - пятница,  объявляется о святости ал-Ка’бы  и первостепенном значении паломничества  к ней. Она становится главной  святыней ислама, к ней молящиеся  начинают обращаться во время  молитвы (кибла).

      В Медине строятся первая мечеть, дом Магомета, устанавливаются основы  мусульманского ритуала - правила  молитвы, омовения, поста, призыва  к молитве, сборов на благочестивые  нужды и т.д. В проповедях  Магомета стали фиксироваться  правила жизни общины - принципы  наследования, раздела имущества,  бракосочетания. Объявляются запреты  на вино, свинину и азартные  игры.

      Начинает особо выделяться положение  Магомета как посланника Аллаха. В “откровениях” появляются  требования особого почтения  к Магомету, ему “ниспосылаются”  исключения из некоторых запретов, обязательных для других.

    Таким образом, в Медине Магомет сформировал  основные принципы религиозного учения, ритуала и организации общины. Эти принципы были выражены в “откровениях”  и частично - в высказываниях, решениях и поступках самого Магомета.

      Одной из форм сплочения общины  и ее расширения с самого  начала мединского периода стала  борьба с неверующими мекканцами. В 623 году начинаются нападения  мусульман на мекканские караваны, в 624 году при Бадре мусульмане, возглавляемые Магометом, победили  мекканский отряд, и эта победа  была воспринята и истолкована  как доказательство того, что  Аллах - на стороне мусульман.  В 625 году мекканцы пошли к  Медине и сразились с мусульманским  войском около горы Ухуд. В  бою Магомет был легко ранен  в голову, мусульмане понесли  большие потери, однако мекканцы  не развили свой успех и  отошли. В следующем году они  снова подошли к Медине, но  были остановлены обороной мусульман  у специально выкопанного рва.

      Тесные связи внутренней мединской  оппозиции с мекканцами, ее попытки  покушения на жизнь Магомета  и упорный отказ от полного  ему подчинения вызывали резкие  ответные меры. Последовательно  из Медины были изгнаны иудейские  племена бану кайнука’ и бану  надир, значительная часть бану  курайза была перебита, были убиты  и некоторые наиболее активные  противники и соперники Магомета. Затем были собраны большие  силы для решительной борьбы  с Меккой.

      В 628 году большое войско, к  которому присоединились некоторые  кочевые племена, двинулось в  сторону Мекки и остановилось  в местечке ал-Худайбийа, на  самой границе священной территории  Мекки.

    Переговоры  между мекканцами и мусульманами завершились перемирием. Ровно через  год Магомет и его сподвижники  совершили в соответствии с договором  малое паломничество (‘умра).

      Тем временем крепла сила мединской  общины. Были завоеваны богатые  оазисы Северной Аравии Хайбар  и Фадак, союзниками Магомета  становились все новые и новые  племена. В этих условиях продолжались  тайные переговоры мекканцев с Магометом, многие мекканцы принимали ислам открыто или тайно. В результате всего этого подошедшее к Мекке в 630 году мусульманское войско беспрепятственно вошло в город. Магомет совершил поклонение ал-Ка’бе, очистил ее от языческих идолов.

      Магомет, однако, продолжал жить  в Медине, лишь однажды (в 632 году) еще совершив паломничество,  называемое прощальным (хиджжат  ал-вада’). Победа над Меккой еще  более укрепила уверенность Магомета  в себе и подняла его политический  и религиозный авторитет в  Аравии. Он посылает различным  царям и вождям Аравии и  наместникам пограничных с Аравией  областей Византии и Ирана  послания с предложением принять  ислам. Мекканские военные отряды  захватывают новые оазисы в  Северной Аравии, появляются в  Йемене. В Мекку приезжают представители  различных племен и областей  полуострова.  Многие из приезжавших  договариваются с Магометом о  союзе. В сражении при Хунайне  в 630 году мусульмане и их  союзники отбили большое наступление  на Мекку враждебных кочевых  племен. В 631-632 гг. значительная часть  Аравии оказывается в той или  иной степени включенной в  политическое объединение, возглавляемое  Магометом.

      В последние годы жизни Магомет  определяет цель этого объединения  - распространение власти ислама  на север; он деятельно готовит  военную экспедицию в Сирию.  В июне/июле 632 года в возрасте 60-63 лет Магомет неожиданно для  своих сподвижников скончался  после непродолжительной болезни.  Существует легенда, что он  был отравлен. Похоронен он в  главной мечети Мединны (Мечети  Пророка).

      Со смертью Магомета прекратился  прямой “контакт” общины с  Аллахом, ею стали управлять  халифы - заместители Пророка в  деле проведения в жизнь законов  и правил, заповеданных Магометом  и изложенных в Коране. За право  выдвижения на пост халифа  своего представителя соперничали  разные группы мусульман. Первым  халифом стал один из ближайших  соратников Магомета - Абу Бакр.

      После смерти Хадиджи Магомет  заключал большое количество  браков. Право Пророка перевысить  разрешенное для мусульманина  число жен (четыре) было специально  обосновано кораническим “откровением”.  В большинстве своем эти браки  носили политический характер, укрепляя  связи Магомета с различными  родо-племенными группами. Любимой  женой Магомета предание считает  ‘А’ишу, дочь Абу Бакра. После  смерти Пророка она пыталась  играть политическую роль в  качестве хранителя и толкователя  его заветов. Особой любовью  Магомета также пользовалась  коптская невольница Мария, родившая  ему сына Ибрахима, умершего в  младенчестве и горько оплаканного  Пророком. Согласно преданию, у Магомета  было 11 официальных жен, девять  из которых были живы в момент  его кончины.

      Магомет не оставил мужского  потомства. Дочь Магомета Фатима  вышла замуж за его двоюродного  брата и верховного друга ‘Али  б. Аби Талиба. От потомков их  сыновей - ал-Хасана и ал-Хусайна  - происходят все довольно многочисленные  в сегодняшнем мусульманском  мире потомки “семьи Пророка” - саййиды и шарифы.

      В современной науке существует  общее мнение, что Магомет действительно  жил и действовал, произнес значительную  часть слов, составляющих Коран,  обосновал общину мусульман сначала  в Мекке, потом в Йасрибе.  В жизнеописании Магомета (сира), в преданиях о его словах  и поступках (хадис), в комментариях  к Корану (тафсир) и т.д. наряду  с исторически достоверными сведениями  содержится много поздних добавлений, домыслов и легенд. Все вместе  они и составляют известную  всем мусульманам биографию Пророка.

      Ислам в принципе не наделяет  Магомета никакими сверхъестественными  чертами. В Коране неоднократно  подчеркивается, что он такой  же человек, как и все. Тем  не менее вокруг его фигуры  постепенно возник цикл легенд  о чудесах. Некоторые из них  развивают намеки Корана, как,  например, легенда о том, что  ангелы рассекли молодому Магомету  грудь и омыли его сердце, или  легенда о его ночном путешествии  на волшебном животном ал-Бураке  в Иерусалим и последующем вознесении на небеса. Сложился ряд легенд о чудесах, сотворенных Магометом, - в его присутствии недойная овца дает молоко, малой пищи хватает на множество людей и т.д. В целом, однако, подобного материала в преданиях о Магомете сравнительно мало.

      В европейской культуре образ  Магомета был первоначально объектом  разных нападок и обвинений  в коварстве, жестокости, любострастии, возникали и волшебные легенды,  притягивавшие христианских завоевателей, как, например, о висящем в воздухе  гробе Магомета. Причудливым образом  он становился порой объектом  тайного поклонения, например у  тамплиеров. Просветители считали  Магомета обманщиком, использовавшем  религию в целях собственного  благополучия. Ученые и публицисты  Европы видели в Магомете и  революционера, и реформатора,  и пламенного политического вождя,  и вдохновенного пророка, и  ученика иудейских раввинов или  христианских монахов, и крупного  политика и т.д.  Успех ислама  как религии и как социальной  системы был обеспечен и объективными  и субъективными факторами. В  ряду последних одно из ведущих  мест занимает личность Магомета, вдохновенного оратора, проповедника, преданного своему делу вероучителя,  умного и гибкого политика, умевшего  соединять идеал с реальностями  жизни, верность традиции с  решительными новшествами, принципиальность  с гибкостью, “демократизм” с  единовластием, мягкость с суровостью  и решительностью.

Информация о работе Ислам: возникновения и распостранения