Иудаизм, обряды, праздники, богослужение

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:15, реферат

Описание работы

Ритуальная практика иудаизма является темой данной работы и будет освещена на примерах календарного цикла благочестия, включающего еженедельные и ежедневные молитвы и обряды, а также ежегодные празднества и святые дни жизненного цикла благочестия, протекающего от рождения до смерти человека, и выполнения над ним «кризисных» обрядов.

Работа содержит 1 файл

Иудаизм как религия2.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

     Как и в других религиях, праздники  и памятные даты в иудаизме играют очень большую роль в утверждении основных его принципов, в укреплении веры, в сохранении и постоянном оживлении религиозной атмосферы в обществе, в поддержании исторической памяти народа, его традиций, его культуры. Праздники - важнейший фактор воспитания и сплочения людей. В силу очень специфической истории евреев значение религиозных праздников для них особенно велико не только в конфессиональной, но и в этнической, и даже шире - во всей социально-культурной жизни.

 

3. Богослужение в иудаизме

 

     В библейский период центром иудейского культа был Иерусалимский Храм, где в соответствии с предписаниями Торы совершалось ежедневное жертвоприношение (тамид). В отличие от религий других народов древности жертва в иудаизме мыслилась не как прямое средство умилостивить Бога, но как освящение авторитетом религии обыденных житейских актов.

     В период вавилонского пленения, когда  первый Храм был разрушен, место  жертвоприношений заняла молитва, для  совершения которой евреи стали  собираться вокруг отдельных учителей - знатоков Торы (рабби). После разрушения второго Храма жертвоприношения были запрещены. Из вышеназванных собраний возникли иудейские молитвенные объединения, именуемые синагоги (по-древнегречески - "собрания"). В иудаизме синагога представляет собой собрание евреев для совершения молитвы и научения Закону (в "реформированном иудаизме" синагоги иногда именуют храмами). Такое собрание не предусматривает наличие специального здания и может проходить в любом помещении.

     Специальные здания синагог возникают в раввинистический период. В средневековой Испании  сформировался архитектурный облик синагог, которые строились в мавританском стиле. На Востоке, а в Новое время и в Европе существовали великолепные синагоги. Некоторые из них сохранились на фотографиях и рисунках. Огромная экспозиция макетов наиболее известных синагог создана в Тель-Авивском музее диаспоры в Израиле.

     Центром религиозной и общественной жизни  в иудаизме является синагога. Статус синагоги определяется наличием в ней специального киота для хранения свитков Торы, который размещается в стене, обращённой к Иерусалиму. В центре зала устанавливается бима - возвышенное место со столом для чтения Торы. Характерными атрибутами убранства синагоги являются семисвечник (менора), копирующий светильник Иерусалимского Храма; ковчег - ларец со свитком Торы с изображениями льва и орла; скрижали - каменные доски с начальными словами Десяти Заповедей; и звезда Давида (Могендовид) - шестиконечная звезда, составленная из двух равносторонних треугольников (по преданию она была начертана на щите царя Давида). Поскольку Бог по вероучению иудаизма не имеет образной формы, любые изображения Бога, а также изображения людей в иудаизме запрещены.

     Для совершения публичного богослужения необходимо присутствие не менее десяти евреев мужского пола, достигших религиозного совершеннолетия (13-летнего возраста). Они составляют первичную иудаистскую общину - миньян (буквально"число", то есть кворум, необходимый для богослужения). В соответствии с традицией, восходящей к Храму, места для женщин в ортодоксальных синагогах отделяются перегородкой или размещаются на галерее, поскольку женщина в иудаизме считается религиозно неполноценной и религиозную ответственность за нее несет ближайший родственник-мужчина (отец, муж, брат). В то же время в реформированных синагогах мужчины и женщины молятся вместе.

     В центре синагогального зала располагается  бима - возвышенное место со столом для чтения Торы. Кроме того, с  бимы произносятся проповеди, а в  сефардских синагогах ведет службу хаззан, осуществляющий руководство  религиозным хором.

     Иудаистское богослужение состоит в общей и индивидуальной молитвах, чтении Торы, а также в исполнении религиозных песнопений специальным хором общины под руководством и при личном участии особо подготовленного солиста-исполнителя (хаззана или кантора). Праздничным богослужениям соответствуют особые чины и порядок ритуальных действий.

     В иудаизме отсутствует институт рукоположенного  духовенства. В библейский период согласно Торе исключительным правом совершать  храмовые жертвоприношения обладали аарониды - потомки Аарона, брата Моисея, а прислуживать при богослужении - левиты (евреи из колена (рода) Левия). В современном иудаизме эта традиция сохранилась в обычае, когда перед началом праздничного богослужения народ в синагоге благословляют когены - потомки ааронидов.

     В раввинистическую эпоху право совершать публичные богослужения закрепилось за раввинами - учителями и толкователями Торы. Раввины проходили обучение в йешивах - духовных школах при талмудических коллегиях Вавилонии, а затем - Испании и Германии. Позднее йешивы (дословно"собрание учащихся") создавались при наиболее крупных синагогах.

     Вместе  с тем, раввин не считается преимущественно перед мирянами человеком, на котором почиет Божия благодать, и, в силу этого, призванным быть посредником между Богом и людьми, но он обязан быть более, чем другие члены общины, сведущим в Законе и потому компетентным в решении религиозных вопросов". При отсутствии раввина руководить богослужением может любой совершеннолетний мужчина-еврей, обладающий соответствующими знаниями.

     В число синагогального богослужебного персонала помимо хаззана (кантора)входят: маггид (проповедник); чтец Торы; шойхет (резник), совершающий ритуальный забой скота и птицы, а также соблюдающий правила ритуальных пищевых запретов и ограничений; сойфер - переписчик свитков Торы и изготовитель ритуальных молитвенных текстов; шамаш - синагогальный администратор-служка. Иногда в число персонала включается могель - специалист по обряду обрезания. Староста синагоги - габай (сборщик) - избирается из числа наиболее авторитетных прихожан.

     В иудаизме приняты три обязательных ежедневных богослужения, совершаемых как публично - в синагоге, так и индивидуально - дома. Эти богослужения называются шахарит (утреннее), минха (дневное), маарив (вечернее). В субботу и праздники читается также особая молитва мусаф - в память о храмовом жертвоприношении. Центральное место в синагогальных богослужениях занимает молитва "Шмонэ-эсре" ("18 благословений"). Она также называется Амида ( буквально "стоя"), поскольку при ее чтении все встают. Данная молитва содержит исповедание веры в единого Бога и завершается благословением Иерусалиму.

     По  понедельникам, четвергам и субботам во время утренней молитвы достают  из арон-кодеш свиток Торы, торжественно выносят его на биму и читают по нему нараспев очередной недельный фрагмент Торы. При этом к Торе вызывают по очереди нескольких членов общины: они поднимаются на биму, произносят благословения на чтение Торы и стоят рядом с читающим (или читают сами).

     В течении года прочитывают весь свиток, после чего перематывают его назад и начинают новый цикл чтения. Название недельного фрагмента Торы часто используется для обозначения календарной даты. Существовал обычай, позволяющий прерывать чтение свитка Торы жалобой на допущенную в отношении одного из членов общины несправедливость. Количество обязательных индивидуальных молитв строго не установлено. Считается, что верующий благочестивый иудей должен молиться как можно чаще, там и тогда, где и когда он сам чувствует в этом потребность.

       Традиционно молитва произносится вслух, громко, иногда нараспев, сопровождается частыми неглубокими поклонами. Коленопреклонение и ритуальные позы не приняты. Сакральные жесты (наподобие христианского крестного знамения) отсутствуют. Если верующий не знает или плохо помнит молитву наизусть, он может читать ее по книге.  Полное сосредоточение и даже экзальтация при молитве считаются проявлениями благочестия. Беспокоить и отвлекать молящегося - по нормам иудейской морали, значит проявлять крайнюю невоспитанность, граничащую с неуважением к вере.

     Важной  частью богослужения является калдиш - поминальная молитва, читаемая в течение годичного траура и в годовщины смерти сыном по умершим родителям. Во время утренних служб в понедельник, четверг и субботу читается по свитку Тора (в течение года она прочитывается полностью). Текст Торы за чтецом повторяют специально назначенные для этого прихожане. По субботам, кроме того, читаются книги Пророков.

     Богослужебным языком является древнееврейский, но в  реформированном иудаизме практикуется богослужение и на живых разговорных языках.

     Из  синагогального убранства можно  отметить многосвечники (менора), копирующие светильники Иерусалимского храма; ковчег - ларец со свитком Торы с изображениями льва и орла(древние символы Яхве); скрижали -каменные доски с начальными словами Десяти Заповедей; Могендовид (звезду Давида) - шестиконечную звезду, составленную из двух равносторонних треугольников. Происхождение Могендовида до сих пор дискуссионно. Согласно преданию его изображение было начертано на щите царя Давида, второго правителя Израильско-Иудейского государства. Изображения людей в иудаизме запрещены.

     Синагога  является также местом собраний и  публичных проповедей. Проповеди  может читать раввин или любой  другой человек, которого община согласна слушать. По обычаю жених перед свадьбой и мальчик, достигший совершеннолетия (13 лет), должны произнести проповедь. Существовал также институт бродячих проповедников (магидов); проповеди являлись важным жанром традиционной литературы, они записывались и издавались. Содержанием проповеди может быть талмудическая проблема и/или моральное поучение.

     Культ и обыденная жизнь общины трудно отделимы друг от друга. «Синагога выполняет функцию дома молитвы, дома изучения Торы и места, где происходит общение членов общины. Быть прихожанином синагоги – это значит быть действительным иудеем»[5]. 
 

Заключение

 

     Сущность иудаизма выражается не теологическими абстракциями, а конкретными актами жизни, которыми наполнен каждый день и которые составляют форму и содержание иудейского вероучения. Каждое действо, каждая его деталь исполнены величайшего смысла и значительности. Темы прихода Мессии и божественного могущества всегда были основными в иудаизме, а взаимное сочетание личного и общинного начал всегда оставалось движущей силой его истории. В сознании каждого иудея должно было отложиться, что древнее связано с настоящим и события Исхода имеют одинаковую важность для всех поколений евреев. Совокупность всего этого и есть традиция.

     Как и в других религиях, обычаи, праздники и памятные даты в иудаизме играют очень большую роль в утверждении основных его принципов, в укреплении веры, в сохранении и постоянном оживлении религиозной атмосферы в обществе, в поддержании исторической памяти народа, его традиций, его культуры.

     Праздники - важнейший фактор воспитания и сплочения людей. В силу очень специфической истории евреев значение религиозных праздников для них особенно велико не только в конфессиональной, но и в этнической, и даже шире - во всей социально-культурной жизни.

     Историческая  память и идеология — вещи в известной степени абстрактные, но их конкретное воплощение представлено в календарном цикле праздников и памятных дней. Очевидно, что он определяет ритм мыслей и чувств иудея в течение всего года, дает ритуальную жизнь библейским образам и сохраняет иудаизм как живую систему. Поэтому Галаха часто называется «путем жизни», она требует не абстрактных и пассивных верований, но требует «быть иудеем» через обряды и внешние проявления.

 

Список  литературы

 
 

1. Религия в  истории и культуре: Учебник для вузов (под. ред. проф.Писманика М. Г. ) - 430 с. Писманик М. Г. , Вертинский А. В., Демьяненко С. П.и др. М: ЮНИТИ /Культура и спорт, 1998.

2. Словарь религий,  обрядов и верований ,- 413 с., {Миф, религия, культура}, 1998.

3. Язык и религия:  Пособие для студентов гуманитарных вузов – 352с. сМечковская Н. Б. М: Фаир-Пресс, 1998г.

4. Основы религиоведения: Учеб. Ю.ф.Борунков, И.Н.Яблоков, К.И.Никонов  и др.,- 480с. М: Высшая школа, 2000.

5. Религиозные  традиции мира. В двух томах.  Том 1.- 576с., М: Кронпресс, 1996. 
 
 

Информация о работе Иудаизм, обряды, праздники, богослужение