Католичество и православие: причины и история распада

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:47, научная работа

Описание работы

Первое время Константинопольская и Римская церкви существовали душа в душу. Но, тем не менее, это не помешало появлению разногласий между двумя религиозными центрами. Причины политического характера, внутренние противоречия, накапливавшиеся начиная с IV в., привели в XI в. к трагическому расколу.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Христианство как мировая религия. 7
Глава 2. Раскол единой христианской церкви.
2.1 Игнатианская и Фотианская партии. 15
2.2 Взаимные отношения Византийской и Римской церквей при Константинопольском патриархе Николае Мистике. 19
2.3 Окончательное разделение Церквей. 23

Глава 3. Православие и католичество. Обрядовые расхождения. 31
3.1 О таинстве Евхаристии 32
Заключение. 39

Список используемых источников и литературы 41

Работа содержит 1 файл

Работа.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

Департамент образования  и социально – правовой защиты детства 

 

Научное общество учащихся «Эврика»

ННГУ им. Н.И  Лобачевского

Секция «Религиоведение»

 

 

 

 

 

 

Католичество  и православие: причины и история  распада.

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Исакова Валентина

Ученица 10 «В» класса

Школа №17 Приокского района

Научный руководитель:

Белоконная  Марина Петровна

учитель истории

 

 

 

Н. Новгород

2011 год. 

Содержание

Введение                                                                                                              3 
Глава 1. Христианство как мировая религия.                                                  7 
Глава 2. Раскол единой христианской церкви.                                                
   2.1 Игнатианская и Фотианская партии.                                                      15 
   2.2 Взаимные отношения Византийской и Римской церквей при Константинопольском патриархе Николае Мистике.                                   19 
   2.3 Окончательное разделение Церквей.                                                      23

Глава 3. Православие и  католичество. Обрядовые расхождения.                 31 
   3.1 О таинстве Евхаристии                                                                             32 
Заключение.                                                                                                        39

Список используемых источников и литературы                                           41

 

 

 

Введение.

Церковь. Что значит это  слово? Обращаясь к энциклопедии, мы можем найти четкое определение: архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Но что же на самом деле Церковь? Церковь (от греч. Κυριακη (οικια) — (дом) Господа) — тип религиозной организации, объединяющей последователей того или иного религиозного течения на основе общих догматической и культовой систем. Таким образом Церковь – это нечто, что объединяет верующих людей по всему свету. Отличительной особенностью церквей является кодификация догматики и обрядовости, иерархическая организация, централизованное управление, деление верующих на профессиональных служителей культа (клир) и мирян и владение церковной организацией имуществом. Дополнительной особенностью догматики большинства церковных организаций является тезис о невозможности спасения верующих вне церкви.

В мире десятки религий, разнообразных по своей сути и  содержанию. И у каждой из них  есть Церковь, представляющая божество этой религии, ведущая к богу и  помогающая верующему на этом пути. Так же и в христианстве: многим знакомо выражение «Христианская церковь».

Христианство в I веке нашей эры не знало церковной организации, должностных лиц, культа, клира, догматов; вместо института священства были пророки, учители, апостолы, проповедники, выходившие из рядовой массы верующих. Любой христианин мог заниматься учительством – пророчеством; если он имел достаточное число приверженцев, то фактически зачастую руководил делами общины.

С течением времени, в  особенности со второй половины II в., руководство общинами сосредотачивается, однако, все более в руках пресвитеров – старейших членов общины по возрасту либо по времени их вступления в общину. Руководство это носило в значительной степени хозяйственный характер и на первых порах было связано с совместными трапезами христиан, с так называемыми агапами, вечерями любви. Обслуживались члены общин во время этих трапез диаконами, а по мере роста общин, необходимости накопления для них денег и увеличения запасов для трапез появились кладовщики, кассиры и надзиратели-епископы. Последними становились обычно старейшие, наиболее зажиточные члены общины, которые отвечали за сохранность денег и припасов, необходимых для совместных трапез.

Епископы, игравшие роль в общине не в силу своего «пророческого  дара», а в следствии своей  зажиточности и степенности, внесли новое начало в христианскую общину. Зажиточные элементы каждой общины стремились прежде всего оттеснить пророков-учителей, не поддававшихся ни надзору, ни регламентации, и передать полноту власти епископам. Так возникла церковная организация с епископом во главе.

Вскоре начинается процесс  приспособления христианства к интересам  господствующего класса империи. Зажиточные слои общества, принимавшие во все  большем числе новую религию, энергично вытравляли «анархические  и  индивидуалистические бредни» ранних последователей христианства. Верующим внушалось, что епископ обладает унаследованной от апостолов «благодатью божьей», что он один ею распоряжается и что он – опора церкви.

Как мы видим, обычные  для того времени общины, переросли  в нечто большее, именно же – в организацию, которая охватила собой не только Римскую империю и близлежайшие государства, но и весь мир.

Константинопольская Церковь, по преданию, основана Андреем Первозванным, который около 60 г. рукоположил своего ученика св. Стахия первым епископом города Византия. Однако собственно история Константинопольского Патриархата начинается с 330 года, когда император Константин Великий основал на месте древнего селения Византии (Византиона) новую столицу Римской империи - Константинополь. Поскольку этот город стал столицей, то значение Константинопольской кафедры постоянно возрастало, и со временем она стала первой по чести среди других Православных Церквей, хотя и уступала по древности некоторым из них.

Первое время Константинопольская  и Римская церкви существовали душа в душу. Но, тем не менее, это не помешало появлению разногласий между двумя религиозными центрами. Причины политического характера, внутренние противоречия, накапливавшиеся начиная с IV в., привели в XI в. к трагическому расколу. И до этого в разных поместных церквях существовали различия в богослужении и богопонимании.

С разделением Римской  империи на два самостоятельных  государства образовались и два  центра христианства - в Риме и в  Константинополе (Византия). Вокруг каждого из них стали формироваться поместные церкви. Традиция, сложившаяся на Западе, привела в Риме к совершенно особой роли папы как Римского первосвященника - главы Вселенской Церкви, наместника Иисуса Христа. С этим не согласилась Церковь на Востоке.

Образовались две христианские конфессии (лат. "исповедание", т. е. направления христианства, имеющие различия в вероисповедании) - православие и католичество. Сегодня христианство представляют три конфессии, каждая из которых делится на множество деноминации, т. е. течений, иногда весьма сильно различающихся по своим убеждениям. И православные, и католики, и большая часть протестантов признают догмат (определение Церкви, имеющее безусловный авторитет для каждого её члена) о Святой Троице, верят в спасение через Иисуса Христа, признают единое Священное Писание - Библию.

Целью этой работы стояло подробное изучение множества причин раскола христианской Церкви на католическую и православную, выявление наиболее важных из них.

Задача этой работы в  том, чтобы достоверно раскрыть противоречия, возникшие между Константинополем и Римом, а так же предоставить исторические портреты личностей, напрямую или косвенно виновных в этом расколе.

Актуальность этой работы обусловлена нынешними поисками Католической и православной церквей путей если не к объединению, то к мирному диалогу, который был нарушен много столетий назад.

  В процессе написания  работы были проработаны труды  авторов, которые подробно рассматривают  тему распада единой христианской  церкви. Основное же влияние на написание этой работы оказали труды:

Лебедева А. П. «История разделения церквей в IX, X, XI веках». Посвящена изображению борьбы между Константинопольскими патриархами и римскими папами, стремившихся подчинить себе всю Вселенскую церковь. Главное содержание книги - противостояние двух церковных партий; игнатианской и фотианской. Именно эта борьба оказала большое влияние на разделение Церквей.

Юрия Табака «Православие и Католичество». Простым и доступным языком автор книги излагает основные догматические и канонические различия между Православной и Католической Церквами, показывая читателю не только расхождения, но и те общие черты, которые объединяют Великие Церкви и позволяют им искать пути для сближения и взаимопонимания.

 

Глава 1. Христианство как  мировая религия.

Христианство - самая  многочисленная религия в мире. По данным 1энциклопедии “Народы и религии мира”, в мире в 1996 году было около 2 миллиардов христиан. Христианство возникло в Палестине в середине I в. н.э. Первые христиане по национальности были евреями, по прошлому религиозному мировоззрению - иудеями. Но уже во второй половине I века христианство стало интернациональной религией. Языком интернационального общения у первоначальных христиан стал греческий язык (как и в государстве того времени). С точки зрения служителей культа, главной и единственной причиной возникновения христианства была проповедническая деятельность Иисуса Христа, который был одновременно и Богом, и человеком. Иисус Христос, говорят служители культа, в образе человека пришёл на землю и принёс людям истину. О его пришествии на землю (это состоявшееся пришествие называют первым, в отличие от второго, будущего) рассказывается в четырёх священных книгах, которые называются Евангелиями.

С точки зрения историков-материалистов, главной причиной возникновения христианства были тяжелые условия жизни народных масс, которые в новой религии искали для себя утешение. В то же время современные историки не отрицают того, что существовал Христос-проповедник (но не Бог) и что его проповедническая деятельность была одним из факторов формирования новой религии.

Служители культа говорят, что Евангелия написали два апостола Иисуса Христа Матфей и Иоанн и два ученика двух других апостолов: Петра - Марк и Павла - Лука. Евангелия рассказывают, что во времена, когда Иудеей правил царь Ирод, женщина по имени Мария в городе Вифлееме родила мальчика, которого она и её муж назвали Иисусом. Когда Иисус вырос, он стал проповедовать новое религиозное учение, главными идеями которого были следующие. Во-первых, надо верить, что он Иисус является Христом (греческое слово Христос означает то же, что и еврейское Мессия). И, во-вторых, надо верить, что он Иисус - сын Божий. Наряду с этими двумя, наиболее часто повторяющимися в его проповедях идеями он пропагандировал и многие другие: о своём будущем втором пришествии, о воскрешении мёртвых тел при конце света, о существовании ангелов, бесов и др. В его проповеди значительное место занимали нравственные идеи: о необходимости любить ближних, помогать попавшим в беду и т.д. Свои поучения он сопровождал чудесами, которые доказывали его божественное происхождение. В частности он совершил следующие чудеса: исцелил словом или прикосновением великое множество больных, трижды воскрешал мертвых, превратил один раз воду в вино, ходил по воде как по сухому месту, пятью хлебными лепешками и двумя небольшими рыбами накормил пять тысяч человек и др. Особенно важную роль в Евангелиях играет рассказ о последних днях жизни Иисуса Христа. Этот рассказ начинается эпизодом въезда его в Иерусалим. Его встречало множество народу, ибо Иисус прославился своими многочисленными чудесами. Люди постилали на дороге, по которой ехал Иисус Христос свои одежды и пальмовые ветви и кричали ему “Осанна!”. Слово “осанна” в буквальном переводе с еврейского означает “спасение” (пожелание спасения Иисусу), но по смыслу это приветствие типа “Слава”.

Одним из важных событий  в жизни Иисуса Христа после его  въезда в Иерусалим было изгнание торговцев из Иерусалимского храма. Ситуация изгнания торгующих из храма стала символом удаления непорядочных людей из всех святых и благородных дел. Иисус въехал в Иерусалим в первый день недели (так в Евангелиях называется воскресенье), а в пятый день недели (т.е. в четверг) состоялся прощальный пасхальный ужин (праздновалась иудейская пасха) Иисуса Христа с апостолами. Впоследствии христианские служители культа этот ужин назвали “тайной вечерей”. Во время тайной вечери ученики Христа ели хлеб и пили вино, которые он им подал.

После пасхального ужина  Иисус Христос и его ученики (за исключением одного из них, Иуды Искариота, который покинул ужин раньше) пришли сначала на гору Елеонскую, а затем в Гефсиманский сад. Там в саду в ночь с четверга на пятницу римские солдаты при помощи Иуды Искариота арестовали Иисуса Христа. Арестованного отвели в дом первосвященника. Церковный суд обвинил его в богохульстве и в посягательстве на царский престол (это посягательство видели в том, что он называл себя “царём иудейским”). Иисуса Христа приговорили к смерти. В пятницу римские солдаты, которые по законам того времени исполняли смертные приговоры церковного суда, распяли его на кресте, и он умер. Рано утром в первый день недели Иисус Христос воскрес, а через некоторое время вознёсся на небо. Расположенная в Библии вслед за Евангелиями книга “Деяния апостолов” уточняет, что вознесение на небо произошло на 40-й день после его воскресения. Таково основное содержание евангельских повествований об Иисусе Христе. В оценке истинности евангельских рассказов люди расходятся. Одни считают, что всё, что написано в Евангелиях, имело место в действительности. Другие, напротив, полагают, что в Евангелиях быль перемешана с художественным вымыслом.

В формировании конкретных особенностей новой религии, по мнению историков, сыграли свою роль и некоторые  другие социальные обстоятельства. Существование императорской власти содействовало выработке и закреплению представления об едином Боге на небе. Усиление экономического, политического и идейного общения между народами (в результате образования Римской империи) формировало и закрепляло представление об интернациональном Боге, который заботится о всех людях, независимо от их национальности. Кризис рабовладельческого общества привёл верхи общества к разочарованию в старых религиях, к потере веры в богов, которые не смогли предотвратить ухудшения положения правящих классов. И на вновь возникшую религию многие из представителей правящих классов возлагали надежды как на могучую силу, которая может их поддержать. Если сравнить христианскую религию с религиями и философскими учениями, которые уже существовали в Римской империи, то в ряде случаев можно увидеть нечто общее. Историки считают, что эти общие моменты говорят о том, что у христианской религии были идейные источники. Наиболее важным из них является иудаизм.

Информация о работе Католичество и православие: причины и история распада