Католичество и православие: причины и история распада

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:47, научная работа

Описание работы

Первое время Константинопольская и Римская церкви существовали душа в душу. Но, тем не менее, это не помешало появлению разногласий между двумя религиозными центрами. Причины политического характера, внутренние противоречия, накапливавшиеся начиная с IV в., привели в XI в. к трагическому расколу.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Христианство как мировая религия. 7
Глава 2. Раскол единой христианской церкви.
2.1 Игнатианская и Фотианская партии. 15
2.2 Взаимные отношения Византийской и Римской церквей при Константинопольском патриархе Николае Мистике. 19
2.3 Окончательное разделение Церквей. 23

Глава 3. Православие и католичество. Обрядовые расхождения. 31
3.1 О таинстве Евхаристии 32
Заключение. 39

Список используемых источников и литературы 41

Работа содержит 1 файл

Работа.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

Христианство возникло как ответвление от иудаизма. Священную книгу иудеев Танах христиане считают и своей священной книгой, но называют её иначе: Ветхим Заветом. Ветхий Завет христиане дополнили Новым Заветом, а вместе они составили Библию. Из иудейской религии христиане приняли идею Мессии. Само слово Христос есть не что иное как перевод еврейского слова Мессия на греческий язык. Ряд положений, вошедших потом в систему христианских религиозных и нравственных взглядов, высказал александрийский философ Филон: о прирождённой греховности людей, об аскетизме и страданиях как о средствах спасения души, о том, что Мессия - тоже Бог и что его имя - Логос (это имя в христианстве стало вторым именем Христа, в переводе с греческого на русский Логос - это Слово). У римлянина Сенеки христиане позаимствовали этические идеи о равенстве всех людей перед Богом, о спасении души как цели жизни, о презрении к земной жизни, о любви к врагам, о покорности судьбе. Кумранская община (в прошлом - конфессия в иудаизме) пропагандировала идеи об уже состоявшемся первом пришествии Мессии и ожидаемом втором, о наличии у Мессии человеческой природы. Эти идеи также вошли в христианство.

 

В I в.н.э. на территории Римской  империи существовало много национальных религий. К концу V в. эти религии  или отступили на второй план (как, например, иудаизм), или сошли с исторической сцены (древнегреческая религия). Христианство же, напротив, из небольшого религиозного движения превратилось в главную, наиболее многочисленную религию в империи. По мнению историков, победа христианства над другими религиями объясняется следующими его особенностями.

Во-первых, его монотеизмом . Все остальные религии в империи, кроме христианства и иудаизма, были политеистическими. В условиях империи  монотеизм выглядел более привлекательно.

Во-вторых, его гуманистическим нравственным содержанием. Конечно, определённые гуманные нравственные идеи были и в других религиях того времени. Но в христианстве они были выражены более полно и более ярко, поскольку основными авторами этой религии (по мнению историков) были трудящиеся; а для тружеников труд и быт без взаимоуважения и взаимопомощи были просто невозможны.

В-третьих, картина загробной  жизни в христианстве выглядела  для низов общества более привлекательно, чем в любой другой религии. Христианство обещало небесную награду в первую очередь и главным образом всем страдающим в этой жизни, всем униженным и оскорблённым.

В-четвёртых, только христианство отказалось от национальных перегородок, пообещав спасение всем, независимо от национальной принадлежности.

В-пятых, обряды в существовавших тогда религиях были сложными и дорогостоящими, а христианство упростило и удешевило  обряды.

В-шестых, только христианство критиковало рабство тем, что  признавало раба, равным перед Богом  со всеми другими людьми. В целом христианство лучше других религий приспособилось к новым историческим условиям.

Христианская религия  прошла два больших этапа и  находится сейчас на третьем этапе  своей истории. Христианство первого  этапа (I-V вв.) историки называют античным христианством, второго этапа (VI-XV вв.) - средневековым христианством, третьего этапа (XVI в. - по настоящее время) - буржуазным христианством. В буржуазном христианстве выделяется особая часть этапа, которую называют современным христианством (вторая половина ХХ века).

Вероучение официального античного христианства сложилось  к концу V века. Оно опиралось на Библию и решения Вселенских соборов  и было изложено в трудах видных богословов IV и V веков (их, как и знаменитых богословов последующего времени, называют “отцами церкви”). Вероучение официального античного христианства было воспринято полностью или частично всеми возникшими впоследствии христианскими конфессиями, но каждая из конфессий дополнила вероучение античных христиан какими-либо своими специфическими религиозными учениями. Эти специфические дополнения главным образом и отличают одну конфессию от другой.

Главным автором Библии является Бог. Ему помогали люди: около 40 человек. Бог создавал Библию через  людей: он внушал им, что именно надо писать. Библия - книга боговдохновенная. Её называют также Священным Писанием и Словом Божиим. Все книги Библии делятся на две части. Книги первой части, вместе взятые называются Ветхим Заветом, второй части - Новым Заветом. В Новый Завет античные христиане включили 27 книг. Одни конфессии в современном христианстве включают в Ветхий Завет 39 книг (например, лютеранство), другие - 47 (например, католицизм), третьи -50 (например, православие) Поэтому и полное количество книг в Библии в разных конфессиях разное: 66, 74 и 77.

Согласно вероучению официального античного христианства, в мире существуют три группы сверхъестественных существ: Троица, ангелы и бесы. Главная  идея учения о Троице состоит в  утверждении, что один Бог существует сразу же в трёх лицах (ипостасях) как Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой. Все лица Троицы могут явиться людям и в телах физических, материальных. Так, на католических и православных иконах (а католики и православные унаследовали учение о Троице от античных христиан) Троица изображается следующим образом: первое лицо в образе человека, второе лицо - тоже в образе человека, а третье лицо - в образе голубя. Все лица Троицы обладают всеми совершенными качествами: вечностью, всемогуществом, вездесущностью, всеведением, всеблагостью и другими. Бог-Отец сотворил мир при участии двух других лиц Троицы, а формы этого участия являются тайной для человеческого разума. Христианское богословие считает учение о Троице одним из самых непостижимых для человеческого разума.

В античном христианстве верующие должны были почитать пророков. Пророками назывались люди, которым Бог дал задание и возможности возвещать людям истину. А истина, которую они возвещали, имела две основные части: истина о правильной религии и истина о правильной жизни . В истине о правильной религии особо важным элементом был рассказ о том, что ждёт людей в будущем. Христиане, как и иудеи, почитали всех пророков, упоминаемых в Танахе (Ветхом Завете), но в дополнение к ним они почитали и пророков Нового Завета: Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Почитание пророков, как и в иудаизме, выражалось у них в форме уважительного разговора о пророках в проповедях и в быту. Но никакого особого ритуального почитания Ильи и Моисея у античных христиан, в отличие от иудеев, не было. Античные христиане дополнили почитание пророков почитанием апостолов и евангелистов (авторов Евангелий). Причём два евангелиста (Матфей и Иоанн) были одновременно и апостолами. Иоанн, к тому же, по взглядам античных христиан, считался одновременно и пророком.

Главной идеей учения о загробной жизни в христианстве является идея о существовании рая и ада. Рай - это место блаженства, ад - место мучений. Слово “рай” взято из персидского языка. В первом, буквальном значении оно означало “богатство”, “счастье”. Слово “ад” взято из греческого языка (по-гречески оно звучит как “адэс”) и в первом, буквальном значении означало “невидимое”. Этим словом древние греки назвали царство мёртвых. Поскольку, по их представлениям, это царство находилось под землёй, постольку слово “адэс” во втором значении стало означать “подземное царство”. Античные христиане считали, что рай находится на небе (отсюда синонимом рая стало выражение “царство небесное”), а ад - во внутренностях земли. Современные христианские служители культа добавляют к этому, что и рай, и ад находятся в особом сверхъестественном пространстве: они недоступны людям при земной жизни. В литературе обычно пишут, что, по христианскому учению, Бог праведников направляет в рай, а грешников - в ад. Строго говоря, по христианскому учению, из-за первородного греха Адама и Евы грешниками являются все люди (за исключением Марии, матери Иисуса Христа). Поэтому, по представлениям христиан, праведники - это не противоположность грешникам, а их особая часть. Поскольку праведники отличаются друг от друга по степени праведности, а закоренелые грешники отличаются друг от друга по глубине греховности, то и участь всех праведников (в степени и формах блаженства) и всех грешников (в степени и формах мучений) не одинаковы.

 

По канонам христианства загробная жизнь имеет два этапа. Первый: от смерти тела до второго пришествия Иисуса Христа. Второй этап начнётся со вторым пришествием Иисуса Христа, а конца он не имеет. На первом этапе в раю и аду находятся только души людей, на втором души соединятся с воскресшими телами. Ад на обоих этапах находится на одном и том же месте, а рай на втором этапе переместится с неба на землю.

Античной христианство было колыбелью  главной мировой религии нашего времени. В дальнейшем своем развитии христианство разделилось на множество конфессий, но каждая из них опирается на наследство, полученное от античного христианства.

 

Глава 2. Раскол единой христианской церкви.

Глава 2.1 Игнатианская и Фотианская партии.

Около середины IX века возникают сильные движенья в недрах Византийской церкви, обнаруживаются многознаменательные смуты, создаются две церковные партии игнатиан и фотиан, так названных от имени двух Константинопольских патриархов Игнатия и Фотия, по два раза вступавших на византийскую патриаршую кафедру, вступавших один за другим и имевших больший или меньший круг приверженцев как в Церкви, так и светском обществе, - приверженцев, между которыми происходила упорная и продолжительная борьба. Временно торжествующая партия подвергала беспощадной критике стремления, цели и образ деятельности противников, что в основном происходило на соборах; а так как той или другой партии удавалось торжествовать над противниками попеременно, то каждая из них имела возможность разоблачить другую и отдать её на суд истории.

Византия последних веков своего существования часто была местом всяких беспорядков и неустройства. Это давало врагам её готовое средство пользоваться положением её в своих интересах. Таких элементов, благоприятствующих враждебным замыслам против нее, в особенности много скопилось в царствование Михаила III. И правительство, и Церковь представляли довольно элементов внутреннего разъединения, которые мешали правильному строю, государственному и церковному. Михаил, получивший небрежное воспитание, больше знал толк в играх цирка, в качествах вина, в породах лошадей, чем в управлении государством; его кутежи и мотовство делали его в высшей степени ненавистным для народа. 2

Таким образом в государстве  являлось брожение умов, которым можно  было воспользоваться желающим воспользоваться им. Церковь, со своей стороны, так же носила в своей среде элементы смут. Патриарх Фотий возведен был на константинопольскую кафедру вследствие низвержения патриарха Игнатия. Игнатий имел многие достоинства, которые делали его низвержение достойным всякого сожаления, и это имело следствием то, что число его почитателей было довольно велико и после того, как Игнатий был лишен престола. Эта партия должна была стать во враждебные отношения к новоизбранному патриарху, хотя новый патриарх Фотий имел все достоинства, чтобы быть замечательным пастырем Церкви. Тяжелые гонения, которым правительство подвергнуло Игнатия, разжигали нерасположение к новому патриарху. Вина правительства без достаточных оснований переносилась на главу церковного управления. Партия Игнатия являлась непримиримой в отношении к Фотию.

Таким положением византийского общества захотел воспользоваться в своих  интересах папа Николай I, так же, как он воспользовался подобной ситуацией на Западе. Государственные и династические смуты при преемниках Карла Великого давали средства этому папе громко заявлять на Западе, что он не только глава Церкви, но глава над всеми царями земли. Личный характер Николая, твердый и решительный, дозволял ему с полной последовательностью идти к своей цели. Николай из всех пап до его времени поработал наиболее в видах возвышения папского могущества на Западе. Последовательный в проведении своей папской теории и влиятельный на Западе, папа хотел приложить свою теорию и к Византийской церкви. Наличие смуты лишь облегчало его задачу и ему оставалось только воспользоваться удобным случаем. 3 В теории, нужно было встать на ту или иную сторону из византийских политических партий, подействовать на нее, войти в связь с одной из церковных партий, овладеть ею и при помощи таких средств начать пропаганду своей папской власти в среде Византийской церкви, столь упорной в борьбе с папскими притязаниями доселе.

Но папа жестоко ошибся в своих  расчетах. Византийская церковь противопоставила ему со своей стороны борца  в лице патриарха Фотия, и папа должен был разочароваться в своих надеждах. Фотий принадлежал к замечательнейшим личностям в церковной истории и имел все качества, чтобы сокрушить рог римской гордыни. Он отличался такой глубокой ученостью, как никто. Это было важным преимуществом Фотия, лишавшим папу возможности сражаться с этим врагом его же оружием. И если борьба церкви Византийской против папских притязаний в это время идет так успешно и к такой невыгоде для папства, то в этом случае Церковь обязана Фотию.

Папа Николай и Фотий были достойными соперниками, сошедшимися по судьбам истории в знаменитой взаимной борьбе.

Избрание Фотия в  патриархи, якобы незаконным образом, было поводом к борьбе церкви Римской  с Византийской при императоре Михаиле. Новое правительство Михаила III вскоре по неудовольствию на патриарха Игнатия низвергает и того последнего. Нужно было избрать человека, который своей личностью и качествами примирял бы общество Византийское с утратой им прежнего патриарха – человека высокой нравственной жизни. Выбор двора пал на Фотия, не бывшего до этого клириком, но занимавшего весьма высокий государственный пост и обладавшего редкими достоинствами.

Фотий, исполненный стремления служить на пользу своему отечеству, принял предложенной ему место, хотя чувствовал, как много ему придется перенести из-за нерасположения к нему Игнатиевой партии, в чем он и убедился впоследствии. Ради религиозных интересов, Константинопольская церковь не могла долго оставаться без главы, и посвящение Фотия произошло быстро: за шесть дней он получил посвящение в монаха, чтеца, иподиакона, диакон, священник и, в праздник Рождества Христова, получил патриарший престол (857 год).

Информация о работе Католичество и православие: причины и история распада