Мифология Древнего Египта и Рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 00:16, реферат

Описание работы

Огромную роль в развитии Древнего Египта сыграла мифология как отражение мировоззрения и мировосприятия египтян. Египетская мифология, которая начала формироваться ещё в VI-IV тысячелетиях до н. э., задолго до возникновения классового общества, на протяжении многих веков оказывала влияние на все сферы жизни египтян. Объяснение явлений действительности основывалось на мифологических представлениях, и какую бы сторону жизни в Древнем Египте мы не рассматривали, всюду присутствуют сакральные знаки и символы, всюду реальное тесно переплетается с мифическим.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . 3
1.Культура Древнего Египта . . . . . . . . . 4
2. Религия Древнего Египта . . . . . . . . . 5
3. «Книга Мёртвых» . . . . . . . . . . 7
4. Боги Древнего Египта . . . . . . . . . 11
4.1. Осирис . . . . . . . . . . . 12
4.1.1.Разное из разных источников . . . . . . 14
4.2. Исида . . . . . . . . . . . 15
4.2.1. В чём же крылось обаяние этого культа? . . . . 16
4.2.2. Разное из разных источников . . . . . . 17
4.3. Амон . . . . . . . . . . . 18
Заключение . . . . . . . . . . . 22
Библиографический список . . . . . . . . . 23

Работа содержит 1 файл

Философия Древней Греции и Рима.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

     Министерство  науки и образования

     ГОУ СПО Екатеринбургский промышленно-экономический 

     колледж 
 
 

     РЕФЕРАТ 
 

     Дисциплина:

     Основы  философии 
 
 

     Тема:

     Мифология Древнего Египта и  Рима 
 
 
 

Выполнили студентки группы Мн-302     Т. С. Корытина

                                                                  Д. М Чудинова 

Проверил  Преподаватель       Л. М. Насонова 
 

Екатеринбург

2007

     Содержание 

Введение . . . . . . . . . . . . 3

1.Культура Древнего  Египта . . . . . . . . . 4

2. Религия Древнего  Египта . . . . . . . . . 5

3. «Книга Мёртвых» . . . . . . . . . . 7

4. Боги Древнего Египта . . . . . . . . .         11

      4.1. Осирис . . . . . . . . . . .         12

      4.1.1.Разное  из разных источников . . . . . . 14

      4.2. Исида . . . . . . . . . . . 15

      4.2.1. В чём  же крылось обаяние этого культа? . . . . 16

      4.2.2. Разное  из разных источников . . . . . . 17

      4.3. Амон . . . . . . . . . . . 18

Заключение . . . . . . . . . . . 22

Библиографический список . . . . . . . . . 23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Огромную  роль в развитии  Древнего Египта сыграла мифология как отражение мировоззрения и мировосприятия египтян. Египетская мифология, которая начала формироваться ещё в VI-IV тысячелетиях до н. э., задолго до возникновения классового общества, на протяжении многих веков оказывала влияние на все сферы жизни египтян. Объяснение явлений действительности основывалось на мифологических представлениях, и какую бы сторону жизни в Древнем Египте мы не рассматривали, всюду присутствуют сакральные знаки и символы, всюду реальное тесно переплетается с мифическим.

     В египетской мифологии в целом  существовало очень много богов, однако в каждом номе складывался свой пантеон и культ богов, воплощённых в небесных светилах, камнях, деревьев, животных, птицах, змеях. Сам ном также персонифицировался в образе особого божества. Позднее местные божества  стали формироваться в триад во главе с богом-демиургом, покровителем номы, вокруг которого создавались циклы мифологический сказаний (например, фиванская триада – бог солнца Амон, его жена Мут – богиня неба, их сын Хонсу – бог луны).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА 

      Сто человеческих свойств, изобретений  и установлений (положительных и  отрицательных), регулирующих жизнь общества, овеществляются в этом своеобразном мифическом рассказе. Они оказываются  заключенными внутрь каких-то амулетов или фетишей, которые хранятся в сокровищнице Энки в Эриду, а затем хитростью захватываются богиней Инанной, погружаются в ладью и перевозятся в Урук. Эти вполне осязаемые предметы таят в себе трудовые навыки, творческие и разрушительные силы, добродетели и пороки, заключенные магическим путем в материальную  оболочку.

     В греческой  мифологии аналогичные  волшебные силы дифференцируются.  Ремесла, искусства и знания приносятся людям Прометеем, а пороки и преступления выпускаются из чудесного ларца Пандорой.  В мире о «ме» (предопределениях), подаренных богом мудрости Энки богине плодородия и любви Инанне, провозглашается вечность и неизменность существующего  в Шумере строя.  Немало в шумерской мифологии сказаний о подземном царстве и путешествии в него богов, а также о различных умирающих и воскресающих божествах (нисхождение в царство мертвых богини Инанны, изгнание Энлиля). Наконец, к числу божеств, спускающихся в царство мертвых, оказалось возможным отнести и свирепого Нергала. В отличие от других умирающих божеств, он остается под землей навсегда и не жалеет об этом.  Женившись на владычице «обширной страны» Эрешкигаль, Нергал получает в приданое ее царство. 

     Обуздание водной стихии человеком нашло фантастическое отражение в мифе о боге Нинуоте  и драконе Куре.  Мифология Двуречья  богата легендами о подвигах героев. В отличие от богов, они смертны. И над ними тяготеет печальная необходимость рано или поздно покинуть  землю. Тем не менее  они в ряде случаев не желают быть безропотными исполнителями  божественной воли.  Они пытаются подчинить себе стихии и вырвать у природы ее тайны. 
 

     2. РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА 

     Примерно  с 3000 г. до н.э. официальная религия  Египта  признавала фараона сыном  солнечного бога Ра и, таким образом, самим богом. В египетском пантеоне существовало множество других богов и богинь, под властью которых находилось все: от явлений природы, подобно воздуху (бог Шу), до явлений культуры, подобных письменности (богиня Саф). Многие боги были представлены в виде животных  или полулюдей-полуживотных.  Хорошо организованная и могущественная жреческая каста создавала семейные группы различных божеств, многие из которых, вероятно, были первоначально местными богами. Боготворец Птах (согласно мемфисской теологии) был, например, объединен в богине войны Сехмет, а бог-целитель Имхотеп вошел в триаду отец-мать-сын.

     Обычно  египтяне придавали наибольшее значение богам, связанным с Нилом (Хапи, Сотис, Себек), солнцем (Ра, Ре-Атум, Гор) и богам, помогающим мертвым (Осирис, Анубис, Сокарис).  В период Древнего Царства солнечный бог Ра был главным богом. Ра должен был принести бессмертие всему государству через фараона, своего сына. Солнце казалось египтянам, как и многим другим древним народам, явно бессмертным, ибо оно «умирало» каждый вечер, странствовало под землей и «заново рождалось» каждое утро. Солнце также имело  значение для успехов сельского хозяйства в районе Нила. Таким образом, поскольку фараон отождествлялся с солнцем-богом, нерушимость и процветание государства были обеспечены. Кроме того, Ра был оплотом нравственного порядка всего сущего, Маат (Истина, Правосудие, Согласие) была его дочерью.  Это создавало свод жизненных правил для масс и дополнительную возможность угождать богу-солнцу в интересах государства и своих собственных.  Эта религия не была индивидуалистически ориентированной; кроме царской семьи, никто не мог надеяться на загробную жизнь и мало кто верил, что Ра способен обратить внимание или оказать услугу обычному человеку.

     Египетские  религиозные храмы были не только местами исполнения религиозного культа: они в такой же мере были центрами социальной , интеллектуальной, культурной и экономической  жизни. В эпоху Среднего Царства и в период царствования египетских императоров храмы в качестве главенствующей архитектурной формы превзошли пирамиды. Большой храм в Карнаке по занимаемой им территории превосходил любое из известных культовых зданий. Как и в пирамидах, абсолютная величина храмов воплощала   несокрушимость, символически выражая бессмертие фараона, государства и, наконец, сомой души.

     Жрецы составляли только небольшую часть обширного персонал, обслуживающего храм, включающего охранников, писцов, певцов, служителей жертвенников, уборщиков, чтецов, пророков и музыкантов. В период расцвета храмовой архитектуры, около 1500 г. до н.э. храмы обычно окружались несколькими массивными сооружениями, а вдоль широкой аллеи, которая вела на их территорию, стояли рядами сфинксы, выполняющие роль стражей. Все могли входить в открытый двор, но только немногие жрецы высшего ранга могли проникать во внутреннее святилище, где в раке, хранящейся в лодке, находилась статуя бога.  Ежедневные церемонии в храмах включали в себя воскуривание жрецами благовоний на территории храма, затем пробуждение, умывание, умащивание  благовониями и одевание статуи божества, жертвоприношение жареной пищи, затем повторное опечатывание святилища до следующей церемонии. Вдобавок к этим ежедневным храмовым церемониям во все Египте регулярно проводились праздники и фестивали, посвященной различным божествам. Фестиваль часто устраивался в связи с завершением какого-либо сельскохозяйственного цикла. Статуя божества могла быть вынесена из святилища и торжественно пронесена по городу, а возможно, ей приходилось и наблюдать за празднеством. Иногда исполнялись пьесы, описывающие отдельные события из жизни божества. 
 
 
 
 
 

     3. КНИГА МЁРТВЫХ 

     Чтобы получить общее представление о  древнеегипетских верованиях и культуре, которые являются предметом нашего исследования, необходимо изучить фундаментальные концепции, изложенные в их  самой священной книге, которая, как считается, была создана задолго до архаического периода. Для древних египтян «Книга Мертвых» была  чем-то вроде Библии для современных христианских фундаменталистов: ее воспринимали слишком буквально (особенно в период поздних династий, когда первоначальный смысл книги безусловно затерялся   в глубине времени).  Это становится  вполне понятным, если учесть, что Египет времен XVIII династии отличался от государства эпохи первой и второй династий так же, как  средневековая Европа  от современного общества (а может, даже сильнее). Общепринятое название «Книги мертвых» является ошибочным. Заглавие оригинального произведения буквально переводится как «Изречения выхода в день». Этот древний текст посвящен жизни после смерти и необходимой подготовке к этому переходу. Лишь отдельные фрагменты этого произведения   в его нынешней форме посвящены магическим ритуалам или метафизике как таковой. Большая часть книги  является описанием состояний отлетевшей от тела души, поджидающих ее испытаний и ее существованию в более тонких измерениях. Фактически, основной акцент в книге делается на том, что происходит с человеком после  смерти, а не нашем духовном состоянии в земной жизни, оригинальное название - «Эр ну перэт эм херу» - в иероглифической  записи выглядело примерно так: Несмотря на все унаследованные знания и жреческую мудрость, древние египтяне были явно практическими людьми. Им нравилось упорядоченное существование, поэтому они трактовали свои религиозные верования как существенную часть жизненного опыта. Нередко современный читатель придает чрезмерное магическое значение внешне загадочным изображениям иероглифов, которые при переводе оказываются всего-навсего простыми расписками в получении  кувшинов масла, пшеницы, рыбы или мяса. Разве что иногда попадаются «красы извещения», указывающие, что, если счет не будет оплачен до наступления «собачьих дней», то виновника ждет судебное разбирательство! И все же: действительно ли известная «Книга мертвых» способна сообщить нам какую-то информацию? Ответить можно двояко - и да, и нет.

  • Да - потому что она позволяет нам составить определенное мнение о том, как мыслили египтяне в те далекие времена.
  • Нет - поскольку неподготовленный или просто любопытный человек, воспринимающий эту книгу буквально, не найдет в ней ровным счетом ничего (или почти ничего) интересного.

      Зато  с точки зрения магии или метафизики «Книга мертвых» действительно может  дать ключи к пониманию того, каким  образом египтяне получили свое  первоначальное значение (хотя пытливый человек столкнется с различными наслоениями в  оригинальном тексте, затуманивающими его первоначальный смысл). Согласно Уоллис-Баджу, книга безусловно не египетского происхождения, ибо, не смотря на то, что коренное население этого региона имело довольно определенное представление  о потусторонней жизни, египтян нельзя  рассматривать в качестве авторов даже наиболее ранних вариантов «Книги мертвых». И причина в том, что книга предполагает наличие у автора идей, которыми аборигены не владели. Далее: в книге  упоминается довольно сложная процедура  погребения, которую в тот  момент местные жители явно не использовали. Существует три  основные редакции «Книги мертвых», известные под названием «Исправленные редакции».

      Гелиопольский вариант:

      а) использовался во время правления V и VI династий; был обнаружен в виде иероглифических надписей  на стенах и внутри камер пирамиды  в Саккаре;

      б) Был написан  курсивными иероглифами  на саркофагах XI и XII династий.

      Фиванский вариант:

      а)  был нанесен на саркофагах XVIII и XXII династий, а также написан на кусках папируса;

      б) был написан иератическим письмом  на папирусах эпохи правления XXI и XXII династий.

      Сайтский  вариант:  был написан на папирусах и саркофагах иероглифами, иератическим и демотическим письмом (XXVI династия и последующие).   Именно  этот вариант широко применялся во времена правления  Птолемеев и его можно считать окончательной формой «Книги мертвых». Судя по имеющимся описаниям, начало создания книги относится к периоду, когда берега Нила буквально кишели опасными для человека животными. Там же сказано, что в те времена местный климат значительно отличался от соответствующих описаний в египетских исторических хрониках, а также в анналах соседних стран.  Теперь уже получены неологические подтверждения данных факторов.  Наиболее древняя из написанных на папирусе копия «Книги мертвых»  была создана для Ну - сына «хозяина дома», хранителя печати Амен-Хутепа и госпожи дома  Сенсенеб». Этот имеющий большую ценность документ датируется началом правления XVIII династии.  В нем приводятся два варианта 64-й главы, один из которых значительно длиннее другого. Каждый вариант снабжен примечанием, в котором указана дата создания основного текста. В книге утверждается, что один их вариантов был обнаружен… Главным каменщиком в основании храма Хенну во время  правления Его Величества, царя юга и севера.  Семти (или Хесепри), а более полный вариант был обнаружен в городе Хеменну (Гермополь, город Тота) под блоком из «железа юга», который  находился под ступнями  статуи бога (Тота) и был выложен буквами из ляпис-лазури во время правления Его Величества Мен-кау-ра (Мекерина).  В первом из этих утверждений находка относится  ко времени правления I династии. Во втором - к IV династии.  В одном из наиболее богато иллюстрированных  существующих папирусов - «папирусе Ани» - пропущен достаточно большой фрагмент текста. Возможно, что эту ошибку совершил писец, хотя  она  не повлекла за собой изменения доктрины и не вызвала  вмешательство жрецов.  Именно благодаря этим формам искусства мы во многом обязаны имеющейся информации относительно сцен суда и египетских представлений  о карме. Во времена XXI и XXII династий  наступает постепенный упадок искусства художников. Как форма, тек и содержание «Книги мертвых» демонстрирует явные изменения к худшему.  В частности в текстах встречается множество неточностей. Действительно период XXII-XXVI династий принес крайне мало полезного в религию и магию Египта, а причиной этому были смуты и восстания, охватившие в то время египетское государство. Многие считают «Книгу мертвых» вдохновенным трудом Тота, писца богов, который, согласно египетским представлениям произнес слова сотворения, воплощенные затем в действительность Птахом (замедление времени является основным фактором, определяющим образование  сингулярности, которая в конце концов и стала нашей Вселенной!). Если исходить их того, что данное утверждение верно, то в таком случае  «Книга мертвых» должна содержать в себе некоторые элементы сириусианской мудрости, но жрецы древности старались тщательно скрывать свои наиболее священные тайны от непосвященных. Поэтому нужно с особой осторожностью выискивать на страницах  древних документов крупицы реального знания, которым удалось дойти до нас несмотря на неуловимое время и невежество людей. Однако существуют  также иероглифы, относящиеся, в частности, к духовным материалам; они крайне важны  для понимания египетской религии.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Мифология Древнего Египта и Рима