Мифология Древнего Египта и Рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 00:16, реферат

Описание работы

Огромную роль в развитии Древнего Египта сыграла мифология как отражение мировоззрения и мировосприятия египтян. Египетская мифология, которая начала формироваться ещё в VI-IV тысячелетиях до н. э., задолго до возникновения классового общества, на протяжении многих веков оказывала влияние на все сферы жизни египтян. Объяснение явлений действительности основывалось на мифологических представлениях, и какую бы сторону жизни в Древнем Египте мы не рассматривали, всюду присутствуют сакральные знаки и символы, всюду реальное тесно переплетается с мифическим.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . 3
1.Культура Древнего Египта . . . . . . . . . 4
2. Религия Древнего Египта . . . . . . . . . 5
3. «Книга Мёртвых» . . . . . . . . . . 7
4. Боги Древнего Египта . . . . . . . . . 11
4.1. Осирис . . . . . . . . . . . 12
4.1.1.Разное из разных источников . . . . . . 14
4.2. Исида . . . . . . . . . . . 15
4.2.1. В чём же крылось обаяние этого культа? . . . . 16
4.2.2. Разное из разных источников . . . . . . 17
4.3. Амон . . . . . . . . . . . 18
Заключение . . . . . . . . . . . 22
Библиографический список . . . . . . . . . 23

Работа содержит 1 файл

Философия Древней Греции и Рима.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

     4. БОГИ   ДРЕВНЕГО   ЕГИПТА 

     Странные  обычаи древних народов, связанные  с поклонением разным животным, многочисленные ритуалы, посвященные им, заставляют задуматься о причинах их возникновения. Как бы ни был силен лев- царь зверей, человек всегда может победить его. И если не в единоборстве, то благодаря другим своим качествам, каких нет у зверей. А мощь быка бессильна перед выдержкой, хладнокровием и ловкостью тореадора. Почему же тогда повелители древней Ассирии, Крита, древнего Египта считали за честь запечатлеть себя в скульптуре с телом льва, быка?  Или включить в число своих титулов имя, как «могучий бык»?

     Древние народы поклонялись животным не за их силу. Ведь среди них были и совсем безобидные и слабые, как ягненок или рыбы. Они видели в них образ или символ очень важных небесных явлений. Поскольку вся жизнь человека целиком зависела от Солнца, то и причину такого отношения людей к животным надо искать не на земле, а на небе. Культ Солнца был самым распространенным на Земле. За его движением по небесной сфере тщательно следили сведущие и таких делах жрецы и заранее оповещали народ о наступлении очередных солнечных циклов. От них зависела жизнь людей, начало посевных работ, время сбора урожая и многое другое.

     К числу самых древних астрономических  знаний относятся знания о кажущемся при наблюдении с Земли годовом движении Солнца на фоне созвездий. Этот эффект имеет большое значение для астрономов. Путь, по которому Солнце как бы перемещается по небу, получил название эклиптики. Эклиптика проходит по двенадцати так называемым зодиакальным созвездиям, или просто зодиаку. В каждом из двенадцати  созвездий Солнце ежегодно пребывает в течение месяца: январь - в Козероге, февраль - в Водолее, март - в Рыбах, апрель - в Овне, май - в Тельце, июнь - в Близнецах, июль - в Раке, август - во Льве, сентябрь - в Деве,  октябрь - в Весах,, ноябрь - в Скорпионе, декабрь - в Стрельце.  Но так было в эпоху Рыб, которая началась примерно две тысячи лет назад и закончилась в ХХ веке. Теперь Земля вступила в эпоху Водолея, которая также будет длиться около двух тысячелетий.  В течение этого периода Солнце ежегодно будет пребывать в каждом из двенадцати созвездий уже в другом порядке:  январь - в Стрельце, февраль - в Козероге, март - в Водолее, апрель - в Рыбах… и так долее. В названиях созвездий и скрывается тайна возникновения культов и ритуалов, связанных с поклонением животным. А точнее - существам, которые дали названия созвездиям зодиака.  Среди них мы различаем сухопутных (Телец, Овен, лев) и водных животных (Рыбы, Рак), насекомого - Скорпиона, людей - Водолея, Деву и Близнецов, и даже сфинксов: Стрельца в виде кентавра, человеколошади, и Козерога, у которого передняя часть козлиная, а задняя похожа на рыбий хвост. И только созвездие зодиака не имеет отношения к  живым существам - Весы.  Они везде весы. Даже на небе. Это знак космического равновесия.

     Названия  созвездиям даны в незапамятные времена. Правда, у разных народов они имели и другие названия, но сам принцип зодиака сохранялся, а смысловое содержание было близко. 

4.1. ОСИРИС 

      Самым популярным из богов, которые в былые  времена наполняли  надеждой  и трепетом людские сердца  на берегах Нила, был Озирис. И он же меньше всех бросался в глаза, когда перед нашим взором  происходит длинный ряд египетских божеств: вот сокол-это Хор; вот гусь - это Геб или Амон; крокодил - Себек,  бык - Хапи, гиппопотам - Таурт, пара львов - Шу и Тефнут, ястреб и змея - богиня Юга и Севера. Еще причудливые божества, человеческий торс коих сочетается с головой животного: на плечах Тота тонкая шея и длинный клюв ибиса; у Хнума баранья голова с завитыми рогами; вот страшная морда львицы Сехмет и голова кошки с настороженными ушками и острыми глазами - Баст.

      Наряду  с этими животными, кумирами древних  племен, немного позднее перешедшими  в разряд национальных божеств, с первых же времен объедененного Египта возникает бог, культ которого распространяется на все города.

      Осирис, первоначально многообразный фетиш, то дерево, то бык, отделяется от тотемического своего происхождения; с очень древних пор он принимает чистый облик человека. В спокойной красоте этого лика, с овалом, удлиненном приставной бородой и высокой белой митрой, в миланхолических очертаниях этого тела,  облаченного в саван, со скрещенными на груди руками, в которых он держит посох и бич пастуха, египтяне всех провинций неизменно признают «Повелителя человек» и «Владыку Вечности», бога, по внешнему виду подобного людям. Осирис  жил на земле среди нас. Чем была его жизнь - это видели жрецы, но открывали неохотно.  Иероглифические  письмена кишат намеками на события  и поступки его земного существования, но ни одного полного повествования о нем до нас не дошло. Приписать ли это таинственности, окружающей бога, «имени которого нельзя произносить»? К счастью, если египтяне безмолвствуют, греки, наравне с ними чтившие Озириса, дают нам возможность заглянуть в то, чем была осирийская легенда, сквозь цепь предположений и недоразумений в сказаниях, собранных Геродотом, Диодором и Плутархом.  Озирис - сын бога Геба (Земли) и богине Нут (Неба),  он унаследовал от отца престол двух Египтов. Это было в дни божественных династий;  Ра создатель мира, и его потомки Шу и Геб уже управляли людьми. Ни один из них не познал смерти, но, застигнутые старостью и удрученные неблагодарностью людей они удалились на небо, предоставив более умелому богу привести в повиновение мятежное человечество. Этим руководителем, ожидаемым с сотворения мира, и был Осирис. Когда он родился, «голос провозгласил миру, что Владыка всего сущего появился на свет». Некий Памил из Фив имел о великом событии личное «благоветствие»:  отправившись за водой в храм Юпитера (Амона), он услышал голос, «повелевавший ему объявить, что Великий Осирис, царь, благодетель Вселенной, только что появился на свет». По этой причине боги поручили Памилу выкормить ребенка и подготовить его к назначению.

      Осирис  преуспел там, где его предки его  потерпели неудачу, и этим он обязан, быть может волшебным чарам Исиды, его сестры-супруги.   Божественная чета преодолела все препятствия очарованием красоты, мудрости и доброты. Пришествие Властелина было неотложно необходимо: люди, которых создатель предоставил самим себе, вели  дикий образ жизни, с трудом оспаривая ее у хищных зверей.  Осирис научил их отличать съедобные растения, хлебное зерно, ячмень, виноград, произраставшие до сих пор без обработки вместе с негодными злаками.  На глазах восхищенных людей Исида нарезала снопы и стерла муку; Осирис выдавил гроздья винограда, испил первую чашу, а там где не было почвы, годной для виноградников, он «научил обитателей выделывать бродиной напиток из ячменя. С этого времени, люди отвыкли поедать друг друга, а вместе с людоедством исчезли и местные войны.

     Людям были неведомы подземные богатства. Осирис научил их распознавать металлические  рудоносные жилы  в горной породе; под его руководством были обработаны золото и медь, «изготовлено оружие, чтобы убивать хищных зверей, орудие для обработки земли, а позже изваяния богов». Обеспечив людей средствами обороны, Осирис посвятил их в общественную и духовную жизнь; он наделил их столицей - Стовратными Фивами, и подчинил их законам общего блага, научил  их познанию нравственности, поклонению богам. В этой задаче ему помогал Тот, бог изящных искусств и словесности, с помощью которых и с установлением языка и письма успехи эти получили распространение и долговечность.

     Вдвоем  они смягчили нравы, воспитали умы, подчинив их методам точных наук, ритму игр и искусств, музыкальному размеру. Также люди научились читать в звездном небе, приобщаясь таким образом к жизни, выходящей за пределы земного удела.  Теперь оставалось призвать  к цивилизации остальную часть человечества. Предоставив управление Египтом жене своей Исиде, Осирис собрал большое ополчение, обошел землю и научил людей обработке хлебных  злаков. Он редко прибегал к силе оружия: люди сами стекались к нему, прельщенные его словом, обвороженные его чарами танца, покоренные музыкой. Осирис повсюду действует,    как благодетельный бог.     Его назвали «Существо Благое»          ( Унефер), тот который посвятил себя спасению всех людей. 

     4.1.1. Разное из разных источников 

     Египетские сказания утверждали, что смерть Осириса наступила в 17 день месяца (завершение полнолуния). Число 17 вторгается между 16 и 18, образно - квадрат (4х4) и прямоугольник (6х3). Которые из всех плоских фигур имеют периметр, равный занимаемой или площади, и разрушает эпогдоническое отношение (16+(1/8х16)=18), самоделясь на неравные части. 

     Предполагают, сто Сет - называется солнечные мир. Осирис - называется лунный мир.

     Осирис - это греческое имя бога, но по словам   Гермела второе греческое  имя Осириса - Омфис, в точном переводе означает «благодетель».

     Также Осирис имеет имя составленное из слов святой (оалос) и священный (иерос) ибо он является общим разумным началом  сущего в себе, причем у древних  был обычай первое называть - святым, а второе - священным. 

     4.2. ИСИДА 

     В Египте фараонов Исида занимала по отношению к Осирису подчиненное  положение. Осирис, бог научивший  людей не бояться смертиЮ своим  чудесным воскресением был обязан преданности  и  познаниям в магии Исиды, своей супруги. В конце концов это Исида спасла  от смерти богов и людей. К этому чувству - благодарности - прибавилось и то особенное обаяние, какое во всех религиях исходит от божества, очищенного и осиянного двойной ролью матери и женщины.

     Действительно, верующие, принявшие в первых веках нашей эры осирийское учение, отдали себя больше под покровительство богини, чем бога: они стали известными в римском мире под именем поклонников Исиды и в непродолжительном времени взяли верх над всеми  остальными сектами.

     Учение  поклонников Исиды пользовалось влиянием только среди обиженных судьбой, которых скудность их жизни заставляла алкать надежды и утешения; оно привлекало к себе ученых, философов, артистов, проникнутых уважением к стране древней и чудесной культуры, с величественными и нетленными памятниками, чьи жрецы научили мудрости божественного Платона. Все, что являлось с берегов Нила, вошло в моду: бронза, вазы,  мебель, ткани, драгоценные украшения. Старались вставить эти предметы в их начальную раму - живопись Помпей и Геркуланум.

     Начиная с 105 г.до н.э. были построены: Серапеум в Пуццуоли и Исеум в Помпеях; в Риме был свой храм Исиды во времена Суллы. Борьба  Антония и Клеопарты с Октавием временно уронила египетский культ - он был воспрещен в Риме  в царствование Августа и Тиберия. Но в 38 г. н.э. Калигула освящает на Марсовом поле в Риме большой храм Исиды - Кампенсис; отныне императоры дают пример почитания богини, между тем как легионеры, купцы, колонисты распространяют культ Исиды в Африке, Галии, Германии - везде, где водружаются римские орлы. В царствование Антония он достигает своего апогея и становится сильнейшим соперником зарождающегося христианства. В течение 500 лет человечество искало поддержки в учениях, исходящих из Египта.  

     4.2.1. В чем же крылось обаяние этого культа? 

     Прежде всего, в том, что он был тайным, доступным лишь для посвященных. Было запрещено раскрывать его Таинства. И действительно, для писателя, Плутарх и Апулей, будто бы дающие нам проникнуть в это учение, на самом интересном месте обрывают свои разоблачения и торжественно замолкают. Так что сведения наши о теории посвящения весьма отрывочны: зато по развалинам храмов (из которых лучше всего сохранился помпейский) мы можем составить себе довольно точное представление о религиозной жизни последователей Исиды. Средоточием их жизни был храм Исеум, здание, ни в чем не походившее на греческие храмы, превосходные образцы которых сохранились в Пестуме, Агригенте и Сегесте.

     Проникнем вместе с посвященными внутрь храма. Поклонник Исиды встает до зари, чтобы присутствовать при ранней службе или заутренях Исиды. Культ Исиды заимствовал в египетских ритуальных книгах свои троекратные богослужения в день.

     При входе в храм взорам посвященного открывается следующая картина. Духовенство  стоя ожидает верных. Впереди верховный жрец аскетического вида с головой бритой или  отмеченный тонзурой, с безволосым лицом, по правилам ритуального целомудрия; он облачен в холщевое одеяние, голубовато-белый цвет которого  напоминает цветок льна, плода земли, дара Исиды и Осириса. Чтобы душа его обитала в теле, не отягченном материей, чтобы мог он проводить свою жизнь « в наставлениях о размышлении, в обучении божественным вещам», верховный жрец должен  воздерживаться  от всякого излишества в пище и питании. Как и в Египте, он стоит во главе духовной иерархии; ее составляют пороки, допущенные к беседам с божеством; столисты, жрецы и жрицы; на их обязанности лежит надевать и снимать с изваяний богов облачения, наполовину черные, наполовину яркие, что указывало на наши познания о богах, смешанны из света и тьмы; постофоры, которые несут во время процессий маленькие наосы, заключающие в себе статуэтки божеств. О них говорилось, что они хранят в своей душе, как в корзине, священное учение, чистое от всяких предрассудков, недоступное постороннему.  Эти жрецы второго разряда носят длинные светлые облачения, руки их, грудь и бритая голова остаются обнаженными; часто это бывали негры или египтяне, и темное их тело резко выделялось над светлым холщевым покровом.  Что касается жриц, они одеты в длинные прозрачные платья в складках, волосы заплетены в косы, окружающие лицо как диадемой; их отличительный знак  - шарф с бахромой, концы которого завязаны узлом на груди.  

Информация о работе Мифология Древнего Египта и Рима