Мифология Древнего Египта и Рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 00:16, реферат

Описание работы

Огромную роль в развитии Древнего Египта сыграла мифология как отражение мировоззрения и мировосприятия египтян. Египетская мифология, которая начала формироваться ещё в VI-IV тысячелетиях до н. э., задолго до возникновения классового общества, на протяжении многих веков оказывала влияние на все сферы жизни египтян. Объяснение явлений действительности основывалось на мифологических представлениях, и какую бы сторону жизни в Древнем Египте мы не рассматривали, всюду присутствуют сакральные знаки и символы, всюду реальное тесно переплетается с мифическим.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . 3
1.Культура Древнего Египта . . . . . . . . . 4
2. Религия Древнего Египта . . . . . . . . . 5
3. «Книга Мёртвых» . . . . . . . . . . 7
4. Боги Древнего Египта . . . . . . . . . 11
4.1. Осирис . . . . . . . . . . . 12
4.1.1.Разное из разных источников . . . . . . 14
4.2. Исида . . . . . . . . . . . 15
4.2.1. В чём же крылось обаяние этого культа? . . . . 16
4.2.2. Разное из разных источников . . . . . . 17
4.3. Амон . . . . . . . . . . . 18
Заключение . . . . . . . . . . . 22
Библиографический список . . . . . . . . . 23

Работа содержит 1 файл

Философия Древней Греции и Рима.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

     4.2.2. Разное из разных источников 

     Итак. Исида есть женское начало природы, и она вмещает в себя всякое порождение, потому Платон восхваляет ее как «кормилицу» и как «всеобъемлющую», а большинство - как «многоименную» из-за того, что она  принимает всяческие виды и формы, изменяясь по воле разумного начала. Она  имеет врожденную любовь к Первому и Самому могущественному, что тождественно добру, и жаждет его, и стремится к нему. А доли зла она избегает и не принимает; являясь для обоих почвой и материалом, она по собственному побуждению склоняется всегда к лучшему, дает ему из себя потомство, позволяет осеменять  себя  истечением и подобием, и радуется этому, и счастлива, что зачинает и наполняется творениями.  В материи же творение является образом сущности, а возникающее - подобием сущего.

     Поэтому мифы, не противореча сути, рассказывают, что душа Осириса вечна и бессмертна, что плоть многократна разрывает и прячет Сет и что Исида, странствуя, отыскивает и снова складывает тело: ибо сущее, сверхчувствительное и благое сильнее уничтожения и перемены.  Его образы  отпечатывает на себе чувственное и телесное начало, принимая от него идеи, формы и подобия, которые, как печать на воске, остаются  не навсегда; ими завладевает сила беспорядочная и вносящая расстройство, явившаяся сюда  из высших сфер и ведущая войну с Гором, которого Исида родила как чувственное подобие нематериального тела.

     Когда Исида снова воскресила Осириса  и взрастила Гора, который окреп  благодаря испарениям, туману и облакам, то Сет был побежден, но не уничтожен. Так богиня не позволила уничтожить природу, поскольку нельзя чтобы был один только порядок в мире. «Не могут существовать отдельно добро и зло. Но должно быть некое смещение, чтобы было прекрасно».

     Египтяне  называют самую яркую звезду Исидой, потому что она вызывает разлив.

     Нефтида - родила Анубиса; Исида приняла его  как своего ребенка, ибо Нефтида - это то, что под землей и невидимо, а Исида - то, что над землей и зримо. (Анубис был зачат Осирисом и Нефтидой). 

     4.3. АМОН 

     Культ Амона, как одного из самых почитаемых божеств в Древнем Египте, зародился в Фивах, а затем распространился на север и по всему Египту. Сохранилось большое количество изображений этого солнечного бога в виде человека (иногда с головой барана) в короне с двумя высокими перьями и диском солнца. Это изображение Амона в образе барана, Охраняющего фараона Тахарку из храма Амона у скалы Гебель-Баркал в Напате, относящееся к VIII в. до н. э.; стенная роспись с изображением фараона, совершающего возлияние Амону, из Дейр-эль-Бахри, относящаяся ко времени XVIII династии.

     Крупнейшим  храмом Амона стало официальное  верховное святилище Египта – Карнакский храм в Фивах. Во время праздника Амона («прекрасного праздника долины») их этого храма при огромном стечении народа выносили на барке статую божества. Воплощённый в этой статуе Амон изрекал в этот день свою волю, вещал оракулы, решал спорные дела.

     Вторым  по размерам и значению фивамским  святилищем Амона был Луксорский храм, построенный при фараоне VIII династии Аменхотепе III и ставший одним из основных египетских архитектурных памятников.

     Одним из основных циклов мифов Древнего Египта связан с Осирисом, богом производительных сил природы, увядающей и воскресающей растительности. Уже в эпоху Древнего царства умершие фараоны отождествлялись с Осирисом и, по верованию египтян, благодаря магическому погребальному обряду могли возродиться, как Осирис в распространённом сказании о его смерти по вине своего младшего брата Сета и воскрешении женой Осириса Исидой. Начиная с эпохи Среднего царства, с Осирисом отождествляется не только фараон, но и каждый умерший египтянин. Культ Осириса становится центром всех заупокойных верований. Представление о нём как о боге плодородия было перенесено и на фараона, который считался магическим средоточием плодородия страны и поэтому участвовал во всех основных обрядах земледельческого характера.

     Следует отметить, что львиную долю текстов  занимают многочисленные имена богов, предметов и животных с заклинаниями для их подчинения умершему и отождествления и ним.

     Влияние Книги Мёртвых на жизнь египтян  оказалось огромным. Для знания текстов  необходимо было умение читать, а тексты, хотя бы маленькую их часть, должен был знать каждый. Некоторые главы из текста содержат только потрясающие своей красоты виньетки, это указывает на то, с какой убеждённостью общество верило в загробную жизнь, и для захоронения использовались самые прекрасные произведения искусства Древнего Египта. Одной из важнейших составных частей представления о загробной жизни египтян является вера в бессмертие души и тела, о чём уже упоминалось ранее, эта вера многократно зафиксирована в текстах и рисунках. Согласно представлениям египтян человек имел несколько душ («душа» - не точное, но единственное определение). При чём каждая из этих душ выполняла определенную функцию на пути к бессмертию, поэтому о каждой «душе» заботились, что отражалось в погребальном обряде.

     Краткая характеристика каждой «души»:

  1. КА – двойник. КА представлял собой некую абстрактную индивидуальность или личность, обладающую внешностью и качествами человека, которому она принадлежала, и хотя обычно КА жил в гробнице вместе с телом, он мог по своему желанию выходить из неё. КА не зависел от человека, мог свободно передвигаться и жить в любой его оболочке.

            Предполагалось, что  КА нуждается в еде и питье, поэтому египтяне следили, чтобы  в гробнице было вдоволь подношений. Если еды и питья не было, то КА мог бродить по поверхности и поедать отбросы, запивая их грязной водой, что было недопустимым грехом для семьи умершего.

  1. БА – душа сердца, связанная с КА, с которым (в которого) она обитает в гробнице, деля с ним подношения. Правда, в некоторых текстах указывается, что она могла жить с РА или Осирисом на небесах. БА приписывали способность свободно переходить из материальной формы в духовную и обратно.
  2. АБ – сердце, было тесно связано с душой и считалось источником как животной жизни, так и добра и зла в человеке.

      Сохранению  сердца человека придавалось огромное значение, ведь во время Суда это  единственная часть тела, которая  подвергается специальной проверке. Здесь, однако, сердце рассматривается, как центр духовной жизни человека и его мышления, а также орган, в котором проявляются все его пороки и добродетели, и оно олицетворяло всё, что для нас сегодня слово «совесть».

  1. КХАИБИТ (ШУИТ) – тень, была тесно связана с БА и считалась неотъемлемой частью человека. Подобно КА, питалось подношениями и передвигалось, где ей вздумается.
  2. КХУ – душа духа, часто упоминается вместе с БА. По-видимому, она считалась эфирным существом, т. е. по сути, той самой ДУШОЙ, которая не может умереть ни при каких обстоятельствах. КХУ обитала в Саху, или духовном теле человека.
  3. СЕКХЕМ – сила, бестелесное воплощение жизненной энергии человека. СЕКХЕМ обитала в раю среди КХУ и духов, в текстах упоминается вместе с душой и духом.
  4. РЕН - имя, ради сохранения которого египтяне принимали чрезвычайные меры предосторожности, поскольку считали, что без имени человек и его душа исчезают.
  5. САХУ - духовное тело, которое служило обиталищем души. Оно развивалось из материального тела с помощью молитв или ритуалов, исполняемых у могилы или в каком-либо другом месте, должным образом назначенными и безукоризненно знающими свое дело жрецами, было вечным и не подвергалось разложению. Все ментальные и духовные атрибуты физического тела объединялись в нем в новые силы совершенно иного рода.

      Все верования относительно этих частей духовного и материального тел появились  не одновременно, т.к. даже египтяне иногда не понимали назначений некоторых из «душ» (судя по противоречиям в текстах), что говорит об их древнем происхождении. Из всего этого вытекает вывод о вере египтян в то, что умерший незримо находится с ними  и в то же время общается с богами. Следовательно, живые могут благоприятно повлиять на мнение богов о себе через души своих родственников, вознеся им жертвы. Это обуславливало столь трепетное отношение к «душам» и имени умершего. 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Древние египтяне обожествляли природу и  земную власть. Звери считались священными, их держали при храмах, приносили  им жертвы, а после смерти бальзамировали и хоронили в саркофагах. На тотемизме базируется и звероликость  египетских богов, верховным среди которых считается бог Солнца Ра, которого часто изображали соколом или же тельцом. Фараон считался «сыном солнца» с этим связанные и почести, которые ему отдавались, и соответственное отображение в культуре: фараон изображался величавым, освобожденным от власти времени и земной реальности.

      В Новом Царстве расцвела архитектура  храмов. В то же время широко проводилось сооружение святилищ (храмов). Самыми известными есть храмы Амона-Ра в Луксоре и Карнаке  недалеко от Фив.

      Характерная черта этих сооружений - масса разнообразных  колонн, что символизировали лес. Потолок покрывали темно-синей краской с золотыми звездами, и создавалось впечатление, как будто бы человек вечером в лесу наблюдает звездное небо.

      Очень интересны росписи гробниц в Фивах, которые впечатляют своей пластикой, художественной оригинальностью.  Древние египтяне ввели традицию изображения фигур таким способом: голова и ноги - в профиль, а торс - развернутым. Только в VII в до н.э. в египетском искусстве исчезает традиция такого изображения.

      Значительны достижения египтян в физике, химии, медицине, хирургии. Они пользовались десятичной системой исчисления, им были известны арифметические и геометрические прогрессии. Древние египтяне умели  предвидеть затмение солнца, другие явления природы, особенно периоды разлива Нила, от которых зависела система орошения полей.

      Собранный тысячелетиями опыт древнеегипетской культуры  через Грецию и Рим  обогатил Западноевропейскую  и  мировую цивилизацию.  

Библиографический список 

  1. А. П. Афанасьев. Мир и миф. М.: Дюны, 1963 г.
  2. http://www.egyptolog.ru/iskusstvo/iskusstvo4.htm
  3. http://www.egyptolog.ru/kultura/kultura3.htm
  4. http://www.egyptolog.ru/religia/religia.htm
  5. http://duat.egyptclub.ru/osiris_eg.htm
  6. http://duat.egyptclub.ru/isida_eg.htm
  7. http://www.egyptolog.ru/kultura/kultura5.htm
  8. http://duat.egyptclub.ru/book.htm

Информация о работе Мифология Древнего Египта и Рима