Название и разделение богов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 21:01, реферат

Описание работы

Вначале римская религия была национальна; впоследствии с расширением римского государства, с подчинением ему иноземных культурных государств, она подвергалась сильному влиянию иноземных религий, особенно греческой и некоторых восточных, утратив первоначальную строгость и простоту и заимствовав многое из чужеземного религиозного обихода. Постепенно в Риме были собраны божества и культы почти всех подвластных ему народов, и религия получила интернациональный характер.

Работа содержит 1 файл

текст.doc

— 579.00 Кб (Скачать)

Название  и разделение богов

     Римская religio  прежде всего чувство зависимости от божественной силы и попечения, соединенное  с точным добросовестным соблюдением ритуала, обряда.

      Вначале римская религия была национальна; впоследствии с расширением римского государства, с подчинением ему иноземных культурных государств, она подвергалась сильному влиянию иноземных религий, особенно греческой и некоторых восточных, утратив   первоначальную строгость и простоту и заимствовав многое из чужеземного религиозного обихода. Постепенно в Риме были собраны божества и культы почти всех подвластных ему народов, и религия получила интернациональный характер.

  Общим названием богов было: dei,dii (di), divi "светлые , блестящие" (ср. dies); питеп (от пиеrе — выражать свою волю движением головы) означало божество в отношении проявления eго воли и могущества. Боги древних римлян подразделялись следуюц щим образом:

  1. боги света и неба — superi, caelestes;
  2. боги земли — terrestres
  3. боги преисподней и смерти — inferi.
 

В позднейшее время, под влиянием греческой мифологии, боги делились на высших, или верховных, — di magni, maiores или consentes (=con - sentes, "вместе сущие, взаимносвязанные" по группам) и низших — di minores. К первым принадлежали: 12 главных божеств – Iuppiter, Mars, Neptunus, Volcanus, Mercurius, Appolo; богини: Juno, Minerva, Ceres, Diana, Vesta, Venus; кроме того (dii selecti): Saturnus, lanus, Liber, Sol, Luna, Genius, Pluto и Rhea. К низшим богам принадлежали второстепенные боги-хранители, полубоги и так называемые олицетворения (напр., Fides, Virtus и прочие). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Божества  света и неба 

       luppiter — верховный бог неба, отец богов и царь людей (divum pater atque hominum rex ), высшее божество, управляющее вселенной. Будучи первоначально богом света, Юпитер мало-помалу сделался охранителем мирового порядка как в физическом, так и в нравственном и политическом отношениях.

а) Стихийное значение Юпитера. Как богу света, Юпитеру приписывали все небесные (световые) явления: от него исходил дневной свет (Diespiter), сверкающая молния, гром и дождь (Iuppiter fulgurator, tonans, pluvius); он метал с неба громовые стрелы или перуны ( fulminator), а также ниспосылал благословение и обилие на поля. Громом и молнией (как и другими явлениями) он вещал людям свою волю. Пораженные молнией места (fulgurita) считались священными. Земля, в которую ударила молния, тщательно собиралась и на том же месте ( с куском кремня, древнего символа и атрибута Юпитера) зарывалась жрецом (fulgur condere); место обносилось оградою в виде колодца [почему называлось puteal, — alis от puteus — колодец ], очищалось жертвоприношением (поэтому называлось bidental, — alis) и считалось неприкосновенным. Обряд назывался procuralio.

     б) Нравственное значение. Юпитер, как верховный бог, не только управлял законами природы, но был и охранителем нравственного порядка в жизни людей и народов. Он почитался богом верности (Deus или Dius Fidius), присяги и договоров, каравшим клятвопреступников и защищавшим семью и всякие союзы; он был защитником странников и жестоко наказывал того, кто нарушал священное право гостеприимства (hospitalis).

     в) Государственное значение. Наконец, Юпитер, всеблагий и всемогущий (Iuppiter Optimus Maximus) был зиждителем и охранителем государственного устройства и покровителем римского государства по преимуществу. Он предназначил городу Риму всемирное владычество, подавал войску мужество и останавливал бегство (Stator), даровал победы над врагами (Victoria) и посылал добычу     ( Feretrius ).

     Впоследствии  Юпитер был отожествлен с греческим Зевсом и считался сыном Сатурна и Опы (Ops).

     Знаменитейший храм Юпитера находился на Капитолийском  холме (I.Capitolinus), в котором вместе с его изображением находились изображения Юноны и Минервы, считавшихся вместе с Юпитером главными устроителями и покровителями римского государства. В этом храме юноша, достигнув совершеннолетия (17 лет) и в первый раз надевши тогу взрослого гражданина (toga virilis), приносил жертву Юпитеру; в этом же храме приносили жертвы консулы при вступлении в должность; отсюда по совершении ауспиций и после торжественного произнесения обетов (votis nuncupates) отправлялись в поход полководцы, и сюда же в торжественном шествии (triumphus) возвращались они в качестве триумфаторов, чтобы совершить жертвоприношение и возблагодарить бога.

     С почитанием Юпитера связаны были Feriae Latinae — празднество, устраиваемое консулами на Альбанской горе в  честь Юпитера как охранителя латинского союза Uupp. Latiaris) и существовавшее и после прекращения союза. Время праздника не было определено, но консулы обязаны были устроить его раньше, чем отправиться на войну. На нем присутствовали все должностные лица Рима. В честь Юпитера совершались также и самые блестящие игры: ludi Rotnani или magni и ludi Capitolini. Юпитера (Зевса) изображали сидящим на троне: в одной руке у него скипетр, а в другой перуны (зубчатые молнии или громовые стрелы) или богиня Победы, а у ног орел — символ царственности. 
 

       Iuno, Юнона — царица неба (luno regina), супруга и сестра Юпитера. Она почиталась как заступница и покровительница женщин и девушек, устроительница браков (luno pronuba — Юнона сваха), святость которых строго охраняла, и как даровательница семейного счастья и богиня рождения [luno lucXna (cp.lux) - выводящая на свет ]. Далее, отожествленная с греческой Герой, дочерью Кроноса—Сатурна, сестрой и супругой Зевса, как супруга верховного бога — покровителя римского государства, — она считалась и верховной защитницею города Рима и всего государства.

     Главное святилище ее находилось в Капитолийском храме Юпитера (Iuno Capitottna), где ей был устроен особый придел (cella). Кроме Рима ее культ справлялся особенно в гор. Lanuvium (luno Lanuvina), I.Sospita - "Защитница"), где колы приносили богине ежегодную жертву. На восточной вершине Капитолия он имела еще особый храм, где чтилась как luno Moneta, Ю. Советчица, с "монетным двором" (officina Monetae). Главным празднеством ее были Матроналии (Matronalia), праздновавшиеся 1 -го марта. В этот день римские женщины приносили Юноне жертвы и возносили молитвы о счастье семейной жизни. Ее изображали с лицом, выражающим непоколебимую твердость воли, с диадемой на голове и скипетром в правой руке — знаками царского достоинства. В левой руке она держала жертвенную чашу (или гранатовое яблоко—символ любви). У ног ее помещают иногда посвященную ей птицу — павлина. 
 

      Minerva — дочь Юпитера (явившаяся из головы его в виде вооруженной девы), богиня ремесел, искусств, наук и мудрости. Она считалась охранительницей города Рима, и ей так же, как и Юноне, был посвящен особый придел (cella) в храме Юпитера. С течением времени она отожествилась с греческой Афиною и стала отчасти божеством войны и победы.

     По  греческим сказаниям, Паллада Афина  является олицетворением благоразумия Зевса; благоразумие и сила — главные черты ее существа. Так как она родилась не от матери, а из головы Зевса, то отличалась серьезным, почти мужским характером и своим целомудрием перед всеми другими богами; она является могучей и умной руководительницей и защитницей городов и государств во время мира и войны; она любит и защищает всех умных и храбрых мужей, рассудительных и искусных

женщин-рукодельниц. Изображение Паллады Афины —  палладиум (palladium), принесенное, по преданию и сказаниям римских поэтов, Энеем из Трои в Италию, находилось в храме Весты и пользовалось большим почитанием, так как служило залогом благоденствия города. Главные торжества в честь Минервы (quinquatrus, т. е. "пятиднев", 19—23 марта) были преимущественно праздниками учителей, учащихся, поэтов, художников и ремесленников, справлялись у храма богини на Авентине. В качестве покровительницы городов Минерва изображалась с копьем в руке, шлемом на голове и эгидою — чешуйчатым панцирем на плечах и груди (посредине эгиды находится голова Медузы , а по краям — змеи); у ног богини помещают змею — символ мудрости . 
 

     lanus почитался первоначально как бог света, небесный "привратник" (ianilor), утром открывавший и вечером закрывавший врата неба, а затем — как начало всего сущего, бог всякого начала и вообще бог входов и выходов (ср. ianua - дверь).

     Янус  считался самым древним из богов. Это было чисто италийское божество, неизвестное грекам. Но мало-помалу культ его был вытеснен культом Юпитера, хотя первоначальное его значение сказывалось еще и впоследствии в том, что имя Януса призываюсь перед началом дела, в каждой молитве упоминалось на первом месте, а во время празднеств ему первому приносилась жертва. Утром призывали Януса как отца наступающего дня (paler matutinus). Ему, как и Юноне, посвящено было начало каждого месяца, а также названный в честь его месяц Январь (lanuarius), входы в домах и проходы, в особенности арки на площадях и перекрестках (iani); как божество — покровитель сношений (торговых) между людьми — он изображался на носах кораблей и на монетах. Особенной известностью пользовался храм Януса (lanus bifrons, geminus), воздвигнутый, по преданию, Нумой в северной части римского Форума. Это было небольшое святилище, в котором находилось изображение двуликого Януса, смотрящего на восток и запад (index belli pacisque), и которое состояло из двух арок, соединенных боковыми пенами и обращенных также на восток и запад. Таким образом, храм Януса имел форму древних городских ворот. Вовремя войны он открывался для молитвы о ниспослании мира, а в мирное время врата его оставались закрытыми. Римское предание говорит, что до Рождества Христова храм Януса был закрыт только пять раз. 
 

     Diana была преимущественно богиня луны и растительной жизни природы в лесах и на полях, а также охоты.

Первоначально ее отожествляли с Юноной, покровительницей родящих женщин (Lucina, Genitalis), а впоследствии — с распространением религиозного культа греков в Италии — с греческой богиней охоты Артемидой и с Гекатой, богиней подземного мира и волшебства, которая блуждала в темноте, в особенности у могил и на перекрестках. Диана изображалась, как олицетворение девической силы и здоровья, в виде девушки - охотницы, превосходящей и ростом, и наружностью всех своих спутниц — нимф, с которыми она то охотится на зверей, то устраивает веселые хороводы. Главный храм Дианы в Риме находился на Авентинском холме; это были святыня римского плебса, стоявшего под ее покровительством; ее "священная роща" находилась в Альбанских горах, близ города Ариции (Aricia), — Diana Nemorensia.

Sol, италийский бог солнца, отожествлялся первоначально с греческим Гелием, а впоследствии с Аполлоном.

Luna, италийская богиня луны, отожествлялась с греческой Селеной, а затем с Дианой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Боги  земли (и растительной жизни природы)

а) Боги сельской жизни

     Saturnus (ср. sa-tus, от se-ro — сею) — древнеиталийский бог посева и жатвы и происходящего отсюда довольства и благосостояния; его атрибутом был серп — falx, и сам он назывался falcifer. Супруга его называлась Ops.

В позднейших мифах Сатурн отожествлялся с Кроносом. Сверженный Юпитером с неба, он прибыл в Лациум, где был принят Янусом и, поселившись как царь у подножия будущего Капитолия, научил жителей земледелию, а затем опять исчез. Время его правления называлось золотым веком (aurea aetas). В память его Италия, называлась Saturnia letllus, а италийцы Saturnia gens. Во время праздников, справлявшихся (17 декабря) в честь Сатурна (Saturnalia), старались изобразить золотой век. Суды и школы были закрыты, всякие работы прекращались, наказания не приводились в исполнение. В эти дни граждане пировали, играли, дарили и угощали друг друга. Рабов господа приглашали к своему столу и прислуживали им в воспоминание о том времени, когда все были равны. Веселый праздник вошел в поговорку: saturnalia agere-ликовать, веселиться: io, Saturnalia (праздничный возглас во время Сатурналий) почти равно нашему "да здравствует веселье!" Храм Сатурна находился у подошвы Капитолийского холма на Форуме; при нем было государственное казнохранилище (aerarium Saturni). 

     Mars (Mavors, Mamers — осская форма, от корня mar - бить, поражать) — бог войны, похода (Mars Cradivus — Марс "выступающий"), национальное божество латинян и, как отец Ромула и Рема, родоначальник и покровитель римлян. В честь Марса получил свое имя mensis Martius. С течением времени его отожествляли  с Аресом.Главный праздник Марса падал на месяц март; справлялся на Марсовом поле конскими бегами — Equirria — из equus + curro; главной жертвой ему был suovetaurilia, состоявшие в заклании свиньи, овцы и быка — животных, составляющих главное богатство земледельца, от полей которого он удаляет войну и опустошение. При тяжелых обстоятельствах в честь Марса справлялась "священная весна (ver sacrum), когда ему посвящалось все, родившееся этой весной; дети, явившие на свет в это время, по достижении возмужалости должны были искать себе другого местожительства. Символами бога войны служили копье (curis) и упавший, по преданию, с неба щит (ancile). Pavor — страх и Pallor — бледность чтились как спутники Марса в битве, Bellona —как его сестра или подруга. Из животных ему посвящены были хищный волк и воинственный дятел (picus). Марс — одно из популярнейших божеств римской религии и одно из немногих божеств, с именем которого связана отчасти национальная мифология. По сравнению с Минервою, Марс — бог войны как ремесла. Минерва же — покровительница войны как средства для защиты (городов) от неприятелей: Марс — представитель физической силы в борьбе, Минерва — представительница разума. 
 

Информация о работе Название и разделение богов