Название и разделение богов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 21:01, реферат

Описание работы

Вначале римская религия была национальна; впоследствии с расширением римского государства, с подчинением ему иноземных культурных государств, она подвергалась сильному влиянию иноземных религий, особенно греческой и некоторых восточных, утратив первоначальную строгость и простоту и заимствовав многое из чужеземного религиозного обихода. Постепенно в Риме были собраны божества и культы почти всех подвластных ему народов, и религия получила интернациональный характер.

Работа содержит 1 файл

текст.doc

— 579.00 Кб (Скачать)

     Camenae (Casmcnac, вер. от кор. cas — "блестеть" — о воде) — речные нимфы, сообщающие людям вдохновение и прорицание. Особым почитанием между ними пользовались нимфа Эгерия (Egeria). Из ее источника, находившегося в роще перед Капенскими воротами (рола Сарепа) города Рима, влево от Аппиевой дороги, весталки приносили необходимую для священных обрядов воду. В сказаниях она считалась супругой и советницей царя Нумы Помпилия. 
 
 
 

Боги преисподней и смерти 

       Представления римлян о подземном  мире (inferi) по многим сходны с греческими. Главное божество преисподней Плутон — Plulo(n) или Dis (=dives богатый) paler, то же, что у греков Плутон; супруга его Proserpina. Название "богатый" объясняется представлением о нем как обладателе несметных богатств, скрытых в недрах земли. Он же называется Орк — Orcus (от аrсео — держу, не пускаю), как бог разрушения и смерти, увлекающий свою жертву в подземное царство и держащий ее там в плену. Словом Orcus обозначалось также и все подземное царство, наряду с выражениями ad inferos или apud inferos.

     У римских писателей царство Плутона представляется находящимся  под землей, куда ведут несколько спусков чрез страшные расселины, например, Авернский спуск (y Авернского озера близ Кум) и Тенарский в Греции. Пять рек протекают в подземном царстве: Стикс Styx (страшный), Коцит Cocytus ( река рыданий), Ахеронт Acheron (по этимологии древних, р. скорби), Пирифлегетон Pyriphlegethon (oгненный поток) и Лета Lethe (собств. забвение), из которой души умерших пьют забвение о своей земной жизни. Через Стикс и Ахеронт переплавляет за небольшую плату души умерших мрачный перевозчик Харон Charon. Вход в подземное царство стережет грозный Цербер Cerberus, трехглавый пес, с хвостом и гривой, состоящим из змей; входивших он впускал спокойно, но назад никого не выпускал. Являясь в подземное царство, умершие должны были предстать пред строгими судьями: Міноса Minos, Эака Aeacus и Радаманта Rhadamanthus, которые отправляют праведных в Элизий Elysium (поле прибытия) на острова блаженных, Insulae beatorum, а нечестивых — в Тартар Tartarus (или Tartara, -orum). В подземном же царстве обитают Фурии Furiae, богини мщения: Alecto (не перестающая), Tisiphone — мстящая за убийство и Megaera (враждебная). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Иноземные божества 

       Apollo, Аполлон (сын Юпитера и Латоны, брат Дианы) бог-защитник блага и порядка. Он объявляет волю Юпитера и блюдет за ее исполнением, поражая ослушников стрелами: болезнями и смертью, а исполнителям се даруя благоденствие и силу для noJ бед и исцеляя их от всяких недугов. Как вестник воли Юпитера, oil — бог предсказаний и оракулов, а как податель благополучия  к людям, он — бог поэзии, музыки и пения, услаждающих душу чело века. Позднее Аполлон отожествлялся с Гелием — богом солнца и назывался Phoebus (блестящий), олицетворяя собою как живи тельные свойства этого светила: тепло и свет, так и губительные - палящий зной, засуху, а отсюда — повальные болезни.

     Главным местом почитания Аполлона и его оракула в Греции были Дельфы или Пифо (где он убил мрачного дракона Пифона, откуда название Pythius), а главный игры Пифийские, в которых принима участие вся Греции, а также Актийские Actiaca (на мысе Акциумс) — празднество с состязаниями на суше и на море, и вИталии ludi Apollinarts (с 208 г.), состоявшие в театральных представлениях, скачках и звериной травле. Культ Аполлона заимствован у греков и введен в Рим при Тарквинии  Гордом, когда римляне впервые обратились за советом к Дельфийскому оракулу и приобрели Сивиллины книги. Культ этого бога значительно поднял Август, который считал себя под особенным покровительством Аполлона и приписывал его содействию свою победу при Акции, где находился его храм. В благодарность за это oн расширил и украсил этот храм, воздвиг Аполлону на Палатинском холме новый храм и ввел в честь его новые игры Actiaca, а и 17 г. до P. X. устроил в честь Аполлона и Дианы "вековые", т. е. юбилейные, игры ludi saeculares (обычно через каждые 100 лет), которые праздновались прежде в честь подземных богов. При торжестве этих игр дети пели особый гимн (carmen saeculare), составленный Горацием. До нас дошел также подробный официальный отчет об устройстве всего празднества в виде частей надписи, найденной в Риме в 1890 г. Аполлона изображали в виде красивого юноши, олицетворяющего здоровье и счастье, с луком в руке и колчаном за плечами, или же как предводителя Муз (Apollo musagеtes), в виде вдохновенного певца, с кифарою в левой руке и с плектром в правой, с венком на голове и в длинной мантии. 
 

     Aesculapius (сын Аполлона) — бог врачебного искусства, имел святилище на Тибрском острове.

Из греческих  божеств также почитались Латана — мать Аполлона и Дианы, Диоскуры — Кастор и Поллукс, Геркулес и др.

С начала первого века до P. X. стали проникать в Рим культы также египетских божеств: Изиды, Озириса, Сераписа' (Isis, Osiris, Serapis) и персидского бога Митры (Mithras) и нашли себе ревностных поклонников.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Богопочитание (культ)

  а). Жрецы - sacerdotes

       Общественным богослужением (sacra publica) заведовали жрецы, которые (за исключением rex sacrorum и flamines) составляли обыкновенно коллегии или общества collegia (sodalitates). Занимать жреческую должность (sacerdotium) мог свободнорожденный гражданин, без телесных недостатков, известного возраста и безукоризненного поведения. Звание жреца большей частью было пожизненное (исключение составляли весталки). В древнейшие времена жрецов назначал царь, а во время республики одних жрецов назначал верховный жрец, pontifex maximus, а других избирали сами коллегии (cooptare, cooptatio); верховный жрец избирался из числа понтификов (pontifices) в трибутских комициях (comitia pontificis maximi). С 12 г. до P. X. верховным жрецом считался император. Жрецы были освобождаемы от военной службы и, за исключением rex sacrorum и flamines, мог ли занимать и гражданские должности и исправлять несколько жреческих должностей одновременно. Жрецов, занимавшихся преподаванием религии, у римлян не было.

     1. Коллегия понтификов и принадлежащие к ней жрецы (rex sacrorum, flamines и vestales).

     a) Pontifices, collegium pontificum (не от pons, а, вероятно, от умбрийского puntes — процессия, обход, обряд) — коллегия жрецов-понтификов состояла первоначально из 5 членов, из которых

один  был главный, называвшийся pontifex maximus — верховный жрец; впоследствии число их увеличилось до 15. Это были представители высшей духовной власти. Понтифики, кроме главной обязанности — совершения богослужения и жертвоприношений, имели наблюдение за точным исполнением религиозных обрядов, решали вопросы в области культа, охраняли его чистоту (sacra patria custodire) и занимались ведением календаря (fasti) и летосчисления. Они также составляли списки ежегодно избираемых должностных лиц, в особенности консулов (fasti consulares), именем которых обозначался год, и вели так называемую "Главную летопись"— Annales maximi, занося в нее наиболее важные события года. Они имели свой весьма важный архив и канцелярию (libri pontificii). Одежду их составляла toga praetexta — тога, обшитая пурпурной каймой, и высокая шляпа — apex. Присутственным ме-стом верховного жреца служило особое здание на Форуме — regia, по преданию, бывший дворец царя Нумы.

     К коллегии понтификов принадлежали rex sacrorum, flamines и vestales, принимавшие участие в заседаниях коллегии с правом голоса.

     б).Rex sacrorum (или sacrificulus) — царь-жертвоприноситель совершал во время республики те жертвоприношения и священнодействия, которые прежде совершались царем. Это был по своему названию высший жреческий сан, но на самом деле rex sacrorum был подчинен верховному жрецу (pontifex maximus), которым и назначался (всегда из патрициев). Его супруга, regina sacrorum также принимала участие в культе.

     c). Flamines — фламины, из которых каждый был жрецом о дельного определенного божества. Было 3 старших фламина (fl. maiores, патрицианского происхождения): Dialis — жрец Юпитера, Martialis — жрец Марса и Quirinalis — жрец Квирина,  и 12 младших фламинов (которые могли быть и из плебеев) других божеств: Вулкана, Флоры и др. Главную обязанность фламинов составляли ежедневные жертвоприношения. Первое место между ними занимал жрец Юпитера, он пользовался известными преимуществами (toga praetexta, sella curulis, lictor), но вместе с тем был стеснен многими ограничениями, например, не имел права занимать никакой государственной должности, отлучаться из Рима, ездить верхом и проч. Его супруга называлась flaminica; она также принимала участие в культе, особенно — Юноны.

     d). Vestales (virgines vestales)—жрицы Весты должны были поддерживать в храме Весты вечный огонь, приносить бескровные жертвы, молиться ежедневно (особенно в тяжелые для государства минуты) за благосостояние римского народа и охранять святыни,

находившиеся  в храме Весты, преимущественно палладиум т. е. древнее изображение богини Паллады, привезенное, по сказаниям римлян, Энеем из Трои в Италию. Сперва весталок было 4, позже 6, старшая над ними называлась virgo vestalis maxima. В весталки избирались верховным жрецом (virginem vestalem сареге) девочки 6 —10 лет, не имевшие телесных повреждений, из знатных и отличавшихся безукоризненной жизнью семейств. Избранные переходили под начальство верховного понтифика. Срок службы весталок был 30-тилетний; 10 лет они учились, 10 лет несли службу, к 10 лет обучали других; после этого они могли вернуться в частную жизнь, чего обыкновенно, однако, не делали. Служба их была тяжелая, напоминавшая монастырскую. Они должны были день и ночь охранять священный Огонь. В случае какой-либо небрежности с их стороны, в особенности, если они допускали, чтобы угас священный огонь, их наказывали плетьми, а за нарушение обета целомудрия заживо хоронили на поле преступников (campus Sceleratus). Но, взамен этого, весталки пользовались многими преимуществами и отличиями: они были свободны от опеки, самостоятельно распоряжались своим имуществом; давали показания без присяги; как священные особы, были неприкосновенны, в знак чего весталку сопровождал ликтор; кого они сопровождали, тот был защищен от нападения, а если случайно встречались с преступником, которого вели на казнь, то он освобождался от наказания. Им часто отдавали на хранение важные документы, завещания. Жилище весталок — atrium Vesiae — находилось рядом с храмом Весты (на Форуме). Одежда их состояла из длинного белого платья, пояса и покрывала; особым образом (в 6 кос) заплетенные волосы поддерживались повязкой. На играх и зрелищах они занимали почетные места.

     2. Augures — авгуры. Главной их обязанностью было наблюдать за знамениями, по которым они старались определить, угодно или неугодно богам то или другое предприятие. "Авгурство" (discipline auguralis) опиралось на то исконно римское верование, что боги (особенно Юпитер) сообщают верующим свою волю в различных знамениях, которые или посылают сами, или отвечают ими на вопросы, к ним обращаемые. Наблюдение и истолкование этих знамений — дело опытных людей, к которым авгуры и причислялись. Так как римляне не предпринимали никакого государственного или общественного дела без предварительного гадания, то вследствии этого авгуры имели весьма большое влияние на жизнь государства; своим заявлением о замеченных ими или о сообщенных им неблагоприятных предзнаменованиях они могли, например, отсрочить народные собрания (comitia); они решали вопрос о том, не было ли в религиозном отношении упущения (vitium) при совершении какого-либо государственного дела, напр., при выбоpax, вследствие чего их приходилось бы отложить или считать  не бывшими. Сначала авгуров было 3, впоследствии число их, постепенно увеличиваясь, дошло до 16. Авгуры были только гадатели; никаких богослужений и жертвоприношений они не совершали.

     От  авгуров отличались гаруспики —  haruspices — гадатели этрусского происхождения, не состоявшие в Риме особой коллегия (до времен Клавдия). Они в нужных случаях призывались из Этрурии, но впоследствии их жило в Риме до 60 чел.  (ordo haruspicum). Они занимались а) истолкованием воли богов по внутренностям — exta (по печени и желчи — iecur и fel, по легким и сердцу — pulmones и cor) жертвенных животных; б) указывали средства для умилостивления гнева богов в случае грозных явлений (procurare prodigia). В эпоху императоров, с упадком верований и в силу злоупотреблений гадателей, авгуры и гаруспики стали мало-помалу вытесняться халдеями-астрологами и магами.

     От  государственного или общественного "гадания" (divinatio) следует отличать гадание частное, бытовое, напр.,так называемые sortes, гадание по "жребиям", дощечкам с вещими изречениями, которые вынимались наудачу, или выбрасывались из урны.

     3. Sacerdotes Sibyllini — Сивиллины жрецы, учреждение, возникшее под греческим влиянием, как гаруспики — под этрусским,— составляли коллегию (первоначально из 2, потом из 10 и в конце республики из 15 членов), quindecimviri sacris faciundis. Они хранили Сивиллины книги и при особенно тяжелом положении государства, по приказанию сената, обращались к ним (libros sibyllinos adire, inspicere) и по ним указывали средства для умилостивления богов. Указанные в этих книгах меры они или сами выполняли, или следили за точным их выполнением. Такими умилостивительными средствами обыкновенно были молебствия — supplicationes, особые жертвоприношения — так называемые "трапезы богов", lectisternia и введение культа иноземных богов, особенно греческих, напр., Аполлона, Дианы и проч., за культом которых следили также XV -viri.

     Сивиллины книги представляли собой собрание изречений на греческом языке в форме гексаметра, касавшихся, по мнению римлян, римского народа. Предание гласит, что при царе Тарквинии Гордом пришла в Рим какая-то старуха (Кумекая прорицательница-сивилла) и предложила царю купить 9 книг; но царь, находя цену слишком высокой, не пожелал купить. Тогда она сожгла 3 книги и вновь предложила царю купить остальные шесть, прося ту же цену. Когда царь и на этот раз отказался купить, она сожгла еше 3 книги и потребовало за оставшиеся ту же сумму. Изумленный Тарквинии купил наконец последние три книги и, узнав их содержание, велел хранить их в храме Юпитера Капитолийского и назначил (2) особых жрецов для заведования ими. Когда они в 83 году вместе с храмом были уничтожены пожаром, то заключавшиеся в них изречения были снова собраны в разных греческих городах, главным образом в Ерифрах (Erythrae в Малой Азии); восстановленные таким образом Сивиллины книги хранились в возобновленном Капитолийском храме. При Августе они были вновь пересмотрены и помещены в храме Аполлона на Палатине

Информация о работе Название и разделение богов