Посредники религиозных отношений. Католицизм, институт монашества в католицизме

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 19:14, контрольная работа

Описание работы

Так же, как и семья, религия является одним из самых древних социальных институтов, который включает в себя систему социальных норм, ролей, обычаев, верований и ритуалов, предписаний и стандартов поведения, а также организационных форм. Ее возникновение, существование и эволюция обусловлены общественными отношениями, как далекого исторического прошлого, так и настоящего: в религиозных представлениях и верованиях, символах и текстах фактически закодированы определенные типы общественных отношений, нормы и правила человеческого общежития.

Содержание

Посредники религиозных отношений 3
Католицизм, институт монашества в католицизме 7
Список литературы 11

Работа содержит 1 файл

истории и теории религии.doc

— 73.00 Кб (Скачать)
 

ИНСТИТУТ  ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА (г. Казань)

Психологический факультет 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

По дисциплине «История и теория религии»

По темам: «Посредники религиозных отношений.

 Католицизм, институт монашества в католицизме» 
 
 

                                                     Выполнила

                                                     Студентка I I курса заочного отделения

                                                     (обучение с применением дистанционных

                                                     образовательных технологий),

                                                     гр. ДУ 301

                                                         Сергеева Гульназ Сунгатулловна

                                                      Преподаватель: Агапов О.Д. 

  • Нижнекамск  – 2011
  •  

    План 

    1. Посредники религиозных отношений                                                               3
    2. Католицизм, институт монашества в католицизме                                          7

    Список литературы                                                                                                11 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      1. Посредники  религиозных отношений
     

         Так же, как и семья, религия является одним из самых древних социальных институтов, который включает в себя систему социальных норм, ролей, обычаев, верований и ритуалов, предписаний и стандартов поведения, а также организационных форм. Ее возникновение, существование и эволюция обусловлены общественными отношениями, как далекого исторического прошлого, так и настоящего: в религиозных представлениях и верованиях, символах и текстах фактически закодированы определенные типы общественных отношений, нормы и правила человеческого общежития. Являясь подсистемой общества, религия занимает в нем различное, меняющееся в ходе истории место: в разных типах общества, на разных этапах истории, в разных странах и регионах позиции религии, функции и поле их действия меняются. Однако на протяжении большей части человеческой истории религия играла peшающую роль при конструировании человеком социальной реальности и была наиболее эффективным и распространенным средством объяснения, оправдания и поддержания социального порядка.

         В процессе религиозной деятельности в соответствии с религиозным  сознанием складываются религиозные отношения. Их носителями могут быть, например, индивиды, группы, семья, этнос, сословие, класс, профессиональная группа, институты, организации.

         Религиозные отношения имеют субъективный план, план сознания. 
    Последнее полагает определенные отношения людей к гипостазирован- 
    ным существам, свойствам, связям, а также верующих друг с другом. 
    Первые отношения развертываются в плане сознания, однако прояв- 
    ляются в действительных отношениях между людьми, например, меж- 
    ду мирянином и священнослужителем. Контакты верующих друг с 
    другом, хотя и имеют отнесенность к названным существам, свойст- 
    вам, связям, представляют собой действительные взаимоотношения. С 
    другой стороны, религиозное сознание, отражая и выражая 
    действительные .отношения, по их образу и подобию конституирует 
    схемы религиозных отношений. В соответствии с этими схемами пред- 
    ставляются отношения гипостазированных существ друг с другом и с 
    людьми, людей с этими существами и между собой. Схемы моделируют 
    отношения господства-подчинения (по типу "Господь и раб Госпо- 
    день") , государственно-правовые структуры (Бог - "Царь небесный", 
    патриарх - "владыка", папа - "монарх", "каноническое право"), 
    связи судопроизводства ("суд" над Христом, Бог - "судья", грешники 
    - "судимые", "Судный день"), семейные отношения ("Бог Отец", "Бог 
    Сын", "брат", "сестра"). Особое значение имеет воспроизведение нрав- 
    ственных отношений, по существу, всем религиозным отношениям 
    придается моральное значение.

         Имеются различные способы фиксации и опосредования религиозных отношений. В качестве посредников могут выступать нижеследующие моменты.  

           Предметы неживой и живой природы - храм, икона, крест, распятие, ступа, «черный камень», корова, крокодил, голубь (в этом случае религиозные отношения принимают предметную, вещную форму). В качестве предметов культа в религиях, религиозных направлениях и конфессиях часто выступают материальные вещи, животные, растения, леса, горы, реки, Солнце, Луна и пр. Культовое здание, храм – также важнейшее средство культа. Попадая в культовое здание, человек входит в специфическую зону социального пространства, оказывается в принципиально иной, необыденной ситуации. Внимание человека сосредоточивается на предметах, действиях, имеющих религиозный смысл и значение.

         Вера  в сверхъестественную силу обожествленного предмета является древнейшей формой первобытных верований - фетишизмом (от португ. abretas - амулет). Фетишем мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, зуб животного, оружие, ювелирное изделие. В основе этого феномена лежит наделение тех или иных предметов сверъестественными свойствами (способность исцелять, охранять от врагов, помогать на охоте и т.п.). Если после обращения к предмету человеку удавалось достичь успеха в практической деятельности, он мог посчитать, что в этом ему помог фетиш, и оставлял его себе. Если же человека постигла какая-либо неудача, то фетиш мог быть наказан или даже уничтожен.

            Также часто в качестве посредников выступают индивид или группа лиц - служитель культа, глава религиозной организации, функционер общины, обладатель «дара» (в этом случае можно говорить о персонифицированном способе фиксации взаимных связей верующих). Общественное сословие, социальную прослойку, лиц или социальную группу, состоящее из профессиональных служителей той или иной религии называют духовенством. Верующими представители духовенства почитаются как люди, наделённые сверхъестественной силой, способные быть посредниками между людьми и богом. В зависимости от своего положения и функции в церкви духовенство делится на высшее и низшее. В некоторых религиях представители высшего духовенства почитаются как наместники бога на земле (папа римский в католицизме) или как воплощение божества (далай-лама и панчен-лама в ламаизме, глава секты исмаилитов). В ряде религий духовенство разделяется на чёрное (монашество, принимающее на себя особые обязательства, в том числе уход "из мира") и белое (живущее "в миру"). В буддизме монашество охватывает всё духовенство. 

          Следующие посредники – это Образы Бога, духов, душ, Богоматери, Христа, Будды, Мухаммеда святых и т.д. - это идеализированная, образная форма опосредования (И сказал Иисус: «.. .где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» - Мф. 18:20);

              И, наконец, посредником может быть язык - отдельные слова и целые предложения, содержащие наставления о том, с кем и как надо общаться; этот способ фиксации отношений называется языковым. Например, это молитва — обращение верующего к Богу, богам, другим сверхъестественным или ассоциированным с Богом существам, а также канонизированный текст этого обращения. Молитва часто принимает вид поклонения, восхваления, просьбы или просто изложения своих мыслей. Молитва также часто принимает формы обряда. Молитва подразумевает словесное содержание, однако зачастую сопровождается нормированными движениями, как то коленопреклонения, поклоны, крестные знамения, раскачивание (иудаизм) и т. п.

         Итак, предметы, вещи, персоны, образы, слова обладают символическими свойствами, являются знаками, которые выражают религиозные значения и смыслы, «прочитываются» вступающими в связь индивидами). 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      1. Католицизм, институт монашества в католицизме
     

         Католицизм  представляет собой самую многочисленную и наиболее распространенную разновидность  христианства. По данным статистического  еженедельника Ватикана международного центра Римско-католической церкви, - в настоящее время число последователей этой религии достигает 1 млрд.

         Католицизм  как направление в христианстве возникло в XI в. после формального разрыва между восточной (православной, ортодоксальной) и западной (римской, латинской) церквами. Католическое вероучение основывается на Библии («Священное Писание») и Традиции («Священное Предание»), которое объявляются церковью двумя источниками божественного Откровения. Согласно католицизму, передача Богом Откровения завершилась вместе со смертью апостолов - учеников Христа, однако Откровение может в наши дни улучшаться  
    благодаря правильному его постижению. Римский папа, являющийся по католическому учению наместником Бога на земле и преемником обладающего ключами от рая святого Петра, а также коллегия епископов - наследников апостолов - совместно создают церковное учение, обладающее статусом «непогрешимости». Таким образом, католическая церковь обосновывает правоверность принятия главой церкви и соборами догматов, которые должны восприниматься верующими так же, как и Откровение самого Бога. Кроме этого, в состав Священного Писания католики включают 11 книг ветхозаветной части Библии, которые ими признаются как «богодухновенные». 
              Католическая церковь утверждает догмат об исхождении Духа Святого не только от Бога-Отца, как об этом сказано в принятом на первых двух Вселенских соборах (325 и 381 гг.) Символе веры, но и от Бога-Сына («филиокве» «и сына»). Восточная же (православная) церковь признает исхождение Святого Духа только от Бога-Отца. Это разногласие руководители католической и православной церквей всегда считали и считают главнейшим и даже единственно непримиримым. 
             Католицизм учит, что человек может рассчитывать на спасение своей души только благодаря помощи церкви, обладающей возможностью передавать грешникам добрые дела праведников. В начале XV в. принято учение, согласно которому души умерших, прежде чем решится их участь, должны пройти через чистилище, промежуточную инстанцию между раем и адом. Значительную роль в католицизме играет догмат о непогрешимости в вопросах веры и морали Римского папы, В отличие от православия, католицизму присуще безбрачие (целибат), обязательное для духовенства.

         Важным  отличием католицизма является устройство церкви. Во-первых, церковь имеет  единственного главу папу Римского. Во-вторых, в церкви существует разветвленный аппарат, состоящий из клира, огромного корпуса священников, каждый из которых живет по единственному уставу. 
    Католицизму присущ пышный театрализованный культ, использующий все виды искусства для воздействия на чувства и сознание верующих. Это прежде всего росписи, фрески, скульптурные украшения, хоровое пение, органная, а в последнее время - современная музыка с использованием электроинструментов и усилителей. Подобно другим христианам, католики считают главным средством общения с Богом молитву, сопровождаемую крестным знамением - изображением креста правой рукой; причем они крестятся всей ладонью в то время как православные складывают вместе три пальца: большой, указательный и средний. Католики признают семь святых таинств, однако они выполняются несколько иначе, чем в православии. Например, таинство крещения производится путем окропления водой или погружения в нее, тогда как в православии только погружением в воду. В отличие от православного обряда миропомазания, католический обряд конфирмации совершается не одновременно с крещением, а по достижении 7-12 летнего возраста.

         В отличие от других направлений в  христианстве, католицизм имеет единую, строго централизованную и иерархизированную  церковную организацию. Центр католицизма и резиденция его главы - Римского папы - Ватикан, город-государство на территории Рима (44 га). Таким образом, нынешний Римский папа является единственным абсолютным монархом на планете, объединяющим в своем лице высшую законодательную, исполнительную и судебную власть.

         Католическая  церковь располагает огромной армией священнослужителей и монахов. В 1996 г. в мире насчитывалось около 450 тыс. священников, действующих почти  в 200 тыс. приходов, свыше 1 млн. монахов  и монахинь. Монахини, а их большинство (866 тыс.), работают в сфере здравоохранения, воспитания, образования, миссионерстве.      

             Монашеские ордены составляют особую структуру в католической церкви. Внутренняя жизнь каждого ордена определяется его собственными правилами, предусматривающими более или менее высокую степень централизации власти, требующей безусловного подчинения указаниям сверху. Имеются «нищенствующие» ордены - францисканцев, бернардинцев, капуцинов, доминиканцев и некоторых других, уставы которых запрещают своим членам владеть каким-либо имуществом, приносящим постоянный  
    доход. Другие ордены, которые не причисляют себя к указанной группе, обладают правом зарабатывать деньги, идущие в церковную казну или на благотворительные цели.

    Информация о работе Посредники религиозных отношений. Католицизм, институт монашества в католицизме