Православные праздники

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 07:47, реферат

Описание работы

Во главе "праздничного круга" Русской православной церкви — Пасха, наиболее почитаемый общехристианский праздник. Затем идут так называемые двунадесятые праздники - двенадцать главных празднеств. Из них три переходящих, выпадающих каждый год на разные числа в зависимости от того, когда отмечается Пасха, не имеющая твердой даты. Это Вознесение, Троица, Вход Господен в Иерусалим, или Вербное воскресенье. Девять праздников непереходящих, за каждым из них закреплен особый день в церковном календаре. Это Крещение Господне, Сретение, Благовещение, Преображение, Рождество Богородицы, Введение во храм Богородицы, Успенье Богородицы, Воздвижение креста и Рождество Христово.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..3

СВЯТАЯ ПАСХА, ИЛИ ВОСКРЕСЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА……………………………………………...................5

РОЖДЕСТВО ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА……………..7

РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ…………………………...9

ТРОИЦА…………………………………………………………………...12

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ…………………….14

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ……………………………………………..15

ПОКРОВ…………………………………………………………………..16

УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ……………………………..17

КРЕЩЕНИЕ………………………………………………………………19

ВЫВОД……………………………………………………………………21

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………22

Работа содержит 1 файл

Религия.docx

— 44.16 Кб (Скачать)

Народ называет этот праздник Малой Пречистою (Большой  Пречистою называют Успение Богоматери). В древней, еще языческой Руси возносили хвалу Осенине ‑ покровительнице плодородия, любви и брака. Ходили к берегам рек, озер и прудов встречать матушку Осенину. Старшая молодица стояла с овсяным караваем, а молодые пели возле нее обрядовые песни. Потом хлеб разламывали и раздавали присутствующим. Позже, с тех пор как Киевская Русь стала православной, у крестьянок и женщин других сословий появился обычай обращаться у воды к Богородице.

В сельскохозяйственной практике это был день, когда убирали  на зиму пчелиные улья, собирали лук, к  этому времени заканчивалась  уборка хлеба, а праздник в целом  знаменовал окончание главных летних полевых работ и начало осенних  приготовлений. Земледельцы благодарили  Богородицу ‑ небесную покровительницу земледелия, подательницу урожая, спорительницу хлебов за собранный урожай и просили ее помощи на год будущий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТРОИЦА

 

День  святой Троицы отмечается на 50-й день после Пасхи.

После вознесения Иисуса Христа наступил десятый день: это был пятидесятый день после  Воскресения Христова. У евреев был  великий праздник Пятидесятницы  в память Синайского законодательства. Все апостолы вместе с Божией Матерью  и с другими учениками Христовыми и прочими верующими единодушно находились в одной горнице в  Иерусалиме.

«Был  третий час дня, по еврейскому счету  часов, то есть, по-нашему — девятый  час утра. Вдруг сделался шум с  неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы. И явились огненные языки и почили (остановились) по одному на каждом из них. Все исполнились  Духа Святого и стали славить  Бога на разных языках, которых прежде не знали».

Так Дух  Святой, по обетованию Спасителя, сошел  на апостолов в виде огненных языков, в знак того, что Он дал апостолам  способность и силу для проповеди  Христова учения всем народам; сошел  же в виде огня в знак того, что  имеет силу опалять грехи и  очищать, освящать и согревать души.

В Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран на праздник. Апостолы вышли к ним и стали  проповедовать на их родных языках воскресшего Христа. Проповедь так  подействовала на слушавших ее, что многие уверовали и стали спрашивать: «Что же нам делать?» Петр ответил им: «Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прошения грехов, тогда и вы получите дар Святого Духа».

Уверовавшие во Христа охотно приняли крещение, таких оказалось в этот день около трех тысяч человек. Таким образом, начало устраиваться на земле Царство Божие, то есть Церковь Христова.

Сразу после  Божественной литургии, совершается  вечерня в воспоминание сошествия на святых апостолов Духа Утешителя. Во время этого богослужения читаются коленопреклоненные молитвы, о ниспослании нам Духа Святого, Духа премудрости, Духа разума и страха Божия (молитва коленопреклоненная после сугубой ектении).

Святая  Церковь молится о даровании  благодати Духа Святого всем присутствующим, а также прежде усопшим отцам  и братиям нашим и прочим сродникам по плоти, чтобы и они устроились быть участниками Царства Славы в стране живых... «зане ни един есть чист пред Богом от скверн, ниже аще един день живота его есть» (молитва коленопреклоненная после «Сподоби, Господи, в вечер сей»).

Православные  христиане в этот день украшают дома и храмы зелеными веточками, цветами.

Обычай  этот идет еще от Ветхозаветной Церкви, когда дома и синагоги украшались зеленью в Пятидесятницу в  память того, как при Синайской  горе все цвело и зеленело в  день, когда Моисей получал скрижали закона. Сионская горница, где на апостолов  сошел Святой Дух, в то время, по общему обычаю, тоже была украшена ветвями  деревьев и цветами.

В праздник Троицы вспоминают и явление Аврааму  Троицы в Мамврийской дубраве, поэтому украшенный зеленью храм напоминает и ту дубраву.

А еще  цветущие ветви напоминают нам о  том, что под действием благодати  Божией человеческие души расцветают плодами добродетелей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ  БОГОРОДИЦЫ

 

 В  древности празднику Благовещения  давали разные названия: зачатие  Христа, Благовещение о Христе, Начало  искупления, Благовещение ангела  Марии. О том, где и как  впервые появился праздник Благовещения, ничего неизвестно. Известно лишь, что в 560 году император Иустиниан указал дату празднования Благовещения — 25 марта (7 апреля по новому стилю).

Название  праздника — Благовещение — передает главный смысл связанного с ним  события: возвещение Деве Марии благой вести о зачатии и о рождении Ею Богомладенца Христа. Этот праздник относится к двунадесятым непереходящим праздникам и отмечается каждый год в один и тот же апрельский день.

Главной иконой праздника можно считать  шедевр Андрея Рублева: ангел сходит к Деве, чтобы возвестить ей «Благую  весть». Архангел Гавриил принес Деве Марии самую большую новость  — Сын Божий становится Сыном  человеческим. Исполняется пророчество  Исаии, Богородица отвечает согласием  на весть ангела: «Да будет мне  по слову твоему». Без этого добровольного  согласия Бог не мог бы стать человеком. Он не мог бы воплотиться, так как  Бог не действует силой, не принуждает нас ни к чему. Человеку дана полная свобода ответить Богу согласием и любовью.

Церковное Предание говорит, что в тот момент, когда Деве Марии явился Архангел Гавриил, она читала книгу пророка  Исаии, как раз те слова о рождении Мессии. «Я готова стать последней  служанкой у той, которая удостоится родить Мессию», — думала она.

С Благовещением  в народе связаны некоторые старинные  обычаи. Говорят, что в Благовещение «птица гнезда не вьет, девица косы не плетет», то есть всякая работа считается  грехом.

 

 

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ

 

Название  праздника отражает суть события  — это Вознесение на Небо Господа  Иисуса Христа, завершение Его земного  служения. Это событие празднуется  всегда в 40-й день после Пасхи, в  четверг 6-й недели по Пасхе.

Число 40 —  не случайное, а несущее смысл. Во всей Священной истории это было время окончания великих подвигов. По закону Моисееву в 40-й день младенцы должны были приноситься родителями в храм, к Господу. И теперь в  сороковой день после Воскресения, как бы после нового рождения, Иисус  Христос должен был войти в  небесный храм Своего Отца, как Спаситель  человечества.

Победив смерть, это страшное последствие греха, и дав тем самым возможность  воскреснуть в славе, Господь вознес в Своем Лице человеческую природу, включая тело человека. Тем самым Господь открыл каждому человеку возможность по всеобщем Воскресении вознестись в высшую обитель света к самому Престолу Всевышнего. О событии Вознесения рассказывают нам евангелисты Марк и Лука, особенно подробно можно прочесть об этом в книге Деяний Святых Апостолов в 1 главе.

Дав ученикам последние наставления, Иисус Христос  «вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с радостью великой…»

Праздник  Вознесения — это праздник Неба, открытия человеку Неба, как нового и вечного дома, Неба как подлинной  родины. Грех отделил землю от неба и нас сделал земными и одной  землей живущими. Речь идет не о запланетном пространстве и не о космосе. Речь идет о Небе, возвращенном нам Христом, о небе, которое мы потеряли в земных науках и идеологиях, и которое раскрыл и вернул нам Христос. Небо — это Царство Божие, это царство вечной жизни, царство истины, добра и красоты.

 

 

ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

 

Покров  – это название народного праздника, которое православная церковь объясняла  буквально: покров (покрывало Богородицы).

Этот  праздник был установлен в середине 10 века. По легенде, однажды на рассвете святой Андрей увидел Богородицу, которая  шествовала к храму по воздуху. Помолившись, Дева Мария подошла к престолу, сняла с головы покров и простерла  его над головами молящихся. Когда Богоматерь покинула церковь, покров стал невидимым, но в храме оставалась благодать, которая снизошла с Богородицей.

Покров  Пресвятой Богородицы отмечается только православной церковью и принадлежит  к числу великих праздников. В  праздник Покрова Пресвятой Богородицы православные испрашивают у Царицы Небесной защиты и помощи.

По народным приметам на Покров до обеда осень, а после обеда – зимушка-зима.

Крестьяне старались закончить к этому  времени все полевые работы. В  этот день весь скот переводился на стойловое содержание.

Во многих белорусских местечках и деревнях проводились ярмарки, на которых  имелись карусели, качели, батлейка. В них часто принимали участие и цыгане. Для детей продавалось много разных игрушек и лакомств. На ярмарках незамужние девушки пели, плясали, водили хороводы.

В этот день девушки молятся о скорейшем  выходе замуж. Они считают для  себя непременным долгом побывать на Покров в церкви, ставят свечи перед  иконой Покрова Богородицы.

После Покрова  начиналась очередная пора свадеб. 

 

 

 

 

 

 

 

 

УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

 

Праздник  Успения (кончины) Пресвятой Владычицы  нашей Богородицы значится одним  из двенадцати (двунадесятых) главных  праздников Православной церкви. Он предваряется строгим Успенским постом и празднуется  Православной Церковью по новому стилю  — 28 августа.

После Вознесения Господа Матерь Божия оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова, а в его отсутствие жила в доме его родителей близ горы Елеонской. Для апостолов и всех верующих Она была утешением и назиданием.

Беседуя с ними, Матерь Божия поведала о  чудесных событиях Благовещения, бессемянного зачатия и нетленного от Нее рождения Христа, Его младенчества и всей земной жизни. Подобно апостолам, Она  насаждала и утверждала Христианскую Церковь Своим присутствием, словом и молитвами.

Обстоятельства  Успения Божией Матери известны в  Православной Церкви от времен апостольских. Дивна была жизнь Пречистой Девы, дивно и Успение Ее, как воспевает  Святая Церковь: «Бог вселенной показует на Тебе, Царица, чудеса, превышающие законы природы». Пречистое тело Матери Божией было погребено на семейном кладбище. С самого погребения Ее христиане благоговейно чтили гроб Матери Божией и устроили на том месте храм. В храме хранились драгоценные пелены, которыми были повито пречистое и благоухающее тело.

Успенье Пресвятой Богородицы совершается  после Успенского поста (период с 14 по 27 августа), который в народе назывался  спожинками (или госпожинками), так как праздник Успения знаменовал собой завершение уборки урожая — спожинать означало дожинать. Слово спожинки превратилось в госпожинки по созвучию со словом госпоженка, как иногда в народе называли Богоматерь.

Католическая  церковь празднует Успение Пресвятой  Богородицы (Assumption of Mary) по старому стилю — 15 августа. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КРЕЩЕНИЕ

 

Крещение, или Богоявление, празднуется Православной Церковью 19 января по новому стилю. Накануне праздника, 18 января установлен строгий пост.

Праздник  Крещения Господня — один из самых  древних праздников христианской Церкви. Его установление относится еще  ко временам апостолов. Древнее название праздника — «Епифания» — явление, или «Теофания» — Богоявление, также его называли «праздник Светов», «Св ятые Светы» или просто «Светы». Ибо Бог приходит в мир в этот день, чтобы явить миру Свет Неприступный.

Все четыре Евангелия свидетельствуют об этом. 
«И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1,9-11).

Слово «крещаю», «крещу» в переводе с греческого означает «погружаю в воду». Нельзя понять смысла и важности крещения, не уяснив прежде символического и реального значения воды в Ветхом Завете. Вода — начало жизни. Именно из воды, оплодотворенной животворящим Духом, произойдут все живые существа. Где нет воды — там пустыня. Но вода же может и разрушать, и уничтожать — как водою великого потопа Бог залил грехи и разрушил зло человеческое.

В память того, что Спаситель Своим Крещением  освятил воду, бывает водосвятие; накануне праздника вода освящается в храмах, в самый же праздник Богоявления  — в реках или других местах, где берут воду. Крестным ходом  на Иордан называется шествие для  освящения природных водоемов.

Крещение  Иоанново было символическим и означало, что как тело омывается и очищается водою, так и душа человека, кающегося и уверовавшего в Спасителя, будет очищена от всех грехов Христом. Сам Иоанн восклицал: «Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк. 1, 7-8).

И вот  к нему приходит Иисус из Назарета. Иоанн, считая себя недостойным крестить Иисуса, стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Иисус сказал ему в ответ: «Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 14-15).

После Крещения Христа крещение для людей уже  не просто символ очищения. Здесь Иисус  явил Себя миру как Христос, Сын Божий. «Я видел, я свидетельствую: Он — Избранник Божий», — подтверждает Иоанн Креститель («Мессия» по-еврейски — то же, что по-гречески «Христос», то есть «Помазанник Божий»).

Информация о работе Православные праздники