Схизматические тенденции в развитии христианской церкви в iv-xi веках

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:23, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – изучить развитие христианской Церкви в IV-XI веках и показать в данном развитии причины, приведшие к разделению христианства на православие и католицизм.
Задачи исследования:
Провести анализ историографии по исследуемой проблеме.
Показать влияние общественно-политической процессов в Римской империи на развитие христианской Церкви в IV-VII веках.
Проанализировать события в истории христианской Церкви в VIII-X веках, приведшие к ее расколу.
Охарактеризовать события XI века и их последствия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3



РАЗДЕЛ 1. Историографический обзор……………………………………7


РАЗДЕЛ 2. Общественно-политические процессы в Римской империи и их влияние на христианскую церковь (IV-VII века)………………………13


РАЗДЕЛ 3. Христианская церковь в VIII-Xвеках, схизматические тенденции ее развития………………………………………………………23


РАЗДЕЛ 4. «Великая схизма» и ее последствия………………………….46


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………58


ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………62

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 154.03 Кб (Скачать)

Антон Владимирович Карташев (1875-1960) — еще один яркий представитель русской эмиграции. Карташев был последним обер-прокурором Священного синода. В 1919 году он эмигрировал за рубеж, где продолжал активную деятельность. В 1963 году уже после смерти автора в Париже выходит книга «Вселенские соборы» [19]. В книге отражен важнейший период истории христианской церкви (325 – 825), когда формировались ее канонические нормы, проходил процесс становления христианства как универсальной, мировой религии. А. В. Карташев не ограничился рамками непосредственной истории вселенских соборов. Он представляет ее на широком фоне социально-политической и культурной жизни той эпохи. В книге Карташева подробно открываются спорные моменты догматических основ различий западного и восточного христианства.

Школу Карташева продолжил его ученик Александр Дмитриевич Шмеман (1921-1983). Одним из источников для данного исследования послужила его работа «Исторический путь Православия» [55]. В основе книги  лежит курс истории Восточной Церкви, который отец Александр Шмеман читал в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже и в Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке. В издание также вошла часть публикаций бесед, которые почти 30 лет Александр Шмеман вел на Радио «Свобода», открывая слушателям истину и красоту православной веры и церковной жизни.

Рассматривался вопрос взаимоотношений  Восточной и Западной христианских церквей и советскими авторами. Безусловно, проводимая советскими властями политика «воинствующего атеизма» не могла не отразиться  на таких работах. В работах советских авторов нет догматических наслоений, события рассматриваются с четких государственно-политических позиций.

Одним из советских авторов  был Михаил Яковлевич Сюзюмов (1893-1982 гг.) ─ доктор исторических наук, профессор, основатель уральской школы византинистики. В 1956г. в журнале «Вопросы истории» появилась статья Сюзюмова ««Разделение церквей» в 1054 г.» [44]. Автор щепетильно подходит к рассмотрению вопроса. Исходя из заглавия статьи «Разделение церквей» в 1054г.», где «разделение Церквей» взято в кавычки, автор первоначально раскрывает суть своих взглядов: говорит о том, что не могло быть никакого разделения, так как ничего общего не было изначально. Существовали относительно самостоятельные Церкви (с центром в Риме, Константинополе, Александрии и т. д.), которые всего лишь объединялись под общим названием христианской Церкви. Дальше автор подает осмотр пути Церквей к разделению исключительно со светской трактовкой, свойственной советским взглядам согласно с марксистско-ленинской идеологией. Главную причину раскола Сюзюмов видит в путях феодального развития Запада и Востока, которые имели свою специфику и существенно отличались. Большое внимание уделяется территориальным претензиям, которых у Рима и Константинополя, как показывает профессор византинистики, было очень много. Религиозные взгляды в такой ситуации автор статьи рассматривает как элементы надстройки над вышеназванным базисом.

Еще один историк-византинист, один из крупнейших специалистов XX века по Византии уделял внимание средневековой христианской церкви и ее разделению. Александр Петрович (Пейсахович) Каждан (1922-1997 гг.) в работе «Возникновение и сущность православия» рассматривает разделение Церквей через историю средневековых Рима и Константинополя и Европы в общем [18]. Может, показаться, что глава «Разделение церквей» не очень соответствует названию книги, что автор опровергает текстом главы, припоминая, что именно дата окончательного разрыва Рима и Константинополя воспринимается многими как дата рождения православной Церкви. В целом автор дает ценную и интересную оценку событиям IV-XIII веков от распада Римской империи к завоеванию Константинополя крестоносцами в 1204 году. Картина происходящих событий нарисована автором целостно, подробно описаны важные события и пиковые моменты напряженных отношений двух христианских столиц.

Оценку событиям, рассматриваемым в данном исследовании, дал священник Русской Православной Церкви, богослов и проповедник, автор многих книг по богословию и истории христианства и других религий Александр Мень (1935-1990 гг.). Мень представитель русской богословской мысли России советского периода. Характеристику средневековой Церкви он дал во второй части работы «История религий: Пути христианства» [28]. Несмотря на несветские взгляды, автор исходит из укладов современного ему общества, что избавило его работу от теологической трактовки событий. Начало конфронтации Рима и Константинополя Мень видит еще в IV столетии, причинам раскола придает светский характер. Подходя к описанию раскола церкви в 1054 году, Александр Мень приводит перечень сформировавшихся к тому времени отличий западного и восточного христианства и дает им краткую характеристику. Подводя вывод событиям «великой схизмы» автор не видит вины в содеянном какой-либо стороны, то есть вины Востока или вины Запада, констатируя содеянное как факт, с которым надо мириться. Такой взгляд автора отделяет его от православных теологов XIX ─ начала XX столетий, которым характерен некоторый субъективизм.

Историю христианства, а  значит и историю его разделения рассматривают белорусские религиоведы. А. А. Круглов в учебнике «Религиоведение», как и многие его предшественники, придерживается точки зрения о том, что схизматические тенденции в христианской Церкви берут начало с момента распада Римской империи на Западную и Восточную  [23].

Некоторые авторы уводят корни  распада христианской церкви в зарождение ересей. Подобной точки зрения придерживается автор- составитель серии книг «Религии мира» А. А. Грицанов (1958-2011). В книге «Католичество» он начинает рассмотрение разделения христианства с появления еще во II веке в Церкви духовных партий, придерживающихся определенных точек зрения [20].

Вывод двухтысячной истории  христианства делает работа кандидата  исторических наук С.В. Санникова «Двадцать веков христианства» [39]. На страницах работы излагается история христианства  в многочисленных аспектах и ситуациях. В работе тяжело увидеть в истории христианства IV-XI веков схизматические  тенденции, однако  работа оказала воздействие на конкретизацию некоторых моментов. Что касается раскола 1054 года, то Санников рассматривает его через личности папы римского и константинопольского патриарха, чем показывает роль в расколе алчных взглядов.

Каждому этапу истории  исследования христианской Церкви характерна своя специфика. В конце XIX – начале XX века историю Церкви изучали в основном теологи, которые еще были проникнуты единением Церкви и государственной власти. С течением истории время расставило новые акценты, переориентировав человеческие взгляды. С середины XX ─ начале XXI вв. история Церкви в основном задержалась в работах историков. Новое время подняло новые проблемы, сейчас исследовательская работа переориентирована на новую дорогу. Исследователи-историки не стремятся доказать или опровергнуть вину какой-либо Церкви в разделении христианства, что в основном стремились сделать ранее. Сейчас актуален поиск нового видения уже давно разработанных проблем.

 

РАЗДЕЛ  II. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ХРИСТИАНСКУЮ ЦЕРКОВЬ (IV-VII века)

 

Зародившись, как секта  в иудаизме, христианство благодаря  взаимодействию с греко-римской  культурой и философией сделалось  одной из трех главных мировых  религий. Христианство, особенно в его  организованном церковью виде, играло важную роль, в мировой истории  начиная с самого возникновения  то как государственная религия, то как могущественный конкурент  светской власти [5, с.68].

Но на пути к такой роли христианству пришлось претерпеть гонения  и преодолеть многочисленные преграды. Все то, что представляет собой  сейчас христианство, выросло в рамках истории одного государства –  Римской империи. На периферии этого  великого государства данная религия  зародилась и в этом же государстве  достигла могущества. Безусловно, первоначально  христианство, как и всякое нововведение, вызывало недоверие и настороженность. Такое отношение со стороны властей  вылилось в годы гонений, пока властьимущие, наконец, не увидели в христианстве орудие консолидации и идеологии. Именно эту функцию в новой религии увидел император Римской империи Константин. Под покровительством императора были изданы эдикты 311 и 313 годов давшие христианству возможность жить. Благодаря Константину христианство стало официальной религией подопечного ему государства, Римской империи. Как не печально признавать, но и именно благодаря ему в великом христианстве начал зарождаться раскол.

Первые три века после  Рождества Христова историю христианства легко проследить отдельно от истории  Римской империи. Христианство развивалось  в империи, безусловно, происходило взаимное влияние государства и Церкви, но они существовали как две независимые системы. Однако с IV века ситуация меняется. Отныне и вплоть до времен новейшей истории, государство и Церковь имеют общую историю [40]. Именно сейчас как никогда ранее история государства и история религии переплетаются и взаимно влияют друг на друга. Любое событие в империи отражалось с той же степенью яркости и на христианстве.

Первый шаг в направлении  раскола был сделан еще на пороге IV века.

Правивший незадолго до Константина  император Диоклетиан реорганизовал  управление империей, разделив ее на Восточную  и Западную. За время своего 20-летнего  правления (284–305) он положил начало полной реорганизации государства, которую завершил Константин [3]. Диоклетиан исходил из того, что успешная охрана границ и поддержание мира в империи зависят от разделения государственных полномочий и от преемственности власти. Поэтому он назначил младшим августом (соправителем) Максимиана, а Констанция Хлора и Галерия – цезарями, которые подчинялись августам и должны были прийти к власти после них. Империя была разделена между этими четырьмя правителями, управлявшими при верховном руководстве Диоклетиана. Своей столицей он сделал Никомедию (совр. Измит) в Вифинии (Малая Азия).

Вскоре после того, как  в 305 Диоклетиан и Максимиан удалились от дел, порядок наследования престола двумя августами и двумя цезарями (Флавием Валерием Севером и Максимином Дазой) был нарушен. После смерти Диоклетиана империя оказалась ввергнутой в гражданскую войну, когда за престол боролись сразу несколько претендентов. После смерти Констанция (в 306) армия провозгласила преемником его сына Константина, а в Риме провозгласил себя императором сын Максимиана Максенций. К 310 насчитывалось всего пять августов (после смерти Галерия в 311 их стало четверо), которые и поделили между собой империю.

В 312 Константин (правил с 306 по 337) разбил Максенция в сражении у Мульвиева моста и овладел всем Западом. В 314 Лициний, провозглашенный императором на Востоке, одержал верх над соперниками и взял под контроль все восточные провинции. Империя была теперь поделена между Константином и Лицинием, которым предстояла борьба за верховную власть. Разногласия между ними, особенно по вопросу о христианах, в конце концов, привели к решающей схватке, завершившейся в 324 объединением всей империи под властью Константина. Тем не менее, кампании на Рене (Рейне), Данубии (Дунае) и на Востоке завершены не были, и в последние годы жизни Константин делил власть в империи с тремя сыновьями и двумя племянниками.

Самым примечательным деянием  последних лет правления Константина  явилось основание в 330 на Босфоре  «Нового Рима» – Константинополя.

 С тех пор как  Римское государство перестало  быть республикой, императоры  не раз имели намерение перенести  столицу из республикански настроенного Рима на Восток, где были  области империи с наиболее высоким уровнем экономики и менее пострадавшие от нашествий варваров и внутренних междоусобиц. По свидетельству римского историка Светония, уже Юлий Цезарь собирался переехать из Рима в Александрию или Илион, т.е. на место древней Трои. Императоры первых веков христианской эры нередко надолго покидали Рим благодаря частым военным походам и разъездам по государству. Восток неумолимо продолжал привлекать к себе императоров. Император Диоклетиан с особенной охотой жил в Малой Азии, в вифинском городе Никомедии [3].

Константин, решив создать  новую столицу, не сразу остановил  свой выбор на Византии. Некоторое время он, по-видимому, думал о Наиссе (Нише), где он родился, о Сардике (ныне София) или о Фессалонике (Солуни). Но особенное внимание Константина было привлечено местом древней Трои, откуда, по преданию, прибыл в Италию, именно в Лациум, Эней и положил основание римскому государству. Император лично отправился в знаменитые места, где сам определял очертания будущего города. «Ворота были уже построены, - по свидетельству христианского писателя V века Созомена, - но однажды ночью Константину во сне явился Господь и убедил его искать для столицы другое место. После этого Константин остановил окончательно свой выбор на Византии. Еще сто лет спустя проезжавшие на кораблях мимо троянского берега видели с моря неоконченные постройки Константина» [3].

Основание Константинополя  было связано со смещением центра империи на Восток, поскольку существовавшие здесь проблемы настойчиво требовали  наличия местного центра власти.

Будущий Константинополь  – это древнегреческий город  Византий, основанный греческими мореходами на европейском берегу Боспора в 659 (или 668) до н.э. Главным обстоятельством, на многие века вперёд предопределившим значимость города на Босфоре, независимо от того, кому он принадлежал и центром какого государства являлся, было его уникальное географическое положение. Он находился на стыке двух континентов, Европы и Азии, в стратегически важном месте (не потерявшем, своего значения до наших дней), на перекрёстке мировых торговых путей.

Константин расширил Византий, возвел новые оборонительные сооружения, перестроил его по римскому образцу и дал городу новое имя.

Информация о работе Схизматические тенденции в развитии христианской церкви в iv-xi веках