Схизматические тенденции в развитии христианской церкви в iv-xi веках

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:23, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – изучить развитие христианской Церкви в IV-XI веках и показать в данном развитии причины, приведшие к разделению христианства на православие и католицизм.
Задачи исследования:
Провести анализ историографии по исследуемой проблеме.
Показать влияние общественно-политической процессов в Римской империи на развитие христианской Церкви в IV-VII веках.
Проанализировать события в истории христианской Церкви в VIII-X веках, приведшие к ее расколу.
Охарактеризовать события XI века и их последствия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3



РАЗДЕЛ 1. Историографический обзор……………………………………7


РАЗДЕЛ 2. Общественно-политические процессы в Римской империи и их влияние на христианскую церковь (IV-VII века)………………………13


РАЗДЕЛ 3. Христианская церковь в VIII-Xвеках, схизматические тенденции ее развития………………………………………………………23


РАЗДЕЛ 4. «Великая схизма» и ее последствия………………………….46


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………58


ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………62

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 154.03 Кб (Скачать)

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Когда мы сейчас слышим выражение  «средневековая Церковь» у нас в сознании всплывает представление о «пылающих кострах инквизиции». Но была у христианской Церкви и история, предшествующая этим событиям. Мало кто, говоря о средневековой Церкви в Европе вспоминает, что еще в первые века средневековой эпохи христианская  Церковь для Западной и Восточной Европы была единой. У нас в сознании настолько укоренилось представление о католической и православной Церквях как о целостных и самостоятельных, что трудно представить единую христианскую Церковь с обрядами и догматикой, общими для всех прихожан. Это затруднение вполне понятно, если вспомнить, что со дня раскола Церкви прошло более девяти веков.

15 июля 1054 года – этой  датой была поставлена «точка»  в существовании единой Церкви Христа.

Если говорят, что история  отнюдь не есть абсолютно безгрешна, что она допускает свои парадоксы, то одним из самых ярких доказательств  этого служит данное событие колоссальной, но печальной важности. Парадоксальность его заключается в том, что  на момент раскола западная и восточная  кафедры христианской Церкви нуждались друг в друге как никогда. Но такого серьезного разрыва не произошло бы, если бы этому не предшествовал длительный период разногласий, представляющий собой схизматические тенденции, и в этом плане IV-XI века в истории христианской Европы не остались незамеченными.

Семь веков христианской истории копили  по крупице разногласия, распри. С каждым годом схизматические тенденции в развитии Церкви становились все более очевидными.

Опираясь на взаимосвязь  государства и религии, что для  столь юного периода истории  очевидно, в работе показана значительная роль влияния политических процессов  в Римской империи на развитие христианской религии, которая в  это время становиться государственной.

 Введение раздельного  управления империей Диоклетианом  заложило основу некого территориального  разграничения в управлении Церковью. Сама христианская Церковь в этот период приобретает свою структуру и иерархию, постепенно превращаясь в управленческий институт подобно государству. При таком положении в Церкви на ней серьезно отразилось основание новой столицы империи. Новая столица, Константинополь, по подобию Рима, стала и религиозным центром. Это пошатнуло положение Рима, претендовавшего на первенство как кафедра, основанная учеником Христа. Трудности Первой столицы углублялись. Вскоре под напором варваров рушится Западная Римская империя и апостольскому Риму пришлось бороться за выживание. Римская кафедра, привыкшая к первенству и свободе действий, оказалась в зависимом положении. Зависимость от Константинополя, утверждавшего свое превосходство, породила к нему ненависть. Рим всячески стремился освободиться от подобной зависимости, заключая соглашения с варварскими правителями и попадая в новую зависимость.

Уже в V-VII веках различия и разногласия между Западом и Востоком становятся очевидными, хоть речь о схизме еще не заходила.

Схизматические тенденции  проявляются более ярко в VIII- X веках, когда меняется политическая ситуация в Европе. На арену выходят молодые и крепкие западноевропейские государства, способствующие укреплению самостоятельности и независимости папства. Окрепшее папство начинает проявлять свои претензии на первенство, диктуя христианскому миру свою точку зрения. Папа не остается безучастным, когда на Востоке разгорается иконоборчество, к римскому первосвященнику как к последней инстанции обращались опальные Византии.

IX век стал пиковым моментом развития схизматических тенденций в христианской Церкви. Разногласия Рима и Константинополя – «Фотианская схизма» ─ представляет собой ярчайший момент религиозной жизни средневековой Европы. Во время этого события всплыли все накопившиеся противоречия и впервые были сформулированы и систематизированы все догматические расхождения Церквей. Но в IX веке окончательного разрыва между Византией и Римом так и не произошло.

Финальным моментом развития схизматических тенденций стал раскол христианской Церкви в 1054 году. Существует множество точек зрения на данное событие и его виновников. Некоторые исследователи утверждают, что событие раскола это разрыв отношений  высшего духовенства: столкновения алчных, высокомерных кардинала  Гумберта и патриарха Михаила Керуллария, которое получило неподобающее ему историческое значение. Безусловно, такая точка зрения имеет место, но разногласия появились еще задолго до появления на политической арене этих личностей. Причины раскола начали зарождаться задолго до XI века. Именно поэтому в данном исследовании утверждается о существовании в христианской Церкви IV-XI веков схизматических тенденций. Причины их, как говорилось выше, различны, они носили и этнографический характер. У отдаленных народов формировался различный менталитет. Греческое сознание, в значительной степени склонное к теоретическому осмыслению христианского учения, занималось детализацией и формулированием сложных богословских доктрин. Запад же, отрицал участие разума в деле веры и по большей части избегал научных исследований о догматах веры и вообще не интересовался отвлечёнными богословскими вопросами, но зато обращал большое внимание на внешнюю обрядовую сторону. В связи с этим можно говорить, что помимо алчных интересов религиозных лидеров столкнулись два народа, которые к XI веку имели уже различное мышление, а значит, не понимали друг друга. Это утверждение подтвердится позднее при попытках воссоединения христианских Церквей, когда из-за вышеуказанного различия против союза друг с другом будет протестовать сам народ.

Схизматические тенденции  в развитии христианской Церкви в IV-XI пришли к логическому завершению, к схизме. Саму схизму еще долго будут обсуждать, стремиться ликвидировать, развивая экуменическое движение. Но, так или иначе, цепочка событий IV-XI веков привела к необратимому факту, который мы можем наблюдать и сейчас, это деятельность отделенных друг от друга православной и католической Церквей.

 

В результате проведенного исследования были сделаны следующие  выводы:

    1. Разделение христианской Церкви на католическую и православную не является событием нескольких лет, к этому событию вели разногласия веков.
    2. Христианство, став государственной религией Римской империи, восприняло и отразило в себе все процессы, происходящие в империи. Зарождение схизматических тенденций в Церкви берет начало с разделения империи на Восточную и Западную.
    3. В отделенных друг от друга частях империи формировались различные по содержанию культуры и системы, что повело за собой формирование различного мировоззрения. Различные представления о мире и Церкви в мире породили догматические расхождения в западном и восточном христианстве.
    4. Сложная политическая обстановка в средневековой Европе в полной мере отражалась на Церкви.
    5. В IX веке, во время «фотианской схизмы», впервые были сформулированы расхождения в догматике и культе между Западной и Восточной Церквями.
    6. В XI веке произошел окончательный раскол между христианскими Константинополем и Римом. 1054 год – дата рождения самостоятельных католической и православной христианской Церквей.
    7. Результат схизматических тенденций  IV-XI веков – «Великая схизма» – оказался необратимым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Бриллиантов, А. И. Лекции по истории древней церкви/ А. И. Бриллиантов. – Санкт-Петербург: Изд-во Олега Абышко, 2007. – 465 с.
  2. Болотов, В. В.Лекции по истории древней Церкви: В 4 т. / В.В. Болотов. ─ Киев: Изд-во им. Святителя Льва, папы Римского, 2007.
  3. Византийская империя / [ Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http : // www. diclib. com/ ВИЗАНТИЙСКАЯ%20ИМПЕРИЯ:%20РАННЯЯ%20ВИЗАНТИЯ / show /ru /colier/ 2439. – Дата доступа: 14.01.2011
  4. Вселенские соборы / [ Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://azbyka.ru/dictionary/03/vselenkie-sobory.shtml. – Дата доступа: 30.01.2011
  5. Всемирная история: тысяча иллюстраций. Античность: зарождение цивилизации  / Перевод с англ. А. В. Гришина. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. – 96 с., ил.
  6. Всемирная энциклопедия: христианство/ Гл. ред. М. В. Адамчик. : Гл. ред. В. В. Адамчик – Мн.: Современный литератор, 2004. – 832 с.
  7. Всемирная история: тысяча иллюстраций. Средние века / Перевод с англ. А. В. Гришина. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. – 104 с., ил.
  8. Всеобщая история религий мира. – М.: Эксмо, 2007. – 736 с.
  9. Гонсалес, Х. Л. История христианства. Т. 2./ Х. Л. Гонсалес. – СПб, 2006.
  10. Горбацкий, А. А. Христианство: в 3 ч. : курс лекций / А. А. Горбацкий. – Брест: Изд-во БрГУ им. А. С. Пушкина, 2008. – Ч. 1. – 298 с.
  11. Гущин, С. История Вселенских Соборов / [ Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://www.apologetika.ru/win/index.php3?razd=1&id1=20&id2=181. ─ Дата доступа: 03.04.2011
  12. Доманин, А. А. Крестовые походы. Под сенью креста / А. А. Доманин. – М.: ЗАО Центрпалиграф, 2003. – 431 с.
  13. Европа в IV-VII веках / [ Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://history.rin.ru/text/tree/2124.html. – Дата доступа: 30.01.11
  14. Иконоборчество / [ Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://www.megabook.ru/Article.asp?AID=634605. – Дата доступа: 30.01.11
  15. История древнего Рима: учеб. для вузов по спец. «История» / В. И. Кузищин, И.Л. Маяк, И. А. Гвоздева и др.; Под ред. В. И. Кузищина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2001. – 383 с.
  16. История религии. В  2 т. Т. 2 / Ф. М. Ацамба, Н. Н. Бектимирова, И. П. Давыдов и др.; под общ. ред. И. Н. Яблокова. – 2-е изд.; перераб. и доп . ─ Минск :Высшая школа. – 2004. – 674 с.
  17. История средних веков (Бойцов М., Шукуров Р.) Глава 1. Самое смутное из всех смутных времен (Великое переселение народов и падение Римской империи) / [ Электронный ресурс]. – 2009. –Режим доступа: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000033/st002.shtml. – Дата доступа: 10.02.2011
  18. Каждан, А. П. Возникновение и сущность православия / А. П. Каждан. – М: Издательство «Знание»,1968. – 48с.
  19. Карташев А. В. Вселенские соборы. — М.: Республика, 2004. — С. 352, 354 с.
  20. Католичество / Автор-составитель А. А. Грицанов. – Минск: Книжный Дом,2006. – 386с. – (Религии мира).
  21. Ковалев, С. И. История Рима / С. И. Ковалев; Под общ. ред. проф. Э. Д. Фролова. – СПб: Издательство «Полигон», 2003. – 864 с.
  22. Константинополь / [ Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Константинополь. – Дата доступа: 14.01.2011
  23. Круглов, А. А. Религиоведение: пособие для студентов вузов / А. А. Круглов. – Мн.: Тессей, 2008. – 508 с.
  24. Крывелев, И. А. История религий: Очерк в 2-х томах. Т. 1. – М.: «Мысль», 1975. – 416 с.
  25. Лебедев, А. П. Споры об Апостольском символе. История догматов: Исследования по истории древней церкви / А. П. Лебедев. – Санкт-Петербург: Изд-во Олега Абышко, 2004. – 350 с.
  26. Лебедев, А. П. Из истории Вселенских соборов IV и V веков: Полемика А. П. Лебедева с протоиереем А. М. Иванцовым-Платоновым / А. П. Лебедев. – Санкт-Петербург: Изд-во Олега Абышко, 2004. – 353 с.
  27. Ле Гофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада / Пер. с фр. под общ. ред. В. А. Бабинцева; Послесл. А. Я. Гуревича. – Екатеринбург: У- Фактория, 2005. – 560 с.
  28. Мень, А. История религии. В 2х кн. Кн. 2я: Пути христианства: Учеб. пособие / А. Мень. – М.: Издательская группа «ФОРУМ-ИНФРА-М»,1997. – 224 с.
  29. Осокин, Н. А. История средних веков / Н. А. Осокин. – М.: Харвест, 2003. – 672 с. – (Историческая биюлиотека)
  30. Основание Константинополя / [ Электронный ресурс]. – 2009. –Режим доступа: http://www.turkey-info.ru/history/konstantin/foundation.html. – Дата доступа: 10.02.2011
  31. Падение западной Римской империи / [ Электронный ресурс]. – 2009. –Режим доступа: http://www.designw.ru/rasrumpa.html. – Дата доступа: 10.02.2011
  32. Патриарх Фотий / [ Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Byzanz/IX/860-880/Fotij/pred.htm. – Дата доступа: 10.02.2011
  33. Поснов, М. Э. История христианской церкви / М. Э. Поснов. – Киев: Издательство «Жизнь с Богом», 1991. – 614 с.
  34. Разрушение первоначального устройства Церкви (IV- VII вв.) / [ Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://www.apostol17.ru/christian/57-----iv-vii-.html. – Дата доступа: 30.01.2011
  35. Религиоведение: энциклопедический словарь. – М.: Академический проект, 2006. – 1256 с.
  36. Религиоведение: учебное пособие / М. Я. Ленсу, Я. С. Кудрявцев и др.; Под ред. М. Я. Ленсу и др.  – Мн.: Новое знание,2003. – 446 с. – ( Серия «Социально-гумманитарное образование»).
  37. Рудаков, А. П. Краткая история христианской церкви / А. П. Рудаков. – Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999.
  38. Самаркин, В. В. Историческая география Западной Европы в средние века: учеб. Пособие /  В. В. Самаркин. ─ М.: Высш. школа, 1976
  39. Санников, С. В. Двадцать веков христианства: учеб. пособие в 2т. Т.1-первое тысячелетие / С. В. Санников. – Одесса, С-Пб, 2002. – 667 с.
  40. Санников, С. В. Общая история христианства / [ Электронный
  41. ресурс]. – Режим доступа:
  42. h http://bibliaonline.narod.ru/S/tom142.html. – Дата доступа: 30.01.2011
  43. Спасский, А. А. Начальная стадия арианских движений и Первый Вселенский собор в Никее / А. А. Спасский. – Санкт-Петербург: Изд-во Олега Абышко, 2007. – (Библиотека христианской мысли. Исследование)
  44. Старостенко, В. В. Религиоведение: учебник / В. В. Старостенко. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2008. – 288 с.
  45. Сюзюмов, М. Я. «Разделение церквей» в 1054году // Вопросы истории. – 1956. -  №8 – с.44-57
  46. Тальберг, Н. Д. История христианской церкви / Н. Д. Тальберг. – Киев: Изд-во им. Святителя Льва, папы Римского, 2005. – 950 с.
  47. Успенский, Ф. И. История Византийской империи. Т. 1. Период 1 ( до 527 г.). Период 2 ( 518-610 гг.) / Ф. И. Успенский. – М.: ООО «Издательство Астриль»; ООО «Издательство АСТ», 2001. – 624 с. – (Классическая мысль)
  48. Успенский, Ф. И. История Византийской империи. Т. 2. Период 3 ( 610-716 гг.). Иконоборческий период ( 717-867 гг.) / Ф. И. Успенский. – М.: ООО «Издательство Астриль»; ООО «Издательство АСТ», 2001. – 624 с. – (Классическая мысль)
  49. Успенский, Ф. И. История Византийской империи. Т. 3. Период Македонской династии ( 867-1057 гг.) / Ф. И. Успенский. – М.: ООО «Издательство Астриль»; ООО «Издательство АСТ», 2002. – 800 с. – (Классическая мысль)
  50. Федосик, В. А. Церковь и государство: критика богословских концепций / Под ред. Е. М. Бабосова. – Мн.: Наука и техника, 1988. – 205 с.
  51. Философия западного и восточного христианства/ [ Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://library.by/portalus/modules/religion/readme.php?subaction=showfull&id=1096464554&archive=&start_from=&ucat=1&. – Дата доступа: 14.01.2011
  52. Христианство / Автор-составитель А. А. Грицанов. – Минск: Книжный Дом, 2006. – 386 с. – (Религии мира)
  53. Христианство / Под общ. ред  А. Н. Митрохина [ и др.]. – М.: Республика, 1994.
  54. Шафф , Ф. История христианской Церкви. Т. 3 – Никейское и посленикейское христианство / Ф. Шафф. – СПб, 2008. – 683 с.
  55. Шафф , Ф. История христианской Церкви. Т. 5 – Средневековое христианство/ Ф. Шафф. – СПб, 2008. – 683 с.
  56. Шмеман, А. Д. Исторический путь православия/ А. Д. Шлеман.— Париж: YMCA-Press, 1993
  57. Янг, Дж. Христианство / пер. с англ. К. Савельева. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 384 с.
  58. Элвил, У. Теологический энциклопедический словарь/ Под ред. У. Элвила. – М.: Ассоциация «Духовное возрождение» ЕХБ,2003. – 1488 с.
  59. История христианства / [ Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/. – Дата доступа: 14.01.2011 

 


Информация о работе Схизматические тенденции в развитии христианской церкви в iv-xi веках