Сикхизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 00:34, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является – изучение данной религии – сикхизма.

Задачи: - проследить за историческими условиями зарождения сикхизма

- понять сущность верований

- ознакомиться со святынями сикхов

- изучить сикхские праздники

- рассмотреть секты в сикхизме

- проследить реформацией религии

Содержание

Введение 1


Исторические условия зарождения сикхизма 2



Основатель сикхизма 2


Сущность верований сикхов 4


Святыни сикхов 6


Хальса 7


Сикхские праздники 9



Секты в сикхизме 9


Реформация в сикхизме 10


Заключение 11


Список использованной литературы 12

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 106.79 Кб (Скачать)

  На  правом берегу реки Рави великого притока Инда, на участке земли, подаренном Нанаку богатым торговцем, принявшим его веру, он основывает город Картарпур («крепость Всевышнего») и резко меняет свой образ жизни. Вместо одежд паломника Гуру Нанак облачается в одежду простого пенджабского крестьянина и вместе с женой и сыновьями трудится на своей земле. Этим же занимаются поклонники и последователи Гуру, которые называют себя сикхами. Все общинники делятся друг с другом плодами своего Труда. В общине существует общая трапезная - гуру-ди-лангар (в буквальном переводе - «кухня гуру»), в которую приглашают любого гостя вне зависимости от его социального статуса или касты - неслыханное поведение для индуистов, по представлениям которых даже тень человека из более низкой касты, упавшая на пищу или воду, может осквернить её. Такие общие трапезные сохранились у сикхов и поныне. Они есть и в маленьких деревенских общинах, и при главных сикхских святынях. Там не готовят изысканных блюд, но пресными лепёшками (чапати) и острейшей гороховой похлёбкой (дал) накормят любого - сикха и иноверца, земляка и странника-чужеземца.

  После смерти Нанака проповедь его учения продолжили ещё девять гуру, последним из которых в конце XVII - начале XVIII вв. был Говинд Сингх. По традиции все они считаются десятью воплощениями одного и того же Гуру, проповедовавшего единое учение, - как огонь, передающийся от одного факела к другому, как свечи, зажигающиеся одна от другой. 

  СУЩНОСТЬ  ВЕРОВАНИЙ СИКХОВ 

  На  протяжении всей жизни общаясь с  индуистскими и мусульманскими проповедниками, Гуру Нанак создаёт своё учение - сикхизм.

   Первая мантра (молитвенная формула или зaклинание), именуемая «Мул Мантра», с которой начинается священная книга сикхов «Ади Грантх», выглядит следующим образом (она написана на пенджаби): 

  Звучит  она так: «Om sati namu karata puruku nirabau niravairu akal murati ajuni saiba  gur prasadi».

  В  переводе это означает: «Бог един и  вечен. Он содержится во всём, и в  то же время Он - творец всего сущего. Он лишён страха и враждебности. Он существует вне времени. Он вне рождения и смерти. Он познаётся милостью Гуру».

  В  этом кратком изречении изложена суть учения Нанака.

  Итак, сикхизм - религия, отвергающая многобожие индуизма, признающая существование одного божества. Одно из наименований Бога у Нанака - Эк (Единственный, Единый, Один). В то же время понятие о Боге в сикхизме сильно отличается от существующего, например, в исламе. Сикхский Бог не имеет внешности, и в то же время Он существует во всём и повсюду. Индуистские боги Брахма, Вишну и Шива, а также мусульманский Аллах - все они сливаются в Боге. У  Него нет собственного имени. Сикхи обращаются к Нему, используя и индуистские, и мусульманские имена: Хари (это имя встречается наиболее часто), Гопал, Рам, Парамешвар, Аллах, Сахиб и т. д.

  Бог определяется понятиями ниргун «лишённый качеств» и сагун («на- делённый качествами», «имеющий качества» ). Главное Его состояние - ниргун; это сущность, лишённая каких бы то ни было черт. Но, для того чтобы человек мог познать Его, Бог по своей воле переходит в состояние сагуна (что совершенно не связано с приобретением видимого облика, Он всегда невидим и проявляется через свои деяния). К  божеству в состоянии сагуна и взывает человек, общаясь с Всевышним во время медитации, при пении гимнов.

  В сикхизме Бог воплощает в себе Создателя, Хранителя и Разрушителя (качества, присущие индуистским богам Брахме, Вишну и Шиве), Он всемогущ и всеведущ. Мир, созданный Им, изменчив и невечен, в то время как сам Бог вечен. Он существует в прошлом, настоящем и будущем сам по себе; к Нему применимы такие эпитеты, как «анади» ( «без начала» ), «акал» ( «существующий вне времени» ), «аджуни» ( «нерождённый» ) и «амар» ( «бессмертный» ). При встрече сикхи даже приветствуют друг друга словами: «Сат сри акал», что означает: «Истинный бессмертен».

  Бог - вне цепи перерождений, вне смерти, и поэтому у Него не существует зримых воплощений, как у индуистских богов; Он никогда не принимает видимого облика. Его невозможно описать, Он непостижим, непознаваем и невидим, Он необъясним с помощью произнесённого или написанного слова. в книге «Гуру Нанак» приводится такой гимн: 

  Тысячи  глаз являются твоими глазами,

  Но  ты не имеешь ни одного.

  Тысячи  ликов - твои лики,

  Но  ты не имеешь своего. 

  Тысячи  стоп являются твоими,

  Но  ты не имеешь ни одной.

  Тысячи  носов - твои,

  Но  ты не имеешь носа.

  (Перевод  К. Ашрафян) 

  в  сикхизме существует представление  о бесконечной цепи рождений человека в соответствии с его заслугам или проступками, совершёнными в жизни. Есть подобные положения и в буддизме, и в индуизме. Но в сикхизме эта цепь не столь длинна и безнадёжна, и прервать её (т. е. получить полное духовное и материальное освобождение, а значит, максимально приблизиться к божеству) вполне возможно для каждого верующего сикха. Постижение божества - вот основная цель и стремление каждого верующего. А полное постижение - это не что иное, как абсолютное погружение в Бога, растворение в Нём, означающее прерывание цепи рождений. Бог должен быть в сердце человека, и это главное. Так учил Нанак.

  Как же постичь Бога в сикхизме? Во-первых, необходимо познать мистическое Слово («шабд»). Медитируя, размышляя о божественной сущности, человек может услышать зачаровывающую «беззвучную» музыку («анахад шабд»), которая и является откровением.

  Во-вторых, необходимо постоянно повторять в молитвах Имя («нам»). Для обозначения Бога у сикхов существуют разные имена, но все они несущественны. Имя - это божественная сущность, которая определяется с помощью понятий «сат» - «истинный», «сач» - «истина». «Сати нам» («Его Имя – Истина») - одно из основных понятий в сикхизме.

  Ещё одно важнейшее понятие Гуру (Божественный Наставник), являющийся проводником высшей Истины. В учении Нанака это понятие используется в различных смыслах: в одних случаях Гуру ассоциируется с Богом, в других - чётко прослеживается различие между Богом и Гуру (когда в роли Гуру выступает голос Бога, с помощью которого Бог сообщает истину человеку). Существует и такое толкование Гуру: это Слово, Божественная Истина. Но наиболее понятным и для индуистов, и для мусульман-суфиев было восприятие гуру как духовного наставника, открывающего своим ученикам путь к спасению. В одном из сикхских гимнов говорится: 

  Те, кто пpиобщились к мудрости Гуру,

  Чисты сердцем и речь их чиста.

  …………………………………….

  Без Гуру, поучающего нас,

  Мы  блуждали бы в потёмках.

  Слово Гуру - это свет.

  Свет  его слова ведёт к истине. 

  Всё сущее определяется понятием Хукам (Божественный Порядок, Указание, Воля), которое относится не только к физическому миру, но и к понятию кармы (т. е. закона причин и следствий). Сикхи верят в предопределённость судьбы, жизненного пути человека, который обусловливается тем, что он делает в настоящей жизни, и тем, что он делал в своих предьщущих воплощениях. Каждый человек должен жить в соответствии с тем, что ему предначертано свыше, т. е. выполнять свою дхарму (долг). Таким долгом Нанак считал активную жизнь, заполненную трудом, исполнение дхармы домохозяина.

  Постижение  Бога и соединение с Ним возможны для каждого человека, следующего путём любви, веры, преданности Богу и размышляющего о Его деяниях. Человек должен избавляться от своих пороков. Их пять - гнев, гордыня, алчность, страсть, привязанность к земным благам. 

  Там, где есть «я»,

  Там Бога нет.

  Там, где есть Бог,

    «Я» - там нет. 

  При этом служение Богу ни в коей мере не подразумевает отход от мирских дел, отшельничество или аскетизм. Жизнь Нанака - тому пример. Размышляя о Боге, познавая Его через медитацию и исполнение гимнов, Нанак приходит к осознанию необходимости физического труда. И  в последние десятилетия своей жизни Нанак вместе с учениками обрабатывает земли, принадлежащие общине, следуя некогда провозглашённой им заповеди: «Человек должен трудиться и делиться плодами своего труда с другими людьми».

  Неотступное следование этим принципам должно привести в конце концов к прерыванию цепи рождений и слиянию с божеством. Каждый последователь этого учения может общаться с Богом напрямую, без посредников, поэтому в сикхизме нет священнослужителей.

  Вызовом индуизму является важнейшая идея учения Нанака - равенство всех людей перед Богом, отрицание каст и кастовой системы. При Нанаке была введена особая форма богослужения - сангат, предполагавшая совместное присутствие сикхов (независимо от касты) на проповеди гуру, совместное исполнение гимнов. Несколько позже, при третьем Гуру Амар Дасе - стали проводиться совместные трапезы - пангат (дословно это означает  «линия», «ряд», на которых присутствовали и, сидя в ряд, передавали из рук в руки чашу с водой  все члены общины - также независимо от касты и положения в обществе. Именно поэтому и сегодня при вступлении новых членов в сикхскую общину посвящаемые должны отпить амриты («напитка бессмертных») из общей чаши и отведать пахаль. А кинжал, которым размешивается вода, - символ культа оружия, существующего у воинственных сикхов. Поэтому он непременно присутствует в ритуале посвящения. 

СВЯТЫНИ СИКХОВ 

  При пятом Гуру - Арджуне (1581-1606 гг.) - была составлена священная книга сикхов «Ади Грантх» («Изначальная Книга»). Она также носит названия «Гуру Грантх» - КнигаГуру», «Грантх Сахиб» - «Книга-Господин». В неё вошли гимны сначала пяти первых, а впоследствии и остальных гуру наряду с гимнами многих бхактов и суфиев. Написанная на пенджаби и содержащая вставки на языках других народов Индии, эта книга хранится в «3олотом храме» - главной сикхской святыне в индийском городе Амритсаре, а копии её во всех сикхских храмах.

  Со  второй половины XVI в. и особенно в XVII в. усилилось противостояние пенджабского крестьянства (в первую очередь сикхов) и мусульманских правителей Индии. На рубеже XVII - XVIII вв. оно вылилось в крупнейшее антимусульманское движение в Пенджабе под знаменем сикхизма. Тогда же десятый Гуру Говинд Сингх - внёс ряд изменений в учение сикхизма и организацию общины. В   1699 г. было провозглашено, что высшая духовная и светская власть переходит из рук гуру к хальсе («ордену чистых»)  - собранию вооружённых общинников, наиболее преданных вере, готовых в любую минуту погибнуть за общину сикхов. Тогда же было решено прервать линию живых гуру; Гуру Говинд Сингх решил не назначать себе преемника и стал последним сикхским Гуру, а одновременно и членом хальсы, таким же, как все. Именно тогда «Ади Грантх» бьта канонизирована (объявлена святыней) и стала предметом поклонения в храмах. Отныне в роли Гуру стал выступать мистический союз «Ади Грантх» и хальсы. Решения собрания сикхов «в присутствии» «Ади Грантх» аналогичны решениям Гуру и потому священны. Так прекратилась линия гуру, основанная Гуру Нанаком.

  Для того чтобы решения собрания имели силу, достаточно присутствия на нём пяти человек, но особую роль у сикхов играет сарбат хальса - собрание всех членов общины. Решения такого собрания ещё важнее. Огромным авторитетом у сикхов пользуются те, кого правильнее всего было бы назвать служителями храмов. Это «пятёрки» наиболее влиятельных членов хальсы, которые назначаются и могут быть смещены собранием общинников. Особую роль здесь играет «пятёрка» «Золотого храма», а также пять старейшин пяти важнейших храмов (включая «Золотой храм»). Эта цифра не случайна: 5 - священное число у сикхов.

  «Золотой  храм» расположен на берегу водоёма, также считающегося священным. Сикхи  сначала называли свои храмы дхар.масалами, а затем гурудварами. Второе название сохранилось до сегодняшнего дня и означает «врата гуру». Как и у любой гурудвары, у «Золотого храма» имеются четыре входа (по числу варн - сословий), что означает открытость сикхской веры для людей всех каст. Центральное место в этом очень ярком, изобилующем позолотой сооружении принадлежит «Ади Грантх». Собственно, ради церемоний, связанных с этой огромной книгой и очень похожих на поклонение индуистским божествам, и сооружаются гурудвары.

  Изо дня в день, из года в год, из века в век каждое утро в «Золотом храме» торжественно и с большими почестями выносят «Книгу-Гуру», помещают её на специальном ложе, где она и находится в течение дня, а вечером закрывают и не менее торжественно уносят «на отдых». «Ади Грантх»- это Книга-Господин, и отношение к ней соответствующее: при наступлении дневного зноя специально приставленные сикхи обмахивают её опахалами. В  «3олотом храме» и некоторых других крупных гурудварах постоянно читают из этой книги, а в остальных храмах подобный обряд проводится в наиболее торжественных случаях. «Ади Грантх» используется также и для гадания. Сикхи не читают свою священную книгу сами в отличие от христиан и иудеев, читающих Священное Писание. Они приходят в гурудвары для того, чтобы послушать чтение «Ади Грантх», взглянуть на неё и приобщиться к откровению Всевышнего, которое даётся милостью Гуру. 

  ХАЛЬСА 

  История Пенджаба в конце XVII - начале ХУШ вв. неразрывно связана с именем десятого Гуру сикхов Говинда сингха. В то время жестокий и фанатичный правитель династии Великих Моголов Аурангзеб пытался прибрать к рукам непокорный Пенджаб, а его население заставить служить правителям Индии. Воины Аурангзеба получили приказ уничтожать сикхов. Девятый Гуру Тег Бахадур был заживо распилен пилой в Дели.

Информация о работе Сикхизм