Средневековые ереси

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:03, доклад

Описание работы

В эпоху средневековья ереси были распространены преимущественно в народной среде. Носителями еретических идей, как правило, являлись странствующие проповедники, не принадлежавшие ни к одному из сословий. Зачастую это были т. н. "ваганты" – беглые монахи, лишенные сана клирики, студенты и актеры. Их проповедь всегда носила антицерковный характер и, как правило, антигосударственный. Еретики средневековья отрицали таинства и обряды, не признавали власть церковной иерархии, высмеивали духовенство. Нередко отрицалась вообще любая власть, в т. ч. светская, а в качестве идеала провозглашалось общество, основанное на всеобщем братстве и общности имущества. Еретические идеи порой заносились возвращавшимися с Востока пилигримами или купцами, слышавшими множество учений и мифов разных народов и нередко становившимися последователями причудливых и эклектичных верований.

Работа содержит 1 файл

Средневековые ереси.docx

— 73.26 Кб (Скачать)

Против  ереси активно выступил Св. Иоанн Дамаскин – крупнейший богослов того времени. Он составил три знаменитые послания "Против клевещущих на святые иконы".

После смерти императора Льва III иконоборческую политику продолжил его сын Константин V Копроним (741 – 775). В 754 г. после 11-летнего постоянного продвижения на епископские кафедры своих сторонников, Константин V созвал всех иерархов Константинопольского патриархата на собор в столицу. В соборе участвовали 338 епископов. 27 августа были провозглашены орос против икон и анафема защитникам иконопочитания – Герману Константинопольскому, Иоанну из Дамаска и Георгию Кипрскому (анафематствовать Пап не посмели, хотя по существу дела были обязаны). Была проведена церемония присяги епископов и чиновников над Св. Дарами, Крестом и Евангелием, чтобы никто не поклонялся иконам. Было приказано замазать фрески Влахернского храма, где заседал собор. Были также закрашены иконы на стенах залов многих дворцов и общественных зданий, некоторые епископы выкидывали иконы и из храмов. Из книг вырезались миниатюры, и даже листы со свидетельствами о иконах. Императорским приказом огромный храм св. Евфимии (наиболее почитаемой в Константинополе святой) в Халкидоне был превращен в арсенал, а рака ее св. мощей в 767 г. была утоплена в море.

Основную  оппозицию иконоборцам составили  монахи, и на них в первую очередь  обрушились репрессии: их забрасывали  камнями и грязью на улицах, поносили и пристрастно обвиняли в судах. Летописи сообщают, что головы монахов  разбивали иконами. Многие монахи и  монахини бежали из Константинополя; упорствующие становились мучениками. Так, были казнены  игумен Иоанн, отказавшийся топтать  ногами икону Богоматери и Петр Каливит. Особенно тяжелое впечатление произвели на современников казни св. Стефана Нового и его учеников. 21 августа 766 г. император приказал каждому авве на ипподроме держать за руку женщину, и проходя так по ипподрому, подвергаться оплеванию и поруганиям от народа. В 768 г. многие столичные монастыри были превращены в воинские казармы, а некоторые разрушены, монахи из высших слоев общества казнены. В 767 г. был замучен до смерти столпник Андрей Критский, пришедший в столицу, чтобы обличить иконоборческую ересь. Умножились доносы на скрывающихся монахов, и скрывающих их иконопочитателей и просто добрых людей.

Попытки внести иконоборчество в пределы  восточных патриархатов успеха не имели. 13 мая 764 года патриархи Феодор Антиохийский, Феодор Иерусалимский и Косьма Александрийский, каждый в своей церкви, после чтения Евангелия на Литургии в праздник Пятидесятницы, анафематствовали по одной предварительно согласованной формуле епископа-иконоборца Косьму Епифанийскаго.

При императоре Льве IV Хазаре (775 – 780) репрессии  против иконопочитателей стихли, во многом благодаря влиянию его первой жены Ирины. Однако в последние годы правления Льва IV Ирина была удалена от двора и несколько высоких сановников были репрессированы. 8 сентября 780 г. Лев IV неожиданно умер и было провозглашено регентство Ирины при 9-летнем сыне – императоре Константине VI. Императрица Ирина созвала VII Вселенский Собор, на котором было восстановлено иконопочитание. Собор открылся в Никее в церкви св. Софии 24 сентября 786 г. На разных заседаниях присутствовало от 330 до 367 отцов. В церквях и дворцах стали восстанавливаться иконы. Та же политика продолжалась и при преемниках Ирины – Никифоре (802 – 811) и Михаиле I (811 – 813). Однако во время правления Льва V Армянина (813 – 820) иконоборчество вновь возродилось. В 815 г. в храме св. Софии в Константинополе был созван собор, который лишил сана всех епископов-иконопочитателей. В Рождество 820 г. Лев V был убит заговорщиками. Воцарившийся Михаил II Косноязычный (820 – 829) также был иконоборцем, но не преследовал за почитание икон.

Император Михаил II умер в 829 г., после чего воцарился  его сын Феофил (829 – 842), который  считал иконопочитание государственным преступлением и, соответственно, преследовал за него. Феофил приказал при сборе податей опрашивать всех об отношении к иконам, составлять списки иконоборцев и оказывать им снисхождение в податях, как друзьям императора. В 833 г. на патриаршую кафедру был возведен Иоанн VII Грамматик. Сразу же после хиротонии он собрал во Влахернском храме собор, который анафематствовал иконопочитателей. Иконы выносились из церквей, мозаики и фрески закрашивались фигурами зверей и птиц, иконописцы и скульпторы подлежали смертной казни, если отказывались плевать на икону и топтать ее ногами. Монахи были изгнаны из всех городов Империи, монастыри реквизированы для нужд государства. Феофил репрессировал монашество и уничтожал иконы последовательнее и упорнее чем все его предшественники. Скончался Феофил 20 января 842 г., заклиная "не удалять, после его смерти, Иоанна с патриаршего престола, и не допускать даже вида поклонения идолам".

Несмотря  на предсмертную волю Феофила, уже 11 марта 843 г.его женой императрицей Феодорой была торжественно восстановлена ортодоксия. В тот же день во всех церквях Константинополя были поставлены иконы. На соборе 846 г. Патриарх Иоанн VII был низложен. Епископы-иконоборцы были смещены с кафедр и сосланы, а их кафедры розданы ортодоксальным епископам, в основном, пострадавшим при Феофиле. В честь восстановления иконопочитания был установлен праздник "торжество православия".

Так ересь иконоборчества в Византии была преодолена, однако идеи иконоборцев  вновь воскресли в Европе XVI в. в эпоху Реформации. Уничтожение икон и преследование монашествующих протестантами было ничуть не менее варварским.

ПАВЛИКИАНЕ

Гностическая  секта

Секта возникла во второй половине VII в. Ее основателем  был Константин, происходивший из села близ г. Самосаты, где было сильно влияние гностицизма. В 660 г. Константин начал проповедовать свое учение, утверждая, что он восстановил чистое учение апостола Павла. Отсюда секта и получила свое название. Сам Константин назвал себя Силуаном (в честь известного подвижника апостола Павла), а своих учеников Титом, Тимофеем и Епафродитом. Свою общину он называл Македонией, а ее членов македонянами.

Доктрина  секты была основана на гностицизме. Ее последователи считали Бога-Творца злым и противопоставляли Его "благому  Богу" и Христу. Вследствие этого  они полностью отвергали Ветхий Завет. Павликиане считали, что Церковь отступила от апостольского учения. Они отрицали крестное знамение, все обряды и внешние учреждения Церкви, утверждая, что христианство есть "религия духа". Утверждалось, что Св. Дух пребывает только на павликианах.

Первоначально члены секты придерживались суровой  аскезы, однако со временем нравы становились  все менее строгими.

Первым  местом, где секта получила распространение  стал г. Кибосса в Армении. После смерти Константина в 684 году секта не исчезла. Его дело продолжили ученики: Симеон (Тит), Павел, Гегнезий (Тимофей), Иосиф (Епафродит) и другие. Их стараниями учение распространилось по всей Малой Азии.

В начале IX века Сергий (Тихик) реформировал секту, став по сути вторым ее основателем. В период иконоборчества павликиане подвергались суровым преследованиям со стороны иконоборцев, хотя сами они резко негативно относились к иконам. Этими преследованиями иконоборцы старались продемонстрировать то, что не имеют отношения к гностическим ересям. Особенно жестокие гонения пришлись на период правления Льва Армянина. Многие павликиане во главе со своим главой Сергием нашли убежище у мусульман. Мелитенский эмир поселил их в г. Аргауме. Отсюда павликиане делали набеги на византийскую территорию, хотя сам Сергий этого не одобрял.

После смерти Сергия в 835 г. община павликиан получила демократическое управление. Постепенно их число увеличилось за счет недовольных политикой византийских властей. В период новых гонений общину возглавил Карвеас, бывший выдающимся полководцем и не раз успешно нападавший на Византию. Его пасынок Хрисохир прошел по всей Малой Азии, разграбил Никею, Никомидию, Анкиру и Эфес. Однако в 871 г. он попал в засаду и был убит, а его армия отброшена в горы.

В 970 г. император Иоанн Цимисхий предложил павликианам поселиться близ Филиппополя во Фракии для защиты границ империи, гарантировав им религиозную свободу. Здесь их большая колония существовала в течение столетия, имея полную самостоятельность в управлении.

В 1115 г. император Алексей Комнин основал в непосредственной близости от колонии павликиан новый город Алексиополь с населением, верным ортодоксальному христианству. В ходе противостояния секта постепенно ослабла и распалась, просуществовав до начала XIII века.

Идеи  павликиан оказали влияние на формирование западноевропейских средневековых ересей, таких как альбигойцы и катары.


Информация о работе Средневековые ереси