Средневековые ереси

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:03, доклад

Описание работы

В эпоху средневековья ереси были распространены преимущественно в народной среде. Носителями еретических идей, как правило, являлись странствующие проповедники, не принадлежавшие ни к одному из сословий. Зачастую это были т. н. "ваганты" – беглые монахи, лишенные сана клирики, студенты и актеры. Их проповедь всегда носила антицерковный характер и, как правило, антигосударственный. Еретики средневековья отрицали таинства и обряды, не признавали власть церковной иерархии, высмеивали духовенство. Нередко отрицалась вообще любая власть, в т. ч. светская, а в качестве идеала провозглашалось общество, основанное на всеобщем братстве и общности имущества. Еретические идеи порой заносились возвращавшимися с Востока пилигримами или купцами, слышавшими множество учений и мифов разных народов и нередко становившимися последователями причудливых и эклектичных верований.

Работа содержит 1 файл

Средневековые ереси.docx

— 73.26 Кб (Скачать)

БОГЕМСКИЕ БРАТЬЯ

Секта, выделившаяся в середине XV века в  Богемии из движения гуситов.

Богемские братья были последовательнее других гуситов в критике Католической Церкви, поэтому с 1457 г. они начали создавать отдельные собрания, члены которых назывались "братьями". Возглавил движение бывший священник Михаил Бродяга. Богемские братья также назывались пещерниками, поскольку жили и действовали тайно.

Учение:

Учение  секты можно с уверенностью назвать  протестантским, хотя оно опередило  реформацию почти на 100 лет. Богемские  братья отвергали пресуществление Св. Даров, основывали свою веру исключительно на Св. Писании, отвергали единство Вселенской Церкви и т. д.

Устав общины был составлен по образцу  древней Церкви, но на деле структура  братства была типично сектантской. Община была замкнутой и жестко контролировалась руководством, вплоть до домашнего  быта. Все согрешившие и непослушные  изгонялись, существовало жесткое разделение полов. Братья делились на начинающих, успевающих и усовершенствованных. Надзор над ними осуществляли "посвящающие  епископы", "сеньоры", "консеньоры", "проповедники", "диаконы", "эдилы" и "аколуфы".

Король  Фердинанд запретил богемским братьям  совершать богослужения, и в 1548 г. около 1000 сектантов ушли в Польшу и Пруссию и поселились в Мариенвердере. Оставшиеся в Богемии в правление Максимилиана II снова получили некоторую свободу. Богемские братья расселились также в Моравии, где главным их центром стал Фульнек. Там они стали называться моравскими братьями.

В эпоху реформации богемские братья были большей частью истреблены в  ходе войн, оставшиеся растворились среди  протестантов: лютеран и реформатов. Чуть позднее их общины исчезли в Польше и Пруссии.

КАЛИКСТИНЫ

Религиозно-политическое течение в Чехии XV в.

Умеренное крыло гуситов. Течение получило название каликстинов (от лат. calix – чаша) или утраквистов (uterque – оба), поскольку основным требованием его участников было причащение под обоими видами.

Сторонники  этого направления в гуситском  движении также выступали за дозволение проповеди на чешском языке вместо употреблявшегося немецкого, за изъятие  в пользу государства церковного имущества и за установление светского  суда над клириками.

Базельский Собор пошел навстречу этим требованиям и компромисс был достигнут. Большая часть каликстинов вернулась в лоно Католической Церкви. Отряды каликстинов приняли активное участие в войне против таборитов.

ТАБОРИТЫ

Религиозно-политическое течение в Чехии XV в.

Радикальное крыло гуситов. Течение получило свое имя по названию холма близ г. Аусти, который гуситы назвали горой Фавор (по-чешски Табор). Там под открытым небом совершалось богослужение и собирались сторонники гуситов. Вскоре на холме возник целый укрепленный город под тем же названием.

Учение:

Табориты  пошли намного дальше каликстинов в критике Церкви и католического богословия. Их учение можно считать предтечей протестантизма. Табориты отрицали миропомазание, тайную исповедь, посты, не допускали молитв за усопших, иконопочитания, праздников, кроме воскресных дней и т. п.

В 1434 г. войска таборитов были разбиты  объединенными силами католиков  и каликстинов, после чего течение пошло на убыль и постепенно исчезло.

Наследниками  таборитов считают богемских братьев.

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ВИЗАНТИЙСКИЕ ЕРЕСИ

Средневековые византийские ереси по своему характеру  зачастую разительно отличались от западноевропейских. Причиной тому служило различие в мировоззрении жителей Западной Европы и Восточной Римской Империи и самом их отношении к богословским проблемам. Общий уровень образования византийцев был несомненно выше. Сказывались и последствия бурных христологических споров, вызывавших живой интерес у всех жителей Византии, от императоров до простых крестьян, и почти не затронувших Европу, где абсолютное большинство жителей остались далеки от проблем богословия и философии. Вследствие этого, византийские еретические течения и секты, как правило, формировались вокруг взглядов неортодоксальных богословов, поддерживаемых теми или иными партиями, в то время как на Западе ереси, в большинстве своем, носили "народный" характер, имели выраженную социальную окраску и были весьма примитивны с точки зрения вероучения.

АНФИНГАНЫ

Секта, появившаяся в начале IX в. во Фригии.

Вариант названия: афингане.

Последователи секты считали себя высшими, духовными  христианами и избегали общения  со всеми, кто не принадлежал к  секте. Даже прикосновение к ним  считалось оскверняющим. Отсюда секта  получила свое название, по-гречески означающее "неприкасаемые".

АРСЕНИТЫ

Схизматическое  течение в Византии

Течение получило свое название по имени Константинопольского Патриарха Арсения, посаженного  на престол в 1254 г. императором Феодором Ласкарисом. После воцарения Михаила VIII Палеолога между ним и Патриархом Арсением начались трения, причиной которых была чрезмерная жестокость императора (он, в частности, приказал ослепить 11-летнего сына своего предшественника). В результате в 1262 г. Патриарх отлучил Михаила VIII от Церкви, за что сам был сослан им на о. Проконисос в Мраморном море. Там он и скончался в 1267 г.

Когда новый Патриарх, Иосиф, снял отлучение  с императора, сторонники Арсения  отказались признать его и создали  свою параллельную иерархию. События  получили известность под именем "арсенитского раскола". Арсениты выступали за полную независимость Церкви от государства. Раскол вызвал большой резонанс во всей Восточной Церкви, в том числе, и на Руси.

Арсенитский раскол просуществовал до 1312 года.

БОГОМИЛЫ 

Средневековая секта гностического толка

Название  секты предположительно происходит от имени ее основателя – священника Богумила. Секта появилась в Болгарии в IX веке.

Учение:

Согласно  представлениям богомилов, Сатанаил был первородным сыном Бога. С частью подчиненных ему духов он восстал против Отца и, будучи низвержен с неба, сотворил новое небо и землю из материи, которую богомилы, как и все гностики, считали олицетворением зла. Сатанаил же создал тело первого человека Адама. Однако нематериальную душу он сам не мог дать человеку, поэтому обратился к Отцу с просьбой послать Свое божественное дыхание, обещая Ему владычество над духовной природой человека. Отец, полагая, что человек своей духовной природой заменит Ему отпавших ангелов, исполнил просьбу сына и оживил Адама. Однако Сатанаил захотел подчинить себе и душу человека, для чего через змея обольстил Еву и произвел от нее Каина и его сестру Каломену. Потомки Сатанаила взяли верх над потомством Адама, и Сатанаил успел подчинить себе человеческий род. Люди забыли о своем предназначении и стали почитать самого Сатанаила как Бога. Чтобы освободить человека от власти Сатанаила, Отец произвел из Себя второго Сына – Иисуса или Слово. Воплощение, жизнь и смерть Иисуса богомилы понимали как и все гностики, считая это лишь видимостью (докетизм). Иисус, заключив в оковы Сатанаила, лишил его божественного достоинства, которое заключалось в окончании его имени "ил", после чего он стал называться просто сатаной. Для завершения дела Иисуса Бог-Отец произвел из Себя вторую силу – Св. Духа, Который действует в душах людей. Последним актом мировой истории будет возвращение всего в изначальное состояние.

Богомилы  отвергали обряды и внешнее убранство  церкви. В жизни придерживались строгой  аскетзы. Из таинств признавали только крещение, которое совершали не водой, а через возложение рук. Богомила активно пользовались апокрифической литературой и, предположительно сами были авторами нескольких книг.

ПРИМЕЧАНИЕ

Секта иного происхождения, но с таким же названием возникла на рубеже XIX – XX веков на Украине в Ямской слободе Богодуховского уезда Харьковской губернии.

ВАРЛАМИТЫ

Еретическое течение в средневековой Византии

Течение было образовано в XIV в. последователями Варлаама, полимизировавшего с исихастами. Варлаам утверждал, что Божественный свет, не является принадлежностью Божества, он есть творение, так как, кроме Бога, нет ничего несотворенного.

Учение  Варлаама было осуждено на соборах 1341, 1345 и 1351 гг.

ИКОНОБОРЧЕСТВО

Иконоборчество (икономахия) было движением, направленным против почитания икон и даже самого их существования в Церкви. Его родоначальником считается епископ Константин Наколийский. Это движение возникло в Византийской Империи в 727 г. и просуществовало до 843 г.

Еще до VIII в. вопрос о почитании икон возникал среди христиан как на Западе, так и на Востоке, однако он никогда не привлекал внимания значительного числа епископов. Необходимо отметить, что иконы в Церкви были всегда, хотя древние формы их почитания нам неизвестны. Изображения: фрески, мозаики, статуи, барельефы, резьба, сделанные христианами I – IV вв. сохранились, в основном, в катакомбах. В более позднее время упоминания об иконах встречаются во многих святоотеческих текстах. Так, св. Мефодий Патарский (†312) упоминал золотые изображения ангелов. Св. Василий Великий (†379) в слове о мученике Варлааме рекомендовал живописцам зарисовать его подвиги. Св. Григорий Богослов (†389) говорил об иконе подвижника Полемона. Св. Амвросий (†397) узнал в видении апостола Павла, видев ранее его иконы. Св. Иоанн Златоуст (†407) говорил о распространении портретов св. Мелетия Антиохийского (†381) и сам имел образ апостола Павла. Преподобная Евпраксия (†~413) видела изображение Иисуса Христа. Бл. Феодорит Кирский (†457) говорил об изображениях Симеона Столпника, во множестве имевшихся в Риме и т. д. Все эти авторы упомянули иконы без всякой негативной оценки, как обычное в христианском обществе дело, не требовавшее комментариев. В IV в. появляется и первое ясное свидетельство об образе почитания святых изображений: св. Афанасий Великий (†373) писал (Антиоху, гл. 38): "Мы, верующие, кланяемся иконам и целуем их (...)".

В то же время, были в Церкви и противники икон. Так, Серен епископ Марсельский  в 598 г. приказал выбросить из церквей  своей епархии и разбить иконы (т. е., вероятно, статуи или барельефы), которые, по его мнению, суеверно почитались его паствой. Папа св. Григорий I писал  Серену: "За то, что ты запретил поклоняться (adorare) иконам, мы тебя вообще хвалим, за то же, что ты их разбил, порицаем <...> Не следовало разбивать то, что помещалось в церквях не для поклонения, а лишь для совершенствования умов людей несведущих <...,> которые, смотря на стены, могли бы прочесть то, чего они не могут прочесть в рукописях". Папа требовал, чтобы еп. Серен объяснил пастве свой поступок, восстановил в церквях иконы и научил людей правильному отношению к ним.

В IV – VII вв. постепенно дифференцировались взгляды христиан на иконы: большинство  склонялось к иконопочитанию, но, вместе с тем, обострялось противостояние иконопочитателей и иконоотрицателей. Более близкими к иконоборчеству были в эту эпоху взгляды монофизитов. Так, в конце V в. монофизитский епископ Филоксен Иерапольский предполагал запретить в своей епархии иконы.

Появившийся в VII в. ислам, запретив всякие изображения  Бога, людей и ангелов, поддержал  этим иконоотрицателей, особенно в провинциях Империи, пограничных с Халифатом – Малой Азии, Армении, Сирии, Палестине, Египте. Во всех этих областях, бывших местами ссылки, большинство населения склонялось к монофизитству и, кроме того, было множество сектантов и еретиков, которые не признавали икон. Связь этих провинций с Константинополем была слабой, и при первых же столкновениях Византии с Халифатом легкой добычей арабов стали Сирия, затем Египет, Палестина, отчасти Армения и Африка, завоевание которой было закончено в 704 г. Потеряв эти богатые не-эллинские провинции, Византийская империя существенно ослабла. С 672 по 679 гг. арабы уже осаждали Константинополь. Ведя непрерывную неудачную войну против войск ислама, византийские императоры не могли не попытаться устранить одно из препятствий к установлению мира – иконопочитание, на которое исламская полемическая литература нападала как на "идолопоклонство". Кроме того, иконоборческая политика призвана была вернуть расположение жителей восточных окраин империи. В этом была одна из наиболее важных причин иконоборчества. Другой причиной было желание императоров извлечь из монастырей и епархий людей и деньги и направить все это в армию и государственную казну. Сделать это они могли только полностью подчинив себе Церковь, прежде всего, путем подавления монашества, являвшееся оплотом иконопочитания.

Поводом для возникновения иконоборчества могли служить и явные "перегибы" в иконопочитании. В 825 г. император-иконоборец Михаил II Травл писал королю франков Людовику, оправдывая свое отношение к иконам, что некоторые избирали иконы в восприемники своих детей при крещении или в евангельские отцы для себя, некоторые принимали Тело Христово в уста, положив его предварительно в руки святых на иконах (скульптурах), некоторые служили на иконах вместо престолов в частных домах, пренебрегая церковным богослужением, некоторые священники, соскоблив краску икон, добавляли ее в кровь Христову и этой смесью причащали народ.

Борьба  с иконами началась в правление  императора Льва III Исавра (717 – 741). В 726 г. в результате извержения подводного вулкана, северо-западнее Крита появился новый остров. Лев III усмотрел в этом знак гнева Божия за "идолопоклонство". Он созвал Тайный совет и высказал ему свое отрицательное мнение об иконах и решение уничтожить их почитание. Константинопольский Патриарх Герман, зная, вероятно, что Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский Патриархи и, тем более, Папа, согласны с ним, заявил, что это невозможно без одобрения Вселенского Собора. Однако вскоре началось удаление икон с видных наружных мест на стенах храмов. Внутри иконы поднимали повыше, чтобы невозможно было целовать их. В храме св. Софии ничего подобного не делалось, поэтому Патриарх Герман счел возможным занимать свою кафедру еще три года. Лев III увещевал народ отказаться от поклонения иконам, но без успеха, тогда от уговоров он перешел к решительным действиям. Над воротами на дворцовой площади стоял почитаемый всеми константинопольцами образ Спасителя, называемый Антифонитис. Посланный Львом чиновник приставил к воротам лестницу и, поднявшись по ней, трижды ударил топориком по лицу Христа. Толпившиеся вокруг женщины сбросили его с лестницы и убили палками его и нескольких солдат из его охраны. Лев приказал по этому делу казнить 9 женщин и инока Феодосия. Гонение на иконы вызвало восстание в Южной Элладе и на Островах и выдвижение претендента на трон – Косьмы, но войска и флот Льва уничтожили флот повстанцев "греческим" огнем.

Далеко  не так просто было справиться с  недовольством всего Запада. Выразителями этого недовольства стали один за другим все римские епископы. Летописец  Феофан пишет под 726 г.: "Узнав об этом <то есть о гонении на иконы>, папа Григорий II составил против Льва догматическое послание, доказывая, что не подобает царю вмешиваться в дела веры и изменять древние церковные догматы". В 727 г. папа Григорий II созвал в Риме собор, который подтвердил законность иконопочитания.

В Константинополе Патриарх Герман, видя бесполезность дальнейших споров с  иконоборцами – епископами и сановниками, сложил с себя патриаршество и удалился в свое имение, где в 740 г. скончался в возрасте свыше 90 лет. Патриарх Герман долго сдерживал авторитетом своего сана нарастающий напор ереси. Возведенный тотчас после его отречения на патриаршество Анастасий, своим обычным циркулярным посланием – синодикой – санкционировал иконоборчество, которое стало с этого момента официальной доктриной Константинопольского патриархата.

Информация о работе Средневековые ереси