Средневековые ереси

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:03, доклад

Описание работы

В эпоху средневековья ереси были распространены преимущественно в народной среде. Носителями еретических идей, как правило, являлись странствующие проповедники, не принадлежавшие ни к одному из сословий. Зачастую это были т. н. "ваганты" – беглые монахи, лишенные сана клирики, студенты и актеры. Их проповедь всегда носила антицерковный характер и, как правило, антигосударственный. Еретики средневековья отрицали таинства и обряды, не признавали власть церковной иерархии, высмеивали духовенство. Нередко отрицалась вообще любая власть, в т. ч. светская, а в качестве идеала провозглашалось общество, основанное на всеобщем братстве и общности имущества. Еретические идеи порой заносились возвращавшимися с Востока пилигримами или купцами, слышавшими множество учений и мифов разных народов и нередко становившимися последователями причудливых и эклектичных верований.

Работа содержит 1 файл

Средневековые ереси.docx

— 73.26 Кб (Скачать)

III. Следующим богословским признаком  секты является эсхатологизм, т. е. ожидание близкого конца света, присутствующее в доктрине большинства «западных» сект, а также некоторых парахристианских групп. Примером могут служить свидетели Иеговы, постоянно назначающие всё новые даты Второго Пришествия и адвентисты седьмого дня, вот уже на протяжении столетия твердящие, что «Христос при дверях». Эсхатологизм присущ также многим пятидесятническим общинам.

IV. Для вероучений большинства сект  характерен также элекционизм — утверждение, что именно данная секта избрана Богом среди множества религиозных течений и только она является «народом Божьим». Все остальные люди (не члены секты) якобы обречены на вечную погибель. Особое избранничество секты часто подчёркивается названием: «святые последних дней», «свидетели Иеговы», «дети Бога», «новый Израиль», «искуплённый Израиль» и т. п.

V. С элекционизмом связан ещё один признак секты — мессианизм — учение об исключительной роли секты в деле спасения человечества, и, как следствие, активная (до навязчивости) миссионерская деятельность. Сектантский подход характерен тем, что для спасения признаётся необходимым не вера и покаяние (а уже вследствие этого принадлежность к христианской общине — Церкви), а именно, членство в секте и послушание её руководителю. Поэтому вовлечение в секту как можно большего числа людей является основной задачей сектантских «миссионеров». В большинстве сект «миссионерские задания» являются обязательными для всех рядовых членов, и только определённое количество часов, проведённое в хождении по квартирам или распространении сектантской литературы обеспечивают адепту уверенность в спасении.

VI. Во время выполнения «миссионерских  заданий» проявляется ещё один  характерный признак сект — крайний фанатизм. Тот, кто хоть раз встречался с сектантскими проповедниками, знает, с какой невероятной убеждённостью сектанты говорят о своём учении, с каким упорством они пытаются навязать его другим. Любые попытки переубедить сектанта или посеять сомнения в истинности учения его группы, как правило, ни к чему не приводят, т.к. всякая критическая информация, поступающая извне, фильтруется через призму слепой веры и отторгается на подсознательном уровне. Напротив, всё, что исходит от секты, воспринимается некритически и не подвергается сомнению.

VII. Для религиозных учений сект  характерны крайности в вопросах морали. Это либо совершенная вседозволенность: половая распущенность, дикие оргии, отрицание семьи или полигамия, либо наоборот: суровейшая аскеза, доводящая до истощения организма и, в сочетании с другими факторами, до умственной деградации. В качестве примера к первому варианту подобных моральных крайностей можно привести «детей Бога» и общины «Ошо» (Раджнеш), в которых наблюдался невообразимый разврат и все виды сексуальных извращений. Примером другой крайности могут служить кришнаиты и ряд других «гуру-движений», где посты и воздержание культивируют в адептах суровость и презрение ко всем удовольствиям. Наиболее старые секты, такие как мормоны, постепенно изжили в себе склонность к моральным крайностям.

b) Теперь перейдём ко второй группе признаков, характеризующих секты — социально-психологическим признакам.

I. Важнейший из признаков этой  группы — наличие амбициозного харизматического лидера или основателя ("гуру"), послушание которому является главной обязанностью всех членов секты. Современный лидер или покойный основатель является предметом обожания и непререкаемым авторитетом. При этом современный лидер может не обладать качествами основателя, однако засчёт его авторитета держать сектантов в повиновении. Лидер или основатель секты всегда почитается как посланник Бога — носитель особого послания человечеству, или как сам Бог. Амбициозным лидер называется потому, что, как правило, сам верит в свою исключительность и присваивает себе невероятные эпитеты и титулы. Так, основатель церкви мормонов Джозеф Смит называл себя пророком и утверждал, что он «единственный, кто когда-либо был способен вести и хранить всю церковь вместе со времён Адама» ("История церкви" т. 6, с. 408). руководитель «Церкви объединения» Миунг Сан Мун почитается последователями как «учитель и истинный родитель», Джон Стивенс («Путь») считал себя апостолом, Верон Хоуэл, он же Дэвид Кореш («Ветвь Давидова») — Иисусом Христом, также как Сёко Асахара («Аум Синрикё»), Виссарион («Община единой веры») и ряд других. Марина Цвигун («Белое братство») считала себя воплощением одновременно Евы, Афродиты, княгини Ольги, Елены Рерих, Моисея, Христа и т. д., а Элизабет Клер Профет («Церковь всеобщая и торжествующая») скромно именовала себя «хозяином Вселенной». Примеры можно продолжить.

II. Второй признак, входящий в  данную группу — замкнутость секты и противопоставление её всему остальному человечеству. Для сектантов мир существует как бы в чёрно-белом изображении, когда «белое» — секта и всё, что с ней связано, «чёрное» — всё остальное. Замкнутость проявляется в том, что круг общения сектантов ограничивается исключительно членами секты, контакты со всеми остальными людьми, включая самых близких родственников считаются нежелательными. Все люди делятся на «своих» — т.е. членов секты и «чужих», которые в свою очередь подразделяются на «врагов» и потенциальных неофитов.

III. Такое видение мира способствует  формированию иллюзии сплочённости индивидов в коллективе, также являющейся характерным признаком сект. Сектанты чувствуют себя единой семьёй, собравшейся вокруг любящего отца и учителя — «гуру», и окружённой врагами и гонителями. Они не мыслят своего существования вне секты и готовы на всё, лишь бы не оказаться выброшенными в пугающий их мир. Разумеется, любое унижение, а, зачастую, и угнетение рядовых членов секты руководством при таком отношении не вызывает никакого сопротивления. Следует также отметить, что такая сплочённость является лишь иллюзией, т.к. в любой секте, как правило, принята система доносов и слежки «братьев» и «сестёр» друг за другом. Все подозревают друг друга и готовы съесть своего «брата» живьём при малейшем намёке на «неблагонадёжность», но, в то же время, убеждены, что являются общиной, в которой царит любовь и взаимное уважение.

IV. Иллюзия сплочённости используется  для установления жёсткого контроля над сектантами со стороны руководителей. Жизнь, быт и поведение сектантов строго регламентированы. Всякая независимость суждений пресекается. Рядовые члены секты полностью подчинены её руководству, являющемуся суверенным властителем умов, душ и кошельков сектантов.

V. Наконец, последний из социально-психологических  признаков секты относится к  области культа. Для культовых  собраний сектантов свойственна  религиозная экзальтация — сильное  эмоциональное возбуждение, поддерживаемое общим пением, раскачиванием, хлопаньем в ладоши, возгласами и т. п. Нередко случаются экстазы, бред, которые объясняются действием Святого Духа или каких-либо «божественных сил» и всячески поощряются. Экзальтация особенно характерна для сект «нового времени». На российской почве этот признак отчётливо наблюдается у таких сект как «Белое братство», «Богородичный центр», «Церковь Последнего Завета (Виссариона)»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЕРЕСИ

В эпоху средневековья ереси были распространены преимущественно в  народной среде. Носителями еретических  идей, как правило, являлись странствующие  проповедники, не принадлежавшие ни к  одному из сословий. Зачастую это были т. н. "ваганты" – беглые монахи, лишенные сана клирики, студенты и актеры. Их проповедь всегда носила антицерковный  характер и, как правило, антигосударственный. Еретики средневековья отрицали таинства и обряды, не признавали власть церковной иерархии, высмеивали духовенство. Нередко отрицалась вообще любая  власть, в т. ч. светская, а в качестве идеала провозглашалось общество, основанное на всеобщем братстве и общности имущества. Еретические идеи порой заносились возвращавшимися с Востока пилигримами  или купцами, слышавшими множество  учений и мифов разных народов  и нередко становившимися последователями  причудливых и эклектичных верований. Средневековые секты иногда формировались  и вокруг неортодоксальных богословов, которых было весьма много, поскольку  тяга к богословским знаниям была велика и по всей Европе постоянно  проводились ученые диспуты. Впрочем такое случалось нечасто. Такие группы формировались исключительно из студентов, кочевавших от одного преподавателя к другому, поэтому эти секты были весьма неустойчивыми и быстро распадались.

С точки зрения вероучения, средневековые  ереси отнюдь не представляли собой  единого целого. Среди них встречались  учения, в основе которых лежал  возрождавшийся гностицизм (богомилы, альбигойцы или катары). Другие, не имея развитой богословской системы, строили доктрину исключительно на критике Церкви, пытаясь подражать придуманным ими самими идеалам апостольских времен (вальденсы). В Средние века сохранялись и наследники всевозможных древних ересей, терзавших Церковь в первые века христианства и до конца так и не уничтоженных (таковы, например, различные группы антитринитариев). Целый ряд сект возник в результате подъема национального самосознания. Их последователи противопоставляли себя католичеству именно как вселенской вере, мечтая о создании независимых национальных христианских общин. Таковы чешские братья или польские братья. Эти общины стали предтечами позднейших протестантских церквей.

Наиболее  благоприятными регионами для распространения  ересей в Средние века являлись Восточная  Европа и юг Франции. Здесь христианство было менее укоренено и языческие  традиции имели большее влияние  на население. Иногда еретические учения распространялись на огромной территории и оказывали заметное влияние  на политическую жизнь Европы. Так  было, например, с альбигойцами, ставшими причиной вооруженного конфликта общеевропейского масштаба.

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ РУССКИЕ ЕРЕСИ

Сведений  о ересях Средневековой Руси сохранилось  чрезвычайно мало. Вероятно, что  и самих ересей было немного, поскольку  христианство на Руси распространялось очень медленно и широкие слои народа в течение долгого времени  оставались бесконечно далеки от богословской полемики. Господствующая Православная Церковь в средневековый период встречала противодействие скорее со стороны защитников славянского язычества, нежели со стороны христианских еретиков.

Те  немногочисленные секты, о которых  есть упоминания в летописях, как  и еретические течения Западной Европы, носили характер народного  протеста против притеснений со стороны  властей и высшего духовенства. Все эти течения отрицали церковную  иерархию, таинства и вообще необходимость  посредничества в отношениях между  Богом и человеком.

Поскольку еретические течения средних  веков имели выраженную социальную окраску, они жестоко преследовались властями, как светскими, так и  духовными. В этом смысле ситуация на Руси мало чем отличалась от европейской. Стригольников топили в Волхове, а жидовствующих жгли в клетках на льду Москва-реки.

Ни  одна из ересей средневековой Руси не смогла сохраниться до нового времени.

СТРИГОЛЬНИКИ

Средневековое русское еретическое течение

Первые  сведения о стригольниках относятся  к 70-м годам XIV века. Ересь получила распространение сначала во Пскове, а затем перешла в Новгород.

Лидерами  течения были дьякон Никита и Карп по прозвищу Стригольник. По одним сведениям, он был расстригой, из-за чего и получил  свое прозвище, по другим оно было связано  с его ремеслом.

По  своей сути ересь стригольников  была подобна "антифеодальным" течениям Западной Европы. Их критика была направлена прежде всего против поборов в пользу церковной иерархии и мздоимства священников. Недовольные обмирщенностью и богатством Церкви, они ставили под сомнение действенность таинств, совершаемых недостойными священнослужителями. Из этого вытекало и сомнение в самой необходимости их совершения. Стригольники придерживались суровой аскезы и полагали, что благочестивые миряне могут заменить священников в пастырстве.

Известно, что каялись они перед особыми  каменными крестами под открытым небом, Крещение и Евхаристию понимали "духовно". Другие таинства, вероятно, вовсе отрицали.

Стригольники  подверглись гонениям со стороны  Православной Церкви. Сохранилась миниатюра, изображающая их утопление в Волхове. После 1427 г. сведения о стригольниках  больше не встречаются.

ЖИДОВСТВУЮЩИЕ

Еретическое течение XV в.

По  мнению некоторых исследователей, ересь  жидовствующих проникла на Русь из Литвы, хотя достоверных данных об этом нет. Известно, что она получила значительное распространение в Новгороде в XV веке, где ее распространял еврей по имени Схария, родом из Киева.

Жидовствующие проповедовали возврат к Ветхому Завету, хотя признавали и ряд христианских вероучительных положений. Последователи течения отрицали догмат о Троице, Божество Иисуса Христа и Его искупительную Жертву, почитание святых мощей и икон, церковные таинства и обряды. Они также отвергали монашество как явление противоестественное с точки зрения человеческой природы.

Первыми последователями Схарии в Новгороде стали священники Дионисий и Алексий, а также софийский протопоп Гавриил и несколько образованных людей из новгородских жителей. Ересь распространилась также и в Москве, где нашла покровителей при великокняжеском дворе в лице дьяка Феодора Курицына и невестки Иоанна III Елены.

В 1504 г. жидовствующие были окончательно осуждены на соборе. Главные из них были сожжены, остальные разосланы по монастырям "на покаяние". Однако ересь не была полностью истреблена и продолжала нелегально существовать в народе.

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЕВРОПЕЙСКИЕ ЕРЕСИ

Средневековые европейские ереси восновном носили социальную окраску и были направлены против Церкви и официального богословия как опоры и символа существовавшего тогда общественного устройства.

Носителями  еретических идей как правило являлись люди, выбившиеся из жестких средневековых социальных рамок, разделявших все общество на три сословия: дворянство, духовенство и крестьянство. Маргиналы средневековья: всевозможные бродячие артисты (жонглеры), беглые монахи и странствующие студенты (ваганты), будучи людьми более мобильными и менее привязанными к традициям, как правило, критически относились к существовавшим устоям. Нередко их критика приобретала религиозный характер, облекаясь в форму ересей.

АДОПЦИОНИЗМ

Христологическая ересь

Появилась при Карле Великом в Испании  и Галлии. Во главе ее стоял епископ  толедский Элипанд. Ересь поддерживал Феликс, епископ Ургельский, впоследствии отрекшийся.

Учение:

Основа  учения состояла в различении двоякого сыновства во Христе: одного по естеству, другого – по благодати, по рождению и по усыновлению. Одно было метафизическим, другое – акт божественной воли и избрания. Понятие сыновства прилагается к естеству, а не к лицу. По естеству божескому Христос есть истинный Сын Божий (secundum naturam), по естеству человеческому Он есть Сын Божий только по усыновлению (secundum adoptionem). По существу Христос есть "Единородный от Отца" (Ин. 1:14), по усыновлению и благодати Он – "первородный между многими братьями" (Рим. 8:29). Адопциане считали, что Христос по рождению Сын Давидов, а по усыновлению – Сын Божий.

Информация о работе Средневековые ереси