Святая Апостольская Соборная Ассирийская Церковь Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 23:15, доклад

Описание работы

Большая часть вавилонских гимнов и молитв находится в связи с заклинательными обрядами. Гимны являлись литургической составной частью магических действий. Связь их, однако, была больше внешняя, и это позволяет предполагать, что вначале они были самостоятельными молитвенными песнопениями.

Работа содержит 1 файл

реф.docx

— 33.41 Кб (Скачать)

Департамент образования города Москвы

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 

высшего профессионального образования  города Москвы

 

«Московский городской педагогический университет»

 

 

 

Институт гуманитарных наук

 

 

Кафедра массовых коммуникаций

 

 

 

 

 

 

Доклад

 

 

по  дисциплине «Религиоведение»

 

по  теме:

 «Святая Апостольская  Соборная Ассирийская Церковь  Востока»

 

 

                                                                                                                          

 

                                                                                                                                Выполнила: 
                                                                                                                                студентка 4 курса  
                                                                                                                                очного отделения 
                                                                                                                                Иакопови Е. Г. 
                                                                                                                                Руководитель: Кожеурова Н. С.

 

 

Москва 
2012

Верования древних  ассирийцев

Большая часть вавилонских  гимнов и молитв находится в связи  с заклинательными обрядами. Гимны  являлись литургической составной  частью магических действий. Связь  их, однако, была больше внешняя, и это  позволяет предполагать, что вначале  они были самостоятельными молитвенными песнопениями.

Гимны, разделенные на стихи  и строфы, восхваляли божество или  несколько богов.  Все желания, высказываемые в молитвах, преследовали одну цель: получить вновь здоровье, чтобы долго прожить на земле  и во славе перейти в другую жизнь. Необходимыми условиями для  того, чтобы молитва была услышана, считались восхваление бога-помощника, чрезвычайное богатство в святилище  бога, богатство богослужения и принесение обильных жертв.

Из многочисленных гимнов, молитв и заклинаний можно составить  довольно ясное суждение о том, как  представляли жители Междуречья своих  богов. Небеса были местожительством высших богов, причем бог солнца  ежедневно  совершал свой путь с восточной горы в сторону западной горы, а на ночь удалялся во «внутренности небес». Боги охраняли установленный ими  обычный закон в качестве верховных  судей.

Сознание своего долга  по отношению к священным богам  указывает на привычный правовой порядок, служащий для жителей Месопотамии  защитой жизни и собственности. Гневные боги наказывают людей потопом  за их беззакония. Из заклинательных формул мы можем получить представление  о том, как понималась нравственная сторона религиозного учения. Из них  мы видим, что наказывалось не только насилие над ближним; но также и нарушения правил культа. Кто пренебрегал своим богом или богами, сознательно нарушил клятву, не исполнил обетов или отказался от принесения жертвы, тот навлекал на себя немилость богов. Нарушение семейного согласия считалось особенно тяжким преступлением. Умышленное истребление живых существ тоже наказывалось богами. А когда они гневались и отвращали свой милостивый лик, то вместе с этим люди теряли все блага жизни. Только искупление вины могло отвратить гнев богов.

Боги распоряжались не только жизнью и смертью отдельных  лиц, а и благосостоянием целой  страны. Величайшим даром богов считались  долгая жизнь, изобилие земных благ, многочисленное потомство и, наконец, защита от разного  рода враждебных сил.

Цари, как любимцы богов, просили для себя долгого и  счастливого царствования, победы над  всеми врагами и укрепления престола за их наследниками на вечные времена. Наоборот, военные поражения и  политические неудачи, болезни и  эпидемии, внезапная смерть и прекращение  рода признавались за наказания, посылаемые разгневанными богами.

Так как каждое действие в частной или общественной жизни  имело какое-нибудь религиозное  значение, то вся вавилонская религия  проникнута живым сознанием безусловной  зависимости и чувством благоговейной  покорности. Календари с указаниями правил культа служат доказательством  того, как строго цари относились к  своим религиозным обязанностям, так как дела, относящиеся к  культу,— а это постройки и  украшение храмов, жертвоприношения, посты и длинный ряд церемоний,—  считались действиями, без сомнения, приятными для богов.

Боги жили в храмах, представлявших собой изображение их небесного  жилища. Важнейшей частью храма была священная комната, где стояла статуя божества. Каждый день ее нужно было умывать, одевать и кормить. Одежду и пищу доставляли либо сами поклонявшиеся  в качестве жертвоприношений, либо это приобреталось за счет храма. В храмовый комплекс входили также  дома священнослужителей. Священная  комната обычно находилась в окружении  других помещений. Статую нельзя было увидеть при входе в храм. Ее мог увидеть лишь тот, кому разрешалось  войти во внутренние покои.

Находящиеся в храмах статуи богов служили гарантией их присутствия  и покровительства. Считалось величайшим бедствием, когда во время войны  вражеское войско не только разрушало  города и храмы, но и в качестве высшего триумфа захватывало  и уносило с собой изображение  божества. Жители Месопотамии полагали, что боги разрушенного города, как  не имеющие уже пристанища, уходили  на небо.

Многие черты культа подчеркивали благочестие и ревность в исполнении богослужебных обязанностей. Месопотамский  пантеон постоянно расширялся, в  молитвах перечислялись сотни бесчисленных богов. Молитва считалась тем  более эффективной, чем большее  количество божеств в ней были упомянуты. Обратной стороной непомерного  благочестия стало все увеличивавшееся  суеверие.

Все силы природы, благодаря  которым нарушался привычный  ход вещей, олицетворялись в виде злых демонов, и всякие чрезвычайные, из ряда вон выходящие, происшествия приписывались их влиянию. Широкое распространение получило поклонение звездам и астрология. Крупнейшее собрание астрологических гадательных обрядов приписывалось царю Саргону Древнему.

Чрезвычайно развита была в Ассирии система различных  гаданий. Среди жрецов были особые специалисты-гадатели ; к ним обращались за предсказаниями не только частные лица, но и цари. Они толковали сны, гадали по животным, по полету птиц, по форме масляных пятен на воде. Но самым характерным приемом гадания в Ассирии было гадание по внутренностям жертвенных животных, особенно по печени. Техника этого последнего способа (так называемая гепагоскопия) была разработана до виртуозности, каждая часть печени имела свое название, существовали графические схемы, глиняные модели человеческой печени с гадательными знаками. Впоследствии эта техника была заимствована — вероятно, через хеттов и этрусков — римлянами.

Амулеты и талисманы

Сохранившиеся до наших дней памятники, свидетельствуют о том, ассирийцы придавали огромное значение всем разделам магии и прибегали  к услугам колдунов при любом  удобном случае. Ассирийцы изобрели и развили систему письменности, а сделанные ими на глиняных и  каменных табличках надписи позволяют  предположить, что эти люди жили довольно тревожной жизнью, постоянно  опасаясь нападения сонмов враждебных и злобных духов, не упускавших ни единой возможности причинить людям  какой-нибудь вред. Чтобы оградить себя от этих духов, люди пользовались заговорами, чарами и заклинаниями; для разрушения козней Дурного Глаза они носили разнообразные амулеты как с надписями, так и без них. Чтобы уберечь свои жилища, в фундамент или стены они замуровывали небольшие глиняные фигурки.

Обширным и важным классом  были амулеты в форме цилиндрических печатей, и они вызывают особый интерес. Цилиндрические печати изготовлялись из драгоценных и полудрагоценных камней, например, из агата, аметиста, сердолика, халцедона, хрусталя, изумруда, гематита, нефрита, яшмы, лазурита, мрамора, оникса, гравия, стеатита, топаза и т.д. Считалось, что каждый камень обладал особыми, присущими только ему свойствами и способностью оберегать владельца от определенных несчастий и бед. К примеру, считалось, что печати, сделанные из камня гематит помогут человеку уничтожить его врага. Печать из лазурита привлечет бога, и "его бог возрадуется в нем". Печать из горного хрусталя, расширит пределы возможностей человека и принесет ему доброе имя, то есть процветание. Любой, у кого есть печать из зеленого змеевика, "благословен, и благословение будет подарено ему". Хозяин печати, сделанной из красной яшмы, или сердолика, всегда будет находится под покровительством своего бога.

Среди всех демонов и злых духов, наводивших ужас на Месопотамию, наиболее пугающим была Лабарту (или, как сейчас читают ее имя, Ламашту) — женщина-демон. Она жила в горах, пустынях и зарослях; колдуны составили целый ряд противодействующих ей заклинаний и заговоров. Ее нападения на беременных женщин и маленьких детей приводили к таким ужасным последствиям, что люди пугались даже упоминания ее имени.

Среди древних амулетов особый интерес вызывают:

1. Амулет в виде соединенных передних частей двух животных (быков или львов) символизирует удвоенную силу.

2. Амулеты в виде Быка и Барана - символы физической и мужской силы.

3. Амулет Свинья - символ плодовитости.

4. Амулет Голова льва – символ физической силы.

У ассирийцев существовала традиция зарывать под порогами домов  амулеты-фигурки разноцветных собак, чтобы духи этих псов могли отразить нападения злых духов, которые пытались проникнуть в жилища. Обычно под  домом зарывали десять таких амулетов-фигурок - по пять по обе стороны от дверного проема.

Амулеты-фигурки использовались в магических ритуалах для предотвращения несчастных случаев, недомоганий и  болезней.

Основные типы амулетов-фигурок:

1. Амулет в виде человеческой фигуры в накидке из рыбьей чешуи.

2. Амулет в виде бородатой мужской фигуры в головном уборе с рогами и длинном простом одеянии, доходящем до пят.

3. Амулет в форме обнаженной до пояса человеческой фигуры с орлиными лапами и когтями в шапке с рогами.

4. Амулет-фигура получеловека-полузверя с волшебным посохом. Такие амулеты помещались за высшей стороной стены, чтобы отразить возможные нападения демонов на дом.

 

Ассирийская Церковь  Востока: 
краткий исторический очерк

Ассирийская Церковь Востока  зародилась в первые века христианства в среде арамеоязычных христиан Сирии и Месопотамии, геополитически разделенных между двумя древними империями: Римской и Персидской.

Церковная традиция считает, что апостолы Петр, Фома, Фаддей и  Варфоломей в разное время благовествовали  в регионе, а апостол Фома донес  благую весть до Индии.  Огромная роль в становлении Церкви Востока отводится и апостолу Аддаю (Мар Аддай) из числа так называемых "72 учеников", проповедовавшему в Северной Месопотамии между 37-65 гг. от Р. Х. С его именем связано первое в мировой истории принятие христианства в качестве государственной религии в Эдессе (Урхай), столице небольшого сирийского государства. 

Ко II-III векам предки современных  ассирийцев - "сирийцы" (не путать с арабским населением современного государства Сирия) в своем подавляющем  большинстве приняли христианство, найдя в нем уникальную возможность идентифицироваться и оттолкнуться как от греко-римского язычества на Западе, в Сирии и северо-западной части Месопотамии, так и от зороастризма, господствовавшего на Востоке, в Иране. Первоначально христианство на Востоке развивалось в относительно спокойных условиях, по сравнению с теми гонениями на христиан, которые имели место на римском Западе в первые века нашей эры. Однако с потерей Эдессой политической независимости в 216 г. от Р. Х. и приходом к власти в Иране персидской династии Сасанидов в 226 году в жизни христиан Востока наступили тяжелые времена гонений и преследований. Многие христиане той эпохи ныне почитаются как мученики.

Благодаря деятельности  миссионеров,  христианство впервые  проникло в Индию, Китай и Монголию. Общины данной церкви в Индии известны с IV века. В V—VI веках появляются епархии  на территории современных Йемена и  Катара. В VIII веке появляются митрополия в Самарканде и епархии в Бухаре и Ташкенте.

На протяжении многих веков  христиане ассирийской церкви переживали гонения.  К XVI веку территория пребывания Церкви Востока сократилась до районов  проживания ассирийцев в неприступных горах Хаккяри на юго-востоке  современной Турции и прилежащих к ним Мосульской равнине в  современном Ираке и района Урмии и Салмаса в Иране. Но, тем не менее Церковь Востока снова возрождалась.

Первая мировая война  стала для ассирийского народа и  его Церкви подлинной трагедией. В результате страшного геноцида со стороны турецких властей и  вождей курдских племён было уничтожено более двух третей из общего числа  ассирийцев, а оставшиеся в живых  были вынуждены навсегда покинуть свою родину. В результате этих событий несколько десятков тысяч ассирийцев бежали на Кавказ и в Россию, где присоединились к переселившимся туда ранее в течение XIX века соплеменникам. Однако в результате проводимой антирелигиозной политики Советского государства, отсутствия связей со своей Церковью и невозможностью рукополагать священников, так как на территории СССР ни оказалось ни одного из епископов Церкви Востока, имеющих на это право, духовная деятельность Церкви пришла в упадок. Помимо этого, в стране практически отсутствовала возможность зарегистрировать религиозные общины Ассирийской Церкви, как, впрочем, и других Церквей.

 

Положение заметно изменилось к лучшему, когда в 1992 году была создана, а в 1993 году официально зарегистрирована московская община Святой Соборной Апостольской Ассирийской Церкви Востока, после  чего появилась возможность для  приглашения священнослужителей из-за рубежа. Огромная поддержка возрождению духовной жизни Ассирийской Церкви выразилась в предоставлении ассирийской общине возможности проведения богослужений в одном из московских храмов РПЦ. В течение трех лет, силами церковной общины, в Москве был построен собственный храм во имя Пресвятой Девы Марии (Мат Марьям), который был освящен 28 сентября 1998 года Его Святейшеством патриархом Мар Дынха IV.

В настоящее время в  этом храме регулярно проводятся церковные службы на родном, ассирийском, языке, Московская община поддерживает тесные связи с ассирийскими общинами, зарегистрированными в Ростове-на-Дону и Краснодаре.

 

 

 

 

 

Вероучение

«Веруем во единаго  Бога, Отца Вседержителя, Творца видимым  же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Перворожденна всея твари, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Бога истинна от Бога истинна, единосущна Отцу, Имже устроены миры и вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и вочеловечшася, и зачата и рожденна от Марии Девы. И страдавша, и распята при Понтийстем Пилате. И погребенна и воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса и седяща одесную Отца. И паки грядущего судити мертвым и живым. И во единаго Духа Святаго, Духа Истинна, Иже от Отца исходящего, Духа Животворящего. И во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. И исповедуем едино крещение во оставление грехов. И воскресение тел наших. И жизнь вечную. Аминь»

Информация о работе Святая Апостольская Соборная Ассирийская Церковь Востока