Таинство священства в свете святоотеческого учения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 23:34, дипломная работа

Описание работы

Внешнюю сторону Таинства составляет святительское Рукоположение правильно избранного ставленника, сопровождаемое соборной молитвой. В христианской Церкви с самого начала ее существования Рукоположение составляет основную принадлежность Таинства Священства. Святые апостолы, получив власть от Самого Иисуса Христа, передавали ее своим преемникам через Рукоположение избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки (Деян. 6; 5, 6). Апостолы же заповедали епископам, возведенным ими в высший священный сан, рукополагать кандидатов на священнослужение таким же образом.

Работа содержит 1 файл

Дипломная.docx

— 3.35 Мб (Скачать)

4. Хиротония не может быть повторена. Рукоположение, однажды правильно совершенное, не повторяется ни при каких условиях, поскольку такое повторение означало бы отрицание его действительности. Зонара, толкуя 68-е Апостольское Правило, писал: «О двукратном Рукоположении можно различно думать. Ибо рукополагаемый второй раз ищет второго Рукоположения или потому, что осуждает рукоположившего его в первый раз, или потому, что от рукоположившего его во второй раз надеется принять некую большую благодать Духа и освятиться, так как имеет в него веру, или, может быть, оставив священство, опять рукополагается как бы сначала, и по другим причинам. Каким бы образом ни сделал это, но и дважды рукоположенный и рукоположивший его подлежат извержению, исключая того случая, если первое рукоположение было от еретиков, ибо ни крещение еретиков не может никого сделать христианином, ни рукоположение их не сделает клириком. Итак, рукоположенных еретиками вновь рукополагать нет опасности».

5. Непременным условием  действительности епископской хиротонии  является то, что она не должна совершаться на место архиерея, законно занимающего кафедру.

6. 29-е Апостольское Правило  гласит: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, деньгами сие достоинство (священнослужения) получит, да будет извержен и он, и поставивший, и от общения совсем да отсечется».11

7. Согласно 30-му Апостольскому  Правилу: «Аще который епископ, мирских начальников употребив, чрез них получит епископскую в Церкви власть, да будет извержен и отлучен, и все сообщающиеся с ним». Вальсамон в толковании на 29-е и 30-е Апостольские Правила уточняет границы их применения: «Но, может быть, кто спросит, поелику 30-е Правило упоминает об одном епископе, а равно и 29-е не упоминает об иподиаконах и чтецах, то как поступить, если кто сделается по ходатайству светского начальника пресвитером, или диаконом, или иподиаконом, или чтецом? Решение: и они должны подлежать извержению и отлучению на основании последних слов настоящего 30-го Правила, где говорится, что не одни главные виновники зла извергаются и отлучаются, но и сообщники их».12

Чин посвящения в  чтеца и певца

Как уже отмечалось, чтец и певец – низшие степени церковного клира, которые, как приготовительные, должен пройти всякий готовящийся к  принятию священного сана. Посвящение (хиротесия, руковозложение) в чтеца, певца и иподьякона не является Таинством, а служит торжественным обрядом  выдвижения мирянина для прислуживания  при храмовом богослужении.

Схема чина поставления  в чтеца и певца

Чин поставления в чтеца  и певца разделяется условно  на три части.

I часть состоит

возложения рук епископа на его главу;

первой молитвы епископа;

пения тропарей;

из архиерейского благословения  посвящаемому;

пострижения волос;

облачения поставляемого  в фелонь.

II часть состоит

из архиерейского благословения  посвящаемому;

возложения рук епископа на его главу;

второй молитвы епископа;

чтения посвящаемым Апостола;

снятия с посвящаемого фелони.

III часть состоит

из архиерейского благословения;

благословения стихаря;

облачения посвящаемого в  стихарь;

поучения об обязанностях чтеца;

благословения посвященного в чтеца;

вручения чтецу подсвечника («лампады»).

Чин поставления совершается  посреди храма перед Литургией, по облачении архиерея. До начала чтения часов иподьяконы приводят поставляемого  на середину церкви, где тот трижды поклоняется алтарю и также архиерею. Потом кандидат, преклонив голову, подходит к архиерею, который осеняет  его крестным знамением и возлагает  на посвящаемого руки, читая первую молитву: «Раба Твоего, предходити свещеносца Святым Твоим Таинствам изволившаго, украси нескверными Твоими и непорочными  одеждами». В молитве говорится  о чтеце, как о «свещеносце», поскольку  выносить свечу перед священнослужителями  – одна из его обязанностей.13

После этого поются тропари.

1. Апостолам: «Апостоли  святии, молите Милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст  душам нашим».

2. Святителям.

3. Составителям Литургий:

   а) святому Иоанну  Златоусту: «Уст твоих, якоже  светлость огня, возсиявши благодать...»;

   б) святому Василию  Великому: «Во всю землю изыде  вещание твое...»;

   в) святому Григорию  Двоеслову: «Пастырская свирель  богословия твоего риторов победи  трубы...».

4. На «Слава, и ныне»14 поется тропарь: «Молитвами, Господи, всех святых и Богородицы Твой мир даждь нам и помилуй нас, яко Един Щедр». Бывает, что посвящение в чтеца и певца совершается не на Литургии. В этом случае прежде чтения тропарей архиерей произносит возглас: «Благословен Бог наш», затем поется «Царю Небесный» и Трисвятое по «Отче наш».По окончании тропарей архиерей постригает волосы чтеца крестовидно и произносит при первом пострижении: , протодьякон или чтец отвечает: «Аминь»; при втором пострижении:   , протодьякон или чтец отвечает: «Аминь»;при третьем пострижении                                   , протодиакон или чтец отвечает: «Аминь»; В конце пострижения также произносятся слова: «Всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Священнодействие пострижения, по объяснению святого Симеона Солунского, означает  посвящение.  «Власы суть цвет всего тела». Пострижением их  «человек приносит Богу начатки» всех своих действий на ниве Божией.15

 Затем чтеца облачают в короткую фелонь, что символизирует его посвящение Богу. Архиерей трижды благословляет его главу, возложив на нее руки,  читает молитву:  

16

Симеон Солунский Короткую фелонь называет «начатком священных одежд. После этого чтец прочитывает отрывок из Апостола, символизируя этим, что чтение – его первая обязанность.

Затем с него снимается  короткая фелонь, архиерей трижды благословляет  чтеца и подаваемый ему стихарь. Поставляемый целует нашитый на стихаре  крест и руку архиерея и после  облачается с помощью иподьяконов.  Архиерей читает поучение об обязанностях чтеца из Архиерейского чиновника:

17

После этого архиерей произносит: «Благословен Господь! Се, бысть раб  Божий (имярек), чтец святейшия церкве (имярек), во имя Отца и Сына и Святаго  Духа» и дает ему подсвечник («лампаду»). Во время совершения Литургии чтец со свечей стоит перед архиереем, как это положено по ходу службы. Обычно в этот день чтец причащается, как мирянин, на солее.18

Хотя чтец еще не является священнослужителем, но на него уже  возлагаются, определенные, обязанности. С этого дня он должен прочитывать  на богослужении Божественные Писания для назидания слушающих, а так же иметь целомудренную и праведную жизнь.19     

Чтецы носят свечи при  служении архиерея, а также и во время пресвитерского служения. Чтецы  также называются клириками, причетниками, или дьячьками. Чтец может выполнять роль пономаря: приносить или разводить огонь для кадильницы, приготовлять просфоры, вино, воду, подавать их священнику при совершении проскомидии, следить за чистотою и порядком в алтаре; он может также звонить в колокол.20

Чин посвящения в  иподьякона

По древнему уставу в круг обязанностей иподьякона входило: подготовка для умывания рук архиерея; контроль за тем, чтобы оглашенные вышли из храма перед началом Литургии верных; охрана Святых врат, чтобы никто  из недостойных не вошел в алтарь.

Сейчас посвящение в иподьякона, как и в чтеца, совершается  посреди церкви перед Литургией, по облачении архиерея. Иногда это  поставление следует сразу же за посвящением в чтеца.

Схема чина посвящения в иподьякона

Благословение архиереем  ораря.

Крестообразное опоясывание  посвящаемого орарем.

Архиерейское благословение.

Возложение епископом  рук на главу посвящаемого.

Молитва о посвящаемом.

Первое омовение рук архиерея.

Второе омовение рук архиерея.

Заключающее архиерейское благословение.

По благословении архиереем  ораря, посвящаемый целует его и  руку архиерея, затем иподьяконы опоясывают чтеца крестообразно.

Святитель Иоанн Златоуст уподобляет орарь, которым препоясуется ставленник, ангельским крыльям, а крестообразное опоясывание орарем знаменует готовность посвящаемого к служениюпри молитве и Таинствах, что отличает иподиаконскую должность от служений прочих церковнослужителей, не имеющих ораря. 21 А, по словам Симеона Солунского, символизирует, что «он с настоящего времени смирением, целомудрием чресл своих и чистотою должен стяжать себе одежду чистоты духовной: почему и не может после этого вступать в брак». Но если иподьякон до своего поставления законным образом вступил в брак, то он может пребывать в этом супружестве.22

Затем архиерей трижды благословляет  посвящаемого, и возложив на него руку, читает молитву:

23

В молитве о иподиаконе архиерей просит ему помощи Божией для достойного служения Святой Церкви, «любити благолепие дома Божия, предстоять дверям храма и возжигать светильник селения славы Господней».  Благословение главы знамением креста означает, по толкованию Симеона Солунскаго, что Сам Христос, страдавший на Кресте, «возводит посвящаемого к совершенству и Ему он посвящается». 

После молитвы протодьякон  возглашает: «Господу помолимся», а  иподьяконы дают посвящаемому лохань и убрус (плат). Новопоставленный льет воду на руки архиерея, а затем целует его руку и отходит на указанное  место, где стоит до Херувимской  песни, держа лохань и «рукоумывало»  с платом. В это время он шепотом или «про себя» читает: Трисвятое, «Пресвятая Троице», «Отче наш», «Господи, помилуй» (трижды), «Верую», «Ослаби, остави» и другие известные ему молитвы по желанию.

Во время Херувимской  песни новопоставленный приводится к Царским вратам, где снова служит при умывании рук архиерея, подходя к нему позади всех с лоханью и рукоумывалом. Умывальный сосуд и полотенце служат видимым выражением заботливости и любви посвящаемого « благолепию дома» Божия, а участие в обряде омовения рук архиерея знаменует начало иподиаконского служения.24   

 После Великого входа  иподьякон стоит у Царских  врат,  (на клиросе) а после возгласа архиерея: «И да будут милости» отводится иподьяконами в алтарь и, приняв благословение от архиерея, становится с иподьяконами.

Иподиакон причащается Святых Таин непосредственно после диаконов, чем подчеркивается, что должность  иподиакона является подготовительной ступенью к диаконскому священнослужению.

Чин рукоположения  в дьякона

О возникновении диаконской степени (низшей степени в церковной  иерархии) повествует книга Деяний. Поводом к установлению диаконства было неудобство совмещать апостолам  служение слову Божию с попечением о бедных и трапезах, которые учреждались  для них: "Нехорошо нам, оставив  слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных  Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно  пребудем в молитве и служении слова" (Деян. 6:2). Со временем главным  назначением диаконов сделалось  то, чтобы они помогали епископам  и пресвитерам при совершении таинств и проповедания слова  Божия. В послании к Филиппийцам  ап. Павел вместе с епископами приветствует диаконов (Фил. 1:1). Он также изображает, каковы должны быть диаконы и их семейства (1 Тим. 3:8-12).25

Рукоположение в дьякона  может совершаться как на Литургиях  святого Иоанна Златоуста и святого  Василия Великого, так и на Литургии Преждеосвященных Даров. Поскольку  в дьякона могут рукоположить только иподьякона, то часто на практике бывает так, что дьяконской хиротонии  в тот же день предшествует посвящение во иподьякона.

Схема чина рукоположения  в дьякона

Возглас: «Повели, повелите, повели, преосвященнейший Владыко».

Архиерейское благословение.

Троекратное шествие вокруг Престола.

Пение тропарей.

Посвящаемый становится на правое колено перед Престолом.

Архиерей возлагает край омофора на его главу.

Архиерейское благословение.

Архиерей возлагает свою руку на главу хиротонисуемого.

Произносится Тайносовершительная  молитва.

Две молитвы над посвящаемым.

Мирная ектенья.

Разрешение пояса.

Возгласы: «Аксиос».

Надевание на посвящаемого ораря и поручей.

Вручение ему рипиды.

Целование с дьяконами.

Причащение Святых Тайн.

Ектения: «Прóсти, приимше...».

Потребление посвящаемым  Святых Даров.

Порядок совершения дьяконской хиротонии

Хиротония в дьяконы совершается  после освящения Даров, после  слов архиерея: «И да будут милости  Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами». Если же Рукоположение  происходит на Литургии Преждеосвященных Даров, то оно начинается после Великого входа перед ектеньей «Исполним  молитву нашу Господеви».

Информация о работе Таинство священства в свете святоотеческого учения