Таинство священства в свете святоотеческого учения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 23:34, дипломная работа

Описание работы

Внешнюю сторону Таинства составляет святительское Рукоположение правильно избранного ставленника, сопровождаемое соборной молитвой. В христианской Церкви с самого начала ее существования Рукоположение составляет основную принадлежность Таинства Священства. Святые апостолы, получив власть от Самого Иисуса Христа, передавали ее своим преемникам через Рукоположение избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки (Деян. 6; 5, 6). Апостолы же заповедали епископам, возведенным ими в высший священный сан, рукополагать кандидатов на священнослужение таким же образом.

Работа содержит 1 файл

Дипломная.docx

— 3.35 Мб (Скачать)

Христовой

Откровенное учение о богоучрежденности пастырства

Богоучрежденность в Церкви иерархического служения не может, конечно, подлежать и сомнению, настолько ясно и непререкаемо засвидетельствована она в новозаветном Писании. И первое, относящееся к данному предмету, с чем мы встречаемся в евангельских повествованиях и что не подлежит оспариванию, — это факт избрания Самим Господом Своих апостолов (Мк. 3:13-14; 6:7; Лк. 6:13; Ин. 15:16), именно двенадцати, причем Евангелие Луки дополняет евангельское повествование указанием на избрание и посольство на проповедь еще «иных» семидесяти (Лк. 10:1). 19:28; Лк. 22:30); Он же свидетельствует о них: «Я вас избрал и поставил вас... Я избрал вас от мира» (Ин. 15:16,19).

 И самые обязанности апостольского служения были указаны свв. Апостолам Самим Господом, и Им дарованы Божественные полномочия для прохождения апостолами их служения Церкви в достоинстве ее учителей (Мк. 16:15; Мф. 28:19-20; 10:1-40; Деян. 1:8 и др.), духовных руководителей христиан с правом вязать и решить грехи верующих (Мф. 18:18; Ин   20:22-23) и священнодействовать в Церкви (Мф- 28:19; Лк. 22:19-20 и др.). Наконец, Христос Спаситель сообщил апостолам по Воскресении и особое дарование Духа Святого (Ин. 20:21-23).

 По учению апостола Павла, не все апостолы, но только те, которых Бог поставил (1 Кор. 16:28-29). Себя св. апостол Павел называет наименьшим из апостолов, но, однако, с силою утверждает богодарованность ему апостольства. «Я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом... Но благодатию Божиею есмъ то, что есмъ» (1 Кор. 15:9-10). Неоднократно св. апостол Павел называет себя призванным Апостолом, избранным к благовестит Божию (Рим. 1:1); он — апостол, «волею Божиею» призванный (1 Кор. 1:1), избранный «не человеками и не через человека, но Иисусом Христом» (Гал. 1:1), и клятвенно утверждает свое поставление Богом (1 Тим. 2:7) и посольство его Самим Христом надело благовестил (1 Кор. 1:17). Из указанных мест ясно открывается та мысль, что служение апостолов было богоучрежденным в Церкви. И в апостольских писаниях мы находим непоколебимые данные для утверждения этой же мысли о Божественном поставлении иерархов Церкви, явившихся преемниками апостольского служения. Эти будущие преемники апостолов выступают в истории первенствующей Церкви в зависимом положении от апостолов. Апостолы — их учители, а они — любящие ученики (Деян. 20:20,27,31); апостолы определяли, кто мог достойно проходить эти служения (1 Тим. 3:1-10; Тит. 1:5-9), и сами же поставляли священнослужителей Церкви, как мы видим, например, в избрании диаконов (Деян. 6:2-6), в поставлении пресвитеров в Листре и Дервии (Деян. 14:23), в рукоположении апостолом Павлом Тимофея (2 Тим. 1:6; ср. 1 Тим. 4:14) и Тита (Тит. 1:5). Сам Сердцеведец Бог, по вере первенствующей Церкви, поставил Матфия. Богопоставленными признаются и другие иерархи первенствующей Церкви.47

А апостол Петр единого Пастыреначальника видит во Христе Спасителе, себя же называет только «сопастырем» (1 Пет. 5:1). Таким образом, служение епископов и пресвитеров, по мысли апостолов, есть такое же Божественное по его источнику, как и служение самих свв. апостолов.

Нигде в новозаветном Писании мы не находим указания на то, чтобы сами верующие могли поставлять себе пастырей помимо апостолов. Мало этого, есть даже одно место в книге Деяний апостольских, из которого с очевидностью следует, что избрание народом нельзя сравнивать с поставлением в священный сан и дарованием священнической благодати и власти церковной. Это известное событие избрания семи мужей, обычно называемых первыми диаконами, в Церкви Иерусалимской для служения при трапезах. Свв. двенадцать апостолов предложили собранию верующих избрать семь мужей изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости (Деян. 6:3). По избрании же поставили избранных перед Апостолами, и последние, помолившись, возложили на них руки (Деян. 6:6). Так в данном месте ясно различается избрание и рукоположение. Первое — дело общенародное, второе — апостольское, это — то рукоположение, которым поставлялись не только названные семь диаконов, но также епископы и пресвитеры Церкви (напр. Деян. 14:23; 1 Тим. 4:14; 2 Тим. 1:6).48

Святоотеческое учение о богоучрежденности пастырского служения в Церкви

Уже в писаниях мужей апостольских мы встречаем ясно выраженное учение о богоучрежденности иерархии и о преемственном поставлении иерархов Церкви. Так, обе эти мысли определенно выражены в послании св. Климента Римского. Св. отец писал коринфянам, что «апостолы были посланы проповедовать Евангелие нам от Господа Иисуса Христа, Иисус Христос от Бога. Христос был послан от Бога, а апостолы от Христа; то и другое было в порядке по воле Божией». И далее св. Климент говорит о поставлении именно апостолами последующих за ними предстоятелей Церкви: «Проповедуя по разным странам и городам, они (апостолы) первенцев из верующих... поставляли в епископы и диаконы... И чему дивиться, если те, коим во Христе вверено было от Бога это дело, поставляли вышеупомянутых служителей?»49 Указывая затем на Божественное избрание Аарона для священнослужения и на спор по этому поводу в Израиле, разрешенный при помощи жезлов, видимого знака воли Божией, св. отец заключает: «И апостолы наши знали чрез Господа Иисуса Христа, что будет раздор о епископском достоинстве. По этой самой причине они, получивши совершенное предведение, поставили вышеозначенных служителей и потом присовокупили закон, чтобы, когда они50 почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение. Итак, почитаем несправедливым лишить служения тех, которые поставлены самими апостолами или после них другими достоуважаемыми мужами с согласия всей Церкви61... И немалый будет на нас грех, если неукоризненно и свято приносящих дары будем лишать епископства».51 Таким образом, по учению св. Климента Римского, епископы Церкви, являющиеся преемниками служения апостолов, поставляются непосредственно самими апостолами и их преемниками.

С ясностью и  выразительностью утверждается мысль о богоучрежденности иерархии в Церкви и св. Игнатием Богоносцем во многих местах его посланий. «Я узнал, — пишет он, — что епископ ваш не сам собою и не чрез людей принял это служение обществу верующих, и не из тщеславия, но по любви Бога Отца и Господа Иисуса Христа»; и вообще все епископы поставлены «изволением Иисуса Христа, которых, по благоволению Своему Он утвердил непоколебимо Святым Духом Своим».52 Магнезийцев св. Игнатий призывает повиноваться их юному епископу и добавляет: «Впрочем, не ему, но Отцу Иисуса Христа, епископу всех. Итак, в честь Того, Который возжелал его, нам надобно повиноваться без всякого лицемерия».53 Эту мысль св. Игнатий высказывает и в послании к Ефесянам: «Всякого, кого посылает домовладыка, — пишет св. отец ефесянам, — для управления своим домом, нам должно принимать так же, как самого пославшего. Поэтому ясно, что и на епископа должно смотреть, как на Самого Господа».54 Епископы, таким образом, являются, по мысли св. Игнатия, посланными для управления Церковью Самим Домовладыкою. Как существующие по воле Христовой епископы, «поставленные по всем концам земли, находятся в мысли Иисуса Христа», подобно тому как Сам «Иисус Христос, нераздельная наша жизнь, есть мысль Отца».55 Св. Игнатий Богоносец, утверждая мысль о Божественном поставлении священнослужителей, этих последних всюду ставит на недосягаемую высоту духовной власти, сравнивая их с Самим Христом Спасителем.

 

С большою выразительностью говорит о богоучрежденности и, особенно о непрерывной преемственности иерархии в Церкви св. Ириней Лионский. О свв. апостолах он утверждает, что они «облечены были свыше силою нисходящего Духа... и проповедали нам..., и кто не согласен с ними, тот презирает причастников Господа, презирает и Самого Христа Господа, презирает и Отца».56 И пресвитеры Церкви «по благоволению Отца вместе с преемством епископства получили известное дарование истины».57 Вообще же «в Церкви Бог положил апостолов, пророков, учителей и все прочие действования Духа».58 Утверждая богоучрежденность священнослужителей в Церкви, св. Ириней, рассматривая этих священников как преемников апостолов, утверждает неразрывную связь не только их дела, но и епископского поставления. Прежде всего, сами свв. апостолы поставили епископов, например, первого Римского епископа Лина, епископа Смирнского Поликарпа. Этим поставленным самими апостолами епископам преемствовали другие, «и в таком преемстве церковное предание от апостолов и проповедь истины дошли до нас».59

 Но в одном  месте творения св. Иринея мы находим твердые данные для более точного понимания его учения о епископском преемстве в Церкви. «Надлежит следовать пресвитерам в Церкви, — пишет св. отец, — тем, которые, как я показал, имеют преемство от апостолов и вместе с преемством епископства по благоволению Отца получили известное дарование истины».60 Здесь различаются преемство епископства и дарование истины.

Св. Григорий Нисский свидетельствует, что через Петра «Христос дал епископам ключи небесных дверей»; священство он называет «Божественным достоянием».61

В своем слове  «О священстве» св. Ефрем Сирин говорит, что достоинство священного сана «сынам Адамовым даровала Троица». «Да благословляется Спаситель, — говорит св. Ефрем в том же слове, — принесший на землю сей пресветлый очистительный дар, просветивший благодатию иереев, чтобы сияли они, как светила в мире... Сама высокая и страшная Мышца, снисшедши с неба, чрез возложение рук даровала нам Духа Святого, как огонь снисшедшего на апостолов».62

Св. Иоанн  Златоуст со всею силою и выразительностью утверждает мысль о богоучрежденности иерархии. Так, св. отец пишет, «что не человек, не ангел, не архангел и не другая какая-либо сотворенная сила, но Сам Утешитель учредил это чинопоследование и людей, еще облеченных плотию, сделал представителями ангельского служения».63 Раскрывая далее величие священнического служения, св. отец говорит, что этой чести «удостоила священников благодать Духа»,64 что «Бог дал им (священникам) всю небесную власть»;65 «Сын весь суд вручил священникам»;66 «священник получает от Бога власть», и «Бог дал священникам больше силы, нежели плотским родителям».67

Евхаристическое служение пастырей и взаимоотношения с пасомыми

Святоотеческое  учение о значении Евхаристии в служении пастыря

Основным служением  пастыря является Евхаристия – принесение бескровной жертвы. Выражения о Евхаристическом  служении пастырей можно найти в  творениях многих отцов и учителей Церкви.

В творениях св. Киприана Карфагенского неоднократно Евхаристия именуется Жертвою. Особенно замечательно в этом отношении письмо св. отца к Цецилию. Здесь, в установлении Жертвы Евхаристии Христом на Тайной Вечери, усматривается начало и неизменный образец постоянного жертвоприношения Церкви.

«Чаша, которую  Господь приносил, была растворена, и то, что назвал Он Своею Кровию, было вино. Отсюда очевидно и то, что Кровь Христова не приносится в чаше, когда недостает в ней вина, и что жертвоприношение Господне не получает законного освящения, когда наше жертвоприношение и жертва не соответствуют страданию Господню... Если Господь и Бог наш Иисус Христос есть Сам Верховный Священник Бога Отца, если Он первый принес Самого Себя в жертву Отцу и заповедал сие творить в Его воспоминание, то очевидно, что только тот священник есть истинный преемник Христов в служении, который подражает в священнодействии Христу; и только тогда он приносит полную и совершенную жертву Богу Отцу в Церкви, когда приносит ее так, как приносил Сам Христос».68

Блаженный Иероним в праве священника приносить жертву и служить у алтаря видит самое характерное в служении и новозаветного священника.69 А блаженный Августин в Таинстве Евхаристии видит величайшее священнодействие Церкви, в котором она приносит саму себя как Тело Христово в жертву. «Христос Иисус, — пишет св. отец, — хотя в образе Бога и принимает жертву вместе с Отцом, с Которым Он Бог единый, однако в образе раба предпочел скорее быть Сам жертвой, чем принимать ее... Таким образом, Он и священник, приносящий жертву, и в то лее время Сам — приносимая жертва; повседневным Таинством этого Он повелел быть жертвоприношению Церкви, которая, будучи телом этой Главы, считает приносимой чрез Него саму себя».70

Святоотеческий  взгляд на необходимость участия мирян в жизни Церкви и нравственные отношения между пастырями и пасомыми

Св. Климент с ясностью раскрывает мысль о необходимости существования в Церкви как живом организме различных членов, которые исполняли бы в нем свойственное им назначение. Но члены тела, независимо от различия в своем служении, живут в неразрывной органической связи. То же должно быть, по взгляду Климента, и в Церкви Христовой. Как в теле «голова без ног ничего не значит, равно как и ноги без головы, и малейшие членыв теле нашем нужны и полезны для целого тела», так и в Церкви «ни великие без малых, ни малые без великих не могут существовать».71

А св. Игнатий Богоносец, приглашает всех верующих к полному повиновению иерархии. Но этот же св. отец с не меньшею ясностью учит и о том, что при всем значении в Церкви епископа последний есть один из ее членов. «Сам Иисус Христос, — пишет св. отец траллийцам, — призывает к Себе нас как членов Своих. Голова не может родиться отдельно, без членов, и Бог обещает нам единение, которое есть Он Сам».72

Св. Киприан  Карфагенский, столь же ревностно, как и св. Игнатий, доказывавший великое значение иерархии в жизни Церкви, точно так же дает много указаний на обязанность иерархии относиться в духе братской любви и уважения к пастве. Хотя «Церковь во епископе, и кто не с епископом, тот и не в Церкви», но и сам епископ «в Церкви»,73 все же вместе образуют единство в духе братской любви: «Бог один, и один Христос, одна Церковь Его, и вера одна, и один народ, совокупленный во единство тела союзом веры». Истинная Церковь состоит «из епископа, клира и всех стоящих в вере».74 А так как она есть единое тело, то и живет общею жизнью. Пастырь Церкви близок к народу: он из среды самого народа, и свою любовь и доверие к нему народ выражает своим согласием при избрании епископа.75

Священство Церкви как особый дар благодати Святого  Духа

Информация о работе Таинство священства в свете святоотеческого учения