Таинство священства в свете святоотеческого учения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 23:34, дипломная работа

Описание работы

Внешнюю сторону Таинства составляет святительское Рукоположение правильно избранного ставленника, сопровождаемое соборной молитвой. В христианской Церкви с самого начала ее существования Рукоположение составляет основную принадлежность Таинства Священства. Святые апостолы, получив власть от Самого Иисуса Христа, передавали ее своим преемникам через Рукоположение избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки (Деян. 6; 5, 6). Апостолы же заповедали епископам, возведенным ими в высший священный сан, рукополагать кандидатов на священнослужение таким же образом.

Работа содержит 1 файл

Дипломная.docx

— 3.35 Мб (Скачать)

Введение

 Священство есть таинство, в котором через святительское рукоположение на избранного нисходит  Святой  Дух и поставляет его совершать таинства и пасти  стадо Христово.1

Такое  служение первыми проходили апостолы, призванные к нему Самим Господом Иисусом Христом. Для успешного прохождения этого служения апостолы получили  благодать Святого Духа в день Пятидесятницы, а затем через возложение рук на избранных лиц передали ее этим последним. А эти передали своим преемникам и таким образом, благодать Божия, преемственно передаваемая, находится в Церкви и до сегодняшнего дня.

Весь церковный народ, составляющий Тело Церкви, подразделяется на духовенство и народ (клир и миряне). К клиру Православной Церкви принадлежат священнослужители и церковнослужители, служение которых с точки зрения литургической жизни неравноценно, то есть их иерархические полномочия разнятся между собой. Священнослужители, которым принадлежат права совершения Таинств и богослужений, в свою очередь имеют иерархическое деление: одни из них поставлены по отношению к другим на более высокую ступень и наделяются в связи с этим большей духовной властью.

Священнослужителем Православной Церкви может стать далеко не каждый благочестивый мирянин. Таинство Священства совершается только над православно  верующим мужчиной, принадлежащим к  клиру (то есть являющимся уже церковнослужителем), состоящим в первом венчанном браке или принявшим монашеские обеты, и избранным для посвящения в одну из трех степеней церковной иерархии.

Надо отметить, что в  Церкви любые служения возможны только на основе благодатных даров, которые  в ней же и сообщаются. Только лица, их получившие, могут быть священнослужителями. Поэтому Рукоположение в Церкви не является назначением, а благодатным  актом, в котором ниспосылаются  на ставленника дары Духа. Но эти  дары ниспосылаются на того, кого Сам Бог предназначает и призывает к служению: И иных Бог поставил в церкви во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих учителями... (1 Кор. 12; 28). Как говорит апостол Павел: И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон (Евр. 5; 4). Церковь же активно участвует в этих избраниях и поставлениях.

Как и все остальные  Таинства, Священство имеет свою внешнюю  и внутреннюю сторону.

Внешнюю сторону Таинства составляет святительское Рукоположение правильно избранного ставленника, сопровождаемое соборной молитвой. В христианской Церкви с самого начала ее существования Рукоположение составляет основную принадлежность Таинства Священства. Святые апостолы, получив власть от Самого Иисуса Христа, передавали ее своим преемникам через Рукоположение избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки (Деян. 6; 5, 6). Апостолы же заповедали епископам, возведенным ими в высший священный сан, рукополагать кандидатов на священнослужение таким же образом.

Внутреннюю сторону Таинства составляет благодать Святого Духа, преподаваемая рукополагаемым во дьякона, священника или епископа. Священническое служение не может совершаться «автономно», человеческими силами, как не может любым христианином совершаться что-либо благое без помощи Божьей. Отличие здесь лишь в том, что чрезвычайность священнического служения требует и таких же чрезвычайных благодатных даров, которые и подаются ставленнику в Таинстве.2

Исторический путь священства

Ветхозаветное священство. Впервые о священстве, как таковом говорится в книге Бытия, кода упоминается Мелхиседек, как священник Бога Вышнего (Быт. 14;18).  

 Во Второзаконии прообраз  новозаветного священства представлен  в служении левитов, священников и первосвященников, которых Господь отделил от среды Своего народа, чтобы носить ковчег завета Господня, предстоять пред Господом, служить молится Ему и благословлять именем Его (Втор. 10; 8).

Вообще, весь Ветхий Израиль  был избранным народом Божьим, о чем свидетельствует Пятикнижие: «Ты народ святой у Господа Бога твоего, и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» (Втор. 14; 2). Этому народу, взятому Богом в удел, были даны великие обетования: «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх. 19; 5, 6). К сожалению, верность ветхозаветного Израиля своему Создателю постоянно нарушалась, и закончилось это страшным преступлением: распятием Единородного Сына Божьего. Но обетования, данные Господом, непреложны, и они перешли к Новому Израилю – к тем, кто приняли Христа и стали Его последователями. 3

Новозаветное  священство. В Ветхом Завете служение в храме было уделом левитского священства; остальной народ «во святая» и, тем более, «во святая святых» входить не мог. Но когда Господь Иисус Христос предал Свой Дух на Кресте, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу (Мф. 27; 51) и это, согласно толкованиям, значит, что покрывало было снято со святыни и Новый Израиль был введен во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою (Евр. 10; 19, 20). Через это событие весь новозаветный народ стал царственным священством, он весь теперь составлен из царей и священников, и в его собрании – Господь. Поэтому в своем Послании апостол Петр обращается ко всем христианам со следующими словами: «И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом … вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2; 5, 9).

Но при этом и в Небесной (Ангельской), и в земной (человеческой) Церкви существовала, и будет существовать своя, установленная Господом, иерархия, ибо Бог не есть Бог неустройства, но мира (1 Кор. 14; 33).4

В первоначальной Церкви с  момента ее основания стали появляться разные должности, но если одни из них  были чрезвычайные, то другие – «обыкновенные». К чрезвычайным должностям можно  отнести служения пророков, апостолов, евангелистов и лиц, обладающих необыкновенными  дарами Святого Духа. К обыкновенным – служение предстоятелей, блюстителей, пастырей, учителей, пресвитеров и  дьяконов, то есть священнослужителей Церкви.

Формы призвания этих лиц  к служению (должности) описывают  евангелисты Лука и Иоанн, повествуя  о явлении Спасителя ученикам по Своем Воскресении.

1. Спаситель, подняв руки, благословил апостолов (См.: Лк. 24; 50).

2. Господь Иисус Христос  дунул на учеников и сказал: ...примите Духа Святаго (Ин. 20; 22).

И благословение, и дуновение  были актом посвящения апостолов  на их чрезвычайное служение, но такая исключительная его форма не могла удержаться в Церкви по понятным причинам.

Посвящение, произведенное  через Рукоположение, впервые было применено при избрании Павла (Савла) и Варнавы в Антиохии: Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13; 2, 3). Через Рукоположение и соборную молитву были возведены в дьяконское служение семь благочестивых мужей (См.: Деян. 6; 6) и рукоположены пресвитеры в Листре, Иконии и Антиохии (См.: Деян. 14; 21-23). В послании апостола Павла к Тимофею говорится: Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству, с возложением рук священства (1 Тим. 4; 14).

С апостольских времен рукополагаемые в священнические степени должны были после подготовки и предварительного обучения истинам веры, пройти «искус», то есть испытание на готовность принять  это высокое служение. Основание  для этого находим в Священном  Писании, в тех его местах, где  говорится о посте и молитве  Господа Иисуса Христа перед Его  выходом на Божественное служение. Подражая Господу, апостолы выходили на проповедь также предварительно подготовившись.

Само Рукоположение не должно совершаться без предварительной  подготовки кандидата. Рук ни на кого не возлагай поспешно (1 Тим. 5; 22), – говорит апостол Павел своему ученику Тимофею. А в послании к Титу он же говорит о качествах будущего епископа: епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать (Тит. 1; 7-9).

По способу избрания в священные степени можно выделить несколько периодов в Истории Церкви.

1. В первоначальной Церкви  кандидаты избирались апостолами и их учениками.

2. Позднее вошло в практику  совместное избрание священнослужителей церковным народом (в состав которого входил и император) и клиром местных церквей. Присутствующие при этом епископы (не менее трех) своим согласием подтверждали правильность выбора.

3. Но эта практика существовала  не долго: в законах императора Юстиниана право избрания епископов предоставляется клиру и вельможам. Затем право единоличного выбора епископа было дано именитым лицам, считавшим себя патронами известной Церкви. Клир должен был соглашаться с их волею, если выбор известного лица прямо не противоречил церковным Канонам. Были случаи, когда императоры единолично, вопреки всеобщему желанию, назначали епископов. Такая практика удерживалась до VII Вселенского Собора, который определил: «Епископов, избранных мирскими начальниками, не признавать... имеющий быть произведенным в епископа должен быть избран епископами».

4. Наряду с этим в  IV веке Евсевий Керчельский и  блаженный Августин создали учебные  заведения, похожие на современные  семинарии, где готовились кандидаты  к будущему священническому служению. Эта практика привела позднее  к возникновению специальных богословских школ, которые и приняли на себя воспитание кандидатов, утверждаемых и поставляемых по окончании курса епископами. 5       

Символика хиротонии  и хиротесии

 

Хиротония (греч. хэир – рука и тонэо – тянуть, избирать голосованием; рукоположение) посвящение в степени священнослужителей (диакона, пресвитера, епископа).6

 Формально хиротония  – это избрание лица для  рукоположения. Но непосредственно  за этим следуют остальные  моменты поставления, поэтому  термин охватывает все Таинство  Рукоположения: сразу за избранием  следует руковозложение и свидетельство  местной церкви, которая совершает  это поставление для себя.7

Рукоположение в дьяконы  совершается из иподьяконов, в священники – из дьяконов, в архиереи – из монашествующих священников (архимандритов). Соответственно этому существуют три  чина Рукоположения. В дьяконы и  священники рукополагать может один архиерей. Рукоположение в архиереи совершается собором епископов (по 1-му Правилу Святых Апостолов, –  по меньшей мере, двумя епископами). Посвящение в дьякона, пресвитера и  епископа совершается в алтаре, во время Литургии.

1. Хиротония дьякона – после освящения Даров, вслед за произнесением слов «и да будут милости великого Бога...».

2. Священника – после перенесения Святых Даров с жертвенника на Престол.

3. Епископа – перед чтением Апостола.

Хиротéсия (греч. хэир – рука и титеми – класть, назначать, возлагая руку) посвящение в степени церковнослужителей (чтеца, певца, иподиакона).8

 Поставление в чтецы  совершается из мирян, в иподьяконы  – из чтецов. Посвящение совершается  архиереем посреди храма.

Посвящают в церковнослужители  в следующие моменты богослужения.

1. В чтеца и певца – перед чтением Часов, по облачении архиерея.

2. В иподьякона – по  прочтении Часов, перед началом  Литургии.

Посвящение в чтецы и певцы состоит в том, что архиерей возлагает на преклоненную голову посвящаемого свою руку, читает две установленные для этого молитвы, постригает крестовидно волосы на его голове и надевает на него короткую фелонь.9

 

Условия действительности хиротонии

Для того чтобы совершаемая  хиротония была действительной, требуется  соблюдение следующих условий.

1. Акт хиротонии должен осуществляться в храме (в алтаре) в собрании молящегося народа, который символически свидетельствует о достоинстве рукополагаемого: хор от лица присутствующих поет «аксиос» (то есть «достоин»).

2. Хиротонии должны совершаться в определенном порядке: от низших степеней к высшим (то есть последовательно от дьяконского чина, в который рукополагают из иподьяконов) к священническому и далее к епископскому чину, не минуя ни одну из них. Срок пребывания на каждой из иерархических степеней не определен в Канонах. Вальсамон в толковании на 17-е Правило Двукратного Собора отмечал: «...Рукоположение на каждую степень по необходимости должно совершаться через 7 дней». На практике, однако, срок прохождения служения на низшей степени иногда сокращают до нескольких часов (особенно часто – при посвящении дьякона в пресвитеры).10

3. Рукополагать можно только на определенное место в определенном храме. В Православной Церкви не допускается так называемое абсолютное Рукоположение без конкретного места служения новопоставленного. Шестое Правило Халкидонского Собора гласит: «Решительно никого, ни во пресвитера, ни во диакона, ниже в какую степень церковнаго чина, не рукополагати иначе, как с назначением рукополагаемаго именно к церкви градской, или сельской, или к мученическому храму, или к монастырю. О рукополагаемых же без точнаго назначения Святый Собор определил: поставление их почитати недействительным и нигде не допускати их до служения, к посрамлению поставившаго их».

Информация о работе Таинство священства в свете святоотеческого учения