Важнейшие католические ордена, их история

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 10:17, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является рассмотрение некоторых католических монашеских орденов их особенностей и значения в истории развития христианства и европейской цивилизации в целом.
Католические монашеские ордена стали возникать в IX в. как объединения людей, желавших посвятить свою жизнь молитвам и служению Богу. Эти организации имели свои своды правил – уставы. В зависимости от содержания этих документов ордена можно разделить на 4 группы:

Содержание

Введение.........................................................................................................................................3
1 Католические монашеские ордена............................................................................................4
2 Уставные монахи………………………………………………………………………………5
2.1 Картезианцы.................................................................................................................5
2.2 Ордена принявшие устав Бенедикта Нурсийского...................................................5
2.2.1 Бенедиктинцы………………………………………………………………5
2.2.2 Камальдулы…………………………………………………………………6
2.3 Цистерианский ордена………………………………………………...……………..6
2.3.1 Цистерианский орден………………………………...……………………6
2.3.2 Орден бернардинцев..……………………………………………………...7
2.3.3 Флорский орден…………………………………………………………….7
2.3.3 Орден траппистов…………………………………………………………..7
2.3.5 Бригитты Святой орден. ……………………………………….………….8
2.4 Валломброза………………………………………………………………………….8
3 «Уставные каноники» и «уставные клирики»…………………………………...…………..9
3.1 Орден иезуитов (Иезуиты, Общество Иисуса)…………………………………….9
3.2 Ордена августинцев………………………………………………………………….9
3.2.1 Августинцы…………………………………………………………………9
3.2.2 Орден белых каноников (Орден премонстрантов)……………………..10
3.2.3 Орден босоногих братьев-отшельников………………………………...10
3.3 Орден братьев-созерцателей (Орден реколлектов)………………………………11
3.4 Доминиканские ордена……………………………………………………………..11
3.4.1 Орден доминиканцев (Орден братьев-проповедников)…………….….11
3.4.2 Милиция Иисуса Христа…………………………………………………11
4 Нищенствующие ордена……………………………………………………………………..12
4.1 Францисканцы………………………………………………………………………12
4.1.1 Францисканский орден…………………………………………………...12
4.1.2 Капуцины………………………………………………………………….12
4.1.3 Орден миноритов (Меньшие братья)……………………………………13
4.1.4 Орден клариссинок (Ordo sanctae Clarae)……………………………….13
4.1.5 Братья и сестры покаяния (Третий орден миноритов, Третий орден
францисканцев)…………………………………………………………...13
4.2 Иеронимиты…………………………………………………………………………14
4.3 Орден кармелитов…………………………………………………………………..14
4.3 Орден Бедных католиков…………………………………………………………..15
5 Военные монашеские ордена………………………………………………………………...15
5.1 Военные ордена на Святой земле………………………………………………….15
5.1.1 Орден иоаннитов (Иоанниты, Мальтийский орден, Орден госпиталье-
ров)…………………………………………………………………………15
5.1.2 Орден тамплиеров (Орден рыцарей Храма, Орден храмовников)…….16
5.2 Военные ордена участвовашие в Реконкисте…………………………………….17
5.2.1 Алькантара………………………………………………………………...17
5.2.2 Сантьяго де Компостела………………………………………………….18
5.2.3 Орден Монтеса……………………………………………………………18
5.3 Военные ордена в Северо-восточной Европе…………………………………….19
5.3.1 Орден дома святой Марии Тевтонской (Немецкий орден, Тевтонский
орден)………………………………………………………………………19
5.3.2 Орден меченосцев………………………………………………………...19
5.3.3 Орден ливонский………………………………………………………….19
Заключение...................................................................................................................................21
Список использованных источников.........

Работа содержит 1 файл

Реферат Религиоведение.doc

— 213.50 Кб (Скачать)


Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая  Григорьевича Столетовых»

 

 

 

 

 

Р Е Ф Е  Р А Т

по дисциплине «Религиоведение»

на тему:

Важнейшие католические ордена, их история.

 

 

 

 

Выполнил: студент  группы ЗаД - 111   

Цыбульский  А.В.

Научный руководитель:    

Маркова Н.М.          

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

Владимир

2012                        

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.........................................................................................................................................3

1 Католические монашеские ордена............................................................................................4

2 Уставные монахи………………………………………………………………………………5

2.1 Картезианцы.................................................................................................................5

2.2 Ордена принявшие устав Бенедикта Нурсийского...................................................5

2.2.1 Бенедиктинцы………………………………………………………………5

2.2.2 Камальдулы…………………………………………………………………6

2.3 Цистерианский ордена………………………………………………...……………..6

2.3.1 Цистерианский орден………………………………...……………………6

2.3.2 Орден бернардинцев..……………………………………………………...7

2.3.3 Флорский орден…………………………………………………………….7

2.3.3 Орден траппистов…………………………………………………………..7

2.3.5 Бригитты Святой орден.  ……………………………………….………….8

2.4 Валломброза………………………………………………………………………….8

3 «Уставные каноники» и «уставные клирики»…………………………………...…………..9

3.1 Орден иезуитов (Иезуиты, Общество  Иисуса)…………………………………….9

3.2 Ордена августинцев………………………………………………………………….9

3.2.1 Августинцы…………………………………………………………………9

3.2.2 Орден белых каноников  (Орден премонстрантов)……………………..10

3.2.3 Орден босоногих братьев-отшельников………………………………...10

3.3 Орден братьев-созерцателей (Орден  реколлектов)………………………………11

3.4 Доминиканские ордена……………………………………………………………..11

3.4.1 Орден доминиканцев (Орден братьев-проповедников)…………….….11

3.4.2 Милиция Иисуса Христа…………………………………………………11

4 Нищенствующие ордена……………………………………………………………………..12

4.1 Францисканцы………………………………………………………………………12

4.1.1 Францисканский орден…………………………………………………...12

4.1.2 Капуцины………………………………………………………………….12

4.1.3 Орден миноритов (Меньшие братья)……………………………………13

4.1.4 Орден клариссинок (Ordo sanctae Clarae)……………………………….13

4.1.5 Братья  и сестры покаяния (Третий орден миноритов, Третий орден               

         францисканцев)…………………………………………………………...13

4.2 Иеронимиты…………………………………………………………………………14

4.3 Орден кармелитов…………………………………………………………………..14

4.3 Орден Бедных католиков…………………………………………………………..15

5 Военные монашеские ордена………………………………………………………………...15

5.1 Военные ордена на Святой  земле………………………………………………….15

5.1.1 Орден иоаннитов (Иоанниты, Мальтийский  орден, Орден госпиталье- 

         ров)…………………………………………………………………………15

5.1.2 Орден тамплиеров (Орден рыцарей  Храма, Орден храмовников)…….16

5.2 Военные ордена участвовашие  в Реконкисте…………………………………….17

5.2.1 Алькантара………………………………………………………………...17

5.2.2 Сантьяго де Компостела………………………………………………….18

5.2.3 Орден Монтеса……………………………………………………………18

5.3 Военные ордена в Северо-восточной  Европе…………………………………….19

5.3.1 Орден дома святой Марии  Тевтонской (Немецкий орден, Тевтонский  

         орден)………………………………………………………………………19

5.3.2 Орден меченосцев………………………………………………………...19

5.3.3 Орден ливонский………………………………………………………….19

Заключение...................................................................................................................................21

Список использованных источников.........................................................................................22

ВВЕДЕНИЕ

 

Целью данного реферата является рассмотрение некоторых католических монашеских орденов их особенностей и значения в истории развития христианства и европейской цивилизации в целом.

Католические монашеские ордена стали возникать в IX в. как объединения людей, желавших посвятить свою жизнь молитвам и служению Богу. Эти организации имели свои своды правил – уставы. В зависимости от содержания этих документов ордена можно разделить на 4 группы:

1. Ordines monastici seu monachales, члены которых  называются «monachi regulares» ("уставные  монахи");

2. Ordines canonici (canonici regulares) и ordines clericorum (clerici regulares) v "уставные каноники" и "уставные клирики";

3. Ordines mendicantium, или regulares mendicantes v "нищенствующие ордена";

4. Ordines militares, или regulares militares v "рыцарские  (военные) ордена":

Многие католические монашеские ордена преследовали сугубо духовные цели, но были и такие, которые могли значительно влиять на общество активно участвуя в Инквизиции, Крестовых походах, Реконкисте, окатоличивании Северо-восточной Европы (военные ордена), выполняя функции банков и ростовщиков (тамплиеры), распространяя образования (иезуиты),

 

Их  существование неразрывно связано  с развитием и распространением христианства, его католической формы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 КАТОЛИЧЕСКИЕ МОНАШЕСКИЕ ОРДЕНА

 

Орденом (ordo religiosus) является постоянное, утвержденное Церковью сообщество мужчин или женщин, члены которого (religiosi, religiosae) дают торжественные обеты (vota solemnita) бедности, целомудрия и послушания и ими обязывают себя к праведной жизни в исполнении общего устава (regula).

Торжественные обеты, которые принимаются  после окончания периода послушания (новициата), подразумевают полную и  безвозвратную отдачу себя ордену, а через него Богу. Они лишают члена ордена прав обладания и  распоряжения имуществом, заключения брака и освобождают его от всех общественных обязательств. В некоторых орденах (как, например, в ордене иезуитов) к трем общепринятым обетам добавляется четвертый, который обязывает вступающего следовать особым целям, стоящим перед орденом. Характерным признаком монашеского ордена является обязательное проживание его членов в монастыре (clausura, stabilitas loci). В традиции францисканцев и доминиканцев это правило заменяет stabilitas provinciae v требование проживания члена ордена в пределах определенной територии. Все монашеские ордена отличаются по образу жизни, целям и направлениям деятельности, а внешне v по монашеским одеяниям, характерным для каждого ордена.

Положения о статусе монашеского  ордена и принципах его деятельности были приняты на 4-м Латеранском (1215 г.) и 2-м Лионском Соборах. Согласно этим положениям монашеские ордена освобождаются от верховного надзора епископа и подчиняются непосредственно папе римскому.

Управление орденом строго централизовано: его возглавляет генерал ордена, избираемый генеральным капитулом (capitulum generalis) - коллегиальным органом, в состав которого входят провинциалы (ministri provinciales) v главы региональных (провинциальных) объединений ордена. Во главе отдельных монашеских общин (конвентов) стоят избираемые полноправными членами данной общины настоятели (аббаты, приоры или гвардианы), собрание которых называется капитулом, или собором. Общины или группы общин ряда орденов объединены в структурные подразделения, называемыми конгрегациями (так, орден бенедиктинцев состоит из 18 конгрегаций). Женская ветвь ордена иногда называется вторым орденом. При некоторых орденах (францисканцев, доминиканцев, кармелитов) существуют особые братства мирян, которые получили название терциарии (третьи ордена). Терциарии не имеют самостоятельного статуса, и их задача заключается в оказании активной помощи ордену во всей его деятельности.

Монашеские ордена подразделяются на следующие категории:  
           1. Ordines monastici seu monachales, члены которых называются «monachi regulares» ("уставные монахи"): антонианцы, базилиане, бенедиктинцы и их ответвления (клюнийцы, цистерцианцы и др.) и картезианцы;

2. Ordines canonici (canonici regulares) и ordines clericorum (clerici regulares) v "уставные каноники" и "уставные клирики": августинцы, премонстранцы, доминиканцы и иезуиты;

3. Ordines mendicantium, или regulares mendicantes v "нищенствующие  ордена": францисканцы, доминиканцы,  августинцы-эремиты и кармелиты; 

4. Ordines militares, или regulares militares v "рыцарские  (военные) ордена": иоанниты или госпитальеры, храмовники (тамплиеры), Тевтонский, Левонский ордена и другие.

В настоящее время в Римско-Католической Церкви насчитывается 213.917 монахов (из них 149.176 монахов-священников и 908.158 монахинь), входящих в различные монашеские объединения.

 

 

2 УСТАВНЫЕ МОНАХИ

2.1 Картезианцы.

 

Монашеский орден, основанный святым Бруно Кельнским, который в 1084 году с шестью приверженцами удалился для отшельнической жизни в пустынь  Шартрез (лат. Cartasia, откуда и произошло  название ордена), близ Гренобля. Пятый приор Гиго дал в 1134 году ордену устав; в 1176 он был утвержден папой. Картезианцы обязаны были вести весьма строгий образ жизни, соблюдать строгие посты и молчание, заниматься ремеслами, перепиской книг и т.д. Свои доходы они употребляли на постройку церквей. Картезианцы славились своим гостеприимством и благотворительностью. Одним из основных источников богатства ордена было приготовление и продажа ликера «шартрез». Во время Французской революции 1789—1794 годов орден потерял большую часть своих владений и утратил прошлое влияние. В настоящее время картезианцы сохранились в Италии, Испании, Франции. Одеяние картезианцев — длинное белое платье с белым капюшоном, а вне монастыря — черное.

Женский орден картезианок возник в 1229 году; в 1790 они прекратили свое существование.

 

2.2 Ордена принявшие устав Бенедикта Нурсийского

2.2.1 Бенедиктинцы

 

Бенедиктинцы - название, присвоенное  всем монахам, принявшим устав Бенедикта  Нурсийского. Благодаря тому, что  в этом уставе обращено внимание на свойства более сурового климата западных стран и введено разумное распределение времени, посвященного не только молитве, но и физическому труду, он быстро распространился, так что с половины VI стол. бенедиктинцы сделались самым многочисленным монашеским орденом.

Хотя и без твердой связи  между отдельными членами и без  определенной организации, распространившись  во всех западных странах, они имели  самое благотворное влияние на обращение  в христианство западных наций и  на успехи цивилизации между ними, тем более, что еще Кассиодор (538) ввел между бенедиктинцами занятия науками. В своих школах в Сен-Галлен, Фульде, Рейхенау, Корвее, Гиршау, Герсфельде и друг. они сохранили для позднейших времен сокровища классической древности. Возрастающее богатство Б. монастырей в соединении с правилом принимать в орден только дворян и с установившимся еще при Каролингах обычаем раздавать аббатства, как хорошие доходные места, светским лицам вскоре привело орден к глубокому упадку. Для противодействия этому вводились реформы Бенедиктом Анианским, аббатом клюнийским Берно (910), аббатство которого сделалось в XII стол. средоточием конгрегации 2000 французских монастырей, далее, Вильгельмом, аббатом тиршауским (1071) и друг. Но знатные и ученые бенедиктинцы чуждались мечтательного настроения своего времени, а потому для противодействия им возник целый ряд других орденов, как то Camaldoli, Chartreux, Citaux, Vallombrosa, Grammont и др., которые оставались верны первоначальному уставу Бенедикта. Таким образом, Бенедиктинцы лишились того влиятельного положения, которое они занимали в качестве почти единственного монашеского ордена и вскоре "черные монахи" до такой степени утратили, благодаря усиливавшейся среди них порче нравов, уважение народа, что их начали ставить ниже всех других орденов, пока в XIII стол. не явились нищенствующие монахи, оттеснившие всех на задний план. Старания пап Климента V и Бенедикта XII возвысить дисциплину и нравственность монашеских орденов посредством введения более строгой организации, не имели большего успеха; равным образом соборы Констанцский и Тридентский в состоянии были только отменить ограничение приема в бенедиктинский орден одними дворянами и постановить соединение всех отдельных монастырей в конгрегации. Подобные соединения возникали отчасти и в прежнее время и существенно содействовали тому, что стали возвращаться к более строгой дисциплине и более прилежному занятию науками; таковы, например, были конгрегация Бурсфельдская, основанная Иоанном Минденским (1425) в северной Германии, конгрегация Монте-Кассино в Италии, Вальядолидская в Испании и др. Во Франции порча нравов между бенедиктинцами проявилась всего сильнее, но в то же время в Париже возникла в 1618 г., под руководством Лоренца Бенарда, конгрегация св. Мавpa (St. Maur), положившая прочное основание ученой славе Б. Мавринцы оказали весьма большие услуги историческим наукам и католической церкви. В XV стол. у Б. было 15000 монастырей; после реформации из них осталось едва 5000; Французская революция и Иосиф II еще более понизили это число.

 

2.2.2 Камальдулы

 

Камальдулы (Camaldulani) - монашеский орден, основанный в начале XI века бенедиктинцем  Ромуальдом, одним из наиболее типичных представителей средневекового аскетизма, и названный так по имени пустынной  местности в Апеннинских горах, близ Ареццо — «Campus Maldoli», где и расположен был главный монастырь ордена. Как особый орден камальдулы были признаны папой Александром II в 1072 году, а устав их был утвержден не раньше 1102 года и по своей суровости превосходил даже устав святых Бенедикта и Василия. Камальдулы представляли скорее конгрегацию отшельников, чем монастырскую братию, вели строго уединенный образ жизни, собирались только для богослужения и монотонного пения псалмов. Камальдулы ходили босые, носили грубую одежду белого цвета, предавались частым и жестоким бичеваниям, изнуряли себя строгим постом, исключавшим употребление мяса и вина даже в случаях болезни, и подчинялись избираемому из их среды приору, который назывался у них «major».

С XIII века камальдульские монастыри (например, святого Михаила и святого Матвея возле Венеции) начинают приобретать значительные богатства; принципы отшельнической жизни уступают мало-помалу началам монашеского общежития; аскетизм все более ослабевает, и камальдулы разделяются на две группы — эремитов и монастырскую братию, из которых каждая по очереди избирает «majora». Попытка восстановить прежнюю строгость устава, произведенная Амвросием Партико в 1431 году и поддержанная папой Евгением IV, привела только к образованию третьей группы среди камальдулов — так называемых обсервантов, придерживавшихся прежнего режима суровой монастырской жизни. В 1512 году все камальдулские монастыри согласились подчиниться общему главе или генералу ордена, но уже с 1520 года отдельные монастыри стали выходить из-под его власти и в каждом государстве усвоили себе особую и независимую организацию.

В конце XVIII века камальдулские монастыри  были уничтожены в большей части  Европы (в Австрии — при Иосифе II, во Франции — во время революции), но в начале XIX века многие из них были восстановлены.

 

2.3 Цистерианский ордена

2.3.1 Цистерианский орден

 

Название цистерцианцы происходит от монастыря Cistercium, основанного в 1098 св. Робертом на том месте, где теперь лежит деревня Сито (Citeaux, французский департамент Кот д'Ор). Роберт был отпрыском знатного шампанского рода и в ранней молодости вступил в бенедиктинский орден. Монастырская жизнь не соответствовала его строго аскетическим идеалам; он тщетно пытался восстановить соблюдение устава в старых монастырях и, видя бесплодность своих попыток, удалился из Солемского монастыря, где занимал место аббата, в пустынное место Сито, в сопровождении 20 спутников. Здесь он основал новый монастырь, положив в основу монашеской жизни строгое исполнение бенедиктинского устава. Самому Роберту, по требованию папы, пришлось вернуться в Солемский монастырь.

Информация о работе Важнейшие католические ордена, их история