Взаимотношения церкви и государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 02:15, доклад

Описание работы

В России до сих пор нет ни четкой концепции, ни механизмов взаимодействия государственных и религиозных структур. Из-за этого и религиозные организации, и представители государства часто пытаются играть не на своем поле. Некоторые эксперты видят выход в создании госоргана по делам религий, который взял бы на себя регулирование этих проблем. Нынешнее российское государство в лице своих руководителей не раз заявляло, что видит в Русской Православной Церкви союзника во всех общественных делах.

Работа содержит 1 файл

церковь и государство испу.doc

— 56.50 Кб (Скачать)

2. Государство  не оказывает церкви материальной, финансовой поддержки.

3. Церковь  не выполняет государственных  функций и вообще не вмешивается  в дела государства: занимается  лишь вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан.

4. Отношения  между государством и церковью  строятся на основе юридически  закрепленного принципа свободы  совести и вероисповедания, что  предполагает свободу выбора  религии и убеждений, отсутствие права государства контролировать отношение своих граждан к религии и вести их учет по религиозному принципу, равенство всех религиозных объединений перед законом. 

Нормальное  состояние взаимоотношений государства  и церкви предполагает их сотрудничество, партнерство в решении насущных общественных задач, а не полную изоляцию друг от друга. 

Статья 14 Конституции современной России гласит: "1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом". 

На основе этих положений Конституции государственно-конфессиональные отношения в России регламентируются Законом "О свободе совести  и о религиозных объединениях" от 19 сентября 1997 г., который каждому, находящемуся на территории РФ, гарантирует свободу совести и свободу вероисповедания. 

В Советском  государстве религиозные организации  вообще исключались из политической системы социализма. В современной  России религиозные объединения (именно объединения, а не отдельные верующие) не могут вмешиваться в дела государства и участвовать в выборах органов государственной власти и управления. Провозглашен также светский характер системы государственного образования. 

Секуляризация, то есть освобождение от влияния религии (в узком смысле "секуляризация" означает процесс обращения церковной  собственности в светскую), к XX в. стала универсальным принципом  организации политической жизни. В  настоящее время многие страны закрепили в своих конституциях светские основы государственной власти. И с этих позиций теократия может рассматриваться как исторический анахронизм. Вместе с тем проблематика теократической государственности сохраняет свою актуальность в связи с активизацией теократической тенденции, теократизацией политических процессов в ряде стран. В России тому примером может служить Чеченская республика, где предпринимаются попытки создания исламского государства. 

В литературе под "теократией" понимается форма  государства, где политическая и духовная власть сосредоточена в руках одного человека - главы духовенства, признаваемого в качестве "земного божества", "первосвященника" и т. д. Традиционно к теократическим государствам настоящего времени относят Ватикан и Иран, где организация публичной власти возглавляется лидером духовенства. Вместе с тем в литературе имеется обоснованная точка зрения, что в выявлении теократических тенденций современного общества необходимо принимать во внимание весь комплекс взаимодействия государственной власти с социальными институтами, а не только структуру верховного управления (Е.Н. Салыгин). 

Теократическая  модель общественно-политического  устройства предполагает: 

1. Признание  верховного божества, передающего  полномочия государственного управления особым лицам (единовластному правителю), то есть обожествление фигуры правителя.

2. Вселенское  государство верующих без национальных  границ, что провоцирует вмешательство  во внутренние дела других  государств, террористические акты  и т. п.

3. Примат государства над обществом, авторитарность политического режима, отчуждение власти от общества и индивида и т. д.

4. Примат  религии над правом: регламентация  основных сторон жизни общества  производится не правом, а системой  религиозных норм, которая обеспечивается силой теократического государства. По существу, религиозные нормы в данном случае - это и есть "право". Например, такие мусульманские страны, как Оман, Ливия, Саудовская Аравия, обходятся без конституции - ее роль выполняет Коран.

5. В  теократически организованном обществе существует не просто государственная религия, а религиозное государство, то есть государство представляет собой религиозную организацию в масштабе общества со всеми атрибутами государственной власти.

6. Жесткую  иерархию и централизацию государственного аппарата, сосредоточение огромных полномочий у главы государства, бесконтрольность администрации.

7. Отсутствие  разделения властей и системы  сдержек и противовесов.

8. Деспотические  и абсолютистские формы правления.

9. Религиозное  начало, которое исключает идеалы свободы и прав человека.

10. Особое  положение женщины, которое, в  частности, включает запрет на  участие в управлении делами  государства.

11. Неправовые (внеправовые) способы разрешения  споров, конфликтов, телесные наказания (членовредительские экзекуции) и т. д.

12. Запрет  на создание политических партий (Иордания, Бутан, Непал, ОАЭ, Саудовская  Аравия) или разрешение только  тех партий, которые утверждают  ценности ислама (Алжир, Египет). 

Таким образом, теократические тенденции в организации общества и государства следует в основном оценивать негативно. Положительные результаты сотрудничество государства и церкви дает лишь на основе принципа свободы совести, светской организации государственной власти 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Взаимотношения церкви и государства