Анализ семантической и словообразовательной точки зрения эргонимы города Хабаровска

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 11:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – проанализировать с семантической и словообразовательной точки зрения эргонимы города Хабаровска.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1. Выявить основные тенденции в названиях предприятий города Хабаровска.
2. Определить степень мотивированности/ немотивированности эргонимов.
3. Рассмотреть позитивные и негативные стороны в процессе номинации деловых объединений людей.
4. Описать слообразовательные особенности эргонимов.

Работа содержит 1 файл

курсовая на сдачу.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

     Выделяется  несколько категорий неймов: названия, которые образованы от других слов и как бы сконструированы из нескольких частей, например, FaceBook; существующие в реальности слова, например, Forester; придуманные и изобретенные автором в полной мере, такие как Pentium; взятые из мертвых языков классические названия, к примеру, Merus; укороченные или сжатые вариации слов, например, Optima, произошедшее от слова Optimal, [8].

     Процесс нейминга регулируется рядом правил и принципов. Название должно автоматически работать на положительный имидж компании. Соответственно, оно должно вызывать только позитивные ассоциации. «Имя» может быть нейтральным, но ни при каких обстоятельствах оно не должно порождать негативных эмоций. Определить «настроение» того или иного слова или словосочетания можно с помощью фоносемантического анализа. Любое слово обладает двумя смыслами. Первый – слово как символ, обозначающий какой-нибудь объект или процесс, второй – слово как набор звуков, который сам по себе вызывает у человека реакцию. Так как сознание взрослого человека занято при аудиальном восприятии слов преимущественно первым смыслом, то второй – реакция на слово как на набор звуков – проходит подсознательно и переживается человеком в виде определённого эмоционального фона. Этот второй смысл слова получил название фоносемантического значения. Каждый звук человеческой речи обладает определённым подсознательным значением. Впервые эти значения с помощью опроса большой аудитории стал устанавливать американец Чарльз Осгуд. Для русского языка эти значения в своё время определил советский учёный, доктор филологических наук Журавлёв А.П. В результате его докторской диссертации было установлено фоносемантическое значение каждого звука русской речи. Он с помощью опроса многотысячной аудитории определил качественные характеристики каждого звука русской речи.

     Название  должно быть уникальным это второй принцип нейминга. Конечно, сложно выбрать «имя», которое будет единственным в рамках всей страны. В 90-х годах, например, активно использовался способ номинации в основе которого лежали женскими именами: «Валерия», «Елена», «Анжелика», «Юлия». Десятилетие спустя использовались такие названия как «Город», «Страна», «Планета», «Мир». Такими названиями невозможно удивить.

     Название  компании, которое не вызывает представления  о соответствующем бизнесе, вводит потенциальных клиентов в заблуждение. Название должно давать людям чёткое представление о том, чем занимается компания. Например, название «Бриз» будет удачным для фирмы, торгующей кондиционерами, и нелогичным для компании, производящей инструменты. Исходя из этого формулируется третий принцип – название должно отражать сферу деятельности фирмы.

     Название  не должно быть длинным и чересчур сложным. Конечно, витиеватые названия выглядят и воспринимаются на слух как оригинальные, уникальные и неповторимые, но подобный плюс зачастую становится недостатком. Слишком длинное название неудобно – и сотрудники, и клиенты будут сокращать его, тем самым искажая и коверкая. Название должно быть удобным для произношения и для записи.

     Одним из правил является то, что название должно легко запоминаться и вызывать интерес. 

     Название  должно отражать ценности целевой аудитории. То, что будет близко тинейджеру, будет чуждым и непонятным для людей старшего возраста и наоборот. Поэтому название должно соответствовать особенностям потенциальных клиентов.

     Следующий принцип формулируется так, название может быть ничего не означающим. Это противоречит принципу отражения сферы деятельности фирмы, но может стать интересной находкой. Главное, чтобы такое название было коротким и хорошо звучащим, чтобы его сложно было исказить. Компании Кодак и Ксерокс, придумывая собственное название, они использовали именно этот принцип:. Эти слова не несут в себе никакой смысловой нагрузки, но при этом стали нарицательными.

     Название  должно быть благозвучным на других языках. В первую очередь этот принцип касается тех фирм, которые работают с иностранными партнёрами, это что эргоним должен быть благозвучен на других языках В таком случае необходимо, чтобы название не вызывало недоумения у иностранцев. Даже крупные всемирно известные компании, выходя на новые рынки, готовы поменять привычный всем бренд, если он неблагозвучен на каком-либо языке, [9].  

Очень важно определить, каким подсознательным  влиянием на человека обладает название фирмы, магазина, торговой марки.  
Особенно это актуально для названий, которые несут "завуалированный" смысл, непосредственное понимание которого может представлять для клиентов или партнёров определённые трудности.  
В этом случае фоносемантическая значимость этих названий обретает большое значение. В первую очередь, это касается названий, имеющих в своей основе аббревиатуру или иностранные корни.
 

    Делая выводы, отметим что ономастика является междисциплинарной областью знания, исследования которой имеют большое теоретическое и практическое, прикладное значение как для дальнейшего развития многих гуманитарных дисциплин, так и для практических целей, например для картографии и библиографии. одна из функций эргонима - привлечь внимание потенциального клиента к конкретной организации. В ономастики термин эргоним выделился сравнительно недавно, однако характеризуется рядом особенностей, позволяющих выделить эргонимическую лексику в отдельную группу. Очень часто в основе эргонима лежит какая-либо мотивация. Называя своё предприятие, владельцы демонстрируют чувство вкуса и эрудицию. Данное обстоятельство обозначается как положительный факт. Исследуя процесс нейминга, можно отметить, что идеальное название компании, предприятия – это запоминающее, уникальное название, которое будет отражать суть бренда, его платформу и модель, которое будет сориентировано на правильную целевую аудитории, будет обладать нужными ассоциациями и вызывать положительные эмоции. 

 2 Культурологические аспекты изучения эргонимов г. Хабаровска

2.1 Семантический анализ эргонимов

     В последние годы в научных работах  по лингвистике, лингвокультурологии, этнолингвистике, литературоведению, краеведению учёные обращаются к анализу понятия «пространство». В каждой из вышеупомянутых наук данный термин находит интерпретацию, но, конечно, используется как метафора, наполняемая в конкретном исследовании новым семантическим потенциалом. Принимая за основу определение О.П. Флоренского «...действительность есть лишь особая организация пространства» , мы рассматриваем пространство как совокупность не столько природных, сколько социально, культурологически и этнически обусловленных факторов, которые влияют на условия существования. Говоря же о языковом пространстве, мы имеем в виду многообразие отражения языковых явлений на определённой территории, которые обусловлены историей народов, населяющих данную территорию, особенностями организации их жизни, взаимовлияние различных языков на процессы номинации, [17].

     Понятие языкового пространства города является сложным, во-первых, потому что мало исследовано, во-вторых, потому что оно состоит из множества различных компонентов: разговорной речи носителей литературной нормы; просторечия; возрастных и социальных диалектов; бытующих в городе элементов территориальных диалектов, [10].

 Эргонимы города Хабаровска с лингвокультурологической точки зрения  содержат и положительные, и отрицательные черты. К позитивным следует отнести активное использование мотивированных наименований, прямо или косвенно указывающих на характер деятельности предприятия, содержащие основные признаки именуемого объекта.

В основе отдельных названий объектов г. Хабаровска присутствует мотивация, обусловленная русским языковым сознанием и, возможно, особым языковым сознанием жителей данного города. Рассмотрим подробнее, какие факторы могут выступать в качестве мотиваторов.

Достоинством в процессе номинации деловых объединений людей являются наименования типа ООО «Перевозчик» (компания  перевозит грузы, людей на расстояния). Юридическая контора «Юрист» оказывает юридическую помощь населению, даёт правовые консультации. ОАО «Строитель», магазин «Строитель»  точно ориентируют потенциальных клиентов,  чётко указывают на функцию, которую выполняет предприятие.

 Некоторые эргонимы имеют дело с фоновыми знаниями  носителя языка и культуры, где большую роль играют различного рода культурно-исторические ассоциации.  Конный клуб носит название «Арагон» (Арагон это автономная область на северо-востоке Испании). Испанские лошади величавы они обладают своеобразной красотой. испанские жеребцы охотно использовались для улучшения местных пород, в том числе и чистокровных верховых лошадей, [11].

Компания «Эврика»(садовая техника). Данное название связано с известным преданием о гениальном математике Архимеде и его великом открытии, совершив которое Архимед восторженно воскликнул: «Эврика!» («Я нашёл!»).

Фирма «Альтруист» занимается операциями с недвижимым имуществом (Альтруист – это человек отличающийся готовностю бескорыстно действовать напользу другим, не считаясь со своими интересами), [18].

Фитнес-центр  «Седьмое Небо». В основу названия положена фразеологизм: «быть от счастья на седьмом небе».

Рекламное агентство «Пилигрим». Слово пилигрим толкуется как паломник, путешественник, [18]. Номинаторам данное название показалась заслуживающим внимание.

Часто в качестве названий владельцы  частных  предприятий берут имя, фамилию, отчество. Предполагается, что в названии закреплено имя владельца или близкого ему человека. Этот вид эргонима можно встретить в названиях парикмахерских, салонах красоты. Распространены названия салонов красоты, имеющие в основе имена великих женщин: «Монро», «Нефертити», «Клеопатра», «Мадлен», «Диана». Эти женщины считаются эталоном красоты, некоторые из них обладали титулом королевы, царицы, принцессы. Салон «Мадлен» мог быть назван в честь швецкой принцессы Мадлен, которая обладает несравненной красотой и сильным характером.[13] Такие названия  ассоциируются с красотой, блеском, шиком. Имеют место и имена официальные, например, компании «Мария», «Людмила», «София». Употребляются в качестве эргонимов и фамилии. Например И.П. Слободчиков В.А. Также в качестве названий номинаторы используют имена известных людей: ЧОП «Ермак» носит имя легендарного казачьего атамана.

Употребление в качестве наименований имён мифологических и сказочных персонажей чаще всего оправдано, так как : 1) они (не всегда, но часто) несут информацию о поле деятельности объекта,  2) компактны,  3) привлекают интерес потенциальных клиентов, 4) достаточно интересны.

ЗАО «Флора» занимается заготовкой  круглого лесоматериала и глубокой переработкой древесины. Флора – в древнеримской мифологии – богиня цветов и весны. ООО «Ника»,  Ника – греческая богиня победы.

Географическая  мотивация способствовует появлению эргонимов, которые образовались от территориального расположения. Данные названия можно разделить на несколько групп:

а) Эргонимы, которые образовались при помощи названий  рек Хабаровского края: ООО «Амуршина», ООО «АмурОптик».

б) Эргонимы, указывающие на регион, край: ООО «Медфарм Хабаровский», ГУСС «Дальспецстрой», ОАО «Дальсвязь».

в) Эргонимы, в основе которых лежат географические объекты, которые находятся далеко за пределами  Хабаровского края. ООО «Куба», ООО «Невада», ООО «Кубань», ООО «Мальта».

6. Существует ряд названий, образованных на базе названий цветов,  деревьев, ягод: ООО «Калинка», ООО «Белая Орхидея», ООО «Апельсин», ООО «Клён». 

Особую  группу названий в г.Хабаровске представляют эргонимы прилагательные. Ряд эргонимов – прилагательных указывают на принадлежность тому или иному городу, региону, области:  «Хабаровская Фармация», «Медфарм Хабаровский», «Дальневосточная Компания Электросвязи», «Дальневосточная Генерирующая Компания».

Информация о работе Анализ семантической и словообразовательной точки зрения эргонимы города Хабаровска