Бессоюзные предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 10:28, контрольная работа

Описание работы

Бессоюзным сложным предложением называется сложное предложение,

предикативные части которого взаимосвязаны по смыслу и строению, а

также соединены без помощи союзов или относительных слов ритмомелодическими

средствами, порядком следования частей. Различаются:

1) бессоюзные сложные предложения однородного состава (с однотипными

частями). По выражаемым ими значениям (одновременность или

последовательность событий, сопоставление или противопоставление действий и

т. д.) и по некоторым структурным признакам (перечислительная интонация или

интонация противопоставления, однотипность видо - временных форм

глаголов-сказуемых, возможность вставки сочинительных союзов) предложения

этого типа могут быть соотнесены со сложносочиненными предложениями; ср.:

Лесная лужайка вся насыщена холодной росой, насекомые спят. многие

цветы еще не раскрыли венчиков (Пришв.).— Не раны, не больное легкое мучило

его — раздражало сознание ненужности (Павл.);

Работа содержит 1 файл

БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ2.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

Всегда на одновременность  указывает союз КАК…ТАК И, чаще всего  одновременность событий выражается повторяющимися союзами: Ни Карабас  не знал тайны золотого ключика, ни Дуремар не мог её раскрыть. При этом использование И…И связано с утвердительным смыслом предложения, тогда как НИ…НИ используется при отрицании.

Союз И является широким по своему значению и указывает  как на одновременность, так и  на последовательность событий: Буратино сидел за нарядно накрытым столом, и его длинный нос был погружен в кофейник. Но: Буратино увидел чернильницу впервые в жизни, и от любопытства он сразу же сунул в нее свой длинный нос.

После союза И  могут располагаться слова, помогающие сузить широкое значение предложения. К примеру, использование наречия "тогда" дополнительно придает значение временной последовательности, а указание на одновременность может быть конкретизировано при использовании "в то же время": Кот Базилио ненавидел лису Алису, и и в то же время он жить без нее не мог. Присоединительный оттенок приобретает предложение с наречием "вдобавок": Папу Карло не привлекал роскошный образ жизни, и вдобавок у него не было средств. Наречие "поэтому" придает оттенок следствия: Буратино выглядел очень наивным, и поэтому кот и лиса решили его обмануть. (ВНИМАНИЕ!!! Последнее предложение не становится сложноподчиненным, оно все равно остается ССП. Объединение "и поэтому" в один причинный союз является одной из самых распространенных ошибок при синтаксическом анализе текста. "Поэтому" - это указательное местоименное наречие, которое не относится к союзным средствам).

2. ССП с разделительными  отношениями ( = с использованием  разделительных союзов).

К союзам этой группы относят ИЛИ и ЛИБО (одиночные  и повторяющиеся), ТО…ТО, НЕ ТО…НЕ ТО и ТО ЛИ…ТО ЛИ (повторяющиеся).

Основное значение таких предложений – взаимоисключение и чередование. Оба этих значения могут быть выражены при помощи союзов ИЛИ и ЛИБО. К примеру, значение чередования выражено в предложении Дуремар или ловил пиявок в болоте, или его тянуло собирать червяков на тропинках. А значение взаимоисключения выражено в предложении "Либо я сошел с ума, либо эта кукла ожила", - подумал папа Карло. Заметим, что одиночное употребление рассматриваемых союзов также выражает эти значения.

Только значение чередования выражает союз ТО…ТО: То Буратино верил словам лисы и кота, то он считал их мошенниками. Оставшиеся два союза НЕ ТО…НЕ ТО и ТО ЛИ…ТО ЛИ выражают значение взаимоисключения: То ли Карабас вообще не любил детей, то ли он не умел с ними обращаться.

Для СПП первых двух типов важен еще такой структурный  момент: предложения с соединительными  и с противительными союзами  относятся к предложениям открытого  типа, в их состав может входить  практически неограниченное количество частей, присоединяемых с помощью одного и того же сочинительного союза. Для остальных типов ССП это невозможно, предложения могут состоять только из двух предикативных единиц (можете сами продолжить составленные нами предложения).

3. ССП с противительными отношениями ( = с использованием противительных союзов).

К союзам этой группы относятся НО, ДА (=но), ЗАТО, ОДНАКО, ЖЕ, А, В ТО ВРЕМЯ КАК, ТОГДА КАК, МЕЖДУ ТЕМ КАК, ЕСЛИ…ТО.

Предложения, относящиеся  к этому типу, могут указывать  на противопоставление или на сопоставление двух явлений.

Противопоставление  выражают союзы НО, ДА, ЗАТО, ОДНАКО и ЖЕ: Буратино не хотел продавать  азбуку, но он не мог справиться с  желанием пойти в театр. Дуремар  не смог разузнать тайну золотого ключика, зато ему удалось поймать много толстых и дорогих пиявок (союз ЗАТО имеет дополнительный оттенок возмещения, компенсации). Буратино хотел ускользнуть из харчевни, не заплатив, однако хозяин "Трех пескарей" внимательно следил за посетителями (в этом предложении ОДНАКО аналогично НО, но следует иметь в виду, что ОДНАКО бывает еще и вводным словом). Мальвина очень хотела воспитывать Буратино, он же хотел только бездельничать (союз ЖЕ совмещает значение противительного союза и усилительной частицы, поэтому стоит внутри второй части, после первого слова. Часто этот союз забывают при составлении схемы, поэтому предложение по схеме оказывается бессоюзным).

Союз А чаще выражает сопоставительные отношения, их же выражают книжные аналоги союза А –  В ТО ВРЕМЯ КАК, МЕЖДУ ТЕМ КАК, ТОГДА КАК и ЕСЛИ…ТО. Например: Пьеро очень хотел найти Мальвину, а Буратино издевался и не хотел назвать адреса его прекрасной возлюбленной. Если Буратино был похож на папу Карло, то Пьеро был вылитым Джузеппе (вторая часть союза является обязательной, при возможности убрать ТО союз рассматривается как подчинительный).

Перечисленные книжные  аналоги А очень часто вызывают путаницу при синтаксическом анализе  предложения, многие рассматривают  предложение как сложноподчиненное. В определенной степени эта ошибка связана с тем, что в правилах пунктуации эти союзы перечисляются в одном ряду с подчинительными . Мы бы рекомендовали для практики самим составить 10 предложений с этими союзами и подумать о значении.

4. ССП с присоединительными  отношениями ( = с использованием присоединительных союзов).

К союзам этой группы относятся ДА И, ПРИЧЕМ, ТАКЖЕ, ТОЖЕ.

Первые два из приведенных в списке союзов указывают  на добавочность информации: Папа Карло  решил отправится на поиски Буратино, да и Джузеппе советовал ему поехать путешествовать.

Союзы ТАКЖЕ и  ТОЖЕ указывают на то, что сообщаемое в обеих частях соотносено между  собой. При этом эти союзы стоят  внутри второй части ССП, поэтому  их, как и союз ЖЕ, часто теряют при анализе предложения и  составлении схемы: Пьеро был счастлив видеть Мальвину, кукла с голубыми волосами тоже обрадовалась влюбленному в нее мальчику.

5. ССП с пояснительными  отношениями ( = с использованием  пояснительных союзов).

К союзам этой группы относятся всего два союза  – ТО ЕСТЬ и А ИМЕННО.

Предложения с использованием этих союзов обычно относятся к книжному стилю, они довольно редки в обычной речи, но мы все же попробуем привести пример: Старый сверчок предсказал Буратино полную опасностей жизнь, то есть он заранее предсказал все страшные приключения самого Буратино и его друзей.

6. ССП с градационными  отношениями ( = с использованием  градационных союзов).

К союзам этой группы относятся двойные союзы НЕ ТОЛЬКО…НО  И , НЕ ТО ЧТОБЫ…НО: Не то чтобы Дуремар  был злым человеком, но он всегда действовал для собственной выгоды. Не только противная Летучая Мышь была заодно с Алисой и Базилио, но и полицейские собаки оказались на их стороне.

Мы описали все  типы ССП. Теперь, прежде чем дать задание, нам бы хотелось рассказать о тех  сложностях, которые возникают у школьников и абитуриентов при ответе на вопрос о ССП.

Главная проблема подстерегает, когда вы приводите примеры разных ССП. Не все следят за тем, чтобы придуманное  предложение имело две предикативные  основы. Часто приведенный как  ССП пример оказывается простым предложением, потому что сочинительный союз, верно использованный, соединяет два однородных члена – или два сказуемых, или два подлежащих. К примеру: *Не только Буратино, но и его друзья хотели разгадать тайну золотого ключика. *Было и темно, и холодно, и страшно.

Поэтому наше первое задание будет связано именно с этим типом ошибки.

Задание 1.

Ниже дан текст, в котором использованы разные сочинительные  союзы. Расставьте знаки препинания и подчеркните ССП, охарактеризовав  тип этого ССП.

И Коза и её родственники и все остальные звери в лесу очень боялись волка. Они не только страшились оставлять детей дома одних но и сами старались не гулять по лесу в одиночестве. Но жизнь требовала если и не постоянно то хоть изредка ходить по лесным магазинам для закупок продуктов питания. В это утро не то козлята плохо ели капустные листья не то коза сама поняла необходимость разнообразить рацион детей но после завтрака она собралась и сообщила детям что они остаются одни тогда как она, их мать, идет в супермаркет на противоположной стороне леса.

Козлята не расстроились. Все дети как в обычных семьях так и в звериных любят оставаться дома в одиночестве. Что за жизнь  при родителях? Ни побегать ни в прятки поиграть ни киношку посмотреть. Они  проводили мать и тотчас все вместе начали баловаться. Точнее баловались старшие братья в то время как младшая сестричка пыталась их угомонить. Шум в доме стоял невероятный и никто не обратил внимания на тихие шаги снаружи. То ли волка привлек необычный шум в соседнем доме то ли он видел уходящую по делам козу но волк стоял под дверью и стучался. Козлята сначала не услышали стука однако сестричка обратила их внимание на непонятные звуки.

Козлята задали обычный  в такой ситуации вопрос причем старались  говорить очень строго. Волк представился мамой козой да дети не поверили. Они обнаружили подлог то есть голос говорящего был слишком толстый. Поэтому старший козленок велел непрошеному гостю уйти братья тоже присоединились к просьбе. При этом они все не только не испугались но даже и не сообразили, кто был гость.

Волк пошел к  лесному кузнецу и тот выковал  ему новый голос. Если голосок  стал похож на козий то сам хищник никак не походил на козу однако глупые козлята все же обознались и открыли волку дверь и  были тут же съедены страшным зверем. Младшая козочка однако спряталась. Как наказывала ей мать так и поступила девчушка.

Коза вернулась  и увидела распахнутую настежь  дверь и тут же все поняла. Ей стало плохо и она расплакалась. То ли по какой-то случайности то ли по воле сказочника по лесу шли охотники. Именно они помогли решить проблему и освободили козлят из волчьего брюха и тут сказка кончилась.

Вторая проблема возникает при расстановке знаков препинания в ССП. Обычное правило  говорит о том, что запятая  ставится между частями ССП. Исключения возможны при использовании союза И.

Запятая не ставится, если:

· обе части имеют  общий второстепенный член: У Мальвины были большие серые глаза и  голубые локоны опускались до пояса. В саду у девочки пели птицы  и порхали разноцветные бабочки.

· объединены два безличных предложения, имеющие в своем составе синонимичные члены. "Необходимо померить ему температуру и надо попытаться дать ему касторку", - согласились оба доктора .

· общим для соединенных  сочинительным союзом И двух частей оказывается придаточное предложение: Пока Буратино умывался, на столе появился завтрак и запахло свежесваренным кофе и сдобными булочками.

· части ССП имеют  общее вводное слово. Чаще всего  это слово, указывающее на одинаковый для обеих частей источник сообщения: По словам жителей Страны дураков, полицейские собаки постоянно рычат на них и они бояться в одиночку выходить на улицы. Может быть общим вводное слово, указывающее на степень достоверности обоих высказываний (она у них окажется одинаковой): К счастью, Буратино удалось спрятаться в кувшине и он смог подстушать разговор Карабаса и Дуремара.

· две соединенных  союзом И части сложной конструкции  могут иметь общую объединяющую их третью часть. Она включает в себя смысл обоих частей и соединена  с ними бессоюзной связью: Это было похоже на чудо: за дверью оказлась волшебная страна и в центре сказочного города высился новый кукольный театр.

· если частями ССП  оказываются два неопределенно-личных предложения, то запятая между ними не ставится, если мыслится один и тот  же производитель двух действий: Кукол в этом театре мучают и не дают им возможности отдыхать между представлениями.

· более редкими  случаями, когда запятая между  частями ССП не ставится, являются объединение двух вопросительных предложений, побудительных, восклицательных или назывных: "Кто ты и что тебе нужно?" - злобно спросил Карабас. "Пусть кончится зима и наступят теплые деньки!" - мечтали запертые в тесных помещениях куклы.

Итак, чтобы верно  расставить знаки перед "и", соединяющим  части ССП, надо:

1. Определить, что перед вами сложное предложение, увидеть обе его основы.

2. Последовательно  проверить, не подходит ли ваш  пример под приведенные выше  случаи непостановки запятой.

3. Если предложение  не имеет в своем составе  ничего, что позволило бы отказаться  от запятой, поставить её.

Задание 2.

Расставьте знаки  препинания между однородными членами  предложения и ССП. Подчеркните  ССП.

Посадил дед репку  и выросла репка большая пребольшая. Огромный овощ был деду почти по пояс и угрожающе высовываясь  из земли одним своим видом приводил деда в ужас. "Как же вырвать это из земли и куда я потом это дену?" - думал просыпаясь по ночам дед и расталкивая бабку пытался обсудить с ней вставшую проблему. Но бабка переворачивалась на другой бок не понимая проблем мужа и уверенная что все как-нибудь обойдется засыпала.

Информация о работе Бессоюзные предложения