Искусство разрешения конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:49, реферат

Описание работы

Современная точка зрения заключается в том, что даже в группах с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. Например, человек, который на заседании комитета спорит только потому, что не спорить он не может, вероятно, снизит степень удовлетворения потребности в принадлежности и уважении и, возможно, уменьшит способность группы принимать эффективные решения.

Содержание

I Введение
II Понятие и типы конфликтов
III Искусство управления конфликтной ситуацией
IV Заключение
V Библиография

Работа содержит 1 файл

Искусство разрешения конфликта.doc

— 64.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

 

Искусство разрешения конфликта

 

 

 

 

 

 

 

                                                                              Выполнила:

                                                                                Проверила:

                                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мурманск

2008

 

 

 

 

 

 

План

 

I Введение

II Понятие и типы конфликтов

III Искусство управления конфликтной ситуацией

IV Заключение

V Библиография

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I Введение

 

В некоторых  трудах по управлению, социологии и ораторскому  искусству, как правило, подчеркивается важность гармоничного функционирования любой группы. По мнению авторов, если найти правильную формулу, то группа будет действовать как хорошо работающий механизм. Конфликты рассматриваются как весьма негативные явления.

Сегодняшние теоретики  признают, что полное отсутствие внутри группы конфликта - условие не только невозможное, но и нежелательное.

Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо избегать, если есть возможность, и что его следует немедленно разрешать, как только он возникает.

Современная точка зрения заключается в том, что даже в  группах с эффективным управлением  некоторые конфликты не только возможны, но и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей  отдельной личности и достижению целей организации в целом. Например, человек, который на заседании  комитета спорит только потому, что не спорить он не может, вероятно, снизит степень удовлетворения потребности в принадлежности и уважении и, возможно, уменьшит способность группы принимать эффективные решения. Члены группы могут принять точку зрения спорщика только для того, чтобы избежать конфликта и всех связанных с ним неприятностей даже не будучи уверенными, что поступают правильно. Но во многих случаях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, поскольку обсуждение различных точек зрения на них происходит до их фактического исполнения.

Таким образом, конфликт может быть функциональным или дисфункциональным, его роль, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо знать причины его возникновения, тип, возможные последствия для того, чтобы выбрать наиболее эффективный метод его разрешения. Более того, многие ученые считают, что необходимо обладать культурой разрешения конфликтов.

II Понятие и типы конфликтов

 

Как и множества других понятий, у конфликта имеется множество толкований и определений. Одно из них такое: конфликт - это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами лиц. Каждая сторона делает все, чтобы была принята её точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

У всех конфликтов есть несколько  причин, основными из которых являются ограниченность ресурсов, которые надо делить, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, уровне образования и т.п.

 Плохая передача информации, к примеру, может быть как  причиной, так и следствием конфликта.  Она может действовать как  катализатор конфликта, мешая  отдельным работникам или группе  понять ситуацию или точки  зрения других.

Что касается типов конфликтов, то официально их насчитывают четыре основных типа, но нередко встречаются конфликты смешанного типа.

  • Внутриличностный конфликт.

 Этот тип конфликта не  соответствует определению, данному  выше. Однако, его возможные дисфункциональные  последствия аналогичны последствиям других типов конфликта. Он может принимать различные формы, и из них наиболее распространена форма ролевого конфликта, когда одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы или, например, когда производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Исследования показывают, что такой конфликт может возникнуть при низкой удовлетворённости  работой, малой уверенностью в себе и группе, а также со стрессом.

  • Межличностный конфликт.

 Это самый распространённый  тип конфликта. Межличностный  конфликт также может проявляться   как столкновения личностей. Люди  с различными чертами характера,  взглядами и ценностями иногда  просто не в состоянии ладить  друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей различаются в корне.

  • Конфликт между личностью и группой.

 Между отдельной личностью  и группой может возникнуть  конфликт, если эта личность займет  позицию, отличающуюся от позиций  группы. Хотя этот человек, мнение которого отличается от мнения группы, может принимать близко к сердцу групповые интересы, его все равно можно рассматривать как источник конфликта, потому что он идет против мнения группы.

  • Межгрупповой конфликт.

 Организации, к примеру,  состоят  из множества формальных и неформальных групп. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникнуть конфликты. Неформальные группы, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться «рассчитаться» с ним снижением производительности. Яркий пример межгруппового конфликта в экономике - конфликт между профсоюзом и администрацией.

III Искусство управления конфликтной ситуацией

 

Существует несколько  эффективных способов управления конфликтной  ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные. Не следует считать причиной конфликтов простое различие характеров, хотя, конечно, и оно может стать единственной причиной конфликтной ситуации, но в общем случае это всего лишь один из факторов. Нужно начать с анализа фактических причин, а затем применить соответствующую методику. Структурные методы носят более прикладной характер и чаще используются на производстве.

Структурные методы.

  1. Разъяснение требований к работе.

Это один из лучших методов управления, предотвращающий дисфункциональный конфликт. Нужно разъяснить, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. Здесь должны быть упомянуты такие параметры, как уровень результатов, который должен быть достигнут, кто предоставляет и кто получает различную информацию, система полномочий и ответственности, а также чётко определена политика, процедуры и правила. Причем, руководитель уясняет эти вопросы не для себя, а доносит их до подчинённых с тем, чтобы они поняли, чего от них ожидают в той или иной ситуации.

  1. Координационные и интеграционные механизмы.

Это ещё один метод управления конфликтной  ситуацией. Один из самых распространённых механизмов- цепь команд. Установление иерархии полномочий упорядочивает  взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Если два или более подчинённых имеют разногласия по какому-либо вопросу, конфликта можно избежать, обратившись к общему начальнику, предлагая ему принять решение. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчинённый знает, чьи решения он должен исполнять.

Не менее полезны средства интеграции, такие как межфункциональные группы, целевые группы, межотдельские совещания. Например, когда в одной из компаний назрел конфликт между взаимозависимыми подразделениями- отделом  сбыта и производственным отделом- то была организована промежуточная служба, координирующая объемы заказов и продаж.

  1. Общеорганизационные комплексные цели.

Эффективное осуществление этих целей  требует совместных усилий двух или  более сотрудников, отделов или  групп. Идея, лежащая в основе этой методики- направить усилия всех участников на достижение общей цели. Компьютерная компания «Apple» всегда раскрывает содержание комплексных общеорганизационных целей, чтобы добиться большей слаженности в деятельности всего персонала. Не менее яркий пример- компания «McDonalds», имеющая сеть недорогих ресторанов быстрого обслуживания по всему миру. С самого начала строительства этой империи руководство уделяло внимание не только ценам, качеству и доле рынка. Оно считало ( и, надо полагать, считает и сейчас), что действительно оказывает услугу людям с ограниченными средствами, и эта «социальная миссия» придала больший вес оперативным целям. Поварам и официантам, работающим под вывеской «McDonalds» легче соблюдать жесткие стандарты в контексте помощи обществу.

  1. Структура системы вознаграждений.

Вознаграждения можно  использовать как метод управления конфликтом, оказывая влияние на людей  для избежания дисфункциональных  последствий. Люди, вносящие свой вклад  в достижение общеорганизационных  комплексных целей, помогают другим группам организации и стараются подойти к решению проблемы комплексно, должны вознаграждаться  благодарностью, премией, признанием или повышением по службе. Не менее важно, чтобы система вознаграждений не поощряла неконструктивное поведение отдельных лиц или групп.

Систематическое скоординированное использование системы вознаграждений для поощрения тех, кто способствует осуществлению общеорганизационных целей, помогает людям понять, как им следует поступать в конфликтной ситуации, чтобы это соответствовало желаниям руководства.

Межличностные стили разрешения конфликтов.

  • Уклонение.

Этот стиль подразумевает, что  человек старается уйти от конфликта. Его позиция- не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение  противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Тогда не придётся приходить в возбуждённое состояние, пусть даже и занимаясь решением проблемы.

  • Сглаживание.

При таком стиле человек убежден, что не стоит сердиться, потому что  «мы все - одна счастливая команда, и  не следует раскачивать лодку». Такой «сглаживатель» старается не выпустить наружу признаки конфликта, апеллируя к потребности в солидарности. Но при этом можно забыть о проблеме, лежащей в основе конфликта. В результате может наступить мир и покой, но проблема останется, что в конечном итоге произойдет «взрыв».

  • Принуждение.

В рамках этого стиля превалируют  попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто  пытается это сделать, не интересуется мнением других, обычно ведет себя агрессивно, для влияния на других пользуется властью путем принуждения. Такой стиль может быть эффективен там, где руководитель имеет большую власть над подчинёнными, но он может подавить инициативу подчинённых, создаёт большую вероятность того, что будет принято неверное решение, так как представлена только одна точка зрения. Он может вызвать возмущение, особенно у более молодого и более образованного персонала.

  • Компромисс.

Этот стиль характеризуется  принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность  к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность, что часто даёт возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон. Однако, использование компромисса на ранней стадии конфликта, возникшего по важной проблеме может сократить время поиска альтернатив.

  • Решение проблемы.

Данный стиль - признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто использует такой стиль не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения. Данный стиль является наиболее эффективным в решении проблем организации. Ниже приведены некоторые предложения по использованию этого стиля разрешения конфликта:

    • Определите проблему в категориях целей, а не решений.
    • После того, как проблема определена, определите решения, приемлемые для всех сторон.
    • Сосредоточьте внимание на проблеме, а не на личных качествах другой стороны.
    • Создайте атмосферу доверия, увеличив взаимное влияние и обмен информацией.

Информация о работе Искусство разрешения конфликта