Использование выразительных средств языка в научно-популярном стиле

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 06:35, реферат

Описание работы

Объектом исследования являются научные статьи в СМИ. Предмет исследования – выразительные средства языка в печатных изданиях. Целью данной работы является исследование особенностей использования выразительных средств языка в научно-популярных текстах.
Были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие научно-популярного подстиля;
- проанализировать использование образно-выразительных средств в научных статьях и их влияние на смысловое содержание текста.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2
1.Научно-популярная речь как разновидность научного стиля………….…3
2.Использование выразительных средств языка в текстах научно-популярного стиля……………………………………………………….…...7
Заключение………………………………………………………………….15
Список литературы……………………………………………………….....16

Работа содержит 1 файл

РефИст.docx

— 51.02 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2

1.Научно-популярная  речь как разновидность научного  стиля………….…3

2.Использование  выразительных средств языка  в текстах научно-популярного  стиля……………………………………………………….…...7

Заключение………………………………………………………………….15

Список литературы……………………………………………………….....16

 

 

 

Введение  

Научно-техническая  революция оказывает глубокое влияние  на развитие и функционирование языка. Поэтому популяризация научных  знаний имеет огромное значение для  общества. У научного произведения статьи, монографии и т. д., как это ни покажется на первый взгляд странным, есть свой сюжет, хотя представление о сюжете связывается обычно с художественным текстом. Сюжет научного текста необычен: автор приобщает читателя к процессу поиска истины. Читатель должен пройти вслед за ним путь, чтобы, сделав (и, тем самым, перепроверив) логические ходы, прийти к желаемому выводу-результату. Автор моделирует ситуацию, представляя процесс поиска истины в наиболее, по его мнению, оптимальном варианте, т. е. так, как это происходило бы в идеале.

Объектом исследования являются научные статьи в СМИ. Предмет  исследования – выразительные средства языка в печатных изданиях. Целью данной работы является исследование особенностей использования выразительных средств языка в научно-популярных текстах.

Были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть понятие  научно-популярного подстиля;

- проанализировать  использование образно-выразительных  средств в научных статьях  и их влияние на смысловое  содержание текста.

Реферат состоит  из введения, двух глав, заключения и  библиографического списка.

Во введении объясняется  актуальность, а также практическая значимость выбранной темы; поставлены основные цели и задачи исследования; указаны объект, предмет, структура  работы.

В первой главе рассматривается  понятие научно-популярного подстиля, его характерные особенности  и сложности использования выразительных  средств языка.

Во второй главе  проводится анализ использования различных образно-выразительных средств, их уместность и значимость в смысловом контексте научной статьи.

В заключении сделаны  основные выводы и предположения  о дальнейшем развитии научно-популярной прозы.

Основным источником для исследования послужили российские газеты «Аргументы и Факты» (номера 1998-2002гг) и «Комсомольская правда» (номера 2000-2002гг.). 

  1. Научно-популярная речь как разновидность научного стиля

 

Подчеркивая основные черты научно-популярного изложения, Д. И. Писарев писал: «Во-первых, популярное изложение не допускает в течение  мысли той быстроты, которая совершенно уместна в чисто научном труде  В популярном сочинении каждая отдельная  мысль должна быть развита подробно,  так, чтобы ум читателя успел прочно утвердить дальнейший путь к логическим следствиям, вытекающим из этой мысли. Если вы будете утомлять ум вашего читателя слишком быстрыми переходами, то получите тот же результат, которое произвело бы отсутствие мостиков: читатель ошалеет и совершенно потеряет из виду общую связь ваших мыслей. Во-вторых, популярное изложение должно всячески избегать отвлеченности, каждое общее положение должно быть подтверждено осязательными фактами и пояснено примерами».

Научно-популярный стиль изложения (или подстиль, т. е. разновидность научного стиля  речи) чрезвычайно важен для живой  передачи знаний, для того, чтобы  не прерывалась культурная традиция. Выдающимися мастерами популярного  изложения были И.Л. Андроников, В.О. Ключевский, Д. С. Лихачев, М. Мамардашвили.

Широко известен следующий эксперимент: были отобраны две равные по уровню знаний группы студентов. В течение месяца первая группа воспринимала в видеозаписи  лекции выдающихся ученых, в другой же вел занятия обычный преподаватель. Результаты обучения во второй группе оказались значительно более  высокими по сравнению с первой, что объясняется, во-первых, непосредственным общением преподавателя с аудиторией, предназначенностью его речи конкретному  адресату, ее вариативностью в зависимости  от изменения условий общения, а  во-вторых, использованием не сугубо научного, а научно-популярного стиля изложения. Специфика академического красноречия  заключается не в механической передаче знаний, а в их порождении, в умении лектора публично мыслить и заражать аудиторию своей увлеченностью  в поисках истины, что невозможно без овладения научно-популярным стилем изложения.

В книге В.В. Ученова  названы следующие принципы популярного  изложения: 
-   «перевод»  с  абстрактного   (секвестр   сокращение бюджетных расходов); 
-   конкретизация речи при помощи имен собственных, дат и т. п.; 
-  художественность, предполагающая проблемность изложения, варьирование типов речи (описания, повествования, рассуждения) и точек зрения, использование различных приемов воздействия, тропов и фигур, средств диалогизации и установления контакта с аудиторией. 
Своеобразие популярного изложения обусловлено парадоксальной природой объяснения. Это не то же самое, что определение, в основе которого лежит формальная логика доказательства. Вспомним определение любого понятия или явления из школьного или вузовского учебника. Оно всегда требует расшифровки, конкретизации.  
Например: инфляция обесценение бумажных денег вследствие выпуска их в обращение в размерах, превышающих потребности товарооборота. 
Определение, в отличие от объяснения, не может базироваться на отрицании, на аналогии, на повторе, на описании или повествовании. Для определения используются лаконичные предложения типа Остров это часть суши, со всех сторон окруженная водой. Для объяснения же используется другая структура речи: развернутая, ступенчатая, с многочисленными повторами, возможно, вопросно-ответная.

Существует необоснованное мнение, что  научному, в особенности научно-популярному изложению, якобы свойственна образность. При этом среди требований к научно-популярному стилю в отдельных рекомендациях образность выдвигается как непременное, характерное его свойство. Вопрос о стиле речи научной и научно-популярной литературы является весьма важным  и актуальным.

Кроме того, в научно – популярной речи наблюдается не столько образность в собственном  смысле этого слова (тем более  художественная образность), сколько  использование отдельных словесно – образных средств, чаще – сравнений, реже – метафор. Естественно, здесь  нет той системности образных средств, которая присуща образной речи. Здесь нет и речевой конкретизации  образно – художественного типа. Конкретизация научно – популярного  изложения, как правило, отвлеченно – понятийна, не выходит из «русла»  научного стиля речи. Таким образом,  дело не столько в «образности» речи, сколько в ее простоте и ясности.

Для научно – популярного  изложения остается законом обобщенность и отвлеченность, что находит  полное отражение в особенностях речи. 
Ориентированность научно-популярной статьи на такие коммуникативные цели, как анализ и объяснение научных проблем, обуславливает отнесение данного речевого жанра к аналитическому типу текста. В результате получается комплексное информационно-аналитическое функциональное содержание, структурный облик которому придает научно-публицистический  функциональный стиль.

Методика исследования научно-популярной статьи определяется пониманием текста и состоит в  выделении композиционных звеньев, анализе речевых действий и операций и их распределения по композиционным звеньям. Моделирование данного  речевого жанра предполагает набор  следующих типовых речевых действий: информирование, разъяснение, и описание.

Из общих черт научно – популярного изложения  следует назвать:  
а) подробность изложения научных данных, своеобразное «разжевывание» сведений;  
б) раскрытие всех возможных общих положений на конкретных примерах;  
в) намеренное подчеркивание хода логической мысли специальными речевыми средствами;  
г) стремление избегать широкого использования терминов, а при невозможном употреблении непременно разъяснять их значение; д) «не загромождение» научными фактами, материалом исследования; необходимость давать «отдых» читателю использованием различных параллелей и «вставок» не собственно научного содержания; е) использование разнообразных приемов (в том числе речевых) активизации внимания читателя; ж) стремление к оригинальности, нешаблонности выражения и некоторые другие. По–видимому, более легким для восприятия неподготовленного читателя является индуктивный метод изложения. 

Некоторые из отмеченных черт представляются общими у стиля  научно – популярных работ со стилем речи собственно научной. И это естественно, ибо научно – популярное изложение  – это своеобразная разновидность («подстиль») научного стиля.

Со стороны собственно-речевой  все это выражается:  
1) в большой широте и большей, чем в сугубо научном тексте, степени конкретизации; в большинстве случаев полной конкретизации;  
2) в простоте синтаксических конструкций, стремлении избегать усложненных предложений;  
3) в довольно частом обращении к «риторическим вопросам», активизирующим внимание читателя и показывающим ход, логику течения мысли;  
4) в более широком, чем в собственно научном стиле, использовании средств словесной образности, особенно сравнений;  
5) в «сокращении» употребления научных терминов, особенно узких, и  несколько меньшем использовании абстрактной лексики;  
6) в довольно свободном обращении к средствам разговорной речи (лексико-фразеологическим и синтаксическим) и др. Всем этим и создается простой и ясный, а также и яркий стиль доходчивого, популярного изложения научных знаний.

Как известно, семантические  границы слова в разговорной  речи очерчены менее четко, чем соответствующие  синонимы в области литературно-книжной  лексики. В этом заключается одна из причин невозможности использования  разговорной лексики в языке  научного изложения. Существует еще  целый ряд особенностей разговорной  речи, заставляющих смотреть на разговорные  элементы в научном тексте как  явление, функционально не оправданное  спецификой научного изложения.

Тем не менее, авторы научных статей систематически прибегают  к использованию разговорной  лексики и синтаксиса. Противоречие между разговорным и книжным  разрешается путем сужения сферы  употребления элементов разговорной  речи посредством введения их в узкие  рамки традиционного использования  в определенной жанровой разновидности  научной прозы. «Мотивированное употребление разговорной лексики и синтаксиса в научной прозе не означает исчезновения оппозиции книжное/разговорное, это лишь одно из проявлений ассимиляции иностилевых элементов в научной прозе».

Синтаксическая  структура простого предложения, не характерная для научной прозы, выступает как элемент разговорной  речи в научном сообщении. Однако использование данной структуры  подчинено определенным коммуникативным  задачам. Их «выделенность» служит не цели нарушения установленных норм, но акцентуации тех частей высказывания, которые необходимо подчеркнуть.

Коммуникативная природа  жанровой формы предполагает наличие  инфраструктуры, которая включает в  себя коммуникантов, процесс коммуникации, микросреду коммуникации и средство коммуникации. 
Вводной части, серединной части и заключения. 
В динамическом аспекте элементами композиции выступают композиционные звенья: введения в тему, развитие темы, резюмирование.  
Носителями коммуникативного процесса выступают субъекты коммуникации: адресант и адресат. В научной речи коммуникантами являются реальные лица индивидуального или коммуникативного характера. Конкретизация субъектов коммуникации на уровне жанра как функционального объекта определяется характером микросреды общения. Микросреда – это конкретные объективные условия, в которых находятся общающиеся. К этим условиям относятся, прежде всего, различные роли, в которых выступают коммуниканты: 
Статусные роли – это социальная характеристика коммуникантов (возраст, пол, национальность, социальный слой); 
Позиционные роли – место в системе социальных отношений (начальник, подчиненный, учитель, ученик); 
Ситуационные роли (гость, друг, покупатель); 
Личностные роли (друг, враг, добрый человек, сплетник); 
Эти роли стереотипны, выступая нормами, они регулируют взаимоотношения коммуникантов и оказывают существенное влияние на языковое оформление общения.

Большое значение имеет  место протекания коммуникации (семья, собрание, учреждение),  а также пространственные отношения коммуникантов (контактность-дистантность). В качестве средств коммуникации на жанровом уровне выступают разные виды письменной и устной речи, дифференцированные вышеуказанными условиями.

Таким образом, анализ научной литературы позволил сделать  следующие выводы: 
- научно-популярное изложение представляет собой простое и ясное изложение научных знаний;

- ориентированность научно-популярной прозы различных жанров на такие коммуникативные цели, как анализ и объяснение научных проблем, обуславливают отнесение данного речевого жанра к аналитическому типу текста; 
- данному речевому образованию присущи частные целеустановки и соответствующие им композиционные звенья, реализующие данные целеустановки.

 

  1. Использование выразительных средств языка в текстах научно-популярного стиля

 

 

 В связи с огромным влиянием средств массовой информации на жизнь  и развитие современного общества язык науки стал объектом многих исследований. Лингвистические работы последних десяти-пятнадцати лет, посвящённые языку науки, разрабатывают в основном культурно-речевой аспект , в меньшей степени – социолингвистический и экспрессиологический. Именно экспрессиологическому аспекту исследования языка публицистики посвящена данная работа. Причём обширность темы побуждает сосредоточить внимание главным образом на двух чрезвычайно характерных и значимых для раскрытия указанной темы процессах, которые можно обозначить как жаргонизацию и фигурацию языка современной российской науки.

Информация о работе Использование выразительных средств языка в научно-популярном стиле