Культура речи оратора

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 01:04, контрольная работа

Описание работы

Риторика – искусство владения словом – один из неотъемлемых элементов общей культуры. Без слова нет человека. Без знания основ ораторского искусства, умения говорить грамотно и интересно нет (и не может быть) полноценной личности. А.П. Чехов писал в этой связи: «В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить можно бы считать таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания – обучение красноречию следовало бы считать неизбежным».

Содержание

1. Введение………………………………………………………………стр.2
2. Византийское красноречие (Василий Кесарийский, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст)……………………………стр.4
3. Культура речи оратора…………………………………………...стр.13
4. Заключение…………………………………………………………стр.20
5. Литература…………………………………………………………стр.21

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 47.08 Кб (Скачать)

Содержание 

     1. Введение………………………………………………………………стр.2

     2. Византийское красноречие (Василий  Кесарийский, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст)……………………………стр.4

     3. Культура речи оратора…………………………………………...стр.13

     4. Заключение…………………………………………………………стр.20

     5. Литература…………………………………………………………стр.21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Риторика  – искусство  владения  словом – один из неотъемлемых элементов  общей культуры. Без слова нет  человека. Без знания основ ораторского  искусства, умения говорить грамотно и интересно нет (и не может быть) полноценной личности. А.П. Чехов писал в этой связи: «В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить можно бы считать таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания – обучение красноречию следовало бы считать неизбежным».

     Без  постоянного  совершенствования  словесной  практики  и обобщающей ее теории не может быть прогресса  ни в науке, ни в искусстве, ни в  политике. Неудивительно, что ныне, в эпоху глубоких социокультурных перемен, риторика переживает вторую молодость.

     Для оратора язык – главнейшее оружие, с помощью которого он решает триединую  задачу: пленить, доказать, убедить  слушателей и тем самым подчинить  их себе. Поэтому публичная речь – своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства, и на сознание. Если речь действует только на способность  логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственной  сферы человека, она не способна производить сильное впечатление. 

     Не  будет иметь успеха даже самая  содержательная и интересная речь,  если  она произнесена пресным  языком. Впечатление,  сохраняющееся  в представлении слушателей после  настоящей ораторской речи, есть целый  ряд образов. И если произносимые ораторам слова не вызывают образов, они только утомляют публику.

     Не  менее  значимо для риторического  успеха и умение выражать свои мысли  ясно, коротко, просто, доступным и  понятным массовому  слушателю  языком.

     Знание  основ  общей риторики необходимо не  только  ораторам, но и  слушателям, ибо мыслящему человеку далеко не безразлично, кем желает его  сделать  тот или иной мастер  слова. Умение анализировать выступления ораторов, их ближние и дальние цели –лучший способ избежать грубых житейских и политических ошибок, не поддаться обману и самообману. 

     Познавая  слово, человек познает себя. А  это залог успеха в любой, даже самой молчаливой сфере деятельности.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Византийское  красноречие (Василий  Кесарийский, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст).

     Начало  практического формирования византийского  духовного красноречия относится  к IV в. У его истоков стоят такие знаменитые ораторы и проповедники, как Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Назианзин и Григорий Нисский.

     Подъем  христианского ораторского искусства Византии можно объяснить двумя причинами:

     во-первых, обострением борьбы между язычеством и побеждавшим его христианством, которое постепенно стало оказывать всё большее влияние на политическую и духовную жизни империи;

     во-вторых, общим "падением" образованности, результатом которого стало снижение воспитательного значения литературы и театра; в связи с этим особое значение приобрела живая речь с  се приёмами прямого и эмоционального обращения к человеку, массе.

     Особое  место в оформлении восточной  ветви духовного красноречия  занимают "три великих каппадокийца" - Василий Кесарийский, прозванный "Великим", Григорий Назианзин и Григорий Нисский.

     Именно  во время их активной деятельности (70-90 гг. IV в.) приходится окончательное  утверждение господства христианства (православия), последние его крупные  столкновения с язычеством, острая внутрицерковная борьба, стимулировавшая разработку догматических вопросов, развитие жанра христианской проповеди.

     На  Каппадокию всегда смотрели как на достаточно дикую, отсталую и малокультурную область Византии. Ее жителей считали людьми по-деревенски медлительными, замкнутыми, неразговорчивыми, от бедности завистливыми и жадными. Здесь редко появлялись образованные интеллектуалы, тем более такие, которые могли бы снискать себе сколько-нибудь значительную известность на общеимперской арене. Каппадокийские риторы традиционно были предметом всеобщих насмешек за их косноязычие и плохое произношение. Но к середине IV в. положение заметно изменилось. В городах Каппадокии сложилась немногочисленная, но весьма влиятельная культурная элита; распространение христианства лишь укрепило ее положение. Особенность мировоззрения этих людей заключалась в отсутствии сильной связи с античными традициями и слепой привязанности к старому наследию. Это обстоятельство позволило им более критично воспринимать предшествующие культурные достижения и гибко приспосабливать их к насущным потребностям. Знаменитый "каппадокийский кружок" состоял из церковных деятелей, родившихся в семьях убежденных христиан с длительной традицией приверженности новой вере, которые с полной религиозной убежденностью и высокой богословской подготовкой могли использовать для нужд церкви все необходимое и пригодное из огромного античного наследия.

     Фактическим главой кружка был Василий Кесарийский (329 - 379 гг.) - крупнейший церковный деятель  эпохи, во многом подготовивший и  обеспечивший победу православия в  Византийской империи. Он родился в  богатой семье, образованной и глубоко  религиозной, подвергавшейся преследованиям еще при императоре Диоклетиане. Из четырех его братьев лишь один стал врачом, остальные, в том числе  и Василий, - епископами. Будучи сыном  ритора, он с детства готовился  унаследовать ту же профессию. После  школы своего отца Василий учился в Кесарии Палестинской, Константинополе, Афинах. Вскоре он стал одним из лучших мастеров риторики. Его отличали точность и четкость стиля, выработанные при написании судебных речей, составлением которых Василий занимался по возвращении на родину. Его характер и вкус, умеренный и сдержанный, предрасполагали к восприятию традиций антиохийской школы с ее аттицизмом, требовавшим четкости и ясности изложения.

     В 60-е гг. Василий круто меняет свой образ жизни. Острый душевный кризис стал причиной того, что он резко порвал со своим прошлым и стал аскетом. После посещения монашеских обителей Египта, Сирии и Палестины Василий по возвращении в Каппадокию создал свой тип общежительной обители. В 370 г. его избрали епископом Кесарии. Именно на этом посту проявились способности Василия как политика и талантливого организатора, отличавшегося практическим умом, колоссальной работоспособностью, крепкой хозяйственной хваткой, твердостью и властностью характера. За несколько лет он завоевал авторитет больший, чем любой другой малоазийский епископ того времени. По существу, Василий стал главой православия на востоке и способствовал его утверждению в Византии. За это он и получил прозвище "Великий".

     Вклад Василия Kecaрийскoro в развитие византийского духовного красноречия велик: как систематизатор он жестко и определенно разделил христианские речи" на экзегетические (толкование Писания), катехитические (морально-наставительные) и панегирические.

     К экзегетическим сочинениям Василия принадлежит знаменитый "Гексамерон" - "Шестоднев" (девять бесед на шесть дней творения), пользовавшийся огромной популярностью в средневековом мире - как в Западной Европе, так и на Руси. Именно это произведение знаменует собой новый этап в становлении христианской мысли. Оно свидетельствует о способности Василия смело использовать для обоснования христианской доктрины огромное наследие античного естественнонаучного знания и умении опереться как на неоплатонические идеи, так и на традиционные теории (Аристотель), поставив при этом превыше всего веру. Уже в этих беседах проявляются характерные черты риторического стиля Василия Кесарийского: простота и серьезность тона, расчленение материала, облегчающее его понимание (каждая беседа, кроме преамбулы и заключения, распадается на небольшие разделы; четко поставленные вопросы и ясные отпеты). Остроумные житейские сравнения (из области домостроения, кораблестроения или из жизни купцов, странников), антитезы, метод доказательства от противного - таковы приёмы, которыми блестяще владел Василий.

     Значительная  часть катехитических речей (морально-нравственных проповедей) посвящена изобличению человеческих пороков: гнева, зависти, пьянства и др. Здесь образцово развивается ставшая традиционной тематика христианских назиданий - о преимуществах скромной жизни, призрачности богатства, о необходимости милосердия и т.п. В этих проповедях речь иногда грубовата, но доступна для понимания любому слушателю. В центре внимания проповедника не внешняя красота слога, а смысл, постижению которого только и должны служить риторические приемы. Василий писал: "Для некоторых людей наслаждение цветами ограничивается разнообразием красок и приятностию ароматов, между тем как пчелы собирают с них мед. Так и здесь, кто преследует. одну только внешнюю красоту и сладость, не сможет извлечь из них хотя бы небольшую пользу для души".

     В проповедях епископа отчетливо проявляются  некоторые новые черты и тенденции, характерные именно для христианского  красноречия: стремление не выпячивать саму личность автора, что расценивалось  как "языческое тщеславие". Величие сюжета и темы, ее самостоятельная значимость делали неуместным стремление демонстрировать свое ораторское искусство, ибо главной целью было дать слушатели духовную пищу и добиться, чтобы он ее усвоил. Поэтому Василий требовал, чтобы слушатели во время проповеди перебивали его, спрашивали, что им непонятно: "Вы сидите вокруг меня как судьи, не как ученики". Проповеди Василия Великого написаны точным и ясным языком. Он заблаговременно готовил их, но сознательно писал в такой манере, чтобы они производили впечатление импровизации.

     Василию Кесарийскому принадлежит заслуга  оформления жанра христианского панегирика, который обрел у него поэтическую возвышенность. Его знаменитое произведение "О 40 мучениках" стало своего рода гимном торжествующего христианства.

     Другой  крупной фигурой восточного духовного  красноречия был Григорий Назианзин, или Богослов (ок.329-390 гг.). Близкий друг Василия Кесарийского, Григорий Богослов получил риторическое образование в школах Каппадокии, Кесарии Палестинской, Александрии, завершив его десятилетним обучением в Афинах. Покинув Грецию около 385 г., он вернулся в Назианз, где стал ритором. В отличие от Василия, строгого и организованного, внутренне собранного и дисциплинированного, Григорий был человеком впечатлительным, склонным к самоуглублению и рефлексии. Его долгое время мучил конфликт между "жизнью активной" и "жизнью созерцательной". В 361 г. он принял сан и стал руководить православной общиной Константинополя. В 381 г. на соборе его избрали епископом столицы.

     Григорию  Назианзину принадлежит 45 бесед, среди которых выделяются беседы и проповеди первых лет, константинопольские проповеди 379-381 гг. и панегирики. Он также автор 5 знаменитых теологических бесед в защиту православия против ариан, выдержанных в форме задушевной беседы, и двух обличительных речей против императора Юлиана Отступника.

     Для стиля Григория характерно сознательное стремление к консервации античных языковых форм и использование светского языческого красноречия для "познания истины". Правда, он считал, что в проповедях "следует, насколько возможно, избегать книжного слога, но склоняться более к разговорному".

     В отличие от Василия для Григория Богослова риторика была средством  не столько влиять на других, сколько  выразить свои мысли и чувства. Его  проповеди достигали большого эмоционального эффекта; глубокое личное чувство и  искренность сочетались у него с  возвышенно-риторическим духом общих  размышлений. Чувствительность и воображение  делали его проповеди, надгробные речи и панегирики, несмотря на многословие, поистине трогательными. Такова, например, его "Надгробная речь Василию Великому", согретая лиризмом индивидуального чувства. Будучи поэтом, автором религиозных гимнов, Григорий Назианзин пытался сделать свою прозу также поэтично выразительной, музыкальной, подчеркивая тем самым интимность, личностность религиозного чувства. Именно в этом, а также в поэтизации страдания и внутреннего переживания заключается вклад Григория Богослова в византийскую риторику.

     Третьим из "каппадокийских отцов" был младший брат Василия Григорий Нисский (ок.335 - 394). Он также получил блестящее философское и риторическое образование. Некоторое время был ритором. Под влиянием Василия вступил в клир и в 371 г. сделался епископом. Он был созерцательной натурой, "кабинетным ученым" и стал самым крупным представителем богословской мысли своего времени, широко использовавшим методы свободного, аллегорического толкования Библии. Его риторика - образец ученой христианской риторики. Стиль Григория Нисского тяжеловесен. Он не злоупотребляет цитатами, предпочитая все излагать своими словами. Несколько пышная торжественность стиля не мешает, однако, выразительности, даже самые отвлеченные мысли он формулирует с убедительной наглядностью.

     Вершиной  восточного духовного красноречия  является творчество младшего современника "великих каппадокийцев" Иоанна Златоуста (ок.350 - 407 гг.), в произведениях которого усвоение традиций античной культуры христианской церковью достигло полной классической завершенности.

Информация о работе Культура речи оратора