Методика обучения и развития устной речи в школе для слабослышащих учеников

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 22:34, реферат

Описание работы

Важной частью занятий по развитию речи является формирование умений выражать в ней разнообразные смысловые отношения. Эта работа воспитывает у детей логико-грамматическую сторону речи, новые слова осознаются и усваиваются лишь в связи с другими словами.
В языковой системе выделяются виды смысловых отношений категориального уровня между словами. Одним из таких видов смысловых отношений являются пространственные отношения.

Содержание

Введение
Глава 1 Основные направления работы по формированию устной речи слабослышащих учащихся на уроках развития устной речи
1.1 Задачи и содержание работы по формированию устной речи слабослышащих учащихся на уроках развития устной речи
1.2 Основные направления работы над предложением на уроках развития речи в школе для слабослышащих
1.3 Развитие навыков диалогической и монологической речи на уроках развития речи в школе для слабослышащих учащихся
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

доклад по ря за 6 нед.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      В ходе анализа темы курсовой работы мы обратились к рассмотрению особенностей методики развития речи учеников коррекционной школы, в частности школы для слабослышащих учащихся.

      Мы  проанализировали основные направления  работы по формированию устной речи слабослышащих учащихся на уроках развития речи и пришли к следующим выводам.

      Исследователи Р.М Боскис, А.Г. Зикеев основное внимание в работе над выражением смысловых отношений на уроках развития речи обращают на лексическую сочетаемость. Детей учат понимать языковые способы выражения отношений и практически использовать их. Работа над формообразованием переносится на уроки грамматики. На уроках развития речи по отношению к грамматическим явлениям осуществляется определенная пропедевтика, заключающаяся в восприятии наблюдении (понимании) за основными грамматическими средствами передачи отношений при обращении основного внимания на выбор синтаксической модели, для выражения смысловых отношений, а также на выбор знаменательных м строевых слов (предлогов, союзов).

      Особое  место отведено в нашем исследовании основным направлениям работы над предложением на уроках развития речи. Важно заметить, что на начальном этапе обучения языку предпочтение отдается побудительным предложениям, которые относительно просты по конструкции и единообразию используемых форм.

      Отмечено. Что в работе над любым типом  предложений учитель направляет учебную деятельность детей на усвоение схемы (модели) синтаксической конструкции, местонахождения главных и второстепенных членов (порядок слов), средств синтаксической связи (предлоги, союзы), интонации. Сначала учащиеся знакомятся с новой моделью предложения в пассивной речи, наблюдают за ее использованием в высказываниях учителя.

      На  конкретных примерах и в таблице  в работе показано, что после того, как учащиеся научатся понимать побудительную  фразу учителя определенной конструкции, они начинают упражняться в передаче поручений и приказаний друг другу.

      Одной из центральных задач развития устной речи и речи в целом является обучение диалогу Учитель в работе над  диалогом использует различные тренировочные  упражнения: построение диалога по аналогии с образцом, дополнение его репликой, подбор парных реплик из числа предложенных, вставка в диалог пропущенной реплики (также из числа предложенных), придумывание пропущенной реплики, продолжение диалога по заданной ситуации, трансформация его по различным заданиям (например, изменить время или место действия) и т.д.

      Следует также использовать диалоги по воображаемой ситуации, инсценировке или построенные  в форме игр

      Особую  ценность представляют такие темы, содержание которых обусловлено  индивидуальным опытом детей (самостоятельное чтение, выходной день, события в семье, каникулы, занятия в кружках и пр.).

      Краткие беседы в начале урока развития речи (о погоде , дежурстве, предстоящих календарных датах, распорядке дня, предстоящих событиях) – важный участок речевой практики.

      Исследователь А.Г. Зикеев замечает, что обучение монологической речи в большей мере требует умений логически последовательно и связно по форме выражать свои мысли [Зикеев 1976 : 41] .

      Методикой развития обучения связной речи предусматривается последовательный переход от обучения менее сложным видам монологических высказываний к обучению более сложным, как по структурному типу, так и по условиям. В которых происходит построение монолога: от составления отдельных описательно- повествовательных предложений (на основе наглядной ситуации) до составления связных рассказов на те или иные темы (на словесно-контекстной основе).

      По  мере овладения элементарными видами повествования учащиеся тренируются  в составлении рассказов об экскурсиях, прогулках, наблюдениях, выполненных практических работах. Таковы основные особенности методики овладения речью на уроках развития речи в специальной (коррекционной) школе для слабослышащих учащихся.  

 

       СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети. М.: 1963. – 321 с.

2. Боскис, Р.М., Коровин К.Г. Методическое руководство к учебнику русского языка для 1 класса школы слабослышащих. М.: 1966. – С.78-89.

3. Боскис, Р.М., Коровин К.Г., Синяк В.А. Формирование грамматического строя языка у тугоухих учащихся. М.: 1955. – 342 с.

4. Боскис, Р.М., Фингерман Л.Е. Развитие письменной речи в начальных классах школы слабослышащих. М.: 1978. – С.89-90.

5. Внеклассная работа по развитию речи в школе слабослышащих / под ред. А.Г. Зикеева и В.В. Тимохина. М.: 1978. – 231 с.

6. Воспитательная работа в школе слабослышащих / под ред. Л.В. Никулиной. М.: 1981. – 432 с.

7. Гилевич, И.М. Раз словечко два словечка… Рабочая тетрадь по языку для учащихся 1-х классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. В 2-х частях. М.: , 2003. – 123 с.

8. Донская, Н.Ю. Комаров К.В. Обучение грамоте // Книга для учителя школы слабослышащих. М.: 1995. – 329 с.

9. Зикеев, А.Г. Интенсификация учебного процесса в школе слабослышащих / под ред. К.Г. Коровина. М.: 1988. – 341 с.

10. Зикее, А.Г., Коровин К.Г., Гилевич И.М. Картинный словарь русского языка. Ч. I. М.: 1999. – 431 с.

11. Зикеев, А.Г., Коровин К.Г., Гилевич И.М. Картинный словарь русского языка. Ч. II. М.: 2001. – 260 с.

12. Зикеев, А.Г. Книга для учителя школы слабослышащих / под ред. К.Г Коровина. М.: 1988. – 561 с.

13. Зикеев, А.Г. Методика работы над сложными предложениями на уроках русского языка в начальных классах специальных (коррекционных) школ. М.: 2004. – С.67.

     st.ru

Информация о работе Методика обучения и развития устной речи в школе для слабослышащих учеников