Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 21:05, доклад
Изучение морфемики и словообразования дает ключ к пониманию процессов словообразования и словоизменения, связи между значением и структурой слова, словообразовательных связей родственных слов. Обращение к сложным случаям морфемного и словообразовательного разбора поможет ученикам избежать возможных ошибок, расширит их лингвистический кругозор.
общеобразовательный лицей при ТРТУ
      Изучение 
морфемики и словообразования дает 
ключ к пониманию процессов 
      Предлагаемые 
задания могут быть использованы как 
при подготовке  олимпиад по русскому 
языку, так и на уроках повторения и обобщения 
материала по   словообразованию. 
¨Можно ли с помощью приставки образовать от имени существительного имя прилагательное или глагол ?
      Ответ. 
Нет. С помощью приставок образуются слова 
той же части речи, что и исходное слово. 
Внук – правнук, 
человек – сверхчеловек. 
Ср. в словах других частей речи: бежит 
– прибежит, 
убежит, 
добежит; легкий 
– нелегкий, 
сверхлегкий. 
      ¨ 
Можно ли считать слова 
луковка, лучник, 
излучина однокоренными 
? 
       
Ответ. Нет. Слово луковка образовано 
от существительного лук1 
(растение); лучник – от лук2 
(оружие); излучина – от слова лука 
(дугообразный поворот реки), ср. 
лукоморье. Таким образом, это слова  
с  омонимичными корнями. 
¨Найдите лишнее слово. Объясните ответ.
Ответ.
¨С помощью словообразовательных цепочек покажите разницу в строении слов:
1) законность, готовность;
2) центральный, вязальный;
3) 
столярничать, сотрудничать. 
Ответ: 1) закон → закон-н-ый → закон-н-ость; готов-ый → готов-ность;
2) 
центр → центр-альн-ый; 
вяз-а-ть (ср вяж-у) 
→  вяз-а-льн-ый; 3) 
столяр → столяр-нича-ть; 
труд → со-труд-ник → 
со-труд-нич-а-ть. 
¨Какой суффикс «прячется» в слове брат ? Можно ли найти его в других словах ?
Ответ. 
Речь идет о суффиксе -й- 
(его обозначают также буквой  j 
), который образует форму множественного 
числа : брат –[ брат ,- 
й – а], [ брат ,- 
й – ев]. 
Его можно встретить и в других словах: 
лист – [лист ,-й-а], 
стул - [стул ,-й-а]. 
¨ Какая морфема «спрятана» в словах мать и дочь ?
      Ответ: 
в косвенных падежах имен существительных 
мать и дочь появляется суффикс 
-ер- (мат-ер-и, 
доч-ер-и; 
мат-ер-ей, 
доч-ер-ей 
и т. д.) 
¨ Прочитайте отрывок из стихотворения Л. Кэрролла в переводе Н. Демуровой.
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве.
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
От выделенного глагола по правилам русского словообразования образуйте следующие слова:
Ответ: 
1) хрюкотание; 2) хрюкотливый; 3) 
хрюкотун, хрюкотатель, 
хрюкотальщик. 
       ¨Решите 
уравнения. Какой пример 
не имеет решения ? 
Ответ: 
1) бочар, 2) известковый, 3) не имеет 
решения, 4) гладильный, 5) балалаечник. 
¨ Какой корень выделяется в косвенных падежах местоимения он?
      Ответ: 
корень -j- (  его 
[j-эво],  ему 
[j-эму] ). 
¨ К корню или к окончанию относится звук [ы] в местоимениях ты, вы ?
Ответ: в местоимениях ты, вы звук [ы] входит в состав корня. На это указывают родственные слова вы-ка-ть, ты-ка-нь-е.
¨Выделите окончания в словоформах дашь, ест, создам.
      Ответ:  
окончания: -шь (да-шь), 
-т (ес-т), 
-м (созда-м). 
¨Пшено и пшеница – однокоренные слова ?
      Ответ: 
нет. В словах пшеница и 
пшено выделяются корни –пшен- и 
–пшениц-. (Пшено получают не из пшеницы, 
а из проса). 
¨ Назовите слова, образованные от фразеологических оборотов.
Ответ: лежебока (лежать на боку), горемыка (горе мыкать), злободневный (на злобу дня), вековечный (на веки вечные).
      ¨Поэт 
Василий Каменский написал 
стихотворение из одного 
слова: Рекачкачайка. 
Как образован этот 
неологизм ? 
       
Ответ: слово рекачкачайка 
представляет собой наложение друг на 
друга нескольких слов: река, 
качка, чайка. 
¨Исконно русским или заимствованным является слово самбо (борьба) ? Как оно образовано ?
      Ответ:  
слово самбо образовалось в русском 
языке путем сокращения слов: самооборона 
без оружия (сам + б + о). 
¨Слово беруши означает ‘аппарат для борьбы с вредным для человека шумом на производстве’. Как образовано это слово ?
Ответ:  
слово образовано сложением сокращенной 
основы и целого слова: бер(егите) + 
уши → беруши. 
¨Объясните, как образованы неологизмы Игоря Северянина? Приведите примеры аналогичных словообразовательных пар.
Взволновали ее звуки флейты…
Оним обездарят ваш дар…
Жемчужу гордо в свои сонеты…
Ответ:
¨ Что объединяет слова пломбир, вулкан, фужер ?
      Ответ: 
это нарицательные имена существительные, 
которые образованы от имен собственных. 
¨Какая ошибка допущена при составлении задания: «Найдите слово с приставкой, как в слове дописать, с корнем, как в слове переносица, с суффиксом, как в слове грузчик, и окончанием, как в слове гусь» ?
¨Двумя способами опишите словообразование каждого слова.
Игольчатый, недолговременно, наколенник.
Ответ. Игольчатый: 1) игл(а) → иголь-чат(ый) – суффиксальный способ;
                              
Недолговременно: 1) долговременно → не-долговременно – префиксальный способ.
                              
Наколенник: 1) колен(о) → на-колен-н(ый) → наколенн-ик ( ) - суффиксальный способ.
                              
      ¨Определите 
способ словообразования: 
безделье, веселье, 
богомолье. 
Ответ: дел(о) → без-дель-[й]-(е) – приставочно-суффиксальный способ;
весел(ый) → весель-[й]-(е) – суффиксальный способ;
          
бог(а) моли(ть) → бог-о-моль-[й]-е 
– сложение основ с суффиксацией. 
¨Постройте 
словообразовательную 
цепочку, оканчивающуюся 
следующим словом: 
1) выигрышно; 2) 
облицовщик; 3) несмышленыш. 
Ответ: играть → выиграть → выигрыш → выигрышный → выигрышно;
лицо → облицевать → облицовывать → облицовщик;
            
мысль → мыслить 
→ смыслить → 
смышленый → несмышленый 
→ несмышленыш. 
      ¨Выделите 
морфемы в словах   
встать, отворить, смоленский.  
Ответ. В приведенных словах морфемы располагаются не последовательно, а накладываются друг на друга. В словообразовании это явление получило название аппликация морфем.
Информация о работе Морфемика. Словообразование. Задания повышенной сложности