Морфемика. Словообразование. Задания повышенной сложности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 21:05, доклад

Описание работы

Изучение морфемики и словообразования дает ключ к пониманию процессов словообразования и словоизменения, связи между значением и структурой слова, словообразовательных связей родственных слов. Обращение к сложным случаям морфемного и словообразовательного разбора поможет ученикам избежать возможных ошибок, расширит их лингвистический кругозор.

Работа содержит 1 файл

Для конспектов.DOC

— 54.00 Кб (Скачать)

Нарушевич Андрей

Таганрогский  муниципальный

общеобразовательный лицей при ТРТУ

Морфемика. Словообразование. Задания  повышенной сложности

 

      Изучение  морфемики и словообразования дает ключ к пониманию процессов словообразования и словоизменения, связи между значением и структурой слова, словообразовательных связей родственных слов.  Обращение к сложным случаям морфемного и словообразовательного разбора поможет ученикам избежать возможных ошибок, расширит их лингвистический кругозор.

      Предлагаемые  задания могут быть использованы как при подготовке  олимпиад по русскому языку, так и на уроках повторения и обобщения материала по   словообразованию. 

       ¨Можно ли с помощью приставки образовать от имени существительного имя прилагательное или глагол ?

      Ответ. Нет. С помощью приставок образуются слова той же части речи, что и исходное слово. Внук – правнук, человек – сверхчеловек. Ср. в словах других частей речи: бежит – прибежит, убежит, добежит; легкий – нелегкий, сверхлегкий. 

      ¨ Можно ли считать слова луковка, лучник, излучина однокоренными ? 

        Ответ. Нет. Слово луковка образовано от существительного лук1 (растение); лучник – от лук2 (оружие); излучина – от слова лука (дугообразный поворот реки), ср. лукоморье. Таким образом, это слова  с  омонимичными корнями. 

       ¨Найдите лишнее слово. Объясните ответ.

  1. Булочка, козочка, вазочка.
  2. Воротник, задачник, ночник.
  3. Разодеть, разомкнуть, разобрать.
  4. Мудрствовать, свирепствовать, чествовать.
  5. Попугайничать, скромничать, лентяйничать.
 

Ответ.

    1. В слове булочка выделяются корень -булоч- (чередование к //ч) и суффикс -к-. В остальных – суффикс -очк-.
    2. В слове ночник выделяются суффиксы -н- и -ик- (ночьноч-н-ой ноч-н-ик). В других словах – суффикс -ник-.
    3. В глаголе разодеть две приставки: раз- и о- (ср. на-деть, раз-деть). В остальных словах – одна производная приставка разо-.
    4. В слове чествовать выделяется суффикс -вова- (честьчест-вова-ть). В других словах – суффикс -ствова-.
    5. В глаголе скромничать вычленяется суффикс -ича- (скромн-ый скромн-ича-ть). В остальных словах – суффикс -нича-. Например: лентяй лентяй-нича-ть.
 

        ¨С помощью словообразовательных цепочек покажите разницу в  строении слов:

1) законность, готовность;

2) центральный, вязальный;

3) столярничать, сотрудничать. 

Ответ: 1) закон → закон-н-ый → закон-н-ость;   готов-ый →   готов-ность;

2) центр → центр-альн-ый; вяз-а-ть (ср вяж-у) →  вяз-а-льн-ый; 3) столяр → столяр-нича-ть; труд → со-труд-ник → со-труд-нич-а-ть. 

    ¨Какой суффикс «прячется» в слове  брат ? Можно ли найти его в других        словах ?

    Ответ. Речь идет о суффиксе -й- (его обозначают также буквой j ), который образует форму множественного числа : брат –[ брат ,- й – а], [ брат ,- й – ев]. Его можно встретить и в других словах: лист – [лист ,-й-а], стул - [стул ,-й-а]. 

      ¨ Какая морфема «спрятана» в словах  мать и дочь ?

      Ответ: в косвенных падежах имен существительных мать и дочь появляется суффикс -ер- (мат-ер-и, доч-ер-и; мат-ер-ей, доч-ер-ей и т. д.) 

     ¨ Прочитайте отрывок из стихотворения Л. Кэрролла в переводе Н. Демуровой.

                             Варкалось. Хливкие шорьки

                             Пырялись по наве.

                             И хрюкотали зелюки,

                            Как мюмзики в  мове.

От  выделенного глагола  по правилам русского словообразования образуйте  следующие слова:

  1. существительное, обозначающее действие;
  2. прилагательное со значением ‘склонный, способный к такому действию’;
  3. существительное – название лица по его действию.

Ответ: 1) хрюкотание; 2) хрюкотливый; 3) хрюкотун, хрюкотатель, хрюкотальщик. 

       ¨Решите уравнения. Какой пример не имеет решения ? 

  1. печка печник = бочка ?
  2. песок песочный = известь ?
  3. холодный холодноватый = железный ?
  4. вязать вязальный = гладить ?
  5. баян баянист = балалайка ?

Ответ: 1) бочар, 2) известковый, 3) не имеет решения, 4) гладильный, 5) балалаечник. 

      ¨ Какой корень выделяется в косвенных падежах местоимения он?

      Ответ: корень -j- (  его [j-эво],  ему [j-эму] ). 

      ¨ К корню или к окончанию относится звук [ы] в местоимениях ты, вы ?

      Ответ: в местоимениях ты, вы звук [ы] входит в состав корня. На это указывают родственные слова вы-ка-ть, ты-ка-нь-е.

       

      ¨Выделите окончания в словоформах дашь, ест, создам.

      Ответ:  окончания: -шь (да-шь), (ес-т), (созда-м). 

       ¨Пшено и пшеница – однокоренные слова ?

      Ответ: нет. В словах пшеница и пшено выделяются корни –пшен- и –пшениц-. (Пшено получают не из пшеницы, а из проса). 

      ¨ Назовите слова, образованные от фразеологических оборотов.

      Ответ:  лежебока (лежать на боку), горемыка (горе мыкать), злободневный (на злобу дня), вековечный (на веки вечные).

       

      ¨Поэт Василий Каменский написал стихотворение из одного слова: Рекачкачайка. Как образован этот неологизм ? 

        Ответ: слово рекачкачайка представляет собой наложение друг на друга нескольких слов: река, качка, чайка. 

       ¨Исконно русским или заимствованным является слово самбо (борьба) ? Как оно образовано ?

      Ответ:  слово самбо образовалось в русском языке путем сокращения слов: самооборона без оружия (сам + б + о). 

               ¨Слово беруши означает ‘аппарат для борьбы с вредным для человека шумом на производстве’. Как образовано это слово ?

Ответ:  слово образовано сложением сокращенной основы и целого слова: бер(егите) + уши беруши. 

      ¨Объясните, как образованы неологизмы Игоря Северянина? Приведите примеры аналогичных словообразовательных пар.

  1. Одиночила в комнате девушка.

    Взволновали ее звуки флейты…

  1. Художники! Бойтесь «мещанок»:

    Оним  обездарят ваш  дар…

  1. Я еду в серебряноспицной коляске..
  2. Все звезды мира  и все планеты

    Жемчужу гордо в свои сонеты…

Ответ:

  1. одинок(ий) одиноч-и(ть ) - суффиксальный способ (грустный – грустить).
  2. бездарн(ый) о-бездар-и(ть) – приставочно-суффиксальный (черный – очернить).
  3. серебрян(ая) спиц(а) серебрян-о-спиц-н(ый)  - сложение основ с суффиксацией (железная дорога – железнодорожный).
  4. жемчуг   жемчуж-и(ть) - суффиксальный (серебро – серебрить).
 

       ¨ Что объединяет слова пломбир, вулкан, фужер ?

      Ответ: это нарицательные имена существительные, которые образованы от имен собственных. 

      ¨Какая ошибка допущена при составлении задания: «Найдите слово с приставкой, как в слове дописать, с корнем, как в слове переносица, с суффиксом, как в слове грузчик, и окончанием, как в слове гусь» ?

      Ответ: в существительном доносчик (тот, кто занимается доносами, тайно сообщает о чем-либо властям) выделяется корень -донос-, суффикс -чик- и нулевое окончание.
 

        ¨Двумя способами опишите словообразование каждого слова.

      Игольчатый, недолговременно, наколенник.

      Ответ. Игольчатый: 1) игл(а) → иголь-чат(ый) – суффиксальный способ;

                                         2) игл(а) игол-к(а) игольч-ат(ый) – суффиксальный способ.

           Недолговременно: 1) долговременно не-долговременно – префиксальный способ.

                                         2) недолговременн(ый) недолговременн-о - суффиксальный способ.

          Наколенник: 1) колен(о) на-колен-н(ый) → наколенн-ик ( ) -  суффиксальный способ.

                                2) колен(о) на-колен-ник( ) – префиксально-суффиксальный способ. 

      ¨Определите способ словообразования: безделье, веселье, богомолье. 

      Ответ: дел(о) без-дель-[й]-(е) – приставочно-суффиксальный способ;

           весел(ый) весель-[й]-(е) – суффиксальный способ;

          бог(а) моли(ть)бог-о-моль-[й]-е – сложение основ с суффиксацией. 

    ¨Постройте словообразовательную цепочку, оканчивающуюся следующим словом: 1) выигрышно; 2) облицовщик; 3) несмышленыш. 

    Ответ: играть → выиграть → выигрыш → выигрышный → выигрышно;

    лицо  → облицевать →  облицовывать → облицовщик;

            мысль → мыслить  → смыслить →  смышленый → несмышленый  → несмышленыш. 

      ¨Выделите морфемы в словах   встать, отворить, смоленский.  

      Ответ. В приведенных словах морфемы располагаются не последовательно, а накладываются друг на друга. В словообразовании это явление получило название аппликация морфем.

Информация о работе Морфемика. Словообразование. Задания повышенной сложности