Обучение рассказыванию по восприятию игрушек

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 14:34, контрольная работа

Описание работы

Рассказывание но восприятию имеет большое влияние на развитие ребенка, в том числе и на сенсорное. Только на основе ощущений и восприятий развиваются такие сложные психические процессы, как мышление, воображение. Психологами доказано, что при назывании вслух воспринимаемых предметов они различаются, осмысливаются быстрее, запоминаются более прочно.
Ребенок называя определенные свойства предмета, ярче их выделяет, т. е. упражняет свои ощущения и восприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……..3

1. Значение связной речи…………………………………………………………4

2. Игрушка в жизни ребенка……………………………………………………...6

3. Рассказывание по игрушке………………………………………………..….8

4. Конспект занятия по развитию связной речи (описание игрушки) во II младшей группе……………………………………………………………….…13

Заключение…………………………………………………………………….…15

Список литературы……………………………………………………………....17

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 37.76 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….……..3

1. Значение  связной речи…………………………………………………………4

2. Игрушка  в жизни ребенка……………………………………………………...6

3. Рассказывание  по игрушке………………………………………………..….8

4. Конспект  занятия по развитию связной  речи (описание игрушки) во II                   младшей группе……………………………………………………………….…13

Заключение…………………………………………………………………….…15

Список  литературы……………………………………………………………....17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Рассказывание но восприятию имеет большое влияние на развитие ребенка, в том числе и на сенсорное. Только на основе ощущений и восприятий развиваются такие сложные психические процессы, как мышление, воображение. Психологами доказано, что при назывании вслух воспринимаемых предметов они различаются, осмысливаются быстрее, запоминаются более прочно. 

     Ребенок называя определенные свойства предмета, ярче их выделяет, т. е. упражняет свои ощущения и восприятия. 
Поскольку дети учатся описывать объекты, которые они знают, видели, педагоги должны использовать эти рассказы в воспитательном отношении. Необходимо, чтобы ребенок отражал реальные стороны предмета и правильно определял его назначение; в то же время нужно учить детей обращению с предметами.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Значение связной речи

      В рассказывании об игрушке дети подводятся с составлению рассказа об игрушке сначала по вопросам воспитателя и затем самостоятельно. Эти виды рассказывания предполагают обучение разным типам высказывания – описанию  и повествованию и подводят к составлению рассуждения.

      Особое  внимание уделяется и развитию описательной речи. Дети учатся сравнивать, сопоставлять предметы, игрушки, описывать их по следующей схеме, состоящей из нескольких частей:

  • Указывание на предмет, называние его;
  • Оценка предмета или отношение говорящего к нему.

Такое обучение умению описывать игрушки развивает у детей умения и навыки, обеспечивающие общую структурную оформленность текста (начальное определение игрушки высказывания, описание ее свойств и качеств, конечную оценку, отношение к игрушке).

      У детей продолжают формироваться  навыки повествовательной речи, для  этого даются схемы составления  совместного рассказа – тем самым  дети глубже осознают структуру. т.е. композиционное строение связного высказывания (начала, середина, конец). Сначала закрепляются представление о том, что рассказ можно начинать по-разному ( «Однажды», «Как-то раз», «Дело было летом» и т.п.). Взрослый, давая зачин рассказу предлагает ребенку наполнить его содержанием, развить сюжет. («Как-то раз… (собрались звери на полянке). Стали они… Вдруг… Взяли звери… И тогда…»). Заполнение схемы помогает ребенку закрепить представление о средствах связи между предложениями и между частями высказывания. Необходимо учить детей включать в повествование элементы описания, диалоги действующих лиц, разнообразить действия персонажей, соблюдать временную последовательность событий.

      Параллельно с этим развивается и интонационный  синтаксис – умение строить и  произносить разные типы предложений (повествовательные, вопросительные, восклицательные).

      Широко  используется коллективное составление  связного высказывания, когда каждый ребенок может продолжить предложение, начатое взрослым или другим ребенком.

      Такое составление рассказов подводит детей к рассказыванию по нескольким игрушкам, когда один ребенок рассказывает начало, другой продолжает развивать  сюжет по игрушкам, а третий заканчивает  изложение. Взрослый помогает при переходе от одной игрушки к другой словами-связками ( «и вот тогда», «вдруг», «в это время»).

      Специально  выделяется в обучении рассказыванию  роль индивидуальной работы с детьми при описании игрушек, картинок и  подведение ребенка к самостоятельному рассказыванию.

      Обучение  связности высказывания совершенствует составление описательных и повествовательных  рассказов, развивает умение употреблять  в связном высказывании точные и  образные слова. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Игрушка в жизни ребенка

      В дошкольном возрасте главной деятельность детей является – игровая деятельность. И поэтому большое значение отводят  игрушке, т.к. через нее ребенок  начинает деятельность от рождения, и  она становится другом ребенка. Игрушка  необходима для того. Чтобы ребенок  мог выполнить реальные действия.

      Игрушки бывают:

  1. Сюжетные и образные – это куклы и фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства, мебель и др. Кукла – это источник разнообразных переживаний малыша. Она отражает людей разного вида, профессии, пола, национальности.
  2. Дидактические – предназначены для умственного и сенсорного развития и обучения детей. Среди них много народных  игрушек (матрешки) настольные и печатные игры (мозаики).
  3. Игрушк-забавы – «веселые» игрушки используются для развлечения детей. они представляют собой смешные фигурки людей, животных. Особенность игрушек-забав заключается в движении, наглядности, необычностью игровых эффектов. Всё это будит в ребенке заинтересованность, яркие эмоции, развивает чувство юмора.
  4. Спортивные игрушки – предназначены для реализации задачи по физкультурному воспитанию. Они способствуют ловкости движений, развитию мелкой моторики, организованности, выдержке. Это игрушки такие как: обручи, волчки. Данные игрушки развивают координацию движений, для укрепления мышц рук, предплечья. Игрушки предназначены для коллективных игр.
  5. Игрушки самоделки – изготавливаются самими детьми, или родителями. В основе изготовления игрушек-самоделок лежит труд, в ходе которого ребенок учится преобразовывать различные материалы для достижения поставленной цели. Создавая игрушку, ребенок испытывает радость, стремление дальше делать это дело.

    Методика  ознакомления детей с игрушкой:

    • Игрушка вносится с сюрпризом
    • Рассматривание и обследование
    • Обыгрывание какой-либо ситуации.

     Игрушка – это самый важный предмет  в жизни ребенка, так как она  развивает детей, способствует ознакомлению с окружающим миром, а сюжетная помогает познать социальные взаимоотношения  людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Рассказывание по  игрушке

     Большое влияние на речевое развитие дошкольников оказывают занятия по рассматриванию и описанию игрушек. С детьми младшего дошкольного возраста занятия проходят в живой эмоциональной форме.

     Большое значение имеет правильный подбор игрушек. Предпочтительнее игрушки одного наименованная, но разные по внешнему виду. Такой подбор игрушек обеспечивает активизацию словаря детей и развитие связной речи на основе использования приема сравнения. 
Например, воспитатель показывает детям двух медвежат: «Скажите ребята, кто это, (Медвежата.) Посмотрите на этого медвежонка, скажите, какие у него глаза. (Черные, блестящие.) Какие у медвежонка уши? (Круглые, пушистые.) А какие у него лапы? (Толстые, пушистые.) Скажите, какой этот медвежонок. (Черный, большой, пушистый, мягкий.) Как можно назвать медвежонка ласково? (Мишка, мишенька, мишутка.) Что он умеет делать? (Рычать). У нашего мишки есть друг. Посмотрите на него. Какие у него глаза? Уши? Лапы? Какой это мишка? (Маленький, коричневый, пушистый.) 
А теперь послушайте рассказ про двух друзей. «Маленький мишутка пришел к большому в гости. У него мягкая шерсть, блестящие глаза, коричневая шуба, толстые лапы. Он принес подарок своему другу большое красное яблоко. Какое это яблоко? (Большое, красное.) А сейчас вы мне расскажите про любого из этих медвежат».

     Если  дети затрудняются в составлении  рассказа, воспитатель помогает вопросами: «Какой это мишутка? Какие у него лапы? глаза? Что он делает?» Затем  педагог объединяет ответы детей в общий рассказ и предлагает какому-нибудь ребенку повторить его.

     Из  приведенного выше примера видно, что  рассматривание игрушек и подведение детей к составлению описательных рассказов обязательно включают в себя решение лексических я  грамматических задач: дети подбирают  нужные определения, образуя соответствующую  грамматическую форму прилагательного, и на этом же словарном материале строят связное высказывание.

     Таким образом, описание игрушки начинается с тщательно продуманных вопросов педагога. Отвечая на вопросы, дети обращают внимание на характерные особенности внешнего вида игрушки (цвет, форма, материал), подбирают сравнения, определения (с помощью воспитателя), и переход к составлению рассказа становится естественным. Рассказ воспитателя является образцом.

     На  занятиях по описанию игрушек можно  использовать и литературные произведения. Например, рассматривание игрушечных цыплят, курицы, петуха педагог заканчивает  чтением рассказа «Курочка» Е. И. Чарушина или «Петушок с семьей» К. Д. Уши некого. Хороши для этой цели потешки, прибаутки, загадки.

     В средней группе дети подходят к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов об игрушках. В методике обучения рассказыванию усиливается  опора па активизацию словаря: при  рассматривании воспитатель задает больше вопросов, касающихся внешнего вида (цвет, форма, величина), качеств игрушки, действий с нею, побуждающих ребенка рассказать, как он к ней относится, что еще знает про этого медвежонка (собачку и др.), кроме того, что назвали другие дети. 
Во второй половине года дети начинают составлять рассказы по плану, предложенному педагогом («Расскажи, какая это игрушка, из чего она сделана, как с ней можно играть»). Как и во второй младшей группе, на данном возрастном этапе достаточно широко используется рассказ-образец воспитателя.

     Например, воспитатель показывает детям игрушечную кошку и спрашивает, кто это. Далее он задает следующие вопросы: «Посмотрите и скажите, какие у кошки глаза. (Зеленые.) Шерстка? (Мягкая.) Какими словами можно сказать о кошке, какая она? (Пушистая, ласковая, ловкая и т. п.) Как зовут детенышей кошки? Кто у нее? (Котенок, котята.) Кошка большая, а котенок…? (Маленький.) Придумаем кошке имя. Как ее зовут? Что она умеет делать?

     Теперь  послушайте, что я расскажу вам  о ней. Это кошка. Ее зовут Мурка. У нее усатая мордочка, зеленые  глаза, мягкая шерстка. Кошка любит  лакать молоко. А кто из вас может  рассказать о кошке?» 
Затем дети рассматривают еще одну игрушку — собаку — и отвечают на следующие вопросы: Кто это? Какая собака? Как зовут детеныша собаки? Собака большая, а щенок? Что делает собака? В заключение педагог предлагает им рассказать о собаке. Если дети затрудняются, он дает свои образец рассказа, аналогичный первому.

     Широко  используются дидактические игры с  игрушками: «Магазин игрушек», «Петрушка, угадай мою игрушку».

     В старшем дошкольном возрасте занятия  по развитию связной речи с использованием игрушек разнообразны: составление  описательных рассказов, сюжетных рассказов  по одной игрушке или по набору игрушек. Дети очень любят эти занятия. Они по-новому смотрят на знакомые игрушки и следят за их действиями в рассказах с огромным вниманием. 
На занятии по сюжетному рассказыванию воспитатель может ввести инсценировку.

     Воспитатель ставит на стол игрушки: кошку, мышку, собачку, куклу в образе девочки. Дети рассматривают все игрушки, затем педагог выбирает две игрушки — кошку с мышкой — и начинает рассказ, сопровождая его показом действий: «Узнала кошка, что мышка в ее доме норку себе устроила. Вот стала она ее караулить. Тихонько ступает кошка мягкими лапками, а не слышно ее. Выбежала мышка — бархатная шубка погулять. Далеко от норки убежала. И вдруг увидела кошку. Хотела ее кошка схватить. Да не тут-то было! Ловкая мышка юркнула в свою корку».

Информация о работе Обучение рассказыванию по восприятию игрушек