Обучение рассказыванию по восприятию игрушек

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 14:34, контрольная работа

Описание работы

Рассказывание но восприятию имеет большое влияние на развитие ребенка, в том числе и на сенсорное. Только на основе ощущений и восприятий развиваются такие сложные психические процессы, как мышление, воображение. Психологами доказано, что при назывании вслух воспринимаемых предметов они различаются, осмысливаются быстрее, запоминаются более прочно.
Ребенок называя определенные свойства предмета, ярче их выделяет, т. е. упражняет свои ощущения и восприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……..3

1. Значение связной речи…………………………………………………………4

2. Игрушка в жизни ребенка……………………………………………………...6

3. Рассказывание по игрушке………………………………………………..….8

4. Конспект занятия по развитию связной речи (описание игрушки) во II младшей группе……………………………………………………………….…13

Заключение…………………………………………………………………….…15

Список литературы……………………………………………………………....17

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 37.76 Кб (Скачать)

     Затем воспитатель предлагает всем подумать, про какие игрушки кто будет  рассказывать («Девочка и собачка», «Как кошка с собачкой подружилась»), и предупреждает, что нельзя повторять рассказ, который уже придумал кто-то другой. (Образец педагог может дать и в середине занятия.)

     Особое  внимание надо уделять анализу рассказов, придуманных детьми. Первым оценку дает воспитатель, отмечая и интересный сюжет, и необычность поступков  игрушечных персонажей, и язык рассказа — форму, которой передано содержание.

     После занятия целесообразно оставить игрушки в комнате на видном месте, чтобы дети могли играть с ними, придумывать различные инсценировки. Педагог должен обязательно подключаться к этим играм, следить за содержанием детских рассказов.

     Когда дети в достаточной степени овладеют умением составлять сюжетные рассказы, воспитатель может не давать полностью  образец, а только намечать сюжетную линию.

     Например, на столе воспитателя кукла в  образе девочки, медвежонок, зайчонок, белка, лисичка. По поводу каждой игрушки  он задает ряд вопросов: «Какая это  игрушка? А какая она по характеру? (Лисичка яркая, рыжая, ловкая, хитрая; заяц трусливый, быстрый, веселый.) И т. А теперь составим рассказ об этих игрушках. Девочка пошла в лес. А кого она там встретила и, что произошло дальше, вы расскажете сами». 
Если рассказ получился интересный, педагог предлагает записать его в альбом, а кто-нибудь из детей может сделать к нему рисунок. 
Полезно предложить детям рассказать сказку об игрушках дома родителям или устроить инсценировку для малышей второй младшей группы. Такие спектакли проходят всегда интересно и весело и очень важны своим нравственным воздействием.

     В подготовительной к школе группе можно составлять коллективные рассказы по набору игрушек. Сначала дети договариваются между собой, какие игрушки они  выберут, и намечают общую линию  сюжета, а затем идет импровизация. Такие занятия способствуют формированию дружеских отношений между детьми, учат их считаться с мнением Друг друга, согласовывать свои действия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Конспект занятия  по развитию связной  речи (Описание игрушки)  во II младшей группе

Цели:

  1. Обучение детей составлению описательного рассказа по игрушке;
  2. Учить образовывать названия детенышей животных;
  3. Ориентировка в пространстве, развитие речи и движений.

Материал: белый котенок, рисунки с изображением животных(волк, лиса, еж, олень, кошка, слон).

Ход занятия.

1. Сюрпризный  момент.

      Ребята, послушайте загадку и угадайте про  кого я говорю. 

Мягкие  лапки,

А в  лапках цап-царапки.

Молоко  пьет, песенки поет,

Чисто умывается,

А с  водой не знается. (Кошка)

      Правильно – это кошка.

      Ой, ребята, вы слышите? За дверью кто-то есть (мяуканье кошки из-за дверей). Давайте  посмотрим кто там. Кто это? (Котенок) Поздоровайтесь с котенком.

2. Рассматривание  котенка.

      Кошка-мама большая, а у мамы-кошки маленькие  … кто? (Котятки). Давайте посмотрим какой у нас котенок. Потрогайте его Какой он? (Белый, пушистый) А что у него есть( начиная с частей тела, до головы)? (лапки, хвостик, голова, ушки, носик, ротик, глазки, усики) А как его можно назвать? (Снежок). Снежок любит сметану.

3. Образец  рассказа воспитателя.

      А еще Снежок любит, когда о нем  рассказывают. Давайте я вам про  него расскажу, а вы послушаете.

      Это котенок. Он белый и пушистый. Его  зовут Снежок. У него есть: хвостик, лапки, головка: ушки, глазки, носик, ротик, усики. Он любит сметану.

4. Рассказы  детей.

 А  теперь попробуйте вы, рассказать  о нашем котеночке. Кто смелый? (рассказы детей с помощью воспитателя) (даю ребенку в руки котенка).

      Снежку  понравилось, как вы о нем рассказываете. Он хочет с вами поиграть.

5. Физическая  пауза

      Малоподвижная игра «Мыши водят хоровод»

Мыши  водят хоровод,

На лужайке  дремлет кот.

Тише  мыши не шуминет

Кота  Ваську не будите,

Вот проснется  Васька, кот,

Разобьет  наш хоровод.

      Хорошо  поиграли, Снежку понравилось.

      Чтение  рассказа Е. Чарушина «Кошка Маруська». Обсуждение рассказа.

6. Дидактическая  игра «Кто у кого»

      Снежок  вам принес рисунки, на которых изображены его друзья. А вы должны угадать  как называются дети его друзей(показ картинок, ответы детей. при затруднении ответа детей воспитатель помогает).

      Все правильно сказали. А теперь Снежку нужно бежать домой, к маме, а то она его потеряет. Но он обещал прийти к нам еще в гости. Попрощайтесь со Снежком. 
 
 
 

Заключение

     Занятия систематически проводятся во всех группах  детского сада. Дети внимательно рассматривают  предметы, игрушки, действуют с ними и учатся передавать в речи (в  описательной форме) свои восприятия —  зрительные, слуховые, осязательные и  др.

     Обучение  рассказыванию на занятиях такого типа проходит более успешно, если подбор игрушек и предметов строго продуман воспитателем.

     Для показа часто используются наборы —  комплекты. Дети группируют игрушки  и предметы по общим признакам, описывают  их на основе сравнения.

     Задание рассказать об игрушке побуждает  ребенка внимательно рассмотреть  ее детали, отметить цвет, величину и  т. д.

     Воспитатель учит детей наблюдать и фиксировать  в словах, в речи то, что они  видят, слышат, осязают. Ребенок упражняется  в выборе точных слов-обозначений, учится контролировать свою речь, степень  ее соответствия описываемому объекту  и его признакам. В рассказах-описаниях  находит выражение эмоционально-эстетическое отношение дошкольников к вещам, к игровому материалу.

     К рассказам, которые дети строят на материале  непосредственных восприятий, относятся  также рассказы — описания растений и животных.

     Качество  рассказов и активность детей  на занятиях во многом зависят от приобретаемого ими опыта восприятия объектов при  наблюдениях, на прогулках, экскурсиях.

     Показ игрушек может происходить в  виде инсценировки какого-либо сюжета. Игровые действия побуждают детей  описывать предметы детализированнее, эмоциональнее.

     Важным  приемом обучения являются вопросы, с помощью которых педагог  помогает дошкольникам лучше познакомиться  с объектами описания. Опираясь на вопросы, дети анализируют, сравнивают, обобщают; отвечая на них — припоминают точные обозначения предметов, признаков, качеств.

     Воспитатель задает вопросы, как правило, в начале занятия, когда знакомит детей с  игрушками или предметами и подготавливает к предстоящему рассказыванию. В  младшей и средней группах  ребята описывают предметы, опираясь на последовательно задаваемые педагогом  вопросы. Наряду с вопросами широко используется речевой образец (рассказ  воспитателя). Образец служит примером точной соотнесенности речи с воспринимаемым объектом, с вычленяемыми в нем  качествами, признаками, деталями. Это  — один из ведущих приемов, поскольку  дети овладевают речью путем активного  творческого подражания речи окружающих.

     Рассказ-образец  педагога должен быть содержательным, интересным, лаконичным и эмоционально выразительным. Языковой материал, заключенный в рассказе-образце, служит для детей (объектом внимания, познания и освоения.

     Итак, показом игрушек, предметов, организацией действий с ними, постановкой определенных заданий педагог создает такие  учебные ситуации, в которых дошкольники  проявляют речевую активность, целенаправленно  овладевают языковым материалом, речевыми навыками и умениями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – 3-е изд. – М.:Академия, 2000. – 412 с.
  2. Бондаренко, А.М. Словесные игры в детском саду / А.М. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1981. – 96 с.
  3. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с.
  4. Максаков, А.И. Учите, играя / А.И. Максаков, Г.А. Тумакова. М.: Просвещение, 1983. – 145 с.
  5. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко [и др.] ; под общ. ред. Л.П. Федоренко. – М.: Просвещение, 1984. – 240 с.
  6. Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А. Панько [и др.]. – Минск: НИО; Аверсэв, 2007. – 320с
  7. Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984. – 223 с.
  8. Таллер, Л.А. Здравствуй, книга / Л. А. Таллер. – Минск: Народная асвета, 1987. – 112 с.
  9. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.

Информация о работе Обучение рассказыванию по восприятию игрушек