От ранних риторик к риторике М.В.Ломоносова

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:10, реферат

Описание работы

Риторика — классическая наука о слове, которая востребована в наши дни как инструмент управления и благоустройства жизни общества и формирования личности . Риторика учит думать, воспитывает чувство слова, формирует вкус, устанавливает цельность мироощущения. Через советы и рекомендации, глубокомысленные и выразительные тексты, риторическое образование диктует стиль мысли и жизни современному обществу, давая человеку уверенность в сегодняшнем и завтрашнем бытии.

Содержание

Введение 3
1.ИСТОРИЯ РАННЕЙ РИТОРИКИ 4
2. "РИТОРИКА" М.В. ЛОМОНОСОВА 10
Заключение 17

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 53.13 Кб (Скачать)

Рассматривая плавность  течения слова, Ломоносов обращает внимание на продолжительность словесных  периодов, чередование ударений, воздействие  на слух каждой буквы и их сочетаний. Украшению речи способствует включение  в нее аллегорий и метафор, метонимий и гипербол, пословиц и  поговорок, крылатых выражений и  отрывков из известных сочинений. Причем все это надо употреблять в  меру, добавляет ученый.

Последняя, третья часть "Руководства" называется "О расположении" и  повествует о том, как надо размещать  материал, чтобы он произвел наилучшее, наисильнейшее впечатление на слушателей. "Что пользы есть в великом  множестве разных идей, ежели они  не расположены надлежащим образом?

Храброго вождя искусство  состоит не в одном выборе добрых и мужественных воинов, но не меньше зависит и от приличного установления полков". И далее Ломоносов  на многочисленных примерах поясняет сказанное.

Современники свидетельствуют, что Ломоносов был выдающимся ритором. Это признавали даже его  недруги. Враг ученого Шумахер писал  одному из своих корреспондентов: "Очень  бы я желал, чтобы кто-нибудь другой, а не господин Ломоносов произнес речь в будущее торжественное  заседание, но не знаю такого между  нашими академиками. Оратор должен быть смел и некоторым образом нахален. Разве у нас есть кто-либо другой в Академии, который бы превзошел  его в этом качестве". Здесь  сквозь явное недоброжелательство  просматривается невольное признание  риторических способностей.

"Слова" и "Речи" ученого всегда привлекали множество  слушателей и проходили с неизменным  успехом. Известный русский просветитель  Н.И. Новиков вспоминал, что  слог Ломоносова "был великолепен,  чист, тверд, громок и приятен", а "нрав он имел веселый,  говорил коротко и остроумно  и любил в разговорах употреблять  острые шутки".

В качестве иллюстраций ораторского  искусства Ломоносова, его умения образно и интересно рассказывать об успехах и достижениях науки, понятно объяснять дотоле неизвестное  рассмотрим два примера. Первый – "Слово  о пользе химии, в публичном собрании императорской Академии наук сентября 6 дня 1751 года говоренное Михаилом Ломоносовым". Начинается оно так: "Рассуждая  о благополучии жития человеческого, слушатели, не нахожу того совершеннее, как ежели кто приятными и  беспорочными трудами пользу приносит... Приятное и полезное упражнение, где  способнее, как в учении, сыскать  можно? В нем открывается красота  многообразных вещей и удивительная различность действий и свойств... Им обогащающийся никого не обидит затем, что неистощимое и всем общее предлежащее сокровище  себе приобретает".

Говоря о пользе учения, о необходимости приобретения знаний, ученый показывает, насколько образованный человек отличается в лучшую сторону  от невежественного. И призывает  учиться, познавать новое.

"Представьте, что один  человек немногие нужнейшие в  жизни вещи, всегда перед ним  обращающиеся, только назвать умеет,  другой не токмо всего, что  земля, воздух и воды рождают,  не токмо всего, что искусство  произвело чрез многие веки, имена,  свойства и достоинства языком  изъясняет, но и чувствам нашим  отнюдь не подверженные понятия  ясно и живо словом изображает. Один выше числа перстов своих  в счете производить не умеет,  другой не токмо... величину без  меры познавает, не токмо на  земли неприступных вещей расстояние  издалека показать может, но  и небесных светил ужасные  отдаления, обширную огромность, быстротекущее движение и на  всякое мгновение ока переменное  положение определяет... Не ясно  ли видите, что один почти выше  смертных жребия поставлен, другой  едва только от бессловесных  животных разнится; один ясного  познания приятным сиянием увеселяется,  другой в мрачной ночи невежества едва бытие свое видит."

Нельзя сказать, что до Ломоносова в России совершенно никто  не интересовался риторикой. Были и  учебники по этому предмету. Но все  они составлялись либо на церковнославянском языке, либо на латыни, а Ломоносов  в 1743 написал «Краткое руководство  к риторике на пользу любителей сладкоречия» на русском языке. Основной труд Ломоносова по риторике - «Риторика» 1748 года, которая  стала, по сути, первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также  лучшие произведения отечественной  словесности. Пособия Ломоносова были первыми общедоступными руководствами  по красноречию. Само определение риторики у него традиционно:

"Красноречие есть искусство  о всякой данной материи красно  говорить и тем приклонять  других к своему об оной  мнению".

«Риторика» М.В. Ломоносова представляет собой фундаментальный  научный труд, определивший развитие этой науки в России не только в 18 веке, но и в последующие периоды. В нем ученый уделяет существенное внимание истории риторики, анализу мастерства лучших античных ораторов, излагает систему правил и требований, которые должны соблюдаться каждым выступающим перед аудиторией.

Сочинение Ломоносова стало  настольной книгой всех образованных читателей 18 века и принесло ученому  громкую славу. В.Н. Татищев в своей  «Истории Российской» назвал «Риторику» М.В. Ломоносова «особливо изрядной, хвалы достойной». В.Г. Белинский  считал ее «великою заслугою своего времени».

Книга считалась одной  из самых популярных. В канцелярии Академии сохранился рапорт о том, что  «купцы (книготорговцы) беспрестанно спрашивают «Риторику» Ломоносова». В 18 веке она  выдержала семь изданий (последнее  — в 1797г.), в начале 19 века — два (1805г. и 1810г.).

Она стала настольной книгой для нескольких поколений русских  людей. Произведение Ломоносова было доступно широким демократическим слоям  русского народа. До этого риторика использовалась только духовенством для  наставлений и проповедей. Ломоносов  придал ей просветительный характер.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В момент своего возникновения  в древности риторика понималась только в прямом значении термина  – как искусство оратора, искусство  устного публичного выступления. Широкое  осмысление предмета риторики является достоянием более позднего времени и с каждым тысячелетием передаются все новые интерпретации ее значения.

Риторика начала развиваться с глубокой древности и продолжает развиваться и по сей день. Многие из известных ораторов также поспособствовали ее развитию. История отечественной риторики только начинает нам открываться и огромная заслуга в ее становлении принадлежит именно М.В Ломоносову. Если ранние риторики имели множество недостатков , то риторика Ломоносова превзошла их почти по всем видимым критериям. «Риторика» М.В. Ломоносова представляет собой фундаментальный научный труд, определивший развитие этой науки в России не только в 18 веке, но и в последующие периоды.

Ломоносовский период в истории  риторики по-настоящему не оценен. Между  тем многие идеи М. В. Ломоносова свежи  и дают много пищи для размышлений  любому человеку, желающему учиться риторике

Научиться красиво говорить – нелегкая задача, она требует  упорства и огромной силы воли. Навыки владения ораторским искусством имеют огромную значимость для развития и обогащения личности.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия: Учебное пособие. М., 2007.- 234 с.
  2. Введенская А.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи: современная риторика – Ростов Н/Д Феникс 2008-576 с.
  3. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по пед. Спец. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.-272 с.
  4. Матвеева Т.М. Русский язык. Культура речи. Стилистика. Риторика: Учебный словарь. – М.: Флинта-Наука, 2009- 320 с.
  5. Основы ораторского искусства Уч. пособие/ под ред. Сальникова В.П. – Спб.: Лексикон, 2008. – 108 с
  6. Монтефиоре С. Речи, которые изменили мир. М., 2009.- 234 с.
  7. Руднев В.Н. Риторика. Курс лекций. М., 2010.- 450 с.
  8. Хазагеров Г.Г. Риторический словарь. М., 2009.- 344 с.
  9. URL: http://lomonosov.name/articles_26_51.html ( 24.03.13)
  10. URL:http://lomonosmikhail.ucoz.ru/index/vklad_m_v_lomonosova_v_razvitie_ritoriki/0-14 ( 24.03.13)

 


Информация о работе От ранних риторик к риторике М.В.Ломоносова