От ранних риторик к риторике М.В.Ломоносова

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:10, реферат

Описание работы

Риторика — классическая наука о слове, которая востребована в наши дни как инструмент управления и благоустройства жизни общества и формирования личности . Риторика учит думать, воспитывает чувство слова, формирует вкус, устанавливает цельность мироощущения. Через советы и рекомендации, глубокомысленные и выразительные тексты, риторическое образование диктует стиль мысли и жизни современному обществу, давая человеку уверенность в сегодняшнем и завтрашнем бытии.

Содержание

Введение 3
1.ИСТОРИЯ РАННЕЙ РИТОРИКИ 4
2. "РИТОРИКА" М.В. ЛОМОНОСОВА 10
Заключение 17

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 53.13 Кб (Скачать)

Диспозиция (лат. dispositio), предписывала порядок расположения частей. Здесь  общие тенденции системы обозначались с трудом. Средневековая риторика никогда всерьез не занималась проблемой  органичного сочетания частей. Она  ограничивается несколькими эмпирическими  и самыми общими предписаниями, определяя  скорее некий эстетический идеал, нежели способы его достижения. На практике от средневекового поэта требуется  незаурядная творческая мощь, чтобы  преодолеть это препятствие и  достичь гармонии и равновесия в  длинном тексте. Зачастую он выходит  из положения, выстраивая имеющиеся  в наличии элементы в соответствии с определенными числовыми пропорциями: такая практика не вписывается в  античную риторику, однако в глазах средневекового клирика её оправдывало  существование числовых «искусств», особенно музыки (musica).

Элокуция (лат. elocutio), облекает «идеи», найденные и эксплицированные посредством инвенции и организованные посредством диспозиции, в языковую форму. Она служила чем-то вроде  нормативной стилистики и подразделялась на целый ряд частей; наиболее разработана  из них та, что посвящена , украшению, украшенному слогу (лат. ornatus), то есть преимущественно теории риторических фигур.

Перенимая идеи античных наставников, создатели риторик XI—XIII веков сосредоточивают  основное внимание на амплификации и  на учении об украшенном слоге, в котором  они видят самую суть письменного  слова: их деятельность сводится главным  образом к перечислению и упорядочению тех способов выражения, какие в  своем первозданном виде уже существуют в обыденном языке; они описывают  их в функциональных понятиях, как  код типов слога с высокой  степенью вероятности.

 

Риторика Возрождения  и Нового времени

 

В эпоху Возрождения и  классицизма риторика перерабатывалась в теорию, применимую ко всякой художественной прозе.

Жёстко-нормативный характер утверждается за европейской риторикой  особенно в Италии, где, благодаря  встрече латинского языка учёных и народного итальянского языка, лучше всего находит себе применение теория трёх стилей. В истории итальянской  риторики занимают видное место Бембо  и Кастильоне, как стилисты. Законодательное  направление особенно ярко выражается в деятельности академии делла Круска, задача которой состоит в охранении  чистоты языка. В произведениях, например, Спероне Сперони заметно  подражание приёмам Горгия в антитезах, ритмическом строении речи, подборе  созвучий, а у флорентийца Даванцати  замечается возрождение аттицизма.

Только в эпоху Возрождения  заново становится известен Квинтилиан, чьё творчество было утрачено в Средние  века.

Из Италии это направление  передаётся Франции и другим европейским  странам. Создаётся новый классицизм в риторике, находящий самое лучшее выражение в «Рассуждении о красноречии» Фенелона. Всякая речь, по теории Фенелона, должна или доказывать (обыкновенный стиль), или живописать (средний), или  увлекать (высокий). Согласно с Цицероном, ораторское слово должно приближаться к поэтическому; не нужно, однако, нагромождать искусственные украшения. Надо во всём стараться подражать древним; главное  — ясность и соответствие речи чувству и мысли. Интересные данные для характеристики французской  риторики можно найти и в истории  Французской академии и других учреждений, охранявших традиционные правила.

Аналогично и развитие риторики в Англии и Германии в  течение всего XVIII века.

 

2. "Риторика" М.В. Ломоносова

Ломоносов Михаил Васильевич. Биография

 

Первый русский ученый-естествоиспытатель, литератор, историк, художник родился Ломоносов 19 ноября (по старому стилю - 8 ноября) 1711, в селе Денисовка Куростровской волости около села Холмогоры Архангельской губернии, в семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова, занимавшегося морским промыслом на собственных судах. Мать Ломоносова, умершая очень рано, была дочерью дьякона. Из двух мачех Ломоносова вторая была "злая и завистливая". О первых годах жизни Ломоносова имеются крайне скудные сведения. Лучшими моментами в детстве были поездки с отцом в море. Еще от матери Ломоносов научился читать. "Вратами учености" для него делаются откуда-то добытые им книги: "Грамматика" Смотрицкого, "Арифметика" Магницкого, "Стихотворная Псалтырь" Симеона Полоцкого.

В Москву Ломоносов ушел в декабре 1730, с ведома отца, но отец отпустил его лишь на короткое время, почему он потом и числился "в бегах". Выдав себя за сына дворянина, в январе 1731 он поступил в Московскую Славяно-греко-латинскую академию при Заиконоспасском монастыре ("Спасские школы"). Пробыл там около 5 лет. Он изучил латинский язык, ознакомился с тогдашней "наукой". В 1735 в числе наиболее отличившихся учеников Ломоносов был отправлен в Петербург для зачисления в Академический университет. В 1736 трое из способных учеников, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию для обучения математике, физике, философии, химии и металлургии. За границей Ломоносов пробыл 5 лет: около 3 лет в Марбурге, около года в Фрейберге, около года провел в переездах, был в Голландии. Женился еще за границей, в 1740, в Марбурге, на Елизавете-Христине Цильх, дочери умершего члена городской думы. Семейная жизнь Ломоносова была, по-видимому, довольно спокойной. Из детей Ломоносова осталась лишь дочь Елена, вышедшая замуж за Константинова, сына брянского священника. Ее потомство, как и потомство сестры Ломоносова, в Архангельской губернии, существует доныне.

В июне 1741 (по другим сведениям  в январе 1742) Ломоносов вернулся в Россию и был назначен в академию адъюнктом АН по физическому классу, а в августе 1745 стал первым русским, избранным на должность профессора (академика) химии. В 1745 он хлопочет о  разрешении читать публичные лекции на русском языке, а в 1746 - о наборе студентов из семинарий, об умножении  переводных книг, о практическом приложении естественных наук. Одновременно занимается физикой и химией, печатает на латинском  языке научные трактаты. В 1748 при  Академии возникают Исторический Департамент  и Историческое Собрание, в заседаниях которого Ломоносов вскоре начинает вести борьбу с Миллером, обвиняя  его в умышленном принижении в научных исследованиях русского народа. В этом же году для Ломоносова была построена первая в России химическая научно-исследовательская лаборатория. В 1749 в торжественном собрании Академии Наук, Ломоносов произносит "Слово похвальное императрице Елизавете Петровне", имевшее большой успех, и начинает пользоваться большим вниманием при Дворе. Он сближается с любимцем Елизаветы графом И.И. Шуваловым, что создает ему массу завистников, во главе которых стоит Шумахер. В 1753, при помощи Шувалова, Ломоносову удается получить привилегию на основании фабрики мозаики и бисера и 211 душ, с землей, в Копорском уезде. В 1755, под влиянием Ломоносова, открывается Московский университет. В 1756 отстаивает против Миллера права низшего русского сословия на образование в гимназии и университете. В 1758 Ломоносову было поручено "смотрение" за Географическим департаментом, Историческим собранием, университетом и Академической гимназией при АН. Основной задачей Географического департамента было составление "Атласа Российского". В 1759 он занят устройством гимназии, опять отстаивая права низших сословий на образование. В 1763 избран членом Российской Академии художеств. В 1764, под влиянием его сочинения "О северном ходу в Ост-Индию Сибирским океаном", снаряжается экспедиция в Сибирь. В конце жизни Ломоносов был избран почетным членом Стокгольмской (1760) и Болонской (1764) Академий наук. Весной 1765 Ломоносов простудился. Умер 15 апреля (по старому стилю - 4 апреля) 1765. Незадолго до смерти его посетила императрица Екатерина. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

Среди работ Ломоносова - работы по филологии, истории, химии, физике (по исследованию атмосферного электричества), астрономии (26 мая 1761 во время прохождения  Венеры по диску Солнца открыл существование  у нее атмосферы), геофизики (исследования земного тяготения), геологии и минералогии (доказал органическое происхождение  почвы, торфа, каменного угля, нефти, янтаря), разработка технологии получения  цветного стекла (среди мозаичных  портретов его работы - портрет  Петра I; монументальная, около 4,8 м 6,44 м, мозаика "Полтавская баталия", 1762 - 1764). Среди научных трудов - "Письмо о правилах российского стихотворства" (1739, опубликовано в 1778), "Размышления  о причине теплоты и холода" (1744), "Слово о рождении металлов от трясения Земли" (1757), "О слоях  земных" (конец 1750-х годов, опубликована в 1763), "Российская грамматика" (1755, опубликована в 1757; первая научная грамматика русского языка), "О происхождении  света, новую теорию о цветах представляющее" (1756), "О рождении металлов от трясения земли" (1757), "Предисловие о пользе книг церковных в российском языке" (1758), "Рассуждения о большой  точности морского пути" (1759), "Краткий  Российский летописец с родословием" (1760, перечень важнейших событий  до эпохи Петра I включительно), "Явление  Венеры на солнце наблюденное" (1761), "О сохранении и размножении  российского народа" (1761, трактат), "Первые основания металлургии или рудных дел" (1763; руководство было выпущена огромным для того времени тиражом - 1225 экземпляров), "О явлениях воздушных от электрической силы происходящих" (1763), "Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года" (1 и 2 части, опубликована в 1766). Среди литературного наследия Ломоносова - послания, идиллии, эпиграммы, оды, поэмы, трагедии: "На взятие Хотина" (1739, ода, опубликована в 1751), "Ода на торжественный праздник рождения Императора Иоанна III" и "Первые трофеи Его Величества Иоанна III чрез преславную над шведами победу" (1741, обе оды составляют библиографическую редкость, так как подверглись общей участи - истреблению всего, что относилось ко времени императора Иоанна Антоновича), "Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния" (1743, ода), "Утреннее размышление о Божием величестве" (1743, ода), "Тамира и Селим" (1750, трагедия), "Демофонт" (1752, трагедия), "Письмо о пользе стекла" (1753, стихотворение), "Гимн бороде" (1757, сатира), "Петр Великий" (1760, поэма не закончена)

 

"Риторика" М.В. Ломоносова

 

Для желающих овладеть ораторским искусством Ломоносов и написал свою "Риторику", которая имела принятое по тем временам такое длинное название: "Краткое руководство к красноречию. В первой книге содержится риторика, показывающая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки". (Вторая и третья книги Ломоносовым написаны не были.)

Во введении ученый пишет: "Красноречие есть искусство о  всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению...

К приобретению оного требуются  пять следующих следствий: первое –  природные дарования, второе – наука, третье – подражание авторов, четвертое  – упражнение в сочинении, пятое  – знание других наук".

Пересказать подробно "Риторику" Ломоносова трудно, так как этот объемистый труд содержит около трехсот  страниц текста. На них – различные  риторические правила; требования, предъявляемые  к лектору; мысли о его способностях и поведении при публичных  выступлениях; многочисленные поясняющие примеры.

Отметим основные положения, указанные ученым, которые не потеряли своего значения и в наши дни.

"Риторика есть учение  о красноречии вообще... В сей  науке предлагаются правила трех  родов. Первые показывают, как  изобретать оное, что о предложенной  материи говорить должно; другие  учат, как изобретенное украшать; третьи наставляют, как оное располагать  надлежит, и посему разделяется риторика на три части – на изобретение, украшение и расположение".

Ломоносов говорит о том, что выступление должно быть логично  построено, грамотно написано и излагаться хорошим литературным языком. Он подчеркивает необходимость тщательного отбора материала, правильного его расположения.

Примеры должны быть не случайными, а подтверждающими мысль выступающего. Их надо подбирать и готовить заранее.

При публичном выступлении ("распространении слова"): 1) чтобы  в подробном описании частей, свойств  и обстоятельств употреблять  слова избранные и убегать (избегать) весьма подлых, ибо оне отнимают много важности и силы и в самых  лучших распространениях; 2) идеи должно хорошие полагать напереди (ежели  натуральный порядок к тому допустит), которые получше, те в середине, а  самые лучшие на конце так, чтобы  сила и важность распространения  вначале была уже чувствительна, а после того отчасу возрастала".

Далее Ломоносов пишет  о том, как пробудить в слушателях любовь и ненависть, радость и  страх, благодушие и гнев, справедливо  полагая, что эмоциональное воздействие  часто может оказаться сильнее  холодных логических построений.

"Хотя доводы и довольно  бывают к удовлетворению о  справедливости предлагаемые материи,  однако сочинитель слова должен  сверх того слушателей учинить  страстными к оной. Самые лучшие  доказательства иногда столько  силы не имеют, чтобы упрямого  преклонить на свою сторону,  когда другое мнение в уме  его вкоренилось... Итак, что пособит  ритору, хотя он свое мнение  и основательно докажет, ежели  не употребит способов к возбуждению  страстей на свою сторону?..

А чтобы сие с добрым успехом производить в дело, то надлежит обстоятельно знать нравы  человеческие... от каких представлений  и идей каждая страсть возбуждается, и изведать чрез нравоучение всю  глубину сердец человеческих...

Страстью называется сильная  чувственная охота или неохота... В возбуждении и утолении страстей, во-первых, три вещи наблюдать должно: 1) состояние самого ритора, 2) состояние  слушателей, 3) самое к возбуждению  служащее действие и сила красноречия.

Что до состояния самого ритора надлежит, то много способствует к возбуждению и утолению страстей: 1) когда слушатели знают, что он добросердечный и совестный человек, а не легкомысленный ласкатель и  лукавец; 2) ежели его народ любит  за его заслуги; 3) ежели он сам  ту же страсть имеет, которую в  слушателях возбудить хочет, а не притворно их страстными учинить  намерен".

Чтобы воздействовать на аудиторию, лектор должен учитывать возраст  слушателей, их пол, воспитание, образование  и множество других факторов.

"При всех сих надлежит  наблюдать время, место и обстоятельства. Итак, разумный ритор (оратор) при  возбуждении страстей должен  поступать как искусный боец: умечать в то место, где не  прикрыто".

Произнося слово, надо сообразовываться с темой выступления, подчеркивает Ломоносов. В соответствии с содержанием  лекции необходимо модулировать голос, повышая или понижая его, так, чтобы "радостную материю веселым, печальную плачевным, просительную умильным, высокую великолепным и  гордым, сердитую произносить гневным  тоном... Ненадобно очень спешить  или излишнюю протяженность употреблять, для того что от первого слова  бывает слушателям невнятно, а от другого  скучно".

Во второй части "Руководства  к красноречию" Ломоносов говорит  об украшении речи, которое состоит "в чистоте штиля, в течении  слова, в великолепии и силе оного. Первое зависит от основательного знания языка, от частого чтения хороших  книг и от обхождения с людьми, которые  говорят чисто".

Информация о работе От ранних риторик к риторике М.В.Ломоносова