Подготовка устного публичного выступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 21:26, реферат

Описание работы

Речевое мастерство, ораторское искусство – совокупность операций по подготовке и произнесению публичной речи, проведению беседы, дискуссии с целью добиться желаемой реакции аудитории.
Не только умение подготовить речь, но и умение свободно держаться перед публикой, безукоризненно владеть голосом, жестом и мимикой и безошибочно реагировать на поведение аудитории – таковы объективные требования к стремящемуся произвести желаемое воздействие на слушателей.

Содержание

I. Введение 2
II. Этапы подготовка речи 2
1. Докоммуникативная фаза 2
a. Определение темы и цели выступления 2
b. Оценка аудитории и обстановки 3
c. Кодирование 3
2. Коммуникативная фаза 4
III. Структура выступления. 4
1. Вступление. 4
2. Основная часть. 5
3. Заключение 5
4. Способ выступления 5
5. Уловки оратора 6
a. Фразы 6
b. Паузы 6
c. Обращение к аудитории 6
d. Комплимент 6
e. Реакция аудитории 7
f. Приветствие и прощание. 7
g. Язык жестов и поз 7
h. Как держаться во время выступления 7
6. Имидж оратора 8
IV. Заключение 8
V. Список Литературы 10

Работа содержит 1 файл

Риторика 1.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

 

 

Министерство  Экономического Развития и Торговли РФ

 

Российский  Государственный Торгово-Экономический  Университет

 

Институт Коммерции  и Маркетинга

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

на тему:

 

 

«Подготовка устного  публичного выступления»

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

студентка I курса

Глинчикова Л.Н.

 

 

Преподаватель:

Доцент Беженцева О.В.

 

 

 

 

 

Москва 2002 год

 

План

«Подготовка устного публичного выступления»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовка  устного публичного выступления

  1. Введение

 

Речевое мастерство, ораторское искусство – совокупность операций по подготовке и произнесению публичной речи, проведению беседы, дискуссии с целью добиться желаемой реакции аудитории.

Не только умение подготовить речь, но и умение свободно держаться перед  публикой, безукоризненно владеть голосом, жестом и мимикой и безошибочно реагировать на поведение аудитории – таковы объективные требования к стремящемуся произвести желаемое воздействие на слушателей.

  1. Этапы подготовки речи

Работу по подготовке речи можно  подразделить на две основные фазы: докоммуникативную, т.е. подготовку выступления и коммуникативную – взаимодействие с аудиторией.

    1. Докоммуникативная фаза

В докоммуникативной фазе различают  два начальных этапа:

  • определение темы и цели выступления;
  • оценка аудитории и обстановки.

Работа на этих этапах носит характер учета и оценки объективных данных: тема и цель выступления обычно задаются программой, расписанием и т.п. Состояние аудитории и обстановка также не выбираются выступающим.

      1. Определение темы и цели выступления

Тему выступления следует тщательно выбирать. Если есть возможность, то нужно остановиться на том, что хорошо знакомо и интересно лично выступающему. Тогда это, возможно, будет интересно и значимо для других.

Затем, нужно попробовать сузить темы выступления, чтобы она представляла наибольший интерес. Необходимо решить: описывать ли предмет, разъяснять что-либо о предмете, оспаривать ли некую точку зрения или излагать новую версию.

Не надо пытаться «втиснуть» слишком  много материала в ограниченное время. Еще Шекспир сказал: «Где мало слов, там вес они имеют».

Если есть возможность, то необходимо подумать над будущей речью несколько  дней. За это время появится множество  новых идей.

Стержневая идея – это основной тезис, который необходимо ясно сформулировать с самого начала. Знание цели усиливает внимание. В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.

Стержневая идея дает возможность  задать определенную тональность выступлению. Например, доклады на научно-технические  темы могут произноситься с сердитой, упрекающей интонацией, смысл которой состоим в не произносимых, но подразумеваемых выражениях типа «Если вы не сделаете этого, то пожалеете», или «Не могу понять, почему вы не делаете то-то и то-то». Подобный слегка раздраженный тон позволяет докладчику эффективнее донести свою идею до слушателей.

Возможные интонационные окраски  выступлений следующие:

  • мажорная;
  • беспечная или юмористическая;
  • шутливая;
  • сердитая или упрекающая;
  • мрачная;
  • торжественная;
  • предостерегающая;
  • просительная.

Сформулировать основной тезис  означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).

Требования к основному тезису выступления:

  • фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;
  • суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;
  • мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

После подготовки плана выступления  полезно проконтролировать себя вопросами:

  • Вызывает ли мое выступление интерес?
  • Достаточно ли я знаю по данному вопросу и имеется ли у меня достаточно данных?
  • Смогу ли я закончить выступление в отведенное время?
  • Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?
      1. Оценка аудитории и обстановки

Спросите себя: «Кто мои слушатели?». Если ответ затруднителен, то лучше представить себе группу из двух-трех человек, к которым обращено выступление и готовить речь для них. Обязательно нужно принять во внимание следующие характеристики аудитории:

  • возраст;
  • уровень образования;
  • профессия;
  • цель прихода людей на выступление;
  • уровень заинтересованности в теме;
  • уровень осведомленности в данном вопросе;

Желательно заранее поговорить с некоторыми людьми из предполагаемой публики, чтобы лучше узнать аудиторию.

Место выступления – очень важный фактор успешного выступления. Для  того, чтобы чуствовать себя уверенно, нужно заранее придти в зал и освоиться. Если предполагается использование микрофона, то его необходимо отрегулировать.

      1. Кодирование

Оценка темы, цели и аудитории  является основой и фоном следующего этапа докоммуникативной фазы – «кодирования», т.е. создания сообщения на данную тему, с заданной целью, для данной аудитории и в соответствии с конкретной обстановкой. Этот этап включает:

  • подбор материалов;
  • композиционно-логическое оформление речи;
  • использование фактологического материала;
  • работу над языком и стилем выступления.
        1. Фактологический материал

Цифровые данные, для облегчения восприятия лучше демонстрировать  посредством таблиц и графиков, а  не злоупотреблять их зачитыванием.

Лучше всего, когда в устном выступлении  количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как цифры скорее утомляют слушателей, нежели вызывают интерес.

 

Докоммуникативная фаза обязательно  должна завершаться репетицией выступления. Потренироваться можно перед близкими или друзьями, можно использовать средства аудиозаписи и видеозаписи, чтобы проконтролировать хронометраж, качество выступления – одним словом, посмотреть на себя со стороны.

Подготовка по существу вопросов:

  • анализ проблемы, ситуации
  • формирование целей, задач, общего подхода к выступлению и собственной позиции
  • подготовка речи и аргументации выводов
  • подбор необходимых документов и материалов
  • Учитывать возрастной и половой факторы.
    1. Коммуникативная фаза

Коммуникативная фаза – это произнесение речи, ответы на вопросы слушателей, ведение дискуссии и т.д.

 

Оратору, стремящемуся к достижению успеха, конструктивного результата, необходимо тщательно подготовить  выступление. Такую подготовку можно  представить в виде следующих  составных частей:

подготовка

манеры поведения

учитывать сложившиеся ритуалы  и субординацию

 

 

  1. Структура выступления.

Выступление должно состоять из трех частей:

  1. Вступление.
  2. Основная часть.
  3. Заключение.

Примерное распределение времени:

  • вступление – 10-15%;
  • основная часть – 60-65%;
  • заключение – 20-30%.
    1. Вступление.

 

Вступление – важная часть, так  как более всего запоминается слушателям, поэтому должно быть тщательно  продуманным. Оно включает: объясление цели, название доклада и расшифровку  подзаголовка с целью точного  определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. «Засиживаться» на вступлении не стоим – оно должно быть кратким.

При подготовке вступления следует  выбрать тему, которая имеет целью  вызвать интерес публики.

    1. Основная часть.

Основная часть – всестороннее обоснование главного тезиса. Некоторые варианты системного построения аргументации:

  • проблемное изложение (выявление и анализ противоречий, путей их разрешения);
  • хронологическое изложение;
  • изложение от причин к следствиям (от частного к общему);
  • индуктивное изложение (от общего к частному).

Рассматриваются различные аспекты, способствующие лучшему осмыслению слушателями идеи. При этом очень  важно не перерасходовать время, обязательно оставив его для  заключения.

 

План развития основной части должен быть ясным. Предмет выступления должен раскрываться конкретно и стройно. Должно быть подобрано как можно больше фактологических материалов и необходимых примеров.

    1. Заключение

Заключение – формулирование выводов, которые следуют из главной цели и основной идеи выступления.

Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению  от выступления в целом.

В заключении имеет смысл повторить  стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к  тем моментам основной части, которые  вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением, подводящим итог выступлению.

 

 

 

 

 

    1. Способ выступления

Необходимо избрать способ выступления  – заглядывая в конспект или избегая  чтения текста. Использование конспекта  очень действенно, так как речь звучит естественно, слова приходят сами собой. Чтение же заранее написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию. Запоминание написанного текста заметно сковывает выступающего и привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории.

    1. Уловки оратора

Следует, однако, не забывать, что никакие  навыки и умения сами по себе не принесут успеха выступающему, если его разговор с аудиторией не будет проникнут  глубокой идейностью и убежденностью  в то, о чем говорится.

Общеизвестно, что бесстрастная и  вялая речь не вызывает отклика в  сердцах слушателей, какой бы интересно  и важной темы она ни касалась. И  наоборот, иной раз даже не совсем складное выступление затронет аудиторию, если оратор говорит о накипевшем на душе, если аудитория поверит в искренность выступающего. Яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой.

Обратим внимание на некоторые часто  встречающиеся…

      1. Фразы

Установлено, что коротки фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую боле тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотом. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию по частям.

      1. Паузы

Паузы – очень важный элемент  выступления. Известно, что слова  звучат убедительнее после мини-пауз. Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания на письме. После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд (!).

      1. Обращение к аудитории

Известно, что обращение к собеседнику  по имени создает более доверительный  контекст деловой беседы. При публичном  выступлении также  можно использовать подобные уловки. Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения, как «Как Вам известно», «Уверен, что Вас это не оставит равнодушными». Подобные доводы к аудитории – это своеобразные высказывания, подсознательно воздействующие на волю и интересы слушателей. Выступающий показывает, что слушатели интересны ему, а это самый простой путь достижения взаимопонимания.

      1. Комплимент

Другой элемент речевого этикета  – комплимент. По своей сути комплимент содержит в себе психологический  механизм внушения. Особенно эффективен комплимент на фоне антикомплимента себе самому. Стиль комплимента слушателям зависит от ситуации, предыдушего контекста речи и специфики взаимоотношений выступающего и аудитории.

Информация о работе Подготовка устного публичного выступления