Понятие и сущность риторики

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 13:49, сочинение

Описание работы

Сам термин «риторика» впервые появляется в уже упомянутом переводе греческой рукописи «Об образех» в 1073 г., но вплоть до начала XVII в. отсутствуют какие-либо учебники на русском языке. Обучение искусству говорить ведется на основе подражания образцам торжественного и учительного красноречия, практические же наставления разбросаны по различным памятникам («Пчела», «Домострой», «Жития»).

Работа содержит 1 файл

Понятие и сущность риторики.docx

— 14.02 Кб (Скачать)

Понятие и сущность риторики  

Сам термин «риторика» впервые появляется в уже упомянутом переводе греческой рукописи «Об  образех» в 1073 г., но вплоть до начала XVII в. отсутствуют какие-либо учебники на русском языке. Обучение искусству  говорить ведется на основе подражания образцам торжественного и учительного  красноречия, практические же наставления  разбросаны по различным памятникам («Пчела», «Домострой», «Жития»).

В соответствии с  государственным стандартом изучение курса риторики относится к числу  общепрофессиональных дисциплин по целому ряду университетских специальностей. Риторика как наука и учебная  дисциплина прошла длительный путь становления  и развития, который ни в коей мере не может считаться завершенным. Термин «риторика» никогда не имел однозначного понимания – риторика в самих своих истоках разрываема противоречием. Творческое теоретическое  начало ее жестко сдерживается догматом создаваемого канона. Теория стремится  к развитию, нормативность – к  статике. Теория риторики шла по пути расширения своего предмета, нормативность  тяготела к незыблемой стабильности сложившегося круга понятий. Теория определяла самое себя через последовательное саморазграничение с другими  науками – диалектикой, этикой, политикой, дидактическая риторика претендует на универсальность, совершенствуясь  в искусстве классификации образных средств. Два несовместимых начала в риторической науке обусловили возникновение, а затем и параллельное развитие двух различных риторических традиций, сосуществовавших бок о  бок со времен греко-латинской античности через средневековье до позднего Возрождения.

Две различные традиции и порождают два основных понимания  риторики. Первое связано с риторикой  как наукой об убеждении, о формах и методах речевого воздействия  на аудиторию. Второе понимание опирается  на риторику как искусство красноречия: красивость выражения становится высшим мерилом, а позднее и самоцелью  риторической практики.

Традиционно риторика относилась к числу наук философского цикла, была тесно связана с иными  науками - логикой, теорией аргументации, риторикой. Но с течением времени  риторика «переместилась» в цикл наук лингвистических. Такое перемещение, точнее, смещение акцентов, представляется не совсем исторически справедливым. И если уж риторика перестала носить ярко выраженный философский характер, то справедливей не относить ее полностью  к лингвистическим, но, скорее, отнести  ее к наукам культурологическим в  широком смысле слова.

В 1909 г. Шарль Балли  написал в своей «Французской стилистике», что она «...изучает  выражение в речи явлений из области  чувств и действие речевых факторов на чувства» . Тем самым были заложены основы для появления принципиально  новой дисциплины - экспрессивной  стилистики. В самом деле, не очень  трудно выразить мысль, если ее содержание оформилось уже в интеллектуальной (логической) сфере сознания. Во всяком случае, для этого обычно не требуется  каких-то специальных средств, кроме  тех, которые изучают лексика  и грамматика. Но как ясно выразить словами сложный мир образов  и представлений и еще более  сложный мир чувств во всей их индивидуальности? И здесь мысль исследователей неизбежно должна была вновь обратиться к выразительно-изобразительным  средствам, к фигурам. Экспрессивная  стилистика была предтечей воскрешения  старой риторики.

Следует особо подчеркнуть  возрождение интереса к нашей  отечественной риторике. Напомним об исключительно содержательном и  добросовестном труде Л. К. Граудиной  и Г. И. Миськевич «Теория и  практика русского красноречия» , об исследовании В. П. Вомперского и В. И. Аннушкина . Отметим также издание и переиздание  содержательных учебников, например книги  «Основы общей риторики», написанной С. С. Гурвичем, В. Ф. Погорелко и М. А. Германом.

Следует сказать  и о возрождающемся интересе к  теории аргументации.

Итак, медленно, но неуклонно  нарастало понимание того, что  успешный опыт использования риторических средств может зависеть не только от таланта и интуиции, но и от незаслуженно забытых теоретических  знаний. Это приводит к появлению  ряда работ, выражающих прямые рекомендации возродить риторику в той или  иной форме. Все сказанное выше вселяет  уверенность, что новое возрождение  риторики, наконец, превратит ее в  подлинную науку, что также актуализирует  исследование её связей с логикой.

Начиная с середины прошлого столетия современная риторика переживает очередное возрождение. Это обстоятельство порождено фактом выхода на предметное поле риторики двух выдающихся «игроков»: теории или лингвистики  текста и теории аргументации. Обе  эти дисциплины объединяет преимущественный интерес не к языку как потенциальной  системе средств общения, а к  непосредственной действительности происходящего  с помощью этой системы общения, т. е. к речевой деятельности. Таким  образом, встает вопрос о взаимоотношениях современной риторики и теории аргументации, решение которого имеет значение как для риторики (быть ей в тени лингвистики и, видимо, не иметь большой  перспективы, или обрести самостоятельный  статус), так и для теории аргументации, актуальной задачей которой является построение общей концепции аргументации (природа аргументации и ее границы, способы аргументации, своеобразие  аргументации в разных областях познания и деятельности и др.).

Информация о работе Понятие и сущность риторики