Профессиональная культура исследователя

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 22:03, лекция

Описание работы

Понятие «профессиональная культура исследователя» еще не имеет должного научного осмысления, и не вошло в категориальный аппарат методологии социально-гуманитарных наук. Родовым по отношению к понятию «профессиональная культура исследователя» выступает понятие «профессиональная культура», качественными характеристиками которой выступают «профессионализм» и «культура личности».

Работа содержит 1 файл

Профессиональная культура исследователя.docx

— 24.04 Кб (Скачать)

Профессиональная  культура исследователя 

Понятие «профессиональная  культура исследователя» еще не имеет  должного научного осмысления, и не вошло в категориальный аппарат  методологии социально-гуманитарных наук. Родовым по отношению к понятию  «профессиональная культура исследователя» выступает понятие «профессиональная  культура», качественными  характеристиками которой выступают «профессионализм»  и «культура личности».

Культура личности – это своеобразный интегративный  показатель уровня социально значимых качеств личности в их гармонии и  целостности относительно разносторонней структуры деятельности. Профессиональное в культуре является результатом  общественного разделения труда, его  логическим про¬должением, требующим для своего осуществления специаль¬ных знаний, умений и навыков, а, следовательно, и специального образова¬ния. Это придает профессиональной культуре бинарный характер: с одной стороны, общий показатель развитости культуры личности – это мера разносторонней и универсальной творческой активно¬сти; с другой стороны, показатель профессионализма – это мера владения специализи¬рованным содержанием системы знаний, продуктивными средствами и спо¬собами решения профессиональных задач.

Представления о  содержании профессиональной культуры исследователя и ее роли в социально-гуманитарном познании зависят в первую очередь  от методологического ракурса ее рассмотрения, от понимания того, что  такое культура вообще.

В современных дискурсивных практиках понятию  культуры приписывают  различные значения и смыслы, особенно в тех случаях, когда речь идет об операционализации этого понятия в соответствии со спецификой контекста его использования и характером познавательных задач.

В современном научном  тезаурусе существует множество  «узких» и «широких», аналитических  и синтетических определений  понятия «культура», содержание которых  обусловливается разными методологическими  ориентирами.

В аналитических  определениях культуры упор обычно дела¬ется или на ее предметном содержании, или на ее функциональ¬ной стороне. В первом случае культура интерпретируется как совокупность значимых символов, идей, ценностей, обычаев, верований, тради¬ций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность и которые   влияют на восприятие действительности отдельным человеком или группой лиц. Во втором случае культура рассматривается как процесс развития сущностных сил человека и способностей в ходе его сознательной деятельности по производству, распределению и потреблению определенных ценностей.

В синтетических  определениях внимание акцентируется  на том, что культура – это сложный  общественный феномен, охва¬тывающий различные стороны духовной жизнедеятельности об¬щества и творческой самореализации человека. Это – социально-гуманитарни развивающаяся система созданных человеком мате¬риальных и духовных ценностей; норм, способов организации поведения и общения; процесс творческой деятельности чело¬века; самовыражение человеческого духа в мире искусственных объектов и «заученного» поведения.

Теоретические истоки этих определений культуры можно  найти в работах А.Л. Кребера, Т. Парсонса, Б. Малиновского, П.А. Сорокина и других исследователей. Так. А.Л. Кребер считал, что «культура может быть определена как все виды деятельности и не физиологические ре-зультаты (продукты) человеческих особей, не являющиеся безусловно рефлекторными или инстинктивными. Это далее означает, выражаясь языком биологии и физиологии, что культура состоит из условно-реф-лекторных и приобретенных обучением видов деятельности (а также их произведенным продуктом)». 

Т. Парсонс полагал, что культура со¬стоит моделей (patterns), относящихся к поведению и к ре¬зультатам (продуктам) человеческой деятельности, моделей, которые могут наследоваться, т.е. переходить от поколения к поколению неза¬висимо от биологических генов.

Для Б. Малиновского культура – это главным образом  «инструментальная система (an instrumental apparatus), посредством которой человек ставит себя в наилучшую позицию для того, чтобы решать конкретные и специфические задачи, возникающие перед ним в окружающей среде в процессе удовлетворения им своих потребностей». При этом Б. Малиновский отмечает, что культура состоит из объектов, деятельностей и позиций, существующих как средства для достижения определенной цели. «Такие деятельности, позиции и объекты организованы вокруг важных и жизненно необходимых задач в институции – такие, как семья, клан или род, местная община, племя, и организованные со¬общества для экономической, политической, юридической и воспитательной деятельности». С динамической точки зрения, т.е. при рассмотрении типов деятельности культура может анализиро¬ваться по таким аспектам, как образование, социальное устройство, экономика, системы знания, верований и морали, а также способы ху¬дожественной деятельности.

У П.А. Сорокина культура – это  «совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют  взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти  значения».

В настоящее время  в науке доминируют несколько  подходов к пониманию культуры: функционалистский, аксиологический, коммуникативный, деятельностный. Функционалистское понимание культуры связано с представлением о культуре как подсистеме общества, которая связана с воспроизводством и производством ценностей, выполняющих функцию духовной интеграции и мобилизации общества, а также нормативной регуляции общественных отношений. В рамках аксиологического подхода культура рассматривается как сложная иерархия идеалов и смыслов. В русле коммуникативного подхода культура рассматривается как символическая форма общения между людьми («тексты и унаследован¬ные символы»). Деятельностный подход  трактует культуру как технологию воспроизводства и производ¬ства че-ловеческого общества, духовный код жизнедеятель¬ности людей, основу творческой индивидуальной активнос¬ти, адаптации и самодетерминации личности или как результат жизнедеятельности – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных людьми.

Профессиональную  культуру исследователя целесообразно  рассматривать в русле деятельностного подхода в качестве  метапрограммы научно-исследовательской деятельности, которая делает эту деятельность целостной и упорядоченной и придает ей субъектно-проектный характер.

Современная профессиональная культура исследования формируется  в русле процессов гуманизации социально-гуманитарных наук, которые связаны с производством, трансляцией и хранением новых социально-гуманитарных знаний.

Поскольку сущность гуманизма состоит в отношении  к человеку как высшей ценности, то гуманизация науки связана прежде всего с утверждением соответствующих ценностных ориентиров в содержании, формах и методах профессиональной деятельности ученого. В этом плане гуманизацию социальных и гуманитарных наук можно рассматривать как процесс совершенствования самой сферы науки с целью создания условий, наиболее отвечающих самореализации и увеличению творческого потенциала научных работников.

Однако сущность гуманизма состоит не в только в отношении к человеку как высшей ценности, но в понимании человека как креативно-деятельностной  личности. В рамках такого концепта гуманизация социально-гуманитарных наук предполагает формирование особого типа ученного, который является не просто творческой личностью (это ясно a priori, поскольку научное исследование – это всегда творческая деятельность, направленная на получение новых знаний), а личностью креативной, способной к индивидуальной самореализации в научно-исследовательской деятельности. Поэтому речь идет о таком типе ученого, который способен быть субъектным в производстве новых социально-гуманитарных знаний. Эта субъектность  проявляется в свободе научного творчества, которая выражается в том, что ученый, преодолевая «методологический прессинг» путем самоутверждения и самоактуатизации, становится «автономным исследователем» и присваивает себе право и выбирать методологические основания своей профессиональной деятельности, и создавать личностно-ориентированные картины изучаемой реальности.

Такой автономный  ученый» не только воспринимает профессиональную научно-исследовательскую культуру, но и противостоит ей, ставя себя  по отношению к ней в позицию  «вненаходимости». Его научная деятельность начинает носить проектно-конструктивный характер, а изучаемая действительность становится такой, какой ее определяет сам исследователь.

В связи с этим профессиональная культура исследователя  носит проектный, концептуально-дизайнерский характер, моделирующий представления  об эффективных идеях научно-исследовательской  деятельности и путях их реализации на практике. Проектный характер профессиональной культуры исследователя как метапрограммы  научно-исследовательской деятельности проявляется в способности ученого  самостоятельно определять цель своей  профессиональной деятельности, планировать  пути ее достижения, анализировать  и оценивать результаты.

В профессиональной культуре исследователя  можно выделить такие ее компоненты,  как профессиональное мышление, профессиональная компетентность и профессиональное мастерство (см. схему 1). 
 
 
 

Схема 1.

Профессиональная  культура исследователя

 

 Мышление на¬чинается там, где возникает проблема, которая требует определения возможных способов ее решения и выбора  одного из этих спосбов как основы принятия решения по преодоления неопределенности. Для подлинно культурного в логическом отношении ума появление «противоречия» – это сигнал появления пробле¬мы, неразрешимой с помощью уже известных, уже заштампованных интел¬лектуальных действий, сигнал для включения мышления в собственном смысле этого слова как самостоятельного исследования («осмысливания») предмета, в выражении которого это противоречие возникло.

Тем самым профессиональное мышление исследователя всегда оказывается  вплетенным в специфику его профессиональной предметной дея¬тельности, поскольку на уровне мышления конструктивная деятельность субъекта получает наиболее полное выраже¬ние. Поэтому профессиональное мышление исследователя всегда предметно и конструктивно, оно направлено на получение новых научных знаний  в процессе научно-исследовательской деятельности. В качестве мыслительных конструктов, организующих научно-исследовательскую деятельность, выступают теоретические знания о том, что такое научное исследования и как оно осуществляется.

В целом  профессиональное мыш¬ление как компонент профессиональной культуры исследователя,  обеспечивает, с одной стороны,  организационно-методологические основания профессиональной деятельности исследователя, с другой стороны, – выбор ценностных ориентации этой деятельности, в том числе и этического характера. В этом плане профессиональное мышление исследователя должно быть критическим и рефлексивным.

Другим компонентом  профессиональной культуры исследователя  является его профессиональная компетентность. Иногда ее напрямую связывают с оценкой  профессионализма научного работника. Однако  профессиональная компетентность исследователя  проявляется не только в результате и соответствующей  оцен¬ке его профессиональной деятельности, но и во взаимосвязи его профессионального мышления и профессиональной деятельности». В таком понимании профессиональной компетентности исследователя задействована вся глубина пространства его профессиональной культуры и охватывает тот диапазон деятельности научного работника, который позволяет судить о профессионализме как стороне профессиональной культуры в целом.

Между тем в реальной действительности  можно  встре¬тить исследователей с достаточно высокой профессиональной теоретической подготовкой, но которые в своей профессиональной деятельности  оказываются весьма далекими не то, что бы от совершенства, но и от нормативно-стандартных требований, предъявляемых к профессиональной научно-исследовательской деятельности. В этом плане профессио¬нальная компетентность исследователя позволяет ему успешно и эффективно осуществлять научно-исследовательскую деятельность как в обычных услови¬ях, так и в нестандартных ситуациях. Оп¬ределяет, но это вовсе не значит, что профессиональная компетентность включает эту самую «конкретную дея¬тельность».

Часто профессиональную компетентность исследователя связыва¬ют с «доскональным знанием своего дела», при этом выделяя методоло¬гические знания (представления о способах и принципах научно-исследовательской деятельности), теоре¬тические (знания о конкретных моделях профессиональной деятельности и их возможных трансформациях), технологические (знания о средствах и алгоритмах профессиональной деятельности). Исходя из этого, можно сделать вывод, что профессиональная компетентность исследователя как компонент его профессиональной культуры обеспечивает когнитивные основания профессиональной деятельности, в единстве методологических, теоретических и технологических знаний, позволяя построить соответствующую им концепцию профессиональной деятельности.

Профессиональная  компетентность исследователя  распредмечивается в его профессиональных компетенциях, проявляющихся в способности применять профессиональные знания в конкретной научно-исследовательской деятельности. В связи с эти можно выделить следующие ключевые  профессиональные компетенции исследователя в сфере социально-гуманитарных наук:

1. Знать, что такое  научное социально-гуманитарное  исследование,  понимать его специфику  и уметь на практике осуществлять  научно-исследовательскую деятельность.

2. Знать принципы  и понимать логику научного  социально-гуманитарного исследования  и в конкретной научно-исследовательской  деятельности соблюдать эти принципы  и логику.

3. Знать проблематику  предшествующих научных поисков  по теме конкретного научного  исследования, осознавать степень  ее научной разработанности, понимать  существующие методологические  подходы в изучении этой темы.

4. Осознавать, что  научное социально-гуманитарное  исследование должно всегда носить  проблемный характер и понимать, что без постановки научной  проблемы не может быть и  самого научного исследования.

Информация о работе Профессиональная культура исследователя