Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 22:03, лекция
Понятие «профессиональная культура исследователя» еще не имеет должного научного осмысления, и не вошло в категориальный аппарат методологии социально-гуманитарных наук. Родовым по отношению к понятию «профессиональная культура исследователя» выступает понятие «профессиональная культура», качественными характеристиками которой выступают «профессионализм» и «культура личности».
Профессиональная
культура исследователя
Понятие «профессиональная
культура исследователя» еще не имеет
должного научного осмысления, и не
вошло в категориальный аппарат
методологии социально-
Культура личности – это своеобразный интегративный показатель уровня социально значимых качеств личности в их гармонии и целостности относительно разносторонней структуры деятельности. Профессиональное в культуре является результатом общественного разделения труда, его логическим про¬должением, требующим для своего осуществления специаль¬ных знаний, умений и навыков, а, следовательно, и специального образова¬ния. Это придает профессиональной культуре бинарный характер: с одной стороны, общий показатель развитости культуры личности – это мера разносторонней и универсальной творческой активно¬сти; с другой стороны, показатель профессионализма – это мера владения специализи¬рованным содержанием системы знаний, продуктивными средствами и спо¬собами решения профессиональных задач.
Представления о содержании профессиональной культуры исследователя и ее роли в социально-гуманитарном познании зависят в первую очередь от методологического ракурса ее рассмотрения, от понимания того, что такое культура вообще.
В современных дискурсивных практиках понятию культуры приписывают различные значения и смыслы, особенно в тех случаях, когда речь идет об операционализации этого понятия в соответствии со спецификой контекста его использования и характером познавательных задач.
В современном научном
тезаурусе существует множество
«узких» и «широких», аналитических
и синтетических определений
понятия «культура», содержание которых
обусловливается разными
В аналитических определениях культуры упор обычно дела¬ется или на ее предметном содержании, или на ее функциональ¬ной стороне. В первом случае культура интерпретируется как совокупность значимых символов, идей, ценностей, обычаев, верований, тради¬ций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность и которые влияют на восприятие действительности отдельным человеком или группой лиц. Во втором случае культура рассматривается как процесс развития сущностных сил человека и способностей в ходе его сознательной деятельности по производству, распределению и потреблению определенных ценностей.
В синтетических определениях внимание акцентируется на том, что культура – это сложный общественный феномен, охва¬тывающий различные стороны духовной жизнедеятельности об¬щества и творческой самореализации человека. Это – социально-гуманитарни развивающаяся система созданных человеком мате¬риальных и духовных ценностей; норм, способов организации поведения и общения; процесс творческой деятельности чело¬века; самовыражение человеческого духа в мире искусственных объектов и «заученного» поведения.
Теоретические истоки этих определений культуры можно найти в работах А.Л. Кребера, Т. Парсонса, Б. Малиновского, П.А. Сорокина и других исследователей. Так. А.Л. Кребер считал, что «культура может быть определена как все виды деятельности и не физиологические ре-зультаты (продукты) человеческих особей, не являющиеся безусловно рефлекторными или инстинктивными. Это далее означает, выражаясь языком биологии и физиологии, что культура состоит из условно-реф-лекторных и приобретенных обучением видов деятельности (а также их произведенным продуктом)».
Т. Парсонс полагал, что культура со¬стоит моделей (patterns), относящихся к поведению и к ре¬зультатам (продуктам) человеческой деятельности, моделей, которые могут наследоваться, т.е. переходить от поколения к поколению неза¬висимо от биологических генов.
Для Б. Малиновского культура – это главным образом «инструментальная система (an instrumental apparatus), посредством которой человек ставит себя в наилучшую позицию для того, чтобы решать конкретные и специфические задачи, возникающие перед ним в окружающей среде в процессе удовлетворения им своих потребностей». При этом Б. Малиновский отмечает, что культура состоит из объектов, деятельностей и позиций, существующих как средства для достижения определенной цели. «Такие деятельности, позиции и объекты организованы вокруг важных и жизненно необходимых задач в институции – такие, как семья, клан или род, местная община, племя, и организованные со¬общества для экономической, политической, юридической и воспитательной деятельности». С динамической точки зрения, т.е. при рассмотрении типов деятельности культура может анализиро¬ваться по таким аспектам, как образование, социальное устройство, экономика, системы знания, верований и морали, а также способы ху¬дожественной деятельности.
У П.А. Сорокина культура – это «совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения».
В настоящее время в науке доминируют несколько подходов к пониманию культуры: функционалистский, аксиологический, коммуникативный, деятельностный. Функционалистское понимание культуры связано с представлением о культуре как подсистеме общества, которая связана с воспроизводством и производством ценностей, выполняющих функцию духовной интеграции и мобилизации общества, а также нормативной регуляции общественных отношений. В рамках аксиологического подхода культура рассматривается как сложная иерархия идеалов и смыслов. В русле коммуникативного подхода культура рассматривается как символическая форма общения между людьми («тексты и унаследован¬ные символы»). Деятельностный подход трактует культуру как технологию воспроизводства и производ¬ства че-ловеческого общества, духовный код жизнедеятель¬ности людей, основу творческой индивидуальной активнос¬ти, адаптации и самодетерминации личности или как результат жизнедеятельности – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных людьми.
Профессиональную
культуру исследователя целесообразно
рассматривать в русле
Современная профессиональная культура исследования формируется в русле процессов гуманизации социально-гуманитарных наук, которые связаны с производством, трансляцией и хранением новых социально-гуманитарных знаний.
Поскольку сущность гуманизма состоит в отношении к человеку как высшей ценности, то гуманизация науки связана прежде всего с утверждением соответствующих ценностных ориентиров в содержании, формах и методах профессиональной деятельности ученого. В этом плане гуманизацию социальных и гуманитарных наук можно рассматривать как процесс совершенствования самой сферы науки с целью создания условий, наиболее отвечающих самореализации и увеличению творческого потенциала научных работников.
Однако сущность гуманизма состоит не в только в отношении к человеку как высшей ценности, но в понимании человека как креативно-деятельностной личности. В рамках такого концепта гуманизация социально-гуманитарных наук предполагает формирование особого типа ученного, который является не просто творческой личностью (это ясно a priori, поскольку научное исследование – это всегда творческая деятельность, направленная на получение новых знаний), а личностью креативной, способной к индивидуальной самореализации в научно-исследовательской деятельности. Поэтому речь идет о таком типе ученого, который способен быть субъектным в производстве новых социально-гуманитарных знаний. Эта субъектность проявляется в свободе научного творчества, которая выражается в том, что ученый, преодолевая «методологический прессинг» путем самоутверждения и самоактуатизации, становится «автономным исследователем» и присваивает себе право и выбирать методологические основания своей профессиональной деятельности, и создавать личностно-ориентированные картины изучаемой реальности.
Такой автономный
ученый» не только воспринимает профессиональную
научно-исследовательскую
В связи с этим
профессиональная культура исследователя
носит проектный, концептуально-дизайнерский
характер, моделирующий представления
об эффективных идеях научно-
В профессиональной
культуре исследователя можно выделить
такие ее компоненты, как профессиональное
мышление, профессиональная компетентность
и профессиональное мастерство (см.
схему 1).
Схема 1.
Профессиональная культура исследователя
Мышление на¬чинается там, где возникает проблема, которая требует определения возможных способов ее решения и выбора одного из этих спосбов как основы принятия решения по преодоления неопределенности. Для подлинно культурного в логическом отношении ума появление «противоречия» – это сигнал появления пробле¬мы, неразрешимой с помощью уже известных, уже заштампованных интел¬лектуальных действий, сигнал для включения мышления в собственном смысле этого слова как самостоятельного исследования («осмысливания») предмета, в выражении которого это противоречие возникло.
Тем самым профессиональное
мышление исследователя всегда оказывается
вплетенным в специфику его
В целом профессиональное
мыш¬ление как компонент профессиональной
культуры исследователя, обеспечивает,
с одной стороны, организационно-
Другим компонентом профессиональной культуры исследователя является его профессиональная компетентность. Иногда ее напрямую связывают с оценкой профессионализма научного работника. Однако профессиональная компетентность исследователя проявляется не только в результате и соответствующей оцен¬ке его профессиональной деятельности, но и во взаимосвязи его профессионального мышления и профессиональной деятельности». В таком понимании профессиональной компетентности исследователя задействована вся глубина пространства его профессиональной культуры и охватывает тот диапазон деятельности научного работника, который позволяет судить о профессионализме как стороне профессиональной культуры в целом.
Между тем в реальной действительности можно встре¬тить исследователей с достаточно высокой профессиональной теоретической подготовкой, но которые в своей профессиональной деятельности оказываются весьма далекими не то, что бы от совершенства, но и от нормативно-стандартных требований, предъявляемых к профессиональной научно-исследовательской деятельности. В этом плане профессио¬нальная компетентность исследователя позволяет ему успешно и эффективно осуществлять научно-исследовательскую деятельность как в обычных услови¬ях, так и в нестандартных ситуациях. Оп¬ределяет, но это вовсе не значит, что профессиональная компетентность включает эту самую «конкретную дея¬тельность».
Часто профессиональную компетентность исследователя связыва¬ют с «доскональным знанием своего дела», при этом выделяя методоло¬гические знания (представления о способах и принципах научно-исследовательской деятельности), теоре¬тические (знания о конкретных моделях профессиональной деятельности и их возможных трансформациях), технологические (знания о средствах и алгоритмах профессиональной деятельности). Исходя из этого, можно сделать вывод, что профессиональная компетентность исследователя как компонент его профессиональной культуры обеспечивает когнитивные основания профессиональной деятельности, в единстве методологических, теоретических и технологических знаний, позволяя построить соответствующую им концепцию профессиональной деятельности.
Профессиональная компетентность исследователя распредмечивается в его профессиональных компетенциях, проявляющихся в способности применять профессиональные знания в конкретной научно-исследовательской деятельности. В связи с эти можно выделить следующие ключевые профессиональные компетенции исследователя в сфере социально-гуманитарных наук:
1. Знать, что такое
научное социально-
2. Знать принципы
и понимать логику научного
социально-гуманитарного
3. Знать проблематику
предшествующих научных
4. Осознавать, что
научное социально-