Профессиональная культура исследователя

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 22:03, лекция

Описание работы

Понятие «профессиональная культура исследователя» еще не имеет должного научного осмысления, и не вошло в категориальный аппарат методологии социально-гуманитарных наук. Родовым по отношению к понятию «профессиональная культура исследователя» выступает понятие «профессиональная культура», качественными характеристиками которой выступают «профессионализм» и «культура личности».

Работа содержит 1 файл

Профессиональная культура исследователя.docx

— 24.04 Кб (Скачать)

5. Знать способы  постановки научных проблем в  социально-гуманитарном познании, уметь  ставить конкретные научные проблемы  и в процессе научно-исследовательской  деятельности находить наиболее  эффективные способы их решения  с помощью научных средств.

6. Понимать, что конкретное  социально-гуманитарное исследование  должно соответствовать определенным  критериям (атрибутивным признакам)  научности, принятым в данном  научном сообществе, и осуществлять  конкретные научные исследования  в соответствии с этими признаками.

7. Осознавать, что  результатом конкретного социально-гуманитарного   исследования должно быть получение  нового научного знания на  основе репрезентативной источников  информации с помощью надежных  методологических средств научно-исследовательской  деятельности.

8. Понимать особую  роль рефлексии в научном познании  и уметь осуществлять рефлексивную  деятельность на разных этапах  конкретного социально-гуманитарного  исследования.

9. Разбираться в  эпистемологической проблематике  социально-гуманитарного познания  и осуществлять научно-исследовательскую   деятельность в соответствии  с современными эпистемологическими  реалиями.

10. Понимать метапарадигмы современного социально-гуманитарного познания и уметь их использовать в конкретной научно-исследовательской деятельности.

11. Понимать эвристический  потенциал различных методологических  подходов в современном социально-гуманитарном  познании и уметь выбирать  наиболее эффективные методологические  средства для решения определенного  класса исследовательских задач.

12. Разбираться в  теоретическом арсенале современных  социально-гуманитарных наук и  уметь использовать методологический  потенциал научных теорий в  научно-исследовательской деятельности.

13. Знать когнитивные  возможности и границы применения  различных научно-исследовательских  методов, в том числе и информационно-коммуникационных  технологий, в социально-гуманитарных  исследованиях. 

14. Знать этические  нормы научно-исследовательской  деятельности, принятые в научном этосе, и соблюдать их при проведении конкретных социально-гуманитарных исследований.

Третьим компонентом  профессиональной культуры исследования выступает профессиональное мастерство, в котором его профессиональное мышление и профессиональная компетентность  находят непосредственное воплощения в реальной профессиональной деятельности. В профессиональном мастерство профессиональные знания и умения применять их в профессиональной деятельности сливаются с практическим опытом. На основе этого опыта собственно и формируется профессиональное мастерство исследователя как интегральный качественный особенностей профессионального мышления ученого, уровня его профессиональных знаний и компетенций, способности эффективно и качественно осуществлять конкретную научно-исследовательскую деятельность. Поэтому профессиональное мастерство исследователя, с одной стороны, базируется на нормативно-одобренном способе научно-исследовательской деятельности. Этот способ представляет собой «ремесленнический» компонент профессионального мастерство исследователя. В этом плане профессиональное мастерство исследователя носит технологизированный жарактер.  С другой стороны, исследователь в процессе приобретения профессионального опыта постоянно «распредмечивает» нормативный способ научно-исследовательской деятельности, интериоризируя и пре¬вращая его в индивидуальный способ профессиональной деятельности. Поэтому критерием оценки профессионального мастерства исследователя выступает прежде всего уровень креативности индивидуального способа научно-исследовательской деятельности. 

Индивидуальное профессиональное мастерство в этом плане всегда уникально, но это не означает, что оно не может стать дос¬тоянием профессиональной научно-исследовательской культуры в целом. Но речь при этом должна идти не о возможности трансляции или тиражирования индивидуального опыта научно-исследовательской деятельности, воплощенного в профессиональном мастерстве исследователя, а о том, что трансляции подлежит лишь «мысль, выведенная из опыта», но не са¬м опыт научно-исследовательской деятельности.

Информация о работе Профессиональная культура исследователя