Риторика остроумия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 20:03, реферат

Описание работы

Цель работы - изучить и классифицировать приемы остроумия.

Для достижения цели необходимо выполнить ряд задач:

•Формально классифицировать приемы остроумия;
•Выявить основные приемы остроумия.

Содержание

Введение

Глава 1. Формальная классификация остроумия

1.1. Определение остроумия

1.2. История классификации остроумия

Глава 2. Основные приемы остроумия

2.1. Юмор

2.2. Намек

2.3. Ирония

2.4. Парадокс

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

риторика.doc

— 75.00 Кб (Скачать)
    1. Ирония

Ирония —  это прием, основанный на противоположении формы и смысла. Он заключается  в том, что человек говорит  нечто прямо противоположное  тому, что па самом деле думает, однако слушателям или читателям дается возможность — намек смысловой  или даже интонационный — понять, что же именно на самом деле думает автор. В риторике такой прием называется антифраза.

Возможности интонационной  нюансировки иронии поистине безграничны  и открывают широкий простор  для актеров. Нельзя не вспомнить  здесь изумительное по мастерству чтение русского дикторского текста Зиновием Гердтом в кинофильме “Фанфан-Тюльпан”, где представлены все оттенки иронии — от грациозно-добродушной до capкастически-желчной.

Иногда не довольствуются интонацией и, чтобы усилить иронию, прибегают к умышленному искажению произносимых слов, переставляют в них буквы, слоги или переносят ударение. Особенно часто проделывают такие операции авторы эпиграмм над фамилиями своих недругов.

Ирония —  один из самых тонких и труднодоступных  видов остроумия. Классический пример иронии — книга “Похвальное слово глупости” средневекового гуманиста Эразма Роттердамского.

Существует довольно распространенный жанр иронических  афоризмов, вроде прутковских: “Только  в государственной службе познаешь истину”, или “При виде исправной амуниции как презренны все конституции”.

    1. Парадокс

Люди часто  пользуются стандартными фразами, привычными формулировками, установившимися положениями, которые отражают их коллективный опыт. Но иногда эти привычные выражения  подвергаются как будто незначительной перефразировке — в результате смысл их утрачивается, опровергается, меняется на противоположный. При этом может получиться и бессмыслица, но иногда в этой кажущейся бессмыслице содержится неожиданно новый, более глубокий смысл. Это так называемые парадоксы. Неподражаемыми мастерами парадокса были два ирландца, два английских драматурга — О. Уайльд и Б. Шоу. Но если парадоксы первого из них представляли собой лишь искусную игру, внешне блестящую, но порой лишенную интересного содержания, то парадоксы Б. Шоу полны глубокого смысла, они гораздо значительнее. Вот образцы парадоксов Оскара Уайльда:

  • Ненужные вещи в наш век единственно нам нужны. Холостяки ведут семейную жизнь, а женатые — холостую.
  • Ничего не делать — самый тяжкий труд. Если скажешь правду, все равно рано или поздно попадешься.
  • Естественность — это поза.
  • Я интересуюсь лишь тем, что меня совсем не касается. Когда люди соглашаются со мной, я вижу, что я не прав.
  • Эта женщина и в старости сохранила следы изумительного своего безобразия.
  • У него было одно из тех типично британских лиц, которые стоит увидеть однажды, чтобы уже не вспоминать никогда.
  • Лучшее средство избавиться от искушения — поддаться ему.
  • Строгая мораль — это всего лишь наше отношение к тем людям, которые не нравятся нам.

Парадоксы Б. Шоу в этом отношении гораздо выше. Рассмотрим такой его парадокс:

  • Жизнь равняет всех — смерть показывает, кто в самом деле был значительной личностью.

Это перефразировка известной пословицы о том, что  смерть равняет всех, как будто  противоречит здравому смыслу. В самом деле, пословица утверждает непреложную истину, что и великие мира сего и последний нищий — все равны перед лицом смерти. Но если вдуматься в парадокс Шоу, то и он по-своему верен, только мысль, содержащаяся в нем, — иная и более глубокая. Известно, что в жизни почести не всегда воздаются по заслугам, и по-настоящему оценить значение той или иной личности можно лишь в исторической перспективе, спустя некоторое время после смерти. Тогда лопаются мыльные пузыри дутой славы, а истинное величие становится с каждым годом яснее. У Б. Шоу много таких афоризмов-перевертышей, парадоксов, полных глубокого смысла, неожиданных и остроумных.

Еще один пример остроумного парадокса — строки из “Писем к провинциалу” Блеза  Паскаля:

  • Я написал длинное письмо, потому что у меня не было времени, чтобы написать короткое.

На первый взгляд это нарушение элементарных логических законов: если не было времени для  короткого письма, то и подавно  его не должно было хватить для  длинного. Но так кажется лишь при поверхностном чтении. Если же вникнуть в смысл высказывания, то обнаруживается бесспорная истина, что написать короткое письмо, вложив в него богатое содержание, выразив его сжато и точно, — это труд нелегкий, оп требует большой затраты времени. А многословное изложение тех же событии оказывается менее трудоемким.

Выражение Франсуа Рабле “аппетит приходит во время еды” — тоже парадоксально и было в XVI веке неплохой остротой, но от длительного употребления стало уж слишком привычным.

 

Заключение

Таким образом, проанализировав, мы выявили следующие особенности:

  • Попытки классифицировать остроумие были предприняты еще в древние времена и уже тогда ораторы разделяли остроумие по типам и пытались находить разные приемы.
  • Благодаря этому существует множество приемов остроумия, которые по своему своеобразны и некоторые имеют подтипы, их может использовать каждый человек. Я выделила 4 основных приема – юмор, намек, ирония и парадокс.

Величайшие юмористы и сатирики великолепно обходились без всякой теории. Обходятся без  нее и современные юмористы-профессионалы. Они используют эту теорию подсознательно, абсолютно не задумываясь о том, что получилось — абсурд, метафора или гипербола. Говорят, острый язык — единственный инструмент, который от постоянного употребления становится еще острее. Но остроумие требует тренировки. Владимир Маяковский считал, что остроумие можно оттачивать самостоятельно, и даже мечтал о школах, где будут обучать его приемам.

Заканчивая рассуждение на тему роли юмора и остроумия, хочется подвести итог. Юмор это часть жизни, без которой сама жизнь была бы скудной. При помощи юмора человек легче воспринимает проблемы и мелкие невзгоды в жизни. Но необходимо знать грань между шутками и издевательством и «пакостями» в адрес собеседника. Иначе жизнь юмориста может быть очень сложной . Я думаю что чувством юмора обладает каждый, но кому-то он нужен и помогает, а кому-то несет вред, а кто то его не нашел в себе. И я хочу закончить свое рассуждение словами « Шутите и жизнь вам покажется легче!». 

Список  литературы

  1. Дмитриев А.В. Социология юмора: Очерки. -  М., 1996
  2. Лук А.Н. О чувстве юмора и остроумии. - М., Искусство, 1968
  3. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. - М., 1924
  4. Философско-энциклопедический словарь.- М., Наука, 2000
  5. http://www.elitarium.ru/2007/06/09/mozhno_li_nauchitsja_ostroumiju.html

Информация о работе Риторика остроумия