Риторика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 13:21, реферат

Описание работы

Риторика (греч. ) – наука об ораторском искусстве, изучающая отношение мысли к высказыванию; непосредственным предметом риторики является публичная аргументация.

В разные периоды в риторику вкладывали различное содержание. Она рассматривалась и как особый жанр литературы, и как мастерство любого вида речи (письменной и устной), и как наука и искусство устной речи. Уже во времена глубокой древности четко обозначились два подхода к пониманию риторики. С одной стороны, Платон, Сократ, Аристотель, Цицерон развивали концепцию содержательной риторики, где одним из главных компонентов была идея (логос). С другой стороны, школа Квинтилиана рассматривала риторику в основном как искусство украшения речи.

Видимо, поэтому у риторики есть и другие названия: красноречие (красная речь – “красивая”), краснословие, или, по латыни, элоквенция; витийство (от славянского “вити словеса”), теория словесности, ораторское искусство. Больше всего разногласий вызывает последний термин. Действительно, риторика – это наука или искусство?

Работа содержит 1 файл

Риторика.docx

— 17.78 Кб (Скачать)

 Риторика (греч. ) – наука об ораторском искусстве, изучающая отношение мысли к высказыванию; непосредственным предметом риторики является публичная аргументация.

 В разные периоды в риторику вкладывали различное  содержание. Она рассматривалась  и как особый жанр литературы, и  как мастерство любого вида речи (письменной и устной), и как наука и искусство  устной речи. Уже во времена глубокой древности четко обозначились два  подхода к пониманию риторики. С одной стороны, Платон, Сократ, Аристотель, Цицерон развивали концепцию  содержательной риторики, где одним  из главных компонентов была идея (логос). С другой стороны, школа Квинтилиана рассматривала риторику в основном как искусство украшения речи.

 Видимо, поэтому у риторики есть и другие названия: красноречие (красная речь – “красивая”), краснословие, или, по латыни, элоквенция; витийство (от славянского “вити словеса”), теория словесности, ораторское искусство. Больше всего разногласий вызывает последний термин. Действительно, риторика – это наука или искусство?

 Уже в античности риторику рассматривали  и как науку, и как искусство. Одни называли ее “царицей всех искусств”  и теснее всего связывали с  поэзией и сценическим мастерством. Другие, в частности Аристотель, подчеркивали, что риторика – искусство  убеждать, но основывали ее на сугубо научных  дисциплинах – диалектике и логике. В наши дни риторика чаще рассматривается  как наука, ее иногда определяют как  теорию убеждающей коммуникации.

 Противоречия  здесь нет, оба подхода оправданны. Это связано с тем, что человеческое мышление осуществляется в двух формах – логической и образной, и им соответствуют две разновидности  познания – наука и искусство, взаимно дополняющие друг друга.

 Ораторская  речь – вид эмоционально-интеллектуального  творчества, реализуемого в словесной  форме: она одновременно воздействует и на сознание, и на чувства человека. Мастерство публичного выступления  в том и состоит, чтобы умело  использовать обе формы человеческого  мышления.

 Все люди так или иначе причастны к риторике, поскольку, как объяснял Аристотель, “всем в известной мере приходится как разбирать, так и поддерживать какое-нибудь мнение, как оправдываться, так и обвинять”. В самом деле, нет таких профессий, где не пригодилось бы владение словом.

 Чтобы произнести хорошую речь, мало знать, что сказать: надо еще знать, как  сказать. Надо представлять себе особенности  ораторской речи, учитывать множество  факторов, влияющих на оратора и на слушателей, владеть техникой говорения. О том, насколько много знаний и умений требуется от оратора, говорит простое перечисление законов риторики.

 1. Концептуальный закон предполагает  систематизацию материала                                  выступления, всесторонний анализ предмета речи и формулирование основной идеи сообщения. С помощью этого закона оратор учится выделять главное и второстепенное, располагать материал в определенной последовательности, предвидеть его воздействие на аудиторию. В нижеприведенной формуле этот закон обозначен буквой К. 

 2.   Закон моделирования аудитории (А) предусматривает знание оратором аудитории, перед которой ему предстоит выступить. Он должен иметь четкое представление о трех главных признаках, составляющих “портрет” любой аудитории. Ее социально-демографические характеристики определяются полом, возрастом, национальностью, уровнем образования, профессией и др. Социально-психологические признаки обоснованы мотивами поведения, отношением к предмету речи и говорящему, уровнем понимания обсуждаемых проблем. Индивидуально-личностные признаки учитывают тип нервной системы, способ мышления, особенности мышления, темперамента слушателей и др. 

 3.   Третий закон риторики (С) определяет стратегию поведения оратора, требуя установить:

 цели  речевой деятельности (зачем?);

 противоречия  в исследуемых проблемах и  пути их разрешения;

 главный тезис выступления;

 собственную позицию.

 4. Четвертый закон риторики формирует тактику (Т) составления выступления. При этом предполагается следующая последовательность действий:

 заинтересовать  аудиторию;

 вызвать слушателей на размышление;

 вывести их на уровень обсуждения предмета речи.

 5. Пятый закон риторики (СВ) требует внимания к словесно-речевому выражению, учит речевому мастерству, тому, как облекать мысль в действенную словесную форму. 

 6. Закон эффективного общения (ЭО) формирует и развивает умение устанавливать, сохранять и закреплять контакт с аудиторией, завоевывать ее симпатии, внимание и интерес. Для этого также предусматривается определенная система действий:

 управление  собственным поведением;

 управление  поведением аудитории;

 корректировка подготовленного текста по ходу выступления.

 7. Системно-аналитический закон риторики (СА) развивает у оратора умение выявлять и оценивать собственные впечатления от выступления и анализировать речевую деятельность других, что помогает по мере накопления опыта совершенствовать  мастерство своих публичных выступлений.

 Риторика  необходима человеку любой профессии  независимо от того, связана ли его  деятельность с умением общаться и хорошо говорить. Личностные качества, развиваемые риторикой, дают возможность  человеку гораздо полнее реализовать  себя, развивают способности в  выбранной специальности. 
 

 Требования, предъявляемые к  оратору.

 Убеждение с помощью речи может быть действенным, если говорящий, его личность и поведение  имеют определенные особенности. «Мы  слушаем не речь, а человека, который  говорит», — гласит риторика.

 «Говори, чтобы я мог узнать тебя», —  сказал Сократ. Большое внимание тому, какое впечатление производит личность говорящего на слушателей, уделял Аристотель: «Доказательство достигается с помощью нравственного характера говорящего в том случае, когда речь произносится так, что внушает доверие к человеку, ее произносящему, потому что вообще мы более и скорее верим людям хорошим, в тех же случаях, где нет ничего ясного и где есть место колебанию, — и подавно»

 По  правилам классической риторики оратор должен показать себя человеком, достойным  доверия и способным  вызвать  уважение аудитории. Оратор также должен быть физически развит, проявлять  умеренность в еде, чтобы выглядеть  пристойно, носить чистый, аккуратный и модный костюм, обладать сильным  голосом, т. е. быть привлекательным внешне. Слушатели его еще  не знают, а потому внешность выступающего должна располагать к себе.

 Оратор  решительно отличается от актера: актер  сегодня может быть принцем, а  завтра шутом. Оратор всегда должен быть самим собой. Он должен быть представителем определенной идеи, которую отстаивает всей жизнью. По образу оратора судят  о содержании речи.

 Принцип подчиненности ораторского образа профессиональной или политической идее – необходимая часть смысла речи. Никто не станет слушать лектора, если он лицемерит, т.е. сам не верит  в идею своей речи. Для аудитории  личность говорящего является ключом к содержанию речи.

 По  определенному виду речевой деятельности мы различаем индивидуальное разнообразие людей. Образ оратора индивидуален, но представляет собой социальный тип  личности, со своим мировоззрением, эстетическими установками, интеллектом  и образованностью. Все это развивается  в человеке с умением слушать, понимать и говорить.

 Женщина и мужчина должны строить свои образы несколько по-разному. Мужчина  может себе позволить большее  своеобразие во внешнем облике. Женщина  – нет. Требования, которые предъявляет  к ней аудитория, таковы, что женщина-оратор будет несколько скрывать свои личные эмоции и высказываться обобщенно. Поэтому от женщины обычно ожидают  внешности, в которой скрыты характерные  черты индивидуальности. Они присутствуют, но даны как будто намеком. Разработка образа женщины-оратора сложна тем, что небольшими штрихами в костюме, голосе, жестикуляции можно подчеркнуть  свое своеобразие, выделить природные  и индивидуальные качества своей  личности.

 Образ оратора не складывается стихийно. Он – результат достаточно большой  работы над собой независимо от меры ораторского таланта, отпущенного  человеку природой.

 Для создания ораторского образа необходима богатая практика. Наблюдения показывают, что воспитание красноречия сильно изменяет не только нервную конституцию  говорящего, но и его внешность, формирует  разные типы личности.

 Современные руководства по ораторскому  искусству указывают  на те же свойства личности оратора, что и античные источники:

 1.         обаяние;

 2.         артистизм;

 3.         уверенность;

 4.         дружелюбие;

 5.         искренность; 

 6.         объективность;

 7.         заинтересованность, увлеченность.

Информация о работе Риторика