Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 21:04, доклад
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей (СНОСКА: См.: Концепция дошкольного воспитания. – М.,1989).
Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришел к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» (Выготский Л. С. Умственное развитие в процессе обучения).
Роль родного языка и речи в развитии ребенка
Овладение родным языком, развитие речи
является одним из самых важных приобретений
ребенка в дошкольном детстве
и рассматривается в
Развитие речи самым тесным образом связано
с развитием сознания, познанием окружающего
мира, развитием личности в целом. Родной
язык является средством овладения знаниями,
изучения всех учебных дисциплин в школьном
и последующем образовании. На основе
длительного изучения процессов мышления
и речи Л. С. Выготский пришел к следующему
выводу: «Есть все фактические и теоретические
основания утверждать, что не только интеллектуальное
развитие ребенка, но и формирование его
характера, эмоций и личности в целом находится
в непосредственной зависимости от речи»
(Выготский Л. С. Умственное развитие в
процессе обучения).
Исследования отечественных психологов
и психолингвистов доказали, что овладение
речью не просто что-то добавляет к развитию
ребенка, а перестраивает всю его психику,
всю деятельность.
Чтобы показать роль овладения языком
и развития речи, необходимо проанализировать
функции, которые выполняют язык и речь.
Опираясь на исследования психолингвистов,
психологов, педагогов, дадим краткую
характеристику этих функций. И. А. Зимняя,
анализируя язык и речь, условно выделяет
три группы функциональных характеристик
языка (в широком смысле). Это характеристики,
обеспечивающие: а) социальные, б) интеллектуальные
и в) личностные функции человека (Зимняя
И. А. Психология обучения неродному языку.
– М.: Русский язык, 1989. С.14-15.)
В первую группу входят характеристики,
согласно которым язык – средство: 1) общения
как формы социального взаимодействия;
2) присвоения общественно-исторического,
социального опыта, т.е. социализации;
3) приобщения к культурным, историческим
ценностям (общеобразовательное значение
языка).
Таким образом, здесь язык выступает как
средство социальной связи и социального
развития личности в процессе общения
с другими людьми. Коммуникативная функция
выступает основной и генетически исходной
функцией речи.
Вторую группу составляют характеристики
языка, посредством которых реализуются
интеллектуальные функции человека. Эти
характеристики определяют язык как средство:
4) номинации (наименования) и индикации
(обозначения) действительности; 5) обобщения
в процессе формирования, расширения,
дифференциации и уточнения понятийного
аппарата человека; 6) опосредствования
высших психических функций человека;
7) развития познавательных интересов;
8) удовлетворения коммуникативной и познавательной
потребностей (форма существования и выражения
эмоционально-волевой сферы).
Здесь язык характеризуется как орудие
интеллектуальной деятельности вообще,
орудие формирования «языкового сознания»
человека, как решающий фактор умственного
развития человека.
Третью группу составляют «личностные»
характеристики языка. Здесь он выступает
в качестве средства: 9) осознания человеком
собственного «Я» и 10) рефлексии, самовыражения
и саморегуляции.
Данная группа характеристик языка показывает
его роль в самопознании личности. В связи
с этой группой характеристик следует
говорить о роли языка в нравственном
развитии детей. Обучение родному языку
помогает решать задачи нравственного
воспитания. Ребенок усваивает через язык
нормы морали, нравственные оценки, которые
при правильном воспитании становятся
эталонами его собственного поведения,
отношения к окружающему миру, к людям,
к себе.
Представим специфику проявления названных
характеристик при овладении родным языком
в обобщенном виде, в таблице.
^ Функциональные
характеристики родного языка
|
|
|
|
|
|
|
|
В этих функциях язык выступает с
самого раннего возраста ребенка. Их
анализ позволяет увидеть роль родного
языка и речи в социальном, умственном,
нравственном развитии детей.
Наряду с общими элементами общественно-исторического
опыта в языке есть элементы, присущие
той или иной национальной культуре. В
этом смысле А. А. Леонтьевым выделяется
еще одна функция языка – национально-культурная.
Она ярко охарактеризована и в работах
К. Д. Ушинского, показавшего национальные
особенности родного языка и его роль
в воспитании национального самосознания.
Язык является фундаментальным основанием
культуры в широком понимании. «Присваивая»
общественный опыт предшествующих поколений
людей, ребенок овладевает языком как
частью национальной культуры.
В дошкольном возрасте дети осваивают
родной язык и в его эстетической функции.
Эстетическое воспитание в процессе обучения
родному языку – это формирование эстетических
чувств. В словесной форме отражаются
природа, общество, личность человека,
искусство. Формируя речевые умения на
родном языке, мы одновременно воспитываем
эстетическое отношение к природе, человеку,
обществу, искусству. Сам родной язык как
предмет усвоения обладает чертами прекрасного,
способен вызывать эстетические переживания.
Воспитатель привлекает внимание детей
к образным средствам выразительности,
звучности и мелодичности, уместности
использования языковых средств и тем
самым закладывает основы эстетического
отношения к языку. Особое значение для
эстетического развития имеют художественное
слово, словесное творчество и художественно-речевая
деятельность самих детей.
Вместе с тем, говоря о роли языка и речи
в развитии личности ребенка, следует
помнить предостережение А. Н. Леонтьева,
что «хотя языку принадлежит огромная,
действительно решающая роль, однако язык
не является демиургом человеческого
в человеке» (СНОСКА: Леонтьев А. Н. Проблемы
развития психики. – М., 1981. – С378). Творцом
человека выступает конкретная предметно-практическая
деятельность, в процессе которой люди
взаимодействуют, вступают в различные
формы общения.
Информация о работе Роль родного языка и речи в развитии ребенка