Шпаргалка по "Культуре речи"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 21:25, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культура речи".

Работа содержит 1 файл

птп орн оапо а.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

16. Этические нормы  касаются в первую очередь обращения на «ты» и «вы», выбора полного или сокращенного имени (Ваня или Иван Петрович), выбора обращений типа гражданин, господин и др., выбора способов того, как здороваются и прощаются (здравствуйте, привет, салют, до свидания, всего доброго, всего, до встречи, пока и т. п.). Речевой этикет – это совокупность всех этических языковых средств и правил их использования в определенных ситуациях.

Этические нормы касаются в первую очередь  обращения на «ты» и «вы», выбора полного или сокращенного имени (Ваня или Иван Петрович), выбора обращений типа гражданин, господин и др., выбора способов того, как здороваются и прощаются (здравствуйте, привет, салют, до свидания, всего доброго, всего, до встречи, пока и т. п.).

Роль  этических норм в общении можно прояснить и на ярком примере. Сквернословие — это тоже «общение», в котором, однако, грубейшим образом нарушены именно этические нормы. 

17. Этические нормы  во многих случаях национальны: например, сфера общения на «вы» в английском и немецком языках уже, чем в русском; эти же языки в большем числе случаев, чем русский язык, допускают сокращенные имена. Иностранец, попадая в русскую среду, часто, не желая того, выглядит бестактным, привнося в эту среду свой языковой этикет. Поэтому обязательным условием хорошего владения русским языком является знание русского языкового этикета. 

18. Разговорная литературная  речьэто непринужденная естественная по преимуществу устная речь, употребляемая в условиях повседневного общения, не выходящая за пределы языковой нормы ни на фонетическом, ни на лексическом, ни на словообразовательном, ни на синтаксическом уровнях, хотя на всех этих уровнях она имеет хорошо выраженное своеобразие.

Литературная  норма — это некоторая совокупность коллективных реализаций языковой системы, принятых обществом на определенном этапе его развития и осознаваемых им как правильные и образцовые. 

19. Особенности Разговорная речь в составе русского литературного языка: фонетические — явления редукции безударных гласных, деформации ударных гласных, стяжения и выпадения звуков, упрощения групп согласных; лексические — явления описательной и др. специфических видов сокращённой номинации; морфологические — особенности функционирования отдельных частей речи и образования отдельных форм; синтаксические — особенности синтаксиса именительного падежа, особая роль актуального членения предложения, наличие особых синтаксических моделей предикативного и непредикативного характера, специфика синтаксической связи слов и предложений и самой границы предложения.

20. условия успешного общения. Прагматика — термин языкознания, обозначающий:

1. Раздел семиотики, изучающий отношения между знаковыми системами и теми, кто их использует.

2. Совокупность условий, сопровождающих употребление языкового знака.

3. Раздел языкознания, изучающий условия использования говорящими языковых знаков.

Стили́стика — филологическая дисциплина, изучающая неодинаковые для разных условий языкового общения принципы выбора и способы организации языковых единиц в единое смысловое и композиционное целое (текст), а также определяемые различиями в этих принципах и способах разновидности употребления языка (стили) и их систему. 

22. Риторика  
Развитие политического и других видов красноречия и романтической литературы приводит к упразднению условных правил ораторского искусства. Традиционно наиболее значимая часть — учение о словесном выражении — растворилась в стилистике как части теории литературы, а остальные разделы потеряли практическое значение. Именно тогда слово «риторика» приобрело одиозный оттенок напыщенного пустословия. 
Слово риторика применялось для вновь создаваемых дисциплин — теории прозы (преимущественно художественной прозы — XIX век, немецкая филология), стилистики (XX век, французская филология), теории аргументации (XX век, бельгийский философ Х. Перельман)

 
23. Функционально-смысловые  типы речи 
В зависимости от содержания высказывания нашу речь можно разделить на такие типы: описание, повествование, рассуждение. 
Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании. 
Повествование — это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка). 
Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Композиция рассуждения такова: первая часть — тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; вторая часть — обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть — вывод, заключение.

 
24. красноречие  и разновидности:

  1. Политическое красноречие
  2. Судебное красноречие
  3. Духовное красноречие
  4. Академическое красноречие
  5. Деловое красноречие

1) политическое  - один из видов ораторского искусства. Развитие его тесно связано с развитием демократических учреждений; оно возникает там, где народные массы начинают принимать участие в государственных делах, и следовательно, лица, желающие влиять на ход государственных дел, должны обладать искусством убеждения. 
4)Академическое красноречие- род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой. Характерные черты: высокий уровень научности, логика, доступность изложения, наглядность, яркость и эмоциональность. 
2)Судебная речь — это публичная речь, обращенная к суду и всем участвующим и присутствующим при рассмотрении уголовного или гражданского дела, произнесенная в судебном заседании и представляющая собой изложение выводов оратора по данному делу и его возражения другим ораторам. 
6)Социально-бытовая речь самая распространенная. В настоящее время даже неподготовленному человеку приходится выступать перед коллегами, родственниками, друзьями. 

25. Структура публичного  выступления 
Этапы:Подготовка-
наиболее ответственный этап. Общение нужно планироать, правильно выбирать его место и время. 
Вхождение в контакт- важно почувствовать настроение аудитории, дать возможность сориентироваться слушателям. 
Концентрация внимания на какой-либо проблеме, задаче, являющейся предметом контакта. 
Поддержание внимания – к приемам поддержания внимания нужно обращаться неоднократно, чтобы не пропустить важные моменты общения вербального и невербального характера. 
Аргументация и убеждение – в том случае, если есть расхождения во мнениях. 
Завершение выступления – Очень важным является самый последний момент, последние слова. 
 
26. Подготовка речи: 
Выделите главную идею вашей речи. ,Выделите подзаголовки, разделив вашу идею на несколько составных частей, Тщательно продумайте план и структуру будущей речи. Она должна включать введение, основную часть и выводы 
Проверьте по словарям значения «умных» слов, которые вы используете. 
Перед выступлением очень важно изучить помещение, чтобы установить, с какой стороны будут смотреть на вас слушатели. Выступление перед большой аудиторией напоминает спектакль, поэтому большое значение имеет одежда докладчика. 
 
27. Невербальные средства общения. 
Невербальное общение
— это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через интонации, жесты, мимику, пантомимику,), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.
 

28. Установление контакта 
Значительную роль играет невербальные средства воздействия на аудиторию. Это жесты, мимика, взгляд, поза оратора, его внешний вид и т.д.  
1. Когда вы заходите в аудиторию, двигайтесь уверенно, не дклайте суетливых движений. Идите своей обычной походкой. Обязательно подарите залу легкую улыбку, войдите в зрительный контакт с аудиторией. 
2. Для того чтобы вызвать уважение у аудитории, необходимо контролировать максимально допустимое пространство. Обязательно займите место в центре 
3. Обязательно сделайте паузу. Можете воспользоваться любой возможностью- попросите стакан воды, разложите бумаги, что-то передвиньте. Если сильно волнуетесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов перед началом речи. 
 
29. Техника речи 
Техника речи — это мастерство публичного выступления, делового общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил ораторского искусства, связанные с силой, высотой, благозвучностью, полетностью, подвижностью, тоном голоса и дикцией. 
Отработанная техника речи должна обеспечить простоту и благородство формы - "музыкальность, выдержанный, верный и разнообразный ритм, хороший, спокойно передаваемый внутренний рисунок мысли или чувства". Дикция, дыхание, голос, орфоэпия, логико-интонационные закономерности устной речи — вот те стороны речевого мастерства, которыми должен овладеть любой, кто использует речь в качестве инструмента воздействия на слушателя. 
30 историческая хронология возникновения спора

1804 - Повод к возникновению споров возник в 1804 году, когда было незаконно вскрыто и искажено письмо Св. Никодима к духовнику Святой Горы иеромонаху Иерофею, касавшееся вопроса о частом причащении.

Спор  — это столкновение мнений, в ходе которого одна из сторон (или обе) стремится убедить другую в справедливости своей позиции.

Cпор - это публичное обсуждение проблем, интересующих участников обсуждения, вызванное желанием как можно глубже, обстоятельнее разобраться в обсуждаемых вопросах: это столкновение различных точек зрения в процессе доказательства и опровержения.

 
31. Спор и дискуссия 
Спор — это столкновение мнений, в ходе которого одна из сторон (или обе) стремится убедить другую в справедливости своей позиции. 
Виды спора 
• Конструктивный 
• Деструктивный 
• Устный 
• Письменный 
• Организованный 
• Стихийный 
Дискуссия— обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы; спор. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Под дискуссией также может подразумевается публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов на собрании, в печати, в беседе. Отличительной чертой дискуссии выступает отсутствие тезиса, но наличие в качестве объединяющего начала темы. К дискуссиям, организуемым, например, на научных конференциях, нельзя предъявлять тех же требований, что и к спорам, организующим началом которых является тезис. Дискуссия часто рассматривается как метод, активизирующий процесс обучения, изучения сложной темы, теоретической проблемы. 
 
32. Спор как организация человеческого общения. 
Известной трудностью проведения сложного спора является его организация. Спор со многими участниками может проходить успешно лишь в тех случаях, когда все его участники обладают достаточной дисциплиной ума, способностью схватывать суть того, что говорится, и пониманием сущности, задачи спора. В других случаях необходим руководитель спора. 
Характерной особенностью речевого поведения спорящих являются мимика, поза, движение, жест. Наряду с характерными особенностями речи, позой, жестами и мимикой в поведении спорящих значительное место занимают так называемые экспрессивные движения, которые обычно участниками спора не осознаются, однако прекрасно воспринимаются оппонентами. Так, чрезмерно высокий, пронзительный или дрожащий голос часто расценивается как признак беспокойства. Неожиданные спазмы, изменение скорости и ритма речи, стилистически неоправданные паузы, разрыв слов, форсирование звука, нервный смех, прерывистое дыхание, все это является симптомами напряженного состояния оппонентов. В целом кинетические системы коммуникации во многом определяют характер спора.
 

33. 

Информация о работе Шпаргалка по "Культуре речи"