Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 09:48, контрольная работа
Лингвистическая стилистика – это учение о стилях (видах, типах) речи, определяемых условиями, ситуацией, целями общения и различающихся используемыми в них языковыми средствами или степенью их использования. Задачи лингвистической стилистики заключаются в выяснении специфики каждого из стилей, их разграничении, установлении условий функционирования и взаимодействия между ними.
Введение___________________________________________________________2
Стилистика как лингвистическая наука______________________________3
О средствах словесной образности как стилистических ресурсах речи____4
Стилистические ресурсы словообразования___________________________7
Стилистические ресурсы морфологии________________________________10
Стилистические ресурсы синтаксиса_________________________________11
Предмет и задачи стилистики _______________________________________13
Заключение _______________________________________________________15
Библиографический список _________________________________________16
Кроме того, научной речи более свойственно сравнение, чем метафора, поскольку оно - одна из форм логического понятийного мышления и способов его выражения.
Лишь
в одной из сфер письменной речи
средства словесной образности почти
совсем неупотребительны. Это - деловая
речь, поскольку здесь официальности,
точности, безэмоциональности общения
и терминированности выражения
оказываются как бы противопоказанными
образные средства. Лишь смешанным, «пограничным»
жанрам (законодательно-
Употребительность
образных средств в устно-разговорной
речи зависит от индивидуальности общающихся,
темы разговора и ситуации общения.
Для этой сферы особенно характерна
эмоциональность выражения, которая
сказывается на свойствах образности.
Здесь широко употребительна общеязыковая
образность (что не исключает окказиональных
метафор). Это связано с быстрой
реактивностью устно-
Эпитет - слово, образно определяющее предмет или действие, подчеркивающее характерное их свойство, также наиболее употребительно в художественной речи, где оно выполняет эстетическую функцию. Эпитет нередко бывает метафорическим: В ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня (Лермонтов); С медного открытого его лица стекал пот (Паустовский); Она улыбалась голубой детской улыбкой (Шолохов). Широко используются эпитеты и в публицистической речи, что обусловлено экспрессивной функцией публицистики: гигантское строительство, светлое будущее; гневный протест; ратные подвиги.
Иногда
говорят об эпитетах в научной
речи. Однако если под этим средством
словесной образности понимать художественное
определение с присущей ему эстетической
функцией, то термин «эпитет» вряд ли применим
к научной речи. Здесь лучше
говорить просто об определениях, поскольку
они преследуют не художественно-изобразительные
цели, а логико-уточнительные, в крайнем
случае - наглядность. Определения некоторых
областей научной литературы на первый
взгляд весьма образны, но они принципиально
отличаются от художественных определений-эпитетов
стремлением прежде всего точно
и объективно характеризовать предмет.
Основное их отличие от художественных
определений в том, что они
однозначны, в отличие от собственно
эпитетов не допускают двуплановости.
Примеры определений в научной
речи: ...тонкие голубые
иглы лазур-апатита (Ферсман); Ломон
Другие средства словесной образности, например метонимия, синекдоха и др., также наиболее свойственны художественной речи.
Примеры
метонимии как слова или
Синекдоха - это разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления па другое по признаку количественного отношения между ними (часть вместо целого, ед. число вместо мн. числа или, наоборот, видовое название вместо родового или наоборот), например: И слышно было до рассвета, как ликовал француз (Лермонтов); Мы все глядим в Наполеоны (Пушкин).
Перифраза (парафраза) - оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием его существенных признаков или указанием на его характерные черты,- широко используется, помимо художественной, в публицистической речи: корабль пустыни (верблюд); королева полей (кукуруза); царь зверей (лев).
2. Стилистические ресурсы словообразования
Прежде всего выделяется стилистическая синонимия словообразовательных аффиксов.
Приведем
примеры стилистической синонимии
словообразовательных суффиксов: вода - водица - вод
Примеры
стилистической синонимии префиксов: избрать -
Однако синонимика словообразовательных элементов не так уж распространена в русском литературном языке.
Сердцевину
стилистических ресурсов в словообразовании
составляют суффиксы и префиксы субъективной
оценки. Их иначе называют экспрессивными
или эмоционально-
Примеры слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, У существительных: -ок- (-ек) - голосок, дружок, денек; -очек (-ечек) - голосочек, дружочек, денечек; -ец - братец, морозец; -чик - апельсинчик, блинчик, костюмчик; -ик - арбузик, бутузик, домик; -к- дорожка, дочка, земелька; -ушк- (-юшк-) - дедушка, женушка, заюшка; -оньк- (-еньк-) - кисонька, лапонька, дороженька, зоренька; -ец-, -иц-, -ц- письмецо, платьице, зеркальце, деревцо. У прилагательных: -оньк- (-еньк-) - глупенький, плохонький, добренький, старенький; -ехоньк- (-охоньк-) - светлехонький, скорехонький, легохонький; -ехонек- (-охонек-), -ешенек- (-ошенек-) - близехонек, легошенек. У всех этих слов обнаруживается яркая эмоциональность и экспрессия. Суффиксальные образования со значением пренебрежительности, презрительности, иронии: -ишк- воришка, лгунишка, зайчишка, шалунишка, городишко, домишко, здоровьишко, житьишко и т. д.; -онк- (-енк-) - душонка, книжонка, бабенка, лошаденка; -шк- старикашка; -ц- -ленца. Суффиксы, придающие словам значение увеличительно-с т и, чаще всего сопровождаются эмоциональными оттенками неодобрения, презрения, но могут выражать и восхищение, удивление. Ср.: суффикс -ищ- - На улице непролазная грязища! От него винищем так и несет! Вот это басище! Ну и голосище! Суффикс –ин- Вот так домина! (Но: дурачина, идиотина). Ср., с другой стороны, выражение горделиво-ласкательное в контексте стихотворения В. Маяковского: краснокожая паспортина.
Префиксы,
вносящие в слово экспрессивно-
Некоторые
суффиксы придают слову те или
иные эмоционально-экспрессивные
Аффиксы
привносят в слова
Оттенок
разговорности придают словам следующие
суффиксы: -як - здоровяк,
добряк, свояк; -ик, -ник - вечерник,
глазник, зубник; -ун- болтун,
хаастун; -к- вечерка (вечерняя газета), летучка,
пятидневка; -овк- в существительных
женского рода, обозначающих предметы: столовка,
курсовка, спецовка,
путевка - и лица: плутовка,
мотовка, чертовка; -яг-
дворняга, сотняга, штормяга и др. С оттенком
грубо-просторечным: -н(я) - бр
Можно
отметить ряд суффиксов, характерных
для научной и научно-
В
публицистической речи употребительны
слова с суффиксами: -ость - до
При префиксации наблюдаются те же стилевые окраски. Здесь экспрессией высокого стиля обладают префиксы: из- изведать; нис- нисходить, ниспослать, ниспадать; вос- - воспевать, восхотеть и др. Функционально окрашены приставки книжного происхождения, характерные для научных и научно-технических, официально-деловых терминов и публицистической лексики: востребовать, избрать, воспретить, в том числе ряд префиксов прилагательных иноязычного происхождения: а- аморальный, анормальный, асимметричный; анти- антисанитарный, антифашистский, антихудожественный: архи- архипошлый, архиглупый; интер- интернациональный, интервокальный; ультра- ультрафиолетовый, ультрареакционный, ультрарадикальный; экстра- экстраординарный.
Как можно было заметить, эмоционально-экспрессивные и функциональные стилистические окраски нередко совмещаются как у суффиксальных, так и у префиксальных образований.
В словообразовании это совмещение, пожалуй, еще более заметно, чем в лексике.
Словосложение
также обладает немалыми стилистическими
возможностями. Помимо уже отмеченных
прилагательных типа веселый-превеселый, экспр
Для художественной речи характерны сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов или качество с дополнительным оттенком (такие прилагательные часты, например, у Горького, у Шолохова): пепельно-серый, иссиня-черный, золотисто-желтый, дымчато-серый, горько-соленый, приветно-мягкий. Этот тип словообразования чрезвычайно продуктивен и в речи ряда научных областей (например, в геологии, химии, биологии). Ср., например, определения, употребляемые при характеристике минералов, растений: темно-синий, кирпично-красный, желто-бурый, черно-зеленый, вилообразно-ветвящийся.