Стилистика как лингвистическая наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 09:48, контрольная работа

Описание работы

Лингвистическая стилистика – это учение о стилях (видах, типах) речи, определяемых условиями, ситуацией, целями общения и различающихся используемыми в них языковыми средствами или степенью их использования. Задачи лингвистической стилистики заключаются в выяснении специфики каждого из стилей, их разграничении, установлении условий функционирования и взаимодействия между ними.

Содержание

Введение___________________________________________________________2
Стилистика как лингвистическая наука______________________________3
О средствах словесной образности как стилистических ресурсах речи____4
Стилистические ресурсы словообразования___________________________7
Стилистические ресурсы морфологии________________________________10
Стилистические ресурсы синтаксиса_________________________________11
Предмет и задачи стилистики _______________________________________13
Заключение _______________________________________________________15
Библиографический список _________________________________________16

Работа содержит 1 файл

Копия русский язык.docx

— 52.17 Кб (Скачать)

      Сложносокращенные слова в связи с ограниченностью  сферы их употребления также обладают некоторой функционально-стилистической окраской. Например, разного рода аббревиатуры в зависимости от сферы использования  несут окраску либо официально-делового функционального стиля (Продамет, КЗоТ, УПК, ГПК, Лензолото, завком, продмаг, финотдел, хозрасчет, райфо), либо публицистического (политбюро, райком, НАТО, военком, ТАСС, ЦК, ВЦИК, компартия, эсер), либо научного (ЭВМ - электронно-вычислительная машина, МП - машинный перевод, ИК - инфракрасный, ПК - перфокарта, СВЧ - сверхвысокая частота, ФЭУ - фотоэлектронный умножитель), либо разговорного(МНС - младший научный сотрудник, шкраб - работник школы, БАН - библиотека Академии наук, ИВАН - Институт востоковедения Академии наук).

    1. Стилистические ресурсы морфологии

      Ресурсы стилистики в области грамматики, в частности морфологии, естественно, следует искать в синонимических явлениях. Синонимических и просто дублетных форм в морфологии не так  уж мало. Они появляются в языке  по ряду причин: в связи с внутренними  процессами развития языка, взаимодействием  устно-письменной и книжно-разговорной  речи, а также различных функциональных стилей, наконец, исходя из потребности  выражения смысловых и эмоционально-экспрессивных  оттенков. Однако синонимические средства морфологии далеко не всегда имеют  собственно стилистический характер.

      Морфологические средства, в отличие от лексических  и словообразовательных, дают значительно  меньше эмоционально-экспрессивных  окрасок и больше функциональных, связанных с традицией употребления тех или иных форм в устно-разговорной либо в письменно-книжной сфере, преимущественно в научном или деловом стиле.

      Вопрос  о стилистических ресурсах морфологии нельзя ограничивать только явлением стилистической синонимии, потому что  средства морфологии в отличие от лексических являются в общем  употребительными во всех стилях, жанрах и формах речи. Если можно говорить о функционально-стилистическом расслоении лексики, то нельзя этого сказать  о грамматике, категории, формы и  конструкции которой носят всеобщий характер. Однако своего рода функционально-стилистическая специализация все-таки захватывает  и грамматику. Это выражается в  двух моментах: во-первых, в разной степени  частоты употребления тех или  иных форм в разных функциональных стилях и, во-вторых, в связях значении отдельных форм с данным функциональным стилем. (Эти значения можно называть функционально-стилистическими.) Второй момент особенно важен, так как именно в семантико-грамматических особенностях языковых единиц выражается своеобразие  того или иного стиля на морфологическом  уровне. К стилистическим ресурсам морфологии относятся и такие  функциональные возможности форм, которые  позволяют одной и той же форме выступать в различных стилистических функциях. Нередко при этом происходят сдвиги в семантике. Наконец, традиционная стилистика включает в орбиту своего рассмотрения вообще все случаи смысловых оттенков, передаваемых морфологическими средствами (часто параллельными, синонимичными, но и не только ими). При широком понимании стилистики, смыкающемся с также широким пониманием культуры речи, и этот аспект оказывается правомерным.

    1. Стилистические ресурсы синтаксиса.

      Синтаксис (как и морфология) в отличие  от лексики и фразеологии не обладает ни столь четкой стилевой окраской своих единиц, ни строгой функциональной их прикрепленностью к определенным речевым сферам. Действительно, тот  или иной тип предложения, конструкция, оборот обычно используются в самых  различных речевых сферах, являясь  общеязыковыми средствами. Здесь  можно говорить лишь о некоторых  ограничениях в употреблении отдельных  конструкций, оборотов в той или  иной речевой разновидности, но не о  связанности их лишь с определенным функциональным стилем. Поэтому о  грамматике, в том числе в известной  степени о синтаксисе, распространено мнение как о языковых уровнях  не собственно стилистических, не обладающих постоянными стилевыми окрасками. И вместе с тем справедливо  считается, что именно синтаксис  таит в себе огромные стилистические возможности, которые заключаются  преимущественно в его способности  передавать тончайшие смысловые  нюансы и оттенки мысли. Однако проблема границ семантики и стилистики почти  совершенно не изучена: имеются ли они  вообще и где «проходят», пока сказать  трудно. Таким образом, вопрос остается открытым. Если ограничить стилистику областью собственно стилистических значений и окрасок и отличать ее от ортологии, то нестилистической придется признать сферу смысловых оттенков синтаксических единиц (идеографические синонимы), тем более что действительная взаимозаменяемость здесь весьма ограниченна.

      Между тем многие средства синтаксиса отличаются сильной эмоциональностью и экспрессивностью и, следовательно, стилистической значимостью, например: предложения, различные по цели высказывания (побудительные, восклицательные, нередко вопросительные); многие случаи неполных и односоставных предложений; ряд явлений порядка слов; случаи использования однородных членов предложения, обособленных оборотов, видов бессоюзных предложений; приемы использования  прямой речи; период; наконец, явления так называемого поэтического синтаксиса (анафора, эпифора, антитеза, градация, параллелизм и т. д.) и другие.

      Также безусловными стилистическими средствами в синтаксисе являются функционально  ограниченные и тем самым окрашенные синтаксические единицы. Например, причастные и деепричастные обороты, некоторые  виды связок сказуемого, ряд отыменных  предлогов и союзов характерны для  книжной речи, и употребление их привносит в высказывание книжный  колорит, а многие эллиптические  конструкции, инфинитивные и безличные  предложения, сказуемые, выраженные междометиями, инфинитивом, присоединительные связи, многие союзы преимущественно употребительны в разговорно-бытовой речи. Явления  же так называемого поэтического синтаксиса и ряд других синтаксических средств (приемы использования порядка  слов, однородных членов предложения, построение периода и др.) употребительны почти исключительно в художественной речи, типичны для нее и несут  на себе «стилистическую печать»  этой речевой разновидности. Некоторые  из указанных средств характерны и для публицистической и - уже - ораторской речи.

      Можно указать и такие синтаксические явления, которые хотя и не несут  на себе определенной «стилистической  печати», однако широко используются в  одном-двух функциональных стилях и  не типичны для других. Например, сложноподчиненные предложения  или простые нераспространенные предложения обладают повышенной частотностью в одних стилях и пониженной - в других. Однако во всех этих случаях  следует учитывать конкретный вид  и организацию предложения, его  лексическое и морфологическое  наполнение. Поэтому такая функциональная характерность оказывается в  достаточной степени условной. Поэтому  же нельзя сказать, например, что сложноподчиненные  предложения в отличие от сложносочиненных или простых обладают окраской книжной, или научной, или официально-деловой  речи, так как в конечном счете  этот тип предложений используется во всех видах речи, хотя и не с  одинаковой частотой. Говоря о синтаксических средствах различных функциональных стилей или, иначе, об отношении синтаксических средств к функциональным стилям, следует иметь в виду частоту  употребления тех или иных синтаксических единиц в разных стилях (а также, конечно, и конструкции, специально стилистически окрашенные). Кстати, можно говорить о достаточно устойчивой специализации некоторых синтаксических средств в речи научной, профессиональной, публицистической и т. д.

      Итак, синтаксические конструкции и иные синтаксические средства чрезвычайно  многообразны, они заключают в  себе богатые стилистические возможности. Эти возможности черпаются, в  частности, из довольно развитой синонимии  синтаксических явлений. Правда, эта  синонимия нередко имеет идеографический, смысловой характер, что ограничивает возможности выбора конструкции  в каждом отдельном случае. Вместе с тем в синтаксической синонимии  немало и собственно стилистических явлений, отличающихся как экспрессивно-эмоциональными оттенками, так и функционально-стилистическими, связанными с определенной сферой использования. К последним относятся книжные  и разговорные окраски (связанные  с ограничением сферы употребления соответствующих синтаксических единиц). Сюда же могут быть отнесены и наиболее типичные и частотные в том  или ином функциональном стиле синтаксические средства. 
 

      Предмет и задачи стилистики

В зависимости  от сферы применения языка, содержания высказывания, ситуации и целей общения  выделяется несколько функционально-стилевых разновидностей, или стилей, характеризующихся  определенной системой отбора и организации  в них языковых средств. Изучением  функциональных стилей, особенностей употребления в них языковых средств  занимается стилистика. 
Объектом исследования стилистики являются единицы языковой системы всех уровней в их совокупности (звуки, слова, их формы, словосочетания, предложения), т.е. язык изучается "по всему разрезу его структуры сразу" (Г.О. Винокур). 
В середине 50-х гг. XX ст. на смену так называемой традиционной стилистике, развивавшейся в двух направлениях: нормативном (практическая стилистика, культура речи) и литературном (изучение языка художественной литературы), приходит функциональная, основу которой составляют стилистические исследования A.M. Пешковского, Л.В. Щербы, Г.О. Винокура, В.В. Виноградова. Дальнейшее развитие функциональная стилистика получила в работах М.Н. Кожиной, А.Н. Васильевой, О.Б. Сиротининой, М.Н. Шмелева, Т.Г. Винокур и др. На передний план она выдвигает задачу объективного исследования естественного функционирования речи, различных ее типов и разновидностей, т.е. она изучает "диалектику языка в речи" (А.Н. Васильева). Опираясь на фонологию, орфоэпию, лексикологию и грамматику, стилистика учит сознательному использованию их законов, определяет, насколько средства языка, соответствующие его нормам, отвечают целям и сфере общения, учит четко, доходчиво и ярко выражать мысль, выбирая из нескольких однородных языковых единиц, близких или тождественных по значению, но отличающихся какими-либо оттенками, наиболее точные. Речевые нормы устанавливаются при этом дифференцированно для каждого стиля и определяются на базе изучения речевого материала, реализующего именно этот стиль. 
Исходя из мысли о первичности содержания, функциональная стилистика рассматривает стиль как содержательную форму. Стили потому и формируются в языке, что осознается специфика содержательной стороны каждой сферы общения, связанной с определенным видом деятельности (биосоциальной, преобразовательной, гносеологической, эстетической, коммуникативной и др.), и разрабатываются на практике те комплексы форм и функций, которые служат для выражения наиболее полного в данной сфере содержания. 
Представители традиционной стилистики исходили из положения о том, что владение стилями это искусство выражать одно и то же содержание разными формами. Функциональная стилистика является в основном стилистикой речи, тогда как традиционная была преимущественно стилистикой языка. 
Кроме того, функциональная стилистика рассматривает стиль как систему статистического характера, где многообразно реализуется диалектический закон перехода количества в качество, и различия между стилями выражаются не только в наличии разных качественных признаков, но и в различных количественных проявлениях качественно общих признаков. Традиционная же стилистика изучала стили преимущественно с качественной стороны и стремилась к тому, чтобы описание стиля было списком (и как можно более полным) окрашенных элементов. 
Главная задача стилистики изучение и описание функциональных стилей, признаков и стилистических свойств отдельных языковых единиц, которые объединяют их (в пределах общей системы языка) в частные, функционально однородные подсистемы. Этим определяются основные понятия, которыми оперирует стилистика: функциональные стили и стилистические коннотации (стилистическое значение и стилистическая окраска). 
Изучение стилистики в вузе имеет как теоретическое, так и практическое значение. Знания о функциональном аспекте языка, а следовательно, о языке в целом, которые дает стилистика, служат фундаментом для практической работы, повышают лингвостилистическую культуру студентов, являющуюся существенной частью их общей культуры. 
Кроме того, стилистика закладывает теоретические основы культуры речи и методики преподавания языка в средней школе, она имеет важное практическое значение для разработки научных основ редактирования, решения проблем машинного перевода и т.д. 

Задачами преподавания стилистики являются:

1) изложение  теоретических основ функциональной  стилистики, ознакомление с ее  основными понятиями, принципами  речевой организации стилей, закономерностями  функционирования языковых средств  в речи

2) развитие стилистического  чутья, навыков и умений оценивать  и правильно употреблять языковые  средства в речи в соответствии  с конкретным содержанием высказывания, целями, которые ставит перед  собой говорящий (пишущий), ситуацией  и сферой общения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Объектом исследования стилистики являются единицы языковой системы всех уровней в их совокупности (звуки, слова, их формы, словосочетания, предложения). Опираясь на фонологию, орфоэпию, лексикологию и грамматику, стилистика учит сознательному использованию их законов, определяет, насколько средства языка, соответствующие его нормам, отвечают целям и сфере общения, учит четко, доходчиво и ярко выражать мысль, выбирая из нескольких однородных языковых единиц, близких или тождественных по значению, но отличающихся какими-либо оттенками, наиболее точные. Речевые нормы устанавливаются при этом дифференцированно для каждого стиля и определяются на базе изучения речевого материала, реализующего именно этот стиль. 

 
Главная задача стилистики - изучение и описание функциональных стилей, признаков и стилистических свойств отдельных языковых единиц, которые объединяют их (в пределах общей системы языка) в частные, функционально однородные подсистемы. Этим определяются основные понятия, которыми оперирует стилистика: функциональные стили и стилистические коннотации (стилистическое значение и стилистическая окраска).  
Чем занимается стилистика  
. Классификация стилистических фигур  
. Функционирование стилистических приемов в разных жанрах текстов.  
. Функциональные стили и их воплощение в текстах разных жанров.  
. Интерпретация текста (разбор интенций (намерений) говорящего)  
. Стилевые черты (страноведческая характеристика текста, возраст автора, его настроение и тд)  
. Формы композиционного построения текста (композиция)  
. Язык автора  
. Языковые средства при выражении юмора и сатиры  
. Способы повествования в тексте 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список

    1. Кожина М.Н. «Стилистика русского языка» 2007г.
    2. Солганик Г.Я. «Стилистика русского языка» 2006г.
    3. Москвин В.П. «Стилистика русского языка» 2000г.

Информация о работе Стилистика как лингвистическая наука