Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 09:48, контрольная работа
Лингвистическая стилистика – это учение о стилях (видах, типах) речи, определяемых условиями, ситуацией, целями общения и различающихся используемыми в них языковыми средствами или степенью их использования. Задачи лингвистической стилистики заключаются в выяснении специфики каждого из стилей, их разграничении, установлении условий функционирования и взаимодействия между ними.
Введение___________________________________________________________2
Стилистика как лингвистическая наука______________________________3
О средствах словесной образности как стилистических ресурсах речи____4
Стилистические ресурсы словообразования___________________________7
Стилистические ресурсы морфологии________________________________10
Стилистические ресурсы синтаксиса_________________________________11
Предмет и задачи стилистики _______________________________________13
Заключение _______________________________________________________15
Библиографический список _________________________________________16
Сложносокращенные
слова в связи с
Ресурсы
стилистики в области грамматики,
в частности морфологии, естественно,
следует искать в синонимических
явлениях. Синонимических и просто
дублетных форм в морфологии не так
уж мало. Они появляются в языке
по ряду причин: в связи с внутренними
процессами развития языка, взаимодействием
устно-письменной и книжно-разговорной
речи, а также различных
Морфологические
средства, в отличие от лексических
и словообразовательных, дают значительно
меньше эмоционально-экспрессивных
окрасок и больше функциональных,
связанных с традицией
Вопрос
о стилистических ресурсах морфологии
нельзя ограничивать только явлением
стилистической синонимии, потому что
средства морфологии в отличие от
лексических являются в общем
употребительными во всех стилях, жанрах
и формах речи. Если можно говорить
о функционально-стилистическом расслоении
лексики, то нельзя этого сказать
о грамматике, категории, формы и
конструкции которой носят
Синтаксис
(как и морфология) в отличие
от лексики и фразеологии не обладает
ни столь четкой стилевой окраской
своих единиц, ни строгой функциональной
их прикрепленностью к определенным
речевым сферам. Действительно, тот
или иной тип предложения, конструкция,
оборот обычно используются в самых
различных речевых сферах, являясь
общеязыковыми средствами. Здесь
можно говорить лишь о некоторых
ограничениях в употреблении отдельных
конструкций, оборотов в той или
иной речевой разновидности, но не о
связанности их лишь с определенным
функциональным стилем. Поэтому о
грамматике, в том числе в известной
степени о синтаксисе, распространено
мнение как о языковых уровнях
не собственно стилистических, не обладающих
постоянными стилевыми
Между тем многие средства синтаксиса отличаются сильной эмоциональностью и экспрессивностью и, следовательно, стилистической значимостью, например: предложения, различные по цели высказывания (побудительные, восклицательные, нередко вопросительные); многие случаи неполных и односоставных предложений; ряд явлений порядка слов; случаи использования однородных членов предложения, обособленных оборотов, видов бессоюзных предложений; приемы использования прямой речи; период; наконец, явления так называемого поэтического синтаксиса (анафора, эпифора, антитеза, градация, параллелизм и т. д.) и другие.
Также
безусловными стилистическими средствами
в синтаксисе являются функционально
ограниченные и тем самым окрашенные
синтаксические единицы. Например, причастные
и деепричастные обороты, некоторые
виды связок сказуемого, ряд отыменных
предлогов и союзов характерны для
книжной речи, и употребление их
привносит в высказывание книжный
колорит, а многие эллиптические
конструкции, инфинитивные и безличные
предложения, сказуемые, выраженные междометиями,
инфинитивом, присоединительные связи,
многие союзы преимущественно
Можно
указать и такие синтаксические
явления, которые хотя и не несут
на себе определенной «стилистической
печати», однако широко используются в
одном-двух функциональных стилях и
не типичны для других. Например,
сложноподчиненные предложения
или простые нераспространенные
предложения обладают повышенной частотностью
в одних стилях и пониженной -
в других. Однако во всех этих случаях
следует учитывать конкретный вид
и организацию предложения, его
лексическое и морфологическое
наполнение. Поэтому такая функциональная
характерность оказывается в
достаточной степени условной. Поэтому
же нельзя сказать, например, что сложноподчиненные
предложения в отличие от сложносочиненных
или простых обладают окраской книжной,
или научной, или официально-деловой
речи, так как в конечном счете
этот тип предложений используется
во всех видах речи, хотя и не с
одинаковой частотой. Говоря о синтаксических
средствах различных
Итак,
синтаксические конструкции и иные
синтаксические средства чрезвычайно
многообразны, они заключают в
себе богатые стилистические возможности.
Эти возможности черпаются, в
частности, из довольно развитой синонимии
синтаксических явлений. Правда, эта
синонимия нередко имеет
Предмет и задачи стилистики
В зависимости
от сферы применения языка, содержания
высказывания, ситуации и целей общения
выделяется несколько функционально-
Объектом исследования стилистики являются
единицы языковой системы всех уровней
в их совокупности (звуки, слова, их формы,
словосочетания, предложения), т.е. язык
изучается "по всему разрезу его структуры
сразу" (Г.О. Винокур).
В середине 50-х гг. XX ст. на смену так называемой
традиционной стилистике, развивавшейся
в двух направлениях: нормативном (практическая
стилистика, культура речи) и литературном
(изучение языка художественной литературы),
приходит функциональная, основу которой
составляют стилистические исследования
A.M. Пешковского, Л.В. Щербы, Г.О. Винокура,
В.В. Виноградова. Дальнейшее развитие
функциональная стилистика получила в
работах М.Н. Кожиной, А.Н. Васильевой, О.Б.
Сиротининой, М.Н. Шмелева, Т.Г. Винокур
и др. На передний план она выдвигает задачу
объективного исследования естественного
функционирования речи, различных ее типов
и разновидностей, т.е. она изучает "диалектику
языка в речи" (А.Н. Васильева). Опираясь
на фонологию, орфоэпию, лексикологию
и грамматику, стилистика учит сознательному
использованию их законов, определяет,
насколько средства языка, соответствующие
его нормам, отвечают целям и сфере общения,
учит четко, доходчиво и ярко выражать
мысль, выбирая из нескольких однородных
языковых единиц, близких или тождественных
по значению, но отличающихся какими-либо
оттенками, наиболее точные. Речевые нормы
устанавливаются при этом дифференцированно
для каждого стиля и определяются на базе
изучения речевого материала, реализующего
именно этот стиль.
Исходя из мысли о первичности содержания,
функциональная стилистика рассматривает
стиль как содержательную форму. Стили
потому и формируются в языке, что осознается
специфика содержательной стороны каждой
сферы общения, связанной с определенным
видом деятельности (биосоциальной, преобразовательной,
гносеологической, эстетической, коммуникативной
и др.), и разрабатываются на практике те
комплексы форм и функций, которые служат
для выражения наиболее полного в данной
сфере содержания.
Представители традиционной стилистики
исходили из положения о том, что владение
стилями это искусство выражать одно и
то же содержание разными формами. Функциональная
стилистика является в основном стилистикой
речи, тогда как традиционная была преимущественно
стилистикой языка.
Кроме того, функциональная стилистика
рассматривает стиль как систему статистического
характера, где многообразно реализуется
диалектический закон перехода количества
в качество, и различия между стилями выражаются
не только в наличии разных качественных
признаков, но и в различных количественных
проявлениях качественно общих признаков.
Традиционная же стилистика изучала стили
преимущественно с качественной стороны
и стремилась к тому, чтобы описание стиля
было списком (и как можно более полным)
окрашенных элементов.
Главная задача стилистики изучение и
описание функциональных стилей, признаков
и стилистических свойств отдельных языковых
единиц, которые объединяют их (в пределах
общей системы языка) в частные, функционально
однородные подсистемы. Этим определяются
основные понятия, которыми оперирует
стилистика: функциональные стили и стилистические
коннотации (стилистическое значение
и стилистическая окраска).
Изучение стилистики в вузе имеет как
теоретическое, так и практическое значение.
Знания о функциональном аспекте языка,
а следовательно, о языке в целом, которые
дает стилистика, служат фундаментом для
практической работы, повышают лингвостилистическую
культуру студентов, являющуюся существенной
частью их общей культуры.
Кроме того, стилистика закладывает теоретические
основы культуры речи и методики преподавания
языка в средней школе, она имеет важное
практическое значение для разработки
научных основ редактирования, решения
проблем машинного перевода и т.д.
Задачами преподавания стилистики являются:
1) изложение
теоретических основ
2) развитие стилистического
чутья, навыков и умений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Объектом исследования стилистики являются единицы языковой системы всех уровней в их совокупности (звуки, слова, их формы, словосочетания, предложения). Опираясь на фонологию, орфоэпию, лексикологию и грамматику, стилистика учит сознательному использованию их законов, определяет, насколько средства языка, соответствующие его нормам, отвечают целям и сфере общения, учит четко, доходчиво и ярко выражать мысль, выбирая из нескольких однородных языковых единиц, близких или тождественных по значению, но отличающихся какими-либо оттенками, наиболее точные. Речевые нормы устанавливаются при этом дифференцированно для каждого стиля и определяются на базе изучения речевого материала, реализующего именно этот стиль.
Главная задача стилистики - изучение
и описание функциональных стилей, признаков
и стилистических свойств отдельных языковых
единиц, которые объединяют их (в пределах
общей системы языка) в частные, функционально
однородные подсистемы. Этим определяются
основные понятия, которыми оперирует
стилистика: функциональные стили и стилистические
коннотации (стилистическое значение
и стилистическая окраска).
Чем занимается стилистика
. Классификация стилистических фигур
. Функционирование стилистических приемов
в разных жанрах текстов.
. Функциональные стили и их воплощение
в текстах разных жанров.
. Интерпретация текста (разбор интенций
(намерений) говорящего)
. Стилевые черты (страноведческая характеристика
текста, возраст автора, его настроение
и тд)
. Формы композиционного построения текста
(композиция)
. Язык автора
. Языковые средства при выражении юмора
и сатиры
. Способы повествования в тексте
Библиографический список